Централизация/децентрализация закупок
Если компания подходит к процессу закупок с позиции децентрализации, то служащие отделов будут самостоятельно осуществлять закупки, каждый для своего отдела. Однако по сравнению с децентрализацией, у централизованных закупок гораздо больше преимуществ, поэтому почти все компании, за исключением самых мелких, используют централизованный подход к совершению закупок. При осуществлении закупок централизованным путем, назначается конкретное лицо или создается отдел с полномочиями совершать закупки в интересах всех отделов. Централизованный тип. Руководитель обычно имеет должность старшего вице-президента по поставкам или снабжению и несет формальную ответственность за рентабельность. Персонал подразделения снабжения завода размещает и отслеживает заказы, оформляет заказы на покупку на основании централизованно заключенных контрактов и контролирует своевременную поставку товаров. В век электронных систем и активных поставщиков значение функции размещения и отслеживания все более уменьшается. Работа проектной, финансовой и операционной служб также централизована и служит ключом к успеху полностью сбалансированного предприятия. Иногда взаимосвязанные службы подчиняются вице-президенту цепей или сетей поставок. Для осуществления централизованных закупок обычно организуется один отдел снабжения, сосредоточивающий все функции снабжения организации, что позволяет получить определенные выгоды: · объединение всех закупок аналогичных или похожих материалов, что дает возможность получить скидки за большой заказ; · координация связанных между собой видов деятельности для сокращения затрат на транспортировку, хранение и обслуживание; · устранение дублирования операций и ненужных приемов; · наличие единой точки контактов с поставщиками и предоставление им необходимой информации и услуг; · получение специальной квалификации и совершенствование операций по снабжению; · возможность сосредоточить других сотрудников на выполнении собственных функций, чтобы они не отвлекались на закупки; · концентрация ответственности за снабжение, что облегчает осуществление управленческого контроля. Децентрализованный тип. Управление может быть организовано на уровне завода или подразделения. В централизованных системах отчетность снабжения обычно построена через финансовую службу, в децентрализованных системах — через производственную или операционную службы. Этот подход ориентирован в основном на заводы и является тактическим. В нем не учитываются преимущества управления снабжением в современном мире. Обычно в такой ситуации финансовая, проектная и операционная службы вертикально интегрированы в одно подразделение. Преимущества такого подхода: 1) пользователь лучше знает потребность отдела, чем кто-либо другой; 2) возможность более быстрого удовлетворения потребности в материальных ресурсах. Недостатки децентрализованных закупок: 1) решая оперативные вопросы, служащие могут не заметить тенденции изменений планирования организации в целом; 2) недостаточный профессионализм служащих и проблемы определения возможностей снабжения; 3) ни одно подразделение не может быть достаточно квалифицированным для того, чтобы проводить функциональный анализ в таких областях, как работа с таможней, транспортные услуги, складирование, управление запасом, анализ закупок и т. п. Смешанный тип. Часто говорят, что при таком типе организации закупок «управление исходит из центра». Данный подход позволяет приблизиться к достижению всех преимуществ централизованной системы и избежать серьезных потрясений корпоративной культуры. Смешанная структура подразумевает небольшой штат отдела снабжения, который разрабатывает политику, координирует работу стратегических сорсинговых команд из представителей различных предприятий, обеспечивает обучение и устанавливает стандарты этики и администрирования. Практическим сорсингом занимаются профессионалы подразделений. По крайней мере, такие косвенные категории товаров, как офисные принадлежности, приобретаются согласно общекорпоративным контрактам. Лучшие в своем классе компании добиваются максимально практичного использования ресурсов предприятия. Именно в достижении этой цели и заключается все искусство. Центр исследований передовых технологий снабжения, США, резюмирует, что 51 % компаний используют смешанную систему, 32 % — централизованную и только 16 % остаются полностью децентрализованными. Для промышленных компаний процент применения централизованной структуры еще меньший. Компании, оказывающие услуги, стремятся к централизации. Более крупные компании — к децентрализации. В период с 1995 по 2003 год 42 % членов исследуемой группы изменили корпоративную структуру, что отражает одну из самых больших проблем, относящихся к структуре, — отсутствие последовательности в подходах. Единственное, что может еще больше помешать результативности работы, чем неправильная структура, как это выяснилось в результате частых нареканий со стороны начальников снабжения, — это склонность компании к регулярным экспериментам с переменами в корпоративной организации. Периодические «колебания маятника» не позволяют достигать новых и устойчивых успехов в области снабжения. Организационные модели, в частности в цепочке поставок, должны быть гибкими. В трудные времена важно иметь возможность добиваться наибольшего результата с наименьшими затратами. Чем активнее сотрудники реагируют на изменение обстоятельств, тем большую приспособляемость имеет компания. Для решения проблем с ростом цен необходимо оперативное и квалифицированное управление поставками.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|