Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности управления муниципальной собственностью.



Муниципальное образование - по законодательству РФ городское, сельское поселение (его часть), несколько поселений, объединенных общей территорией, иная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Муниципальная собственность - имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее.

Выделение МС обусловлено объективными потребностями общества в обособлении части ресурсов, имеющих, прежде всего, муниципальную направленность.

Основные способы формирования МС.

административные

передача объектов государственной в собственность муниципальных образований в порядке разграничения собственности;

формирование собственности через взимание налогов и иных платежей;

гражданско-правовые

• формирование МС в результате коммерческой и некоммерческой деятельности муниципальных предприятий и учреждений;

• приобретение имущества по сделкам и по иным основаниям в соответствии с

законодательством.

Принципы формирования МС:

– целевого соответствия требованиям федерального законодательства;

– достаточности МС для обеспечения эффективного решения проблем развития муниципальных образований;

– соблюдение динамического равновесия между доходообразующими и бюджетообразующими объектами МС.

Первоисточником формирования МС является государство.

Два проявления МС: - хозяйственно- имущественный (вещественный комплекс);

-экономический (стоимостный) комплекс.

В первом МС выступает источником основных товаров и услуг для населения. Её ценность здесь измеряется в единицах товаров и услуг, производимых объектами МС.

Рыночная ценность экономического комплекса МС определяется её способностью приносить финансовые средства, или экономить их, и измеряется объемом средств, которые появляются, или могут появиться при эксплуатации МС.

Состав муниципальной собственности:

Средства местных бюджетов;

Муниципальные внебюджетные фонды;

Муниципальные земли и другие природные ресурсы;

Муниципальные предприятия и учреждения;

Муниципальные банки и другие финансовые учреждения;

Муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

Муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;

Инженерные сети и коммуникации;

Иное движимое и недвижимое имущество.

В муниципальной собственности по закону о местном самоуправлении не может находиться имущество, не предназначенное для:

-решения задач местного значения;

-осуществления отдельных государственных полномочий, делегированных органам местного самоуправления;

-для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, их должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, организаций и учреждений.

Современное состояние МС характеризуется множественными отрицательными явлениями:

неблагополучное состояние системы местного самоуправления в целом;

убыточность значительной части муниципальных предприятий;

высокой затратностью функционирования муниципальных организаций и учреждений;

дотационность подавляющего большинства муниципальных образований;

несоблюдение стандартов обеспечения населения социальными услугами;

неблагополучное состояние инженерных сетей и коммуникаций;

высокая доля ветхого жилья и нежилых помещений и др.

Задачи и функции исполнительных органов муниципальной власти в сфере управления собственностью

Функции и полномочия органов муниципальной власти определяются на основе ФЗ № 131 от 06.10.1003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ».

Двух уровневая система организации управления.

Основные задачи управления муниципальной собственностью:

Обеспечение сохранности, рационального использования и развития муниципальной собственности;

Обеспечение местных интересов при разработке и реализации комплексных программ развития МО;

Обеспечение удовлетворения социальных потребностей населения;

Улучшение состояния и развитие объектов муниципальной собственности;

Оптимизация издержек на содержание объектов;

Рациональное использование бюджетных и внебюджетных денежных средств;

Создание условий для увеличения доходной части бюджета в соответствии с законодательством РФ;

Установление цивилизованных партнерских отношений с органами государственной власти;

Формирование, учёт и контроль состояния объектов недвижимости;

Развитие демократических основ в управлении МС.

Основные функции исполнительных органов местного самоуправления по управлению собственностью.

Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в МС;

Организация в границах МО электро- и газоснабжения;

Содержание и строительство автодорог общего пользования и транспортных инженерных сооружений, за исключением государственных;

Обеспечение жителей услугами связи, общественного питания, торговли, бытового, культурного и спортивного обслуживания и обеспечения;

Ведение опеки и попечительства;

Утверждение схем территориального планирования, генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки территорий;

Утверждение градостроительной документации, резервирование и изъятие (в том числе путём выкупа) земельных участков для муниципальных нужд;

Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования;

Контроль за использованием земель в границах МО;

Содержание мест захоронения, организация ритуальных услуг;

Организация сбора и вывоза отходов и мусора;

Организация мероприятий по обеспечению безопасности населения;

Создание и развитие зон рекреации и оздоровительного отдыха;

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности населений (для муниципальных районов);

Выдача разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.

Управление имуществом МО может осуществляться несколькими способами

Самостоятельное владение, пользование и распоряжение имуществом органами управления МО;

Передача имущества хозяйствующим субъектам на праве аренды;

Передача имущества в оперативное управление;

Передача имущества в хозяйственное ведение.

Последний способ в основном распространяется на отношения с МУПами.

В порядке самостоятельного владения, пользования и распоряжения имуществом МО могут осуществлять операции:

купли-продажи;

мены;

дарения (в исключительных случаях)

МУП- хозяйствующий субъект, функционирующий на основе передачи ему в хозяйственное ведение муниципального имущества на определенных условиях для осуществления производства товаров и предоставления услуг для других хозяйствующих субъектов и населения муниципального образования.

Состав имущественных комплексов МУПов:

земельные участки;

здания и сооружения;

инженерные сети и коммуникации;

машины и оборудование;

информационные ресурсы;

товары и услуги в обороте;

интеллектуальная собственность;

денежные средства и ценные бумаги;

права требования и др.

Передача в хозяйственное ведение осуществляется на основе соответствующих соглашений.

Функции управления МУПом, ответственность руководителя, меры стимулирования структур управления определяются контрактом, заключаемым исполнительным органом местного самоуправления с руководителем МУПа.

 

14. Управление имущественными комплексами корпоративных предприятий.

Корпоративные предприятия - предприятия (фирмы), существующие как независимые юридические субъекты, собственность которых разделена на паи. Корпоративная форма предпринимательской деятельности является преобладающей и соответствует современным тенденциям создания крупных объединений, развития международной торговли. Основные преимущества - ограниченная ответственность и высокая способность привлечения дополнительного капитала.

Состав имущественного комплекса формируются различными составляющими имущества, находящегося в распоряжении предприятия на разном праве:

собственность;

арендуемое имущество;

имущество, находящееся в доверительном управлении;

имущество на основе ренты.

В целях управления ИК в структуре управления предприятием создаются специализированные подразделения, обеспечивающие:

формирование и развитие имущественного комплекса;

введение имущества в производственный процесс;

эксплуатация зданий, сооружений, объектов инженерной инфраструктуры;

благоустройство;

обслуживание;

инвентаризация;

материально - техническое снабжение;

бухгалтерский учёт и налогообложение;

другие, создаваемые в зависимости от специфики предприятия.

Значительными особенностями отличается содержание процессов управления имущественными комплексами в сфере сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, водного хозяйства и недропользование.

В сфере сельскохозяйственного производства особыми управленческими действиями являются:

организация работ по поддержанию почвенного плодородия;

проведение мелиоративных работ;

меры по борьбе с ветровой и водной эрозией;

введение севооборотов и сенокосопастбищеоборотов;

организация утилизации отходов животноводческих ферм и экологическая защита территорий и др.

В сфере недропользования:

организация геологоразведочных работ;

развитие транспортных коммуникаций;

ведение балансов недр;

получение разрешений на разработку месторождений;

организация постоянного контроля безопасности, экологического контроля и др.

Эффективность управления имущественным комплексом оценивается в рамках показателя ННЭИ (Наилучшее и наиболее эффективное использование). Он предполагает такое использование, которое из всех рациональных, физически осуществимых, финансово приемлемых, юридически допустимых видов использования имеет своим результатом максимально высокую текущую стоимость объекта.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.