Характеристика качества учебного материала
В педагогической литературе выделяют следующие характеристики учебного материала: 1. содержание 2. форма 3. сложность 4. значимость 5. осмысленность 6. объем 7. структура Форма может быть предметная и символическая (абстрактная, может быть представлена в виде формул, схем, таблиц). Сложность определяется двумя факторами: 1. степень обобщения (абстракция) 2. внутренняя связь понятий Если 1 – 2 новых понятия, то материал легкий, если 7 – 8, то сложный. Факты, присутствующие в учебном материале наиболее доступны, а причинно-следственные зависимости сложны. Чем абстрактнее тема, тем сложнее. Значимость может быть: · практическая (для профессии) · познавательная (для развития интереса, расширения кругозора) · этическая (правила общения для жизни) · социальная (воспитание для развития учащихся как личности) · эмоциональная (для восприятия) Осмысленность – наличие связи данного учебного материала с ранее изученным. Объем – количество знаков, слов. Структура – модель содержания предполагаемой определенной связи между дидактическими единицами учебного предмета. · Формальная (логическая), которая отображает ход развертывания рассуждений. · Содержательная (смысловая), предполагает связь между элементами знаний на основе их сходства, различия и других признаков. · Синтаксическая, предполагает связь между элементами на основе правил определенного языка [5]. Для того чтобы представлять конкретное содержание трудового процесса нужно отличать понятия: производственный, трудовой, технологический процесс. Под производственным процессом понимается совокупность воздействий природных и трудовых процессов, в результате которых получается необходимый продукт, или, в более широком смысле, полезный производственный результат. Производственный процесс – совокупность технологических и трудовых процессов, которые осуществляются на отдельных участках производства в их непосредственном взаимодействии между собой для превращения сырья в изделие. Технологический процесс – часть производственного процесса, связанная с изменением форм, размеров, состояния обрабатываемой заготовки. Трудовой процесс – совокупность действий, осуществляемых человеком для создания материальных ценностей, выполнения определенных функций в той или иной сфере общественно-полезной деятельности. Трудовой процесс – только часть производственного процесса. Производственный процесс отличается от трудового в ряде отраслей производства временем протекания: длительность производственного процесса обычно больше, чем время выполнения трудовых операций [1]. Производственный = Технологический + Трудовой процесс процесс процесс
Значение трудового процесса характеризует квалификацию рабочего. Понятие его квалификации приобретает следующее содержание – это совокупность способностей, позволяющих рабочему сознательно и наилучшим образом реализовать требуемый конечный результат. Осуществление производственного процесса требует, с одной стороны, тщательной его подготовки – обеспечения материалом, инструментом и оборудованием, а с другой – планирования, включающего ознакомление с заданием, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений, выполнения расчетов, составления плана последовательности работы [27]. Решающее влияние на производственный процесс и на отношения обучающихся к труду оказывают: · Четкая целевая установка трудового процесса · Соответствие задания интересам обучающихся · Педагогическая ценность заданий как по их содержанию, так и по их количеству · Хорошее качество инструментов и материалов, их соответствие заданию · Общественно-полезная значимость задания · Максимум самостоятельно обучающихся при планомерном руководстве со стороны мастера · Создание нормальной рабочей обстановки Трудовой процесс по степени механизации труда разделяется на: 1. немеханизированный 2. частично-механизированный 3. комплексно-механизированный 4. частично-автоматизированный 5. комплексно-автоматизированный Ручные процессы выполняются при помощи ручных средств труда, когда рабочий непосредственно направляет инструмент на предмет труда, производя в нем необходимые изменения путем применения своих мускульных усилий. В машинных процессах эта работа выполняется без непосредственного участия человека – им осуществляется вручную только вспомогательная работа. Для массового и крупносерийного производства характерен повторяющийся технологический процесс, а для индивидуального и мелкосерийного производства – часто меняющийся. В зависимости от того, какой труд является преобладающим (ручной, машинный и т.д.), применяются соответствующие трудовые приемы. Следовательно, их содержание зависит от выполняемой работы. Усложняется работа, усложняются и трудовые приемы: они развиваются, совершенствуются, обогащаются новым содержанием. Процесс практического (производственного) обучения состоит в выработке у обучающихся устойчивых навыков для выполнения трудовых приемов. Можно выделить следующие составляющие трудового процесса: трудовые операции, трудовые приемы, трудовые движения и трудовые действия. Трудовую операцию необходимо отличать от технологической операции. Трудовая операция – это элемент трудовой деятельности, направленный на достижение конкретной цели. Она состоит из одного или нескольких приемов, необходимых для выполнения технологической операции. Трудовые процессы на предприятиях должны тщательно изучаться [27]. Машиностроительное производство: Производство с преимущественным применением методов технологии машиностроения при выпуске изделий называется машиностроительным. Продукцией машиностроительного производства являются как типовые детали (валы, шестерни, корпуса, зубчатые колеса), узлы, так и нетиповые. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|