Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие, цели, задачи и основные способы приватизации.



ПРИВАТИЗАЦИЯ (от лат. privatus — частный) — процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.

Цели: общие: Обеспечение базовых условий для функционирования рыночной экономики.

локальные: - улучшение управления;

- Расширение доступа к капиталу;

- Увеличение поступлений в бюджет;

- Повышение уровня справедливости в распределении.

Задачи: - повышение эффективности использования активов;

- совершенствование системы управления;

- обеспечение конкурентоспособности;

- формирование новых владельцев;

- деполитизация предприятий;

- развитие инфраструктуры рынка.

Основные результаты:

- реанимация института частной собственности;

- становление демократических институтов;

- повышение эффективности хозяйствования;

- финансовая стабилизация;

- демонополизация;

- уменьшение или увеличение безработицы;

- возможность или наличие социальных конфликтов.

Способы приватизации.

Прямая продажи действующих государственных предприятий.

– возвращение прежним владельцам (реституция)

1а) путем публичного предложения

1б) в случае отсутствия конкурентности.

2.Частичная продажа после предварительного акционирования.

2а) продажа через аукционы.

2б) продажа по конкурсу.

2в) внесение имущества в качестве вклада в уставные капиталы.

3.Выкуп государственных предприятий их работниками и менеджментом.

4.Всеобщая ваучерная приватизация.

5.Преобразование государственных и муниципальных предприятий в АО при 100% акций в собственности государства или муниципалитетов.

Варианты и этапы приватизации в России.

Закон о приватизации(1991, 1997, 2001г.г.)

Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий. ВС РСФСР 11.06.92г.

Варианты для предприятий свыше 1 000 человек и осн. Ф. свыше 50 млн.руб.

Работники предприятия -25% привилегированных акций безвозмездно -10 % приобретение обыкновенных акций

администрация -5 % акций

ваучерные аукционы -29% акций

временно в госсобств. -31% акций

 

Работники предприятия -51% обыкновенных акций на льготных условиях -29% ваучерные аукционы

-20% временно в госуд. собственности

 

Группа работников -30% обыкновенных акций

остальные работники -20% обыкновенных акций на льготных условиях

-29% ваучерные аукционы

-21% временно в госуд. собственности

Выбор варианта – решение трудового коллектива.

Для малых предприятий(дл 200 чел. и 1млн.р.ОФ)-продажа на ваучерных аукционах.

Для средних(от 200 до 1000 чел.)-выбор между способами(крупных и малых)

Преимущественный – вариант II.

До 1994 года – приватизировать около 100тыс. предприятий – 40% ВВП

35%- трудовые коллективы, 16%- менеджмент, 32%- внешние инвесторы, 4%- государство, 13%- мелкие внешние акционеры.

1 этап – «малая» приватизация(денежные аукционы)

2 этап – массовое акционирование предприятий с подготовкой планов приватизации

3 этап – чековая (ваучерная) приватизация

4 этап – массовая «денежная» приватизация (продажа госпакетов)

5 этап – приватизация по индивидуальным проектам

В РФ Программа приватизации предусматривала ваучерную, денежную и « малую » приватизацию . Согласно законодательно принятой программе малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях. Крупные же предприятия должны были быть обязательно акционированы до приватизации . Корпоратизация средних предприятий до их разгосударствления оставалась на решение самих предприятий.

Ваучерная приватизация: устанавливается стоимость всех объектов РФ, на эту стоимость были выпущены приватизационные чеки (ваучеры)

-государственная ценная бумага, предназначенная для обмена на активы государственных предприятий, передаваемых в частные руки в процессе приватизации.

Залоговые аукционы были предприняты в 1995 году с целью пополнения государственной казны. На продажу был выставлен ряд крупнейших компаний. Аукционы назывались залоговыми, так как, в отличие от обычных аукционов, компании не продавались, а отдавались в залог. Однако, выкуплены обратно они не были. По мнению большинства экспертов были выставлены чрезвычайно заниженные цены. Конкурс на аукционах был очень низкий. Как отмечала Счётная палата России, «анализ состава участников аукционов и их гарантов показал, что в большинстве случаев состязательность при проведении аукционов не предполагалась». Во многих случаях в конкурсе участвовало несколько фирм, принадлежавших одному и тому же человеку или группе лиц. Более того, госпредприятия зачастую покупались не за собственные деньги, а за деньги, взятые в кредит у государства. Как отмечалось в докладе Счётной палаты, «сумма кредитов, полученных от передачи в залог федерального имущества, была эквивалентна сумме временно свободных валютных средств федерального бюджета, размещенных в это время Минфином России на депозитных счетах коммерческих банков, ставших затем победителями в залоговых аукционах.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.