Проблема обучения и развития.
Первоначально эта проблема была поставлена в контексте развития ВПФ и сознания человека. По Выготскому становление сознания является наиболее существенной линией развития человека. Человеческое сознание представляет собой структурное образование, имеет системный характер. Развитие каждой из психических функций зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает (в раннем детстве – восприятие, в дошкольном – память, в школьном - мышление). Все остальные функции развиваются под влиянием доминирующей функции. Ребенок постепенно овладевает культурными средствами – речевыми знаками, значениями, которые всегда находятся между человеком и миром и раскрывают наиболее существенные его стороны. Смысловая структура сознания – уровень развития значений слов, словесных обобщений данного человека. Выготский сформулировал гипотезу о системном и смысловом строении сознания и его развитии в онтогенезе, в котором выдвинул тезис о влиянии обучения на психическое развитие ребенка. Вход в сознание возможен только через речь. Процесс психического развития (перестройка системной структуры сознания) обусловлен изменением уровня развития обобщений. Развивая значения слов, повышая уровень обобщений можно изменить системное строение сознания, т.е. управлять развитием через обучение. Обучение – внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка свойств, исторически присущих человеку. Эксперименты (1931-1934): сравнительное изучение усвоения детьми житейских и научных понятий, иностранного и родного языка и т.д. Не всякое обучение играет роль движущей силы развития. Чтобы обучение было развивающим, оно должно ориентироваться на ЗБР – разница между уровнем актуального (ЗАР) и возможного уровня развития ребенка. ЗАР - уровень задач, решаемых ребенком самостоятельно. Уровень задач, решаемых под руководством взрослого – потенциальный уровень ЗБР. В ЗБР находится психический процесс, формирующийся в совместной деятельности ребенка и взрослого; после завершения этапа становления он становится формой актуального развития самого ребенка. Динамика изменений в ЗБР ребенка вскрывает сложные взаимосвязи между развитием и обучением. Обучение является действенным, когда «забегает вперед» развития. Величина ЗБР у отдельных детей различается, и определение ее глубины имеет практическое прогностическое значение. Нормативная диагностика должна включать в себя определение актуального и возможного уровней развития. ЗБР характеризует потенциальные возможности ребенка. Выготский выделил 4 основные закономерности детского развития: 1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени, темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. 2. Неравномерность развития. Есть периоды, когда функция доминирует, а остальные функции остаются на периферии сознания и зависят от доминирующей функции. Каждый новый возрастной период знаменуется перестройкой межфункциональных связей. 3. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие – цепь качественных преобразований. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и от того, что будет потом. 4. сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процесс инволюции закономерно включены в прогрессивное развитие. То, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. В конце 1930-х гг. психологи Харьковской школы показали, что в основе развития обобщений лежит непосредственная практическая деятельность субъекта, а не речевое общение. В работах отечественных психологов показано, что усвоение общественно-исторического опыта может происходить только в активной деятельности самого ребенка. Введение понятия «деятельность» акцентирует активность субъекта развития, поворачивает проблему развития на самого субъекта. Отсюда новую трактовку получила категория «движущие силы развития» - деятельность ребенка, взаимодействие с окружающей действительностью при осуществлении деятельности; противоречия внутри деятельности. Эльконин углубил идею о ведущей роли обучения, указав принципиальный путь развития – организацию детской деятельности, соответствующей данному возрасту. Необходимым условием психического развития является общение ребенка со взрослым. Проблема развития общения взрослых и детей была в центре внимания Лисиной и ее сотрудников. Было выделено несколько этапов в этом процессе в течение первых 7 лет жизни детей, а также критерий их сформированности и те новообразования в структуре личности и интеллекта, которые напрямую связаны с тем или иным этапом общения. Общение со взрослым на каждом из возрастных этапов выполняет свои специфические функции. В общении со взрослым формируется потребность общения с другими людьми и эмоциональное отношение к ним, развиваются психические процессы, происходит овладение предметными действиями орудийного характера. Формы взаимодействия ребенка и взрослого проходит путь становления от первоначально совместных, через совместно разделенные и, наконец, к самостоятельной деятельности самого ребенка. Кратко: Основной предмет исследования: происхождение и развитие ВПФ, строение и развитие сознания. Методы исследования: генетеки-моделирующий метод. Основные понятия: опосредование, знак, стимул-средство, элементарные и высшие психические функции, идеальные образцы, присвоение, обучение, ЗБР. Основные идеи: опосредованный характер ВПФ, Интериоризация знаков как закон развития ВПФ, гипотеза о системном и смысловом строении сознания, принципиально новый культуно-исторический подход в понимании психического развития, разработка нового экспериментально-генетического метода в психологии, анализ механизма влияния обучения на развития. Фактор развития: обучение. Ценное: заложил основы культурно – исторической парадигмы в исследовании психического развития человека, ввел идею историзма в область психологии и предложил метод исследования высших форм психики и поведения, разработал систему основных понятий и принципы возрастно-психологического анализа онтогенеза человека. Направления критики: недостаточно эмпирическая обоснованность теоретических положения, интеллектуалистический характер общего представления о психическом развитии, указания на переоценку культурно фактора и недооценку эффектов саморазвития ребенка. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|