Эволюция отношений с поставщиками
Чтобы сделать управление снабжением и поставками вашей компании эффективным, вам потребуется тщательный подход к продумыванию и реализации на практике взаимоотношений с поставщиками. Обратимся теперь к схеме, которая поможет представить, продумать и осуществить такие взаимоотношения. Их формы многолики, и проблема заключается в выборе и реализации формы, подходящей для вас. На рис. 4.1 представлены разные уровни взаимодействия и причастности к партнерству, а также спектр взаимодействий компании и ее поставщика от простого заказа на товары до самой высокой степени взаимодействия и причастности — приобретения поставщика. По сути, формы взаимоотношений можно разбить на четыре основные категории с уровнем взаимодействия, возрастающим от 1 до 4. 1. Сделка. Некритичные взаимоотношения с низкой ценностью. В центре внимания должна быть эффективность одной сделки. 2. Базовое партнерство. Некритичные взаимоотношения, однако ценность высокая; отношения затрагивают области, которые не имеют решающего потенциала. 3. Стратегическое партнерство. Имеет высокую важность и ценность. Этот тип взаимоотношений возникает, когда есть потребность, например, в обмене технологиями или иными ключевыми ресурсами. Используется в ситуациях, когда приобретение в собственность невозможно или нежелательно, например, при взаимоотношениях с иностранными компаниями или при наличии тех или иных финансовых ограничений. 4.Приобретение/покупка акций. Критически важные отношения Уровень сложности предварительных переговоров, и практической реализации возрастает по мере того, как взаимоотношения принимают все более стратегический характер. Переговоры в рамках простых сделок вращаются вокруг цены, сроков, доставки и вопросов выполнения заказа. Стратегический сорсинг – процесс, включающий отбор и оценку значительного объема внутренних данных, а также обширный сбор внешних данных и обмен ими, результатом чего является выбор наиболее подходящих стратегии и подхода к ведению переговоров, а, в конечном счете, и нужного поставщика. При стратегическом партнерстве, однако, будут затронуты и такие категории, как риск и участие в доходах, управленческая структура и состав рабочей группы, вклад каждой из сторон, способы сглаживания различий в корпоративной политике и пути улаживания конфликтов.
УУУ
Все то же самое должно происходить и на уровне практической реализации. Если простые сделки могут содержать одну-единственную точку контакта (традиционная форма взаимодействия «покупатель — продавец»), то стратегическое партнерство задействует, куда большее число видов и точек контакта на всех уровнях. На самых высоких ступенях контакта иногда участвуют главы компаний. На практике взаимоотношения могут строиться совсем по-иному. Нередко можно встретить отношения по типу сделки, в которых задействована целая команда представителей поставщика. Или же в случае стратегически важных взаимоотношений слишком часто бывает, что единственный представитель поставщика (менеджер среднего звена или, что еще хуже, торговый представитель) пытается продвигать интересы всей своей компании. Такой подход просто не работает. Здесь нужна объективная ценностно-ориентированная схема, которая поможет определить подходящую структуру взаимоотношений для достижения поставленных компанией целей с учетом тех или иных ограничений. Условно говоря, закупки можно проанализировать на основе простого правила Парето, рассматривая те 20 % сделок, на которые уходит 80 % затрат. Однако более современные аналитические методы работают с «портфелем» затрат, представленным в виде матрицы, где стоимость (или затраты) выступает в качестве одной оси, а сложность рынка — другой (рис. 3.2). Для товаров (мы используем этот термин в очень широком смысле) из верхнего правого квадрата характерно небольшое количество возможностей поставок (и, следовательно, более сложный рынок с точки зрения закупок) и значительные затраты на них. Часто эти товары критически важны для поддержания конкурентоспособности компании. С точки зрения покупателя, поставками товаров в этом квадрате можно управлять с помощью формирования совместных предприятий, стратегических союзов и иных форм взаимодействия, создающих добавленную стоимость. В другом, «некритичном», конце матрицы расположены виды продукции, для которых характерно множество возможностей поставок и сравнительно небольшие затраты, например канцелярские товары для офиса. В этом квадрате покупатель старается упростить и автоматизировать как можно большее число этих функций. Идеальным решением в данном случае являются карты закупок. В верхнем левом — «усиливающем» — квадрате, как подсказывает название, располагаются довольно объемные затраты при относительно небольшой сложности рынков. Здесь мы имеем дело с рынком покупателей. Покупатель в этом случае считает, что ему лучше проводить закупки при всяком удобном случае с предъявлением минимальных требований, чтобы усилить связи с подходящими поставщиками по всему миру, а также придерживаться лишь кратковременных обязательств.
В «критичном» квадрате находятся товары, на которые идет мало затрат, но которые часто становятся критически важными. Например, это могут быть двигатели, подшипники и электрические узлы. В качестве одного из способов работы с рынком такой степени сложности можно обратиться к дистрибьюторам, предлагающим дополнительные услуги и увеличивающим эффективность закупок. Покупатели также пытаются управлять поставками критически важных товаров посредством создания покупательских консорциумов, заключения долговременных соглашений, хеджирования и объединения усилий с другими покупателями. Для стратегических союзов типичны инновационные подходы к ценообразованию/издержкам. Один из примеров — участие в доходах, или программы взаимного снижения издержек. Источниками этого снижения могут выступать продукты-заменители, снижение себестоимости для продавца или повышение эффективности сделок. Такое стратегическое партнерство обязывает дистрибьютора придумывать новые способы сокращения издержек, а покупателя своевременно реагировать на эти нововведения. Таблица 3.2 Свойства различных инструментов хеджирования
В качестве руководящих центров стратегического партнерства часто выступают совместные группы процессного интегрирования, а его эффективность определяется строгими оценочными критериями. Само собой разумеется, что взаимоотношения этого типа часто проверяются на предмет их точного соответствия корпоративной культуре/политике участников взаимоотношений. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|