Показатели эффективности снабженческой деятельности
Директора по снабжению, докладывая о результатах сокращения расходов, часто слышат от своих собственных клиентов следующие вопросы. · Реальна ли эта экономия? · Учтена ли в данных цифрах инфляция? · Как выполнялись расчеты? · С чем производилось сравнение? Что представляют собой исходные данные? · Кто (из финансового или других отделов) одобрил расчеты? · Где экономия? Я не вижу ее в итоговой строке отчета. Сокращение расходов — это один из потенциальных факторов, влияющих на общие показатели, и точная и своевременная оценка результатов имеет здесь большое значение. В число других стратегически важных областей оценки входят: · усовершенствование в области оборотного капитала (более выгодные условия платежей, более эффективные совместные с поставщиками программы инвентаризации); · прогресс в области обналичивания недоиспользованных корпоративных активов (таких как заводы, оборудование), благодаря проектам по восстановлению активов, в которых определяются бездействующие или недостаточно используемые активы на каждом участке компании. Открывается к ним доступ для других участков компании, что позволяет избежать денежных издержек на новое оборудование, или продажа их за наличный расчет на рынке подержанного оборудования; · управление рисками и неустойчивость ценообразования (хеджирование); · общая производительность и эффективность цепи поставок · организационное выполнение условий в соответствии с требованиями контрактов, наилучшим образом рассчитанное по сумме · процент общекорпоративных расходов, контролируемых · процент общих расходов на разовые покупки (относительно Процент несоответствия требованиям сорсинговых контрактов — это важный параметр, однако еще более важным становится обсуждение суммы упущенной в результате этого несоответствия прибыли. В гипотетическом примере, показанном в табл. 4.1, для расчета суммы упущенной прибыли процент несоответствия умножается на общую потенциальную прибыльность контракта (то есть ежегодные расходы, умноженные на прибыльность контракта).
Таблица 4.1 Расчет упущенной прибыли
Все эти показатели указывают на стратегическую роль и широкие возможности снабжения. Обычно снабжение контролирует эти показатели внутри своего отдела (то есть они не входят в корпоративные задачи). К примеру, некоторые отделы снабжения внимательно относятся к средней стоимости (и времени) обработки заказа на покупку и средней стоимости (и времени) обработки счетов на оплату. Другие оперативные показатели (также контролируемые снабжением внутри офиса) указывают на относительную интенсивность снабженческой деятельности. К примеру, часто вызывают удивление оперативные расходы снабжения по отношению к продажам компании и расходы снабжения на одного сотрудника отдела. Все эти тактические и оперативные показатели выступают в качестве задач, но их не следует путать со стратегическими целями, которые непосредственно относятся к валовой и чистой прибыли компании. Стратегические показатели заслуживают большего внимания. В противном случае требуются перемены. Существуют эталоны для многих тактических и оперативных показателей, подобные тем, которые были разработаны Центром исследований передовых технологий снабжения США. Тем не менее, два факта заставляют внимательно относиться к использованию этих эталонов. Например, компания со зрелой функцией снабжения может добиваться новых сокращений расходов, равных 1 % общих расходов в год, тогда как компания, которая только недавно вступила на путь стратегического сорсинга, способна добиваться 3-4 % в первый год после трансформации (множество легко устранимых расходов). Таким образом, эталоны, являющиеся результатом арифметического сложения разнородных предметов и понятий, при неправильном понимании могут представлять опасность. Помните: вы получаете то, что оцениваете. Поэтому оценивайте только те факторы, на которых вы хотите сконцентрировать внимание своих сотрудников, и то, к чему они должны стремиться. Правильная оценка работы направляет внимание, деятельность и результаты. Слишком большое число показателей иногда распыляет внимание и приводит к тому, что важным стратегическим задачам не уделяются необходимое время и внимание. Наиболее успешные компании концентрируют внимание на стратегических целях, превращая их в свои корпоративные приоритеты не только в сфере снабжения, но и в рамках других, связанных со снабжением функций. Такие компании напрямую связывают поощрения руководства с достижением этих совместных задач. Типичными ошибками в отчетах по экономии расходов снабжения являются оценка и представление лишь результатов проектов, возглавляемых снабжением. Это естественные ошибки, вызванные убежденностью в том, что отдел должен докладывать только о контролируемых объектах (то есть о своих проектах экономии). Ключ к достоверной оценке величины сокращения расходов кроется в понимании необходимости оценки и представления трех факторов, с тем, чтобы получать чистые данные для отчета о прибыли и убытках, который передается на рассмотрение высшему руководству и начальникам подразделений. Общая (чистая) сумма этих трех изменений будет довольно тесно приближена к результатам, полученным бухгалтерией компании. Это значительно повысит доверие к снабжению. Важно также не учитывать показатели сокращения расходов. Если необходимо отслеживать эти расходы, делайте это, но подсчитывайте их отдельно.
· Проекты снабжения · Колебания объемов · Рыночные факторы (например, колебание цен на природный газ) ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|