Теория психического развития Л.С. Выготского.
Фундаментом современной отечественной психологии составляют сформулированные Л.С. Выготским (1896-1934) принципиальные идеи и система основных понятий. В 1920 – 1930гг. им были разработаны основы культурно-исторической теории развития психики. Хотя он не успел завершить теорию, но общее понимание психического развития в детстве позже было развито в работах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина и др. представителей школы Выготского. Анализируя причины кризиса в психология в 1-е десятилетия 20 в, он обнаружил, что во всех современных ему концепциях развития психики реализован «биологизаторский» подход, который ставит в один ряд психологическое развитие животного и ребенка (изучение психических функций со стороны составляющих их натуральных процессов; сведение высших и сложных процессов к элементарным; игнорирование специфических особенностей и закономерностей культурного развития поведения) – он считал, что такой подход неадекватен. Л.С. же указывал на важность социальной среды для развития ребенка. Выготский выделял: 1. низшие – не поддаются регуляции со стороны человека; 2. элементарные(фаза натурального развития) 3.высшие психические функции (фаза «культурного» развития), можно сознательно управлять. Сознательная регуляция связана с опосредованным характером ВПФ. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности. Модель опосредованной активности, характеризующая проявление и реализация ВПФ – «ситуация буриданова осла» - классическая проблемная ситуация выбора между двумя равными возможностями, интересует Л.С. с т.зр. средств, которые позволяют решить возникшую ситуацию. В случае с человеком, таким средством может выступать жребий. Между воздействующим стимулом и реакцией человека возникает дополнительная связь через опосредующее звено – стимул-средство = знак. Знак - психические орудия, которые изменяют сознанием оперирующего ими субъекта, любой условный символ, имеющий определенное значение. Знаки не изобретаются детьми, а приобретаются в общении со взрослыми. Универсальным знаком является слово. Механизм изменения психики ребенка, который приводит к появлению специфических для человека ВПФ – механизм интериоризации (вращивания) знаков как средств регуляции психической деятельности. Интериоризация - фундаментальный закон ВПФ в филогенезе и онтогенезе. В этом состоит гипотеза Выготского о происхождении и природе ВПФ. ВПФ ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями (речь: первоначально выступая внешним средством общения между людьми, она проходит промежуточный этап эгоцентрической речи, начинает выполнять интеллектуальную функцию и постепенно становится внутренней, интериоризированной психической функцией). Т.о., знак появляется сначала во внешнем плане общения, а затем переходит во внутренний план (сознания). Проблема интериоризации в те же годы разрабатывалась французской социологической школой. К изначально существующему и асоциальному индивидуальному сознанию извне привлекаются некоторые формы общественного сознания (Э. Дюркгейм) или в него вносят элементы внешней социальной деятельности (П.Жанэ). Для Выготского в процессе интериоризации формируется человеческое сознание, возникают такие собственно человеческие психические процессы, как логическое мышление, воля, речь. Интериоризация знаков- механизм, который формирует психику детей. В развитие ВПФ Выготский включал две группы явлений, которые вместе образуют процесс развития высших форм поведения ребенка.: 1. процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием, как внешними средствами культурного развития и мышления; 2. процессы развития социальных ВПФ (произвольного внимания, логической памяти, понятий и т.д.). Отличительные признаки ВПФ: опосредованность, произвольность, системность; формируются прижизненно; складываются путем интериоризации образцов. Выделял два исторических этапа развития человечества: биологическое и культурное (историческое), считал, что важно их различать и своеобразно противопоставлять их как два типа развития в онтогенезе. В условиях онтогенетического развития обе эти линии находятся в сложном взаимодействии. Трудность для Льва Семеновича в том, чтобы понять особенности культурного развития в сложном сплетении процессов. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|