Здавалка
Главная | Обратная связь

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского



Каждая форма исторического развития есть уже продукт исторического развития человечества. В процессе общественной жизни природные потребности человека претерпели глубокие изменения, возникли и развились новые человеческие потребности.

Для понимания специфики человеческого онтогенеза ключевой является идея соотношения реальной и идеальной форм развития.

Социальная среда – это аккумулированный общечеловеческий опыт, материализованный в предметах материальной и духовной культуры; мир созданных человечеством предметов и явлений, творений культуры, человеческой деятельности. Среда содержит идеальные формы – то, к чему развитие ребенка должно стремиться. ВПФ взрослого человека (речь и действия) – идеальные формы, задающие направление онтогенетического развития. Социальная среда – источник индивидуального психического развития, в котором существуют идеальные формы, присваиваемые индивидом в ходе онтогенеза и становящиеся реальной формой его психики.

Человек социальное существо в том смысле, что вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества.

Процесс развития в онтогенезе проходит путь от социального к индивидуальному. Форма психического развития ребенка – овладение общественным опытом, присвоение исторически сложившихся способностей, способов деятельности и мышления. Общим механизмом формирования ВПФ – подражание ребенка взрослому.

Движущая сила (фактор) психического развития – обучение. ВПФ ребенка формируются прижизненно, в результате общения со взрослым. Орудие общения – речевой знак как феномен культуры. Усвоение способа использования специальных орудий определяет ход и направляет психическое развитие.

Необходимое условие развития ребенка – полноценность всех функциональных систем организма. Нельзя отрицать огромную вариативность «природных способностей», недооценивать значение факторов, благоприятных или осложняющих органическое развитие.

Однако обучение и воспитание по своему значению превосходят роль природных особенностей. Сама жизнь в человеческом обществе является необходимым условием специфически человеческого развития ребенка. Обучение, как специально организованный, целенаправленный образовательный процесс важно для разных сторон психического развития. Под условиями развития понимаются морфофизиологические особенности мозга и общения.

Задача, которую Выготский ставил в своем подходе, требует соответствующего метода исследования. Разработка нового метода осуществлялась путем противопоставления сложившемуся общему методу экспериментирования, основанного на теоретических позициях классического бихевиоризма и выраженному в теоретической и экспериментальной схеме стимул – реакция. Выготский разработал экспериментально-генетический метод, метод формирующего эксперимента: воссоздание генезиса определенных форм поведения, при котором важно изучить самый процесс перехода одних форм другими. Этот метод реализует принцип историзма в психологии. В своем экспериментальном изучении развития речевых понятий ставит задачу выяснить функциональную роль тех систем связей, которые стоят за словом (опыт доказал: значения слов развиваются).

Усовершенствованный формирующий эксперимент - «генетико-моделирующий метод исследования».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.