Необходимые ресурсы эффективности закупочной деятельности
Эффективность, с которой выполняется функция закупок, сказывается на других операционных результатах. Бухгалтерская система фирмы может быть недостаточно совершенна для определения слабых мест, возникших вследствие принятия неверных решений о закупках. Если при совершении закупок выбирается поставщик, который не способен доставить сырье предварительно оговоренного качества, то это может обернуться более высоким процентом отходов доработки и дополнительными затратами труда. Если поставщик срывает предварительно согласованный график поставки, то это часто оборачивается дополнительной стоимостью нового графика производства, уменьшением общей производственной эффективности или, в худшем случае, закрытием производственной линии - а постоянные расходы будут начисляться даже при отсутствии выпуска продукции. При выявлении целесообразности закупок важно определить критерии эффективности. В качестве таковых могут быть рекомендованы следующие параметры: 1. Критерии разработки базы поставщиков: 1.1. Результаты деятельности по прошлым поставкам. 1.2. Требование к поставщикам иметь надежные программы качества и заботиться о постоянном улучшении качества поставок. 1.3. Использование программ по постоянному улучшению качества поставок. 1.4. Сертификация основных поставщиков. 1.5. Обязательства поставщиков по долгосрочному выгодному ценообразованию. 1.6. Финансовое положение поставщиков и сведения об их персонале. 1.7. Интерес поставщиков к долгосрочным договорам. 2. Критерии эффективности затрат: 2.1. Переговоры о цене, приводящие к экономии средств. 2.2. Использование метода увеличения прибыли в результате консолидации объемов закупок. 2.3. Расходы на перевозку. 2.4. Следование принятой стратегии. 3. Критерии эффективности логистической структуризации: 3.1. Использование информационных систем. 3.2. Своевременный и эффективный сбор точной информации. 3.3. Эффективная связь между отделами предприятия-покупателя. 3.4. Использование электронного обмена данными. 4. Критерии эффективности логистической организации: 4.1. Бюджеты отделов и реальные расходы. 4.2. Использование критериев оценки постоянного улучшения организации закупок. 5. Критерии оценки управления базой поставщиков: 5.1. Контроль результатов поставок. 5.2. Число поставщиков, особенно важных для предприятия. 6. Критерий оценки результатов: 6.1. Оценка сотрудником, принимающим решение (топ-менеджером), результатов деятельности отдела закупок, который ему подчиняется. Следующие препятствия усложняют оценку эффективности закупок. Во-первых, отсутствие стандартов, регулирующих закупки. Во-вторых, многообразие масштабов и сложности функции закупок даже на одном предприятии. В-третьих, понятие эффективности закупок до сих пор остается предметом научной дискуссии. В-четвертых, действующие и потенциальные поставщики демонстрируют различную тактику получения заказов. Отрицательные отклонения закупочных цен от нормативных не всегда указывают на наличие неэффективных расходов по размещению заказов. Их причинами могут быть как непрогнозируемое поведение рынка, так и просчеты персонала отдела закупок. Положительные отклонения могут произойти из-за закупок материальных ресурсов (услуг) низкого качества. Причем излишнее внимание к ним часто вызывает дисфункциональные действия. Например, стремление обеспечить высокую производительность побуждает максимально использовать труд работников и оборудование, результатом чего могут стать излишние товарно-материальные запасы, которые не имеют отношения к текущим заказам потребителей. Кроме того, избыточное внимание к положительным отклонениям по закупочным ценам мотивирует персонал сосредоточить свои усилия на получении заказов по минимальной цене, даже если это будет приводить к таким негативным последствиям, как: · обращение к большому числу поставщиков, критерием выбора которых является низкая цена; · увеличение размера партий поставок, предопределяющих рост запасов; · доставка продукции низкого качества; · безразличие с точки зрения своевременности доставок. Фактически любое условие поставки может стать предметом коммерческих переговоров. При этом формирование четких и ясных технических условий поставок при закупках товара является необходимой предпосылкой для разработки поставщиком коммерческого предложения, адекватного потребностям покупателя. Инициатива проведения переговоров зависит от активности покупателя, объема его текущих задач и возможности анализа потенциальной сделки. Переговоры следует начинать в наиболее подходящее время, чтобы в последующем держать инициативу в своих руках и тем самым, возможно, предопределить успех переговоров. Хозяйствующие субъекты в процессе прямого взаимодействия на коммерческих переговорах последовательно проходят несколько этапов: · подготовка к проведению коммерческих переговоров; · достижение договоренности о проведении коммерческих переговоров и согласование условий их проведения; · предметная беседа; · завершение коммерческих переговоров; · анализ итогов переговоров.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|