Здавалка
Главная | Обратная связь

Профессиональная характеристика.



Сущность социального заказа на обучение специалистов широкого профиля выражена в документе, который называется профессиональной характеристикой. Профессиональная характеристика регламентирует требования к уровню подготовки выпускников учреждений НПО, задавая конечные цели обучения в виде содержательных параметров профессиональной деятельности: видов деятельности и ее теоретических основ. Этот многофункциональный документ входит составной частью в стандарты по профессиям и ориентирован как на работодателей, так и на граждан, образовательные учреждения, научно-методические организации институциональной системы образования и службы занятости [26].

Профессиональная характеристика дает исчерпывающую характеристику деятельности рабочего в конкретном и систематизированном виде и отражает формы и сроки подготовки, уровень квалификации, общие и специальные требования к специалисту. В профессиональной характеристике отражены: психофизиологические особенности профессии, умственная деятельность, связанная с сохранением и переработкой информации, моторные действия, особенности внимания, качества личности, способствующие успеху в работе, медицинские противопоказания.

Профессиональная характеристика служит основой для составления учебно-программной документации, на основании которой вносятся все количественные и качественные изменения в содержании образования [24].

Учебный план – официальный документ, отражающий объем и содержание обучения.

Типовой учебный план – документ рекомендательного характера, устанавливающий перечень и объем учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учетом ступени квалификации, минимального (базового) срока обучения и определяющий степень самостоятельности региональных органов образования, образовательных учреждений в разработке компонентов содержания обучения.

Типовой учебный план включает перечень и объем учебных предметов, их распределение по учебным неделям, полугодиям, экзамены и каникулы, сводные данные по бюджету времени, график и план учебного процесса, лабораторно-практические занятия, производственное обучение и производственную практику, распределение учебных недель по курсам обучения. Основной целью типового учебного плана является план учебного процесса, включающий: учебные предметы и циклы, количество учебного времени на учебный предмет, в том числе на теоретическое и производственное обучение. Его типизация характеризуется выделением блоков предметов (общественный, гуманитарный, естественнонаучный).

Блок учебных предметов представляет собой единство взаимосвязанных учебных дисциплин на таком уровне, при котором наряду с принципом взаимосвязи сохраняется и относительная самостоятельность отдельных предметов. В ходе изучения блоков учебных предметов создаются общая и специальная основы в виде знаний, умений и навыков по составляющим блок предметам, что становится базой для изучения других предметов и тем, взаимосвязанных между собой.

Типовой учебный план регламентирует взаимосвязь между учебными предметами и циклами, оптимальное соотношение теоретического и практического (производственного) обучения, общеобразовательной и профессиональной подготовки; он является исходной позицией для составления учебного расписания, определения педагогической нагрузки педагогов, мастеров производственного обучения, установления нормативов использования учебных кабинетов, мастерских, лабораторий, для выбора методов, средств технологий обучения и воспитания будущих рабочих, а также рациональной организации.

Типовой учебный план для подготовки будущих рабочих является моделью для обучения конкретным профессиям или группе профессий в рамках отрасли.

Рабочий учебный план (РУП) – документ, разработанный для конкретного образовательного учреждения на основе типового с учетом специфики региона, отрасли и ФГОС. Отражает конкретный вариант организации учебного процесса, содержит перечень и объем учебных циклов, предметов, срок обучения.

Перечень и блоки учебных предметов, их объем, последовательность изучения устанавливаются на основе ряда принципов, отражающих основные положения и закономерности формирования общекультурных и профессиональных компетенций. К ним относятся: научность, систематичность, последовательность, реализация межпредметных связей и т.д. Согласно принципу систематичности все учебные планы имеют предметно-цикловую или блочно-модульную структуру, которая обеспечивает возможность формирования соответствующих компетенций.

Рабочий учебный планразрабатывается образовательными учреждениями. Порядок разработки и утверждения рабочего учебного плана устанавливается региональными органами образования, которые несут ответственность за реализацию федерального государственного образовательного стандарта. Содержание обучения специалистов строится посредством программы учебных предметов.

График учебного процесса -документ, который показывает длительность учебных полугодий, экзаменационных сессий, каникул, виды практик и их длительность, данные о распределении часов на различные виды обучения.

Важным разделом учебного плана является план учебного процесса, в который входят циклы (блоки) учебных дисциплин, их состав, общий объем изучения и распределения объема часов по полугодиям и учебным неделям. Учебные предметы, включенные в учебный план, характеризуют общепрофессиональную и специальную подготовку квалифицированных рабочих.

Структура учебных планов является основой для составления учебных программ по отдельным предметам, в которых находят отражение конкретные цели, задачи, принципы общепрофессиональной и специальной подготовки

Учебная программа – документ, который содержательно раскрывает обязательные компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету типового (рабочего) учебного плана [24].

Типовая учебная программа по предмету – включает тематический план и собственно содержание программы, которые разрабатываются на основе типовых исходных документов. Программа в сборнике может быть представлена как в традиционной, так и в блочно-модульной форме.

Рабочая учебная программа – учебная программа, разработанная на основе типовой применительно к конкретному учебному заведению с учетом специфики региона и отрасли.

В этом документе определяется объем знаний, умений и владений, последовательность изучения разделов и тем, время, отводимое на их изучение. Перечень формируемых знаний и умений конкретизирован в программе в виде понятий, суждений, законов, теорий, гипотез, фактов, явлений и т.п., которые, взятые вместе составляют категориальное содержание предмета. Таким образом, в программе содержание обучения представлено в обобщенном, систематизированном виде. Это обуславливает важность и особую значимость изучения и анализа учебной программы. Учебные предметы профессиональной подготовки представляют три цикла: общетехнический, общеотраслевой и профессиональный (специальный). Цели их изучения различны, кроме того, есть различие и в логике построения содержания учебных предметов.

В программе производственного обучения (в систематизированном виде) приводится перечень тех видов профессиональнй деятельности, которыми должен овладеть учащийся для того, чтобы его умения удовлетворяли требованиям профессиональной характеристики.

Практическое (производственное) и теоретическое обучение тесно связаны между собой. Однако содержание основ производства более комплексно по отношению к отдельной технической науке. Производство обслуживают, как правило, несколько технических (или других) наук. Объединение содержания нескольких технических наук в одну дисциплину составляет содержание специального курса [20].

Специальный курс в своей основе является интегрированным и имеет практическую направленность. Цель его изучения состоит в формировании у будущих специалистов знаний, необходимых для прочного усвоения умений и навыков в производственном (практическом) обучении. Выявление межпредметных связей в содержании учебных предметов позволяет структурировать учебный материал и выстраивать определенную последовательность его изложения. Учебный материал курса служит теоретической базой для формирования навыков в производственном (практическом) обучении, и, следовательно, необходима разработка графика прохождения этих дисциплин [20].

Предметы общепрофессионального цикла служат основой общепрофессиональной подготовки, дающей специалисту широкую полифункциональную базу. Эти предметы способствуют формированию подготовки специалиста широкого профиля, а также являются базой для реализации возможности освоения ими смежных профессий. В основе предметов общепрофессионального цикла лежат научные знания комплекса общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Рабочая учебная программа разрабатывается образовательными учреждениями. Порядок разработки рабочей учебной программы устанавливается региональными органами образования и цикловыми методическими комиссиями, которые несут ответственность за реализацию федерального государственного образовательного стандарта [20].

Учебно-программная документация – совокупность нормативных документов, определяющих цели и содержание образования и обучения по конкретной профессии (специальности). К учебно-программной документации относятся профессиональные характеристики профессий, учебные планы, учебные программы, тесты и другая документация.

Учебно-программная документация разрабатывается самим профессиональным училищем или профессиональным лицеем на основании учебного плана, ФГОС на профессию с учетом специфики развития соответствующей отрасли в регионе, а также с учетом требований конкретных работодателей, самого учебного заведения, запросов обучаемых.

Порядок разработки рабочего учебного плана:

1. анализ Перечня профессий и выбор профессии, по которой планируется обучение;

2. определение реального срока обучения с ориентацией на минимальные сроки обучения по профессии, указанные в Перечне, с учетом планируемой специализации и квалификационного уровня. Уровень может отличаться от минимального в сторону его увеличения на то количество времени, которое реально будет согласовано с региональным органом управления образованием после представления ему соответствующего обоснования;

3. определение предметной структуры учебного плана на основе анализа рекомендаций модели учебного плана и стандарта на профессию;

4. определение структуры каждого учебного года с учетом возможностей организации практики либо в учебных мастерских ОУ системы НПО, СПО, либо на предприятии. Кроме того, на основании модели учебного плана определяется темп изучения тех учебных предметов, по которым обязательны экзамены;

5. определение режима работы учебного заведения: пяти- и шестидневная учебная неделя, недельная учебная нагрузка учащихся на каждом курсе;

6. определение учебной нагрузки по всем обязательным учебным предметам. Выявление тех естественнонаучных учебных предметов, которые составят обязательное обучение;

7. установление числа часов (или кредитных единиц), отводимого на изучение каждого учебного предмета по курсам и полугодиям.

8. исходя из недельной нагрузки определение количества часов (кредитных единиц) на изучение предмета блока профессиональной подготовки. Определяется темп производственного обучения и суммарное количество часов(кредитных единиц), отводимое на производственное обучение и практику;

9. в зависимости от общего количества предметов, выносимых на экзамены, определение времени, отведенного на их проведение;

10. на основании модели учебного плана и требований ФГОС определение количества часов (кредитных единиц) на консультации и факультативные занятия;

11. подведение баланса учебного времени. Разработчики рабочих учебных планов должны помнить, что при переходе от модели учебного плана к рабочему все параметры конкретизируются [27].

В заголовке учебного плана указывается номер (или название) учебного заведения; наименование образовательной программы; название профессии, ее специальности, по которой планируется специализация, и планируемый уровень квалификации по каждой специальности; собственная структура учебного года на каждом курсе.

Последовательность изучения конкретных технологий выполнения работ по каждой из специальностей профессии и организация производственного обучения должны соответствовать содержанию основной образовательной програмы, реализуемой учреждением начального профессионального образования.

Рабочая учебная программа по какому либо предмету детализирует содержание на уровне дидактических единиц, основных обобщающих учебных элементов, узловых учебных элементов, основных учебных элементов.

Учебная программа – документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному плану, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения, методов контроля достигнутого образовательного уровня.

Учреждения начального профессионального образования в соответствии с законом РФ «Об образовании» имеют право самостоятельной разработки или выбора учебных программ. При этом основным требованием является соответствие учебной программы требованиям ФГОС.

Профессиональные училища и лицеи, реализующие образовательные программы, направленные на повышение общеобразовательного уровня обучаемых, пользуются учебными программами общеобразовательной школы [27].

Специфика начального профессионального образования обусловила возможность и необходимость существования значительного количества вариантов учебных программ по предметам, входящим в область профессиональной компетенции. При всей вариативности и многообразии учебных программ по предметам образовательной области профессиональной компетентности они в обязательном порядке должны обеспечивать выполнение требований, зафиксированных в Едином тарифно-квалифицированном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) и профессиональном стандарте.

Первым структурным элементом учебной программы является пояснительная записка. Ее назначение – краткое обоснование состава и структуры содержания учебного предмета, его роли в общей системе предметов образовательной области, его функций.

Основными содержательными блоками пояснительной записки являются: обоснование необходимости разработки (или корректировки) учебной программы; раскрытие значимости каждого содержательного понятия для реализации общей цели обучения, обуславливающей временные рамки, необходимые для его усвоения; описание целей учебного предмета; обоснование отобранного содержания и общей логики его распределения внутри программы; разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с существующими; обоснование основных характеристик используемых технологий обучения; технические указания к тексту программы.

Вторымструктурным элементом программы является тематический план, назначение которого заключается в фиксации учебного времени, отводимого на изучение каждого содержательного элемента программы.

Тематический план включает в себя название разделов и (или) тем, количество часов на каждую из них, распределение этих тем по полугодиям или годам обучения в зависимости от общего количества часов, выделенных на предмет в соответствии с учебным планом.

Третьим и основным структурным элементом программы является описание содержания и структуры учебного предмета. Текст программы может быть различным и определяется функциями и типом (по общетехническим, специальным предметам, практическому обучению) программы. В программе четко должно быть обозначено обязательное и дополнительное содержание обучения. Обязательный минимум должен быть согласован с минимальным временем в соответствии с учебным планом. Дополнительное содержание служит для углубления и расширения основного содержания и может быть представлено в виде дифференцированных блоков, рассчитанных на индивидуальные различия в возможностях усвоения обязательного содержания обучаемыми [27].

Полноте, конкретности учебной программы способствует введение в нее указаний о лабораторно-практических работах, подтверждающих основные теоретические положения программы.

Качество выполнения учебный программы будет легко определяться в случае описания базовых знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся по окончании изучения каждого раздела или темы. Описание этих знаний и умений должно включать в себя указания о требуемом уровне их усвоения.

Рекомендуется включать в программу тексты контрольных (проверочных) работ по основным разделам и темам программы, направленные на проверку соответствия сформированных компетенций, знаний и умений, зафиксированных в тексте программы. Программа должна включать в себя также описание перечня обязательного оборудования, технических средств, дидактических материалов, а также перечень рекомендуемой литературы [27].

Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования. К видам учебной литературы относятся учебники, учебно-методические пособия и др. Учебная литература анализируется по трем составляющим: глава, раздел, тема. Каждая из этих составляющих имеет содержание, структуру и изложение содержания в соответствии с принципами дидактики.

Из всех видов учебной литературы важнейшим является учебник.

Учебник – жанр научной литературы, средство обучения, предназначенное для усвоения системы знаний и умений по конкретному предмету. Современному учебнику присущи следующие функции:

· информационная;

· систематизирующая;

· интегрирующая;

· координирующая.

Все эти функции определяют наличие в учебнике не только предметного, но и методического содержания. Предметное содержание, являясь источником информации, реализуется в учебнике в виде текстов и иллюстраций. Методическое содержание учебника включает дидактический и справочно-ориентированный компоненты. К дидактическому компоненту, нацеленному на организацию усвоения материала учебника, относятся пояснительные тексты, вопросы, систематизирующие и обобщающие таблицы, рекомендации, задания, задачи и ответы к ним. Справочно-ориентированный компонент, обеспечивающий ориентацию учащегося в содержании и структуре учебника, реализуется в нем через предисловие, послесловие, оглавление, рубрикацию, выходные данные, библиографию, аннотацию [24].

Каждый учебник создается и функционирует в конкретной дидактической системе, базирующейся на определенной теории обучения. На основе известных теорий обучения разработаны и используются в учебном процессе четыре модели учебников:

· конвенциональный, соответствующий установившимся традициям классической педагогики и имеющий энциклопедический или монографический характер;

· программированный, основанный на автоматизации обучения по схеме «стимул - реакция» и выступающий в виде линейной или разветвленной программы;

· проблемный, построенный на теории проблемного обучения и включающий главным образом учебные вопросы, которые подлежат разрешению научными способами;

· комбинированный, включающий отдельные элементы других моделей.

Каждыйучебник имеет определенную структуру, элементами которой являются части, разделы, главы и параграфы. Наименьшей структурной единицей учебника является параграф. В учебнике для параграфов принято применить сквозную нумерацию.

К учебникам предъявляются следующие требования: соответствие требованиям ФГОС, действующей учебной программе, связь содержания с жизнью, практикой; систематичность и последовательность изложения материала, строгая научность изложения, учет возрастных и познавательных возможностей учащихся, оптимальность объема, реализация идеи обучения посредством постановки проблем, простота языка и доступность, достаточное количество иллюстраций, таблиц, схем, хорошее внешнее оформление [24].

Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности педагога.

Существует около 300 методов и приемов анализа учебников. Из них широко известны экспериментальный, социологический, экспертный, органолептический (балльный) и метод структурно-функционального анализа.

Качественный анализ учебного материала:

Органолептический метод анализа является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника.

Целью применения данного метода является установление:

· возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;

· глубины и качества изложения материала в различных темах учебника;

· необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;

· рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами, в состав которых входят аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.

Сущность данного метода состоит в том, что педагог, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными качественного анализа, он выбирает лучший учебник. Для наглядности и удобства результаты оценки качества учебников целесообразно представить в виде таблицы.

Таблица

Оценка качества учебников

№ п/п Показатель качества Коэффициент значимости ki Оценка степени реализации показателя качества Pij
Учебник 1 Учебник 2 Учебник 3
           
итого:
           

В качестве основных дидактическихтребований, на соответствие которым следует проверять учебники, можно выделить следующие:

· научность учебного материала,

· учет возрастных и познавательных возможностей учащихся,

· систематичность и последовательность изложения материала,

· достаточное количество иллюстраций, схем, таблиц,

· наглядность оформления,

· четкость рубрикации учебника и др.

Реализацию принципа научности материала целесообразно проверять с учетом следующих показателей и соответствующих коэффициентов значимости:

· соответствия логики построения базовой науки и материала предмета
(k = 3);

· представления рассматриваемого понятия во всей его многогранности и развития (k = 4);

· соответствия определений, терминов и символов в учебном предмете и базовой науке (k = 4).

Для учета возрастных и познавательных возможностей учащихся в качестве основных можно выделить следующие показатели:

· простоту языка и доступность изложения материала(k = 5);

· достаточность времени, необходимого для усвоения всего материала учебника или отдельных тем (количество вводимых в материал понятий) (k = 3);

· количество страниц, рисунков, формул во всем учебнике или в отдельных темах, приходящиеся на 1 час времени, отведенного программой для их изучения
(k = 4).

Реализация требования систематичности и последовательности изложения материала можно оценить следующими показателями:

· четкость рубрикации учебника(k = 3);

· соответствием ее программ (k = 4);

· соответствием последовательности изложения материала темы в учебнике и программе (k = 5);

· равномерностью распределения объема учебного материала между темами учебника (k = 4).

Проверить степень выполнения этого показателя качества можно путем сравнения двух коэффициентов:

1) отношения количества страниц в учебнике к количеству часов, отводимых на изучение курса (К1);

2) отношения количества страниц по теме к количеству часов, отводимых на ее изучение (К2).

Анализируя выделенные дидактические требования и пути их реализации в учебниках, можно увидеть, что по целому ряду из них трудно дать обобщающую оценку всего учебника. Поэтому целесообразно выделенные показатели разбить на две группы: показатели, характеризующие учебник в целом, и показатели, характеризующие его разделы.

Первая группа показателей включает в себя оценку внешнего оформления учебника (k = 3), соответствие его рубрикации программе (k = 4), равномерность распределения учебного материала по темам (k = 4).

Остальные показатели относятся ко второй группе, и степень их воплощения в учебниках определяется применительно к отдельным основным темам учебной программы.

Подробный и тщательный сравнительный анализ учебников рекомендуется проводить молодым преподавателям, малознакомым с существующей учебной литературой по предмету. По мере накопления опыта происходит свертывание намеченной последовательности анализа, оценка учебников производится по обобщенным качественным характеристикам, включающим оценку содержания материала, его построения и оформления.

Выбор одного из учебников в качестве основного не означает отказ преподавателя от работы с другими учебниками. Основной учебник он рекомендует учащимся для работы, а остальные должен использовать сам при подготовке к занятиям. Из них преподаватель может почерпнуть дополнительный материал по отдельным темам, выбрать наиболее рациональную последовательность изложения материала отдельных разделов, заимствовать домашние задания [24].

Содержание общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Общепрофессиональные и специальные дисциплины занимают важное место в подготовке квалифицированных рабочих. По цели и месту в учебном процессе, содержанию, формам, методам и технологиям обучения они имеют специфические особенности в сравнении с общеобразовательными предметами.

Основная цель общепрофессиональных дисциплин – раскрытие принципов, лежащих в основе производственных процессов, характерных для определенных отраслей, теоретических основ устройства и работы оборудования, свойств основных материалов, углубление политехнической направленности подготовки квалифицированных рабочих.

Общепрофессиональные дисциплины по содержанию и месту в учебном процессе – своеобразное связующее звено между предметами общеобразовательного и специального циклов. Задача изучения специальных дисциплин – приобретение учащимися знаний о системе машин, механизмов, аппаратов, приборов и т.д., о технологии и организации производства, организации труда, материалах применительно к определенной профессии. При этом у учащихся формируются способности ориентироваться в современном производстве, умения решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ, типичных для соответствующей рабочей профессии. Отбор содержания и логика построения специальных дисциплин представляют определенную сложность.

Важными факторами определения содержания и построения специальных дисциплин являются требования технологии соответствующего производства или отрасли, а также принципы дидактики, в первую очередь систематичность и последовательность, связь теории с практикой, доступность [20].

Формирование содержания учебного предмета:

1) Содержание учебного предмета должно быть логически связано.

2) Учебный предмет не должен копировать историю развития базисной науки.

3) Учебный предмет должен быть определенным образом структурирован, исходя из целей обучения, психолого-педагогических требований к процессу обучения и структуры базисной науки.

Конкретное содержание каждой специальной и общепрофессиональной дисциплины отражает содержание труда и структуру профессиональной деятельности рабочего соответствующей отрасли и профессии. Вместе с тем, анализируя учебный материал этих взаимосвязанных дисциплин в целом, можно определенным образом сгруппировать его, выделить ряд ведущих компонентов, которые являются общими для содержания подготовки квалифицированных рабочих любой профессии.

Первая группа – учебный материал, раскрывающий вопросы техники. Сюда относятся:

· теоретические основы устройства и работы оборудования

· описание устройства и работы оборудования, с помощью которого осуществляется производственный процесс, - средств труда, включая инструменты, приспособления, приборы, применяемые в процессе труда

· описание устройства и работы машин, механизмов, аппаратов, приборов, изделий, которые монтируются, ремонтируются, изготовляются, обслуживаются.

Вторая группа – учебный материал, раскрывающий вопросы технологии производства. Эта группа включает:

· теоретические основы технологических процессов (теория резания, технология машиностроения, основы металлургии)

· описание технологических и трудовых процессов, характерных для отрасли в целом и для отдельных профессий, включая процессы контроля и регулирования

· вопросы безопасности труда, гигиены и производственной санитарии, противопожарной техники.

Третья группасырье и материалы.

В эту группу входят сведения о видах, получении, физических, химических, механических, технологических и других свойствах обрабатываемых, производимых и применяемых при выполнении работ материалов и о сырье.

Четвертая группа – учебный материал об организации и экономике производства. Сюда входят сведения организационно-экономического характера по специальным предметам [20].

Такое разделение учебного материала носит условный характер и показывает, что содержание специальных и общепрофессиональных дисциплин имеет сложную многокомпонентную структуру, характеризующуюся большим разнообразием изучаемых объектов. В процессе изучения этих дисциплин у учащихся наряду с усвоением значительного объема знаний должны быть сформированы развитые умения применять их в разнообразных учебных и производственных условиях. При изучении общетехнических и специальных дисциплин необходимо широко использовать различные виды натуральной и схематической наглядности, в комплексе применять различные технические средства обучения, организовывать самостоятельную работу учащихся.

Для содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин характерно сочетание материала прикладного, фактического и материала, имеющего явно выраженный теоретический характер.

Логическая структура содержания дисциплин в значительной степени определяет индуктивный или дедуктивный характер построения учебного процесса при их изучении [20].

Специфическая особенность общепрофессиональных и специальных дисциплин и в том, что в их содержании широко представлен материал, требующий проведения исследований или проверки качественных и количественных зависимостей, закономерностей изучаемых процессов, явлений, технических средств, свойств материалов, а также практического изучения устройства, способов обслуживания, наладки, диагностики неисправностей, регулировки машин, механизмов, аппаратов, приборов, изучения устройства и способов использования контрольно-измерительных средств и т.д.

Важная особенность содержания этих дисциплин – связь с практическим (производственным) обучением. Фактически специальные дисциплины и практическое (производственное) обучение представляют две стороны – теоретическую и практическую – единого цикла специальной подготовки квалифицированного рабочего. Для специальных дисциплин характерна относительная нестабильность содержания, что вызывает необходимость оперативного приведения его в соответствие с развивающейся техникой и технологией отраслей экономики и рынка труда.

Знания и умения, составляющие содержание общепрофессиональных и специальных предметов, имеют неодинаковое значение для подготовки квалифицированного рабочего. Среди них есть основные и второстепенные, ведущие и вспомогательные [20].







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.