Особенности управления муниципальной собственностью.
Муниципальное образование - по законодательству РФ городское, сельское поселение (его часть), несколько поселений, объединенных общей территорией, иная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Муниципальная собственность - имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети, различного рода сооружения и так далее. Выделение МС обусловлено объективными потребностями общества в обособлении части ресурсов, имеющих, прежде всего, муниципальную направленность. Основные способы формирования МС. административные передача объектов государственной в собственность муниципальных образований в порядке разграничения собственности; формирование собственности через взимание налогов и иных платежей; гражданско-правовые • формирование МС в результате коммерческой и некоммерческой деятельности муниципальных предприятий и учреждений; • приобретение имущества по сделкам и по иным основаниям в соответствии с законодательством. Принципы формирования МС: – целевого соответствия требованиям федерального законодательства; – достаточности МС для обеспечения эффективного решения проблем развития муниципальных образований; – соблюдение динамического равновесия между доходообразующими и бюджетообразующими объектами МС. Первоисточником формирования МС является государство. Два проявления МС: - хозяйственно- имущественный (вещественный комплекс); -экономический (стоимостный) комплекс. В первом МС выступает источником основных товаров и услуг для населения. Её ценность здесь измеряется в единицах товаров и услуг, производимых объектами МС. Рыночная ценность экономического комплекса МС определяется её способностью приносить финансовые средства, или экономить их, и измеряется объемом средств, которые появляются, или могут появиться при эксплуатации МС. Состав муниципальной собственности: Средства местных бюджетов; Муниципальные внебюджетные фонды; Муниципальные земли и другие природные ресурсы; Муниципальные предприятия и учреждения; Муниципальные банки и другие финансовые учреждения; Муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; Муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения; Инженерные сети и коммуникации; Иное движимое и недвижимое имущество. В муниципальной собственности по закону о местном самоуправлении не может находиться имущество, не предназначенное для: -решения задач местного значения; -осуществления отдельных государственных полномочий, делегированных органам местного самоуправления; -для обеспечения деятельности органов местного самоуправления, их должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий, организаций и учреждений. Современное состояние МС характеризуется множественными отрицательными явлениями: неблагополучное состояние системы местного самоуправления в целом; убыточность значительной части муниципальных предприятий; высокой затратностью функционирования муниципальных организаций и учреждений; дотационность подавляющего большинства муниципальных образований; несоблюдение стандартов обеспечения населения социальными услугами; неблагополучное состояние инженерных сетей и коммуникаций; высокая доля ветхого жилья и нежилых помещений и др. Задачи и функции исполнительных органов муниципальной власти в сфере управления собственностью Функции и полномочия органов муниципальной власти определяются на основе ФЗ № 131 от 06.10.1003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ». Двух уровневая система организации управления. Основные задачи управления муниципальной собственностью: Обеспечение сохранности, рационального использования и развития муниципальной собственности; Обеспечение местных интересов при разработке и реализации комплексных программ развития МО; Обеспечение удовлетворения социальных потребностей населения; Улучшение состояния и развитие объектов муниципальной собственности; Оптимизация издержек на содержание объектов; Рациональное использование бюджетных и внебюджетных денежных средств; Создание условий для увеличения доходной части бюджета в соответствии с законодательством РФ; Установление цивилизованных партнерских отношений с органами государственной власти; Формирование, учёт и контроль состояния объектов недвижимости; Развитие демократических основ в управлении МС. Основные функции исполнительных органов местного самоуправления по управлению собственностью. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в МС; Организация в границах МО электро- и газоснабжения; Содержание и строительство автодорог общего пользования и транспортных инженерных сооружений, за исключением государственных; Обеспечение жителей услугами связи, общественного питания, торговли, бытового, культурного и спортивного обслуживания и обеспечения; Ведение опеки и попечительства; Утверждение схем территориального планирования, генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки территорий; Утверждение градостроительной документации, резервирование и изъятие (в том числе путём выкупа) земельных участков для муниципальных нужд; Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования; Контроль за использованием земель в границах МО; Содержание мест захоронения, организация ритуальных услуг; Организация сбора и вывоза отходов и мусора; Организация мероприятий по обеспечению безопасности населения; Создание и развитие зон рекреации и оздоровительного отдыха; Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности населений (для муниципальных районов); Выдача разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Управление имуществом МО может осуществляться несколькими способами Самостоятельное владение, пользование и распоряжение имуществом органами управления МО; Передача имущества хозяйствующим субъектам на праве аренды; Передача имущества в оперативное управление; Передача имущества в хозяйственное ведение. Последний способ в основном распространяется на отношения с МУПами. В порядке самостоятельного владения, пользования и распоряжения имуществом МО могут осуществлять операции: купли-продажи; мены; дарения (в исключительных случаях) МУП- хозяйствующий субъект, функционирующий на основе передачи ему в хозяйственное ведение муниципального имущества на определенных условиях для осуществления производства товаров и предоставления услуг для других хозяйствующих субъектов и населения муниципального образования. Состав имущественных комплексов МУПов: земельные участки; здания и сооружения; инженерные сети и коммуникации; машины и оборудование; информационные ресурсы; товары и услуги в обороте; интеллектуальная собственность; денежные средства и ценные бумаги; права требования и др. Передача в хозяйственное ведение осуществляется на основе соответствующих соглашений. Функции управления МУПом, ответственность руководителя, меры стимулирования структур управления определяются контрактом, заключаемым исполнительным органом местного самоуправления с руководителем МУПа.
14. Управление имущественными комплексами корпоративных предприятий. Корпоративные предприятия - предприятия (фирмы), существующие как независимые юридические субъекты, собственность которых разделена на паи. Корпоративная форма предпринимательской деятельности является преобладающей и соответствует современным тенденциям создания крупных объединений, развития международной торговли. Основные преимущества - ограниченная ответственность и высокая способность привлечения дополнительного капитала. Состав имущественного комплекса формируются различными составляющими имущества, находящегося в распоряжении предприятия на разном праве: собственность; арендуемое имущество; имущество, находящееся в доверительном управлении; имущество на основе ренты. В целях управления ИК в структуре управления предприятием создаются специализированные подразделения, обеспечивающие: формирование и развитие имущественного комплекса; введение имущества в производственный процесс; эксплуатация зданий, сооружений, объектов инженерной инфраструктуры; благоустройство; обслуживание; инвентаризация; материально - техническое снабжение; бухгалтерский учёт и налогообложение; другие, создаваемые в зависимости от специфики предприятия. Значительными особенностями отличается содержание процессов управления имущественными комплексами в сфере сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, водного хозяйства и недропользование. В сфере сельскохозяйственного производства особыми управленческими действиями являются: организация работ по поддержанию почвенного плодородия; проведение мелиоративных работ; меры по борьбе с ветровой и водной эрозией; введение севооборотов и сенокосопастбищеоборотов; организация утилизации отходов животноводческих ферм и экологическая защита территорий и др. В сфере недропользования: организация геологоразведочных работ; развитие транспортных коммуникаций; ведение балансов недр; получение разрешений на разработку месторождений; организация постоянного контроля безопасности, экологического контроля и др. Эффективность управления имущественным комплексом оценивается в рамках показателя ННЭИ (Наилучшее и наиболее эффективное использование). Он предполагает такое использование, которое из всех рациональных, физически осуществимых, финансово приемлемых, юридически допустимых видов использования имеет своим результатом максимально высокую текущую стоимость объекта.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|