Здавалка
Главная | Обратная связь

Предмет инженерной психологии



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_____________ В.И. Шипулин

«__» _______________ 2015 г.

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

(Курс лекций)

Направление подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Профили Автомобили и автомобильное хозяйство, Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (Строительные, дорожные и коммунальные машины)
Направление подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов
Профиль Организация и безопасность движения
Квалификация выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная, заочная________________________
Учебный план 2014 _________________________________
Изучается в 1 семестре (23.03.03) во 2 семестре (23.03.01) _______________________________________
СОГЛАСОВАНО:   РАЗРАБОТАНО:
Зав. кафедрой Технической эксплуатации автомобилей   _____________________Бабич А.Г. «__» _____________ 2015 г.     Рассмотрено УМК Протокол №___ от «___»__________   Председатель УМК института ИОиСН ______________ Ложечкина А.Д.     Зав. кафедрой Педагогики и психологии профессионального образования ___________________ Шаповалов В.К. «__» ____________ 2015 г.   Доцент кафедры Педагогики и психологии профессионального образования ____________________ Фомина Е.А. «__» ____________ 2015 г. Доцент кафедры Педагогики и психологии профессионального образования ___________________ Арутюнян М.М. «__» ____________ 2015 г. Рекомендовано к размещению на образовательном портале СКФУ ______________________________ "__" ____________ 2015 г.

Ставрополь, 2015


МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Инженерная психология

Учебное пособие

(курс лекций)

Направление подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Профили Автомобили и автомобильное хозяйство, Сервис транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (Строительные, дорожные и коммунальные машины)
Направление подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов
Профили Организация и безопасность движения
Квалификация выпускника Академический бакалавр
Объем занятий: Итого _72_ ч. _2_ з.е.
  В т.ч. аудиторных   _36_ ч.  
Из них:
Лекций Лабораторных работ Практических занятий _18_ч. __ ч. _18_ ч.
  Самостоятельной работы _36_ ч.
Зачет _1_семестр __ ч. (23.03.03)   Курсовая работа _2_ семестр __ ч. (23.03.01) Зачет _2_семестр __ ч.

 

Ставрополь, 2015


Печатается по решению

Учебно-методического совета

Северо-Кавказского федерального

университета

УДК 159.9:62 (075)

ББК 88.4 я 7

Ф 76

 

Инженерная психология:учебное пособие / авторы-составители Е. А. Фомина, М. М. Арутюнян. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. – 136 с.

 

Данное учебное пособие призвано способствовать усвоению теоретических основ психологии, формированию устойчивого интереса к психологическим аспектам профессиональной деятельности, развитию познавательной активности и самостоятельности студентов в процессе учебной деятельности. Курс лекций снабжен глоссарием и вопросами для повторения каждой темы.

Пособие предназначено для студентов направлений подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», 23.03.01 «Технология транспортных процессов». Пособие может быть использовано студентами других специальностей и направлений подготовки университета, аспирантами и преподавателями вузов, менеджерами, предпринимателями, психологами.

 

Рецензенты:

1. Заведующая кафедрой педагогики, психологии и специальных дисциплин ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет», доктор психол. наук, профессор Плугина М.И.

2. Профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», доктор. пед. наук Игропуло И.Ф.

 

УДК 159.9:62 (075)

ББК 88.4 я 7

Ф 76

 

 

© ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский

федеральный университет», 2015

 

© Фомина Е.А., Арутюнян М.М.

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5

МОДУЛЬ 1. СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК − МАШИНА» И ЕЕ ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Лекция 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ

ПСИХОЛОГИИ .………………………………………………………….....…...8

Лекция 2. СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК − МАШИНА» И ПОКАЗАТЕЛИ

ЕЕ КАЧЕСТВА …………………………………………………………………..24

Лекция 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТОРА В

СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК − МАШИНА» …………………………………….......34

Лекция 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СОЗДАНИЕ И ОЦЕНКА СИСТЕМ

«ЧЕЛОВЕК ─ МАШИНА» ……………………………………………………...49

МОДУЛЬ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СЧМ

Лекция 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

РАБОТОСПОСОБНОСТИ ОПЕРАТОРА…………….………………….….....62

Лекция 6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАТОРА В ОСОБЫХ

И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ…………………………...........................82

Лекция 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА ОПЕРАТОРА……………………………….….….94

МОДУЛЬ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Лекция 8. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ ОПЕРАТОРОВ ………………………….106

Лекция 9. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ……....117

Список рекомендуемой литературы………………………………………......130

Приложение……………………………………………………………………..132

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Изучение инженерной психологии выступает в настоящее время актуальной задачей для работников технической сферы. Будущие инженеры должны быть готовы к изучению, усовершенствованию и проектированию человеческого труда, использующего технические устройства. Инженерная психология вносит свой вклад в решение данной задачи.

Цель освоения дисциплины заключается в формировании у студентов набора общекультурных компетенций.

Задачи дисциплины:

- изучение студентами психологических феноменов в системе «человек – машина» и инженерно-психологических основ проектирования СЧМ;

- усвоение студентами психологических основ профессионализации инженера;

- изучение студентами индивидуальных особенностей функциональных состояний оператора и основ научной организации труда;

- подготовка студента к управлению социально-психологическими процессами внутри производственного коллектива.

Дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу ГСЭ (базовой части). Ее освоение происходит на 1 курсе.

В процессе освоения дисциплины могут привлекаться данные, изученные в курсе «Введение в специальность».

Содержание дисциплины «Инженерная психология» включает сведения, которые могут быть использованы при изучении дисциплин «Безопасность жизнедеятельности», а так же при прохождении производственной практики.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

для академического бакалавриата по направлению 23.03.01 «Технология транспортных процессов»:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, принятию организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-1);

- готов к работе в коллективе и умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки (ОК-3);

- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности и стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-4);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и умеет использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-5);

для прикладного бакалавриата по направлению 23.03.01 «Технология транспортных процессов»:

- способен использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

- способен к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

для прикладного бакалавриата по направлению 23.03.01 «Технология транспортных процессов»:

- способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

В результате изучения дисциплины «Инженерная психология» студенты должны

знать: психологические аспекты процессов информационного взаимодействия в СЧМ; психологические основы устной и письменной коммуникации в ходе межличностного взаимодействия в группе; этапы профессионального развития инженерных специалистов;

уметь: применять приемы самообразования в процессе изучения психологических аспектов инженерной деятельности; использовать основные положения и методы психологической науки при анализе процесса эксплуатации СЧМ и поддержания работоспособности оператора;

владеть приемами взаимодействия в профессиональном коллективе с учетом социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; приемами самоорганизации в ходе освоения профессиональной деятельности.

Объем материала, который следует изучить, определяется рабочей программой по дисциплине «Инженерная психология», предусмотренной учебным планом.

В процессе изучения дисциплины студент может использовать рабочую программу по дисциплине «Инженерная психология», методическое пособие для студентов по организации самостоятельной работы, методические указания по выполнению практических работ.

Тексты лекций составлены на основе использования литературы, уже ставшей «классической», а также новых работ, выполненных в последние годы.
МОДУЛЬ 1. СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК − МАШИНА» И ЕЕ ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тема 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1 Предмет инженерной психологии.

1.2 История становления инженерной психологии как научной отрасли.

1.3 Задачи инженерной психологии.

1.4 Методологические принципы инженерной психологии.

1.5 Методы инженерной психологии.

1.6 Связь инженерной психологии с другими науками.

 

Предмет инженерной психологии

Необходимость изучения человеческого фактора и учета его при разработке новой техники и технологий становится все более актуальной.

Дальнейшее развитие научно-технической революции и рыночных отношений, возрастание роли маркетинга, менеджмента, мониторинга и рекламы существенно расширили значение и границы применения психологических знаний в практической деятельности многих категорий специалистов. Рост технической оснащенности производства, постоянно возрастающая конкуренция на рынках производства и сбыта продукции, изменившиеся производственные отношения вызывают резкое усложнение труда человека, при этом центр тяжести трудовых нагрузок все более перемещается на его внутреннюю, психическую деятельность. Учет взаимоотношений производства и человека, совершенствование процессов управления, производства и сбыта продукции являются важнейшим резервом повышения эффективности производства и производительности труда. Важная роль в решении этих задач принадлежит различным отраслям психологии и прежде всего − инженерной психологии и психологии труда.

Возникновение инженерной психологии обусловлено бурными темпами научно-технического прогресса, а ее дальнейшее развитие − теми изменениями в жизни страны, которые вызваны возникновением и развитием рыночных отношений. Существенно изменились структура и специфика трудовой деятельности. Возросли требования к интеллектуальной (и психической в целом) сфере человека, к его знаниям и умениям.

На современном производстве и транспорте, в области связи и строительстве, в банковской сфере и системах управления основное окружение человека составляет техника. Поэтому она должна быть удобной для человека, соответствовать его способностям и возможностям. Согласованием возможностей человека и техники как раз и занимается инженерная психология. Ее основами в настоящее время должен владеть любой инженер-конструктор, технолог, экономист, организатор производства, специалист в области менеджмента, маркетинга и рекламы.

В этой связи возникает широкий круг теоретических и прикладных проблем, связанных с изучением и совершенствованием систем «человек−машина» (СЧМ), которые и являются объектом инженерно-психологических исследований.

Функционирование технических устройств и деятельность человека образуют систему «человек-машина» (СЧМ).

Система «человек машина» (СЧМ) − система, включающая человека-оператора (группу операторов) и машину, посредством которой осуществляется человеческая деятельность.

Машина − совокупность технических средств, используемых человеком оператором в процессе деятельности.

СЧМ является объектом инженерной психологии.

Обобщенная структурная схема СЧМ может быть описана следующим образом.

Любые изменения в состоянии управляемого объекта (УО) поступают в технические устройства системы и после соответствующей обработки в них отображаются на средствах отображения информации (приборах и индикаторах). Следовательно, оператор воспринимает не непосредственно состояние УО, а некоторый имитирующий его образ, называемый информационной моделью и формируемый с помощью средств отображения информации.

Информационная модель должна, с одной стороны, с необходимой полнотой и точностью отображать возможностям оператора по приему и переработке информации. На основании воспринятого с помощью органов чувств состояния информационной модели в сознании оператора (его центральной нервной системы) формируется оперативный образ, или концептуальная модель УО.

В ее содержание входит полученное оператором представление о текущем состоянии УО. Оно сравнивается с некоторым эталоном, хранящимся в памяти оператора и отражающим требуемое состояние УО. В результате такого сравнения оператор принимает решение по приведению текущего состояния УО в заданное (требуемое). Это решение передается эффекторам (органы движения), с помощью которых командная информация вводится в машину, в результате чего осуществляется перевод УО в нужное состояние. На этом заканчивается цикл регулирования в системе «человек − машина»

СЧМ представляет собой частный случай управляющих систем.

От психологических свойств человека во многом зависит его информационное взаимодействие с машиной. Необходимость изучения этих свойств человека в СЧМ привела к появлению инженерной психологии.

Таким образом, инженерная психология изучает объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации СЧМ.

Предмет инженерной психологии – процессы информационного взаимодействия человека и техники.

Инженерная психология изучает и преобразует труд оператора, выполняющего функции управления сложной техникой.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.