Нормы экологического права
Нормами экологического права следует считать правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды. Они подразделяются на три группы: q отраслевые - охрана и использование отдельных природных объектов: земли, недр, вод, лесов и т. д.; q комплексные - охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом; q экологизированные - нормы других отраслей права (административного, уголовного, хозяйственного и т. д.), отражающие требования охраны природной среды. По содержанию юридического предписания эколого-правовые нормы подразделяются на нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-правила. Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды (ст. 3 Закона "Об охране окружающей природной среды"). Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды. Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйственного или иного содержания подлежат прекращению, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека. Различают эколого-правовые нормы-приоритеты трех уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня: q отраслевые приоритеты содержатся в природно-ресурсных отраслях законодательства, q межотраслевые приоритеты отражены в нормах отраслевого законодательства, но устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими; q общие экологические приоритеты закрепляют преимущество высшей цели охраны окружающей природной среды - обеспечение качества окружающей человека природной среды, оптимальных условий для жизни и здоровья человека. Общие экологические приоритеты вытекают из ст. 3 Закона "Об охране окружающей природной среды" и они действуют повсеместно. Нормы-правила содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. По coдержанию экологические императивы подразделяются на: q предупредительные; q запретительные; q восстановительные (компенсационные); q карательные; q поощрительные; q управомочивающие; q разрешительные; q обязывающие. Предупредительные призваны предотвратить наступление вредных последствий в результате неправомерного действия. Предупредительные императивы наряду с запретительными образуют основную массу эколого-правовых норм. Запретительные императивы направлены на недопущение действий, причиняющих вред окружающей природной среде. Так, например, запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных системой очистки и обезвреживания отходов, запрещается ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств и т. д. Восстановительные, или компенсационные, нормы права содержат требование, обращенное к правонарушителю, о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации расходов на возмещение убытков и затрат для ликвидации потерь в природной среде. Подобные меры принимаются в рамках гражданских или административных правоотношений по возмещению причиненного вреда природной среде либо имущественным интересам природопользователей Карательные императивы проявляются в случаях привлечения к административной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса. В зависимости от предусмотренных санкций и степени общественной опасности они подразделяются на административные экологические правонарушения и уголовные экологические преступления (статьи 84, 85 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды"). Поощрительные эколого-правовые нормы, как правило, относятся к правовым нормам, регулирующим функционирование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Это может быть материальное стимулирование за выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. К числу указанных относятся нормы, устанавливающие порядок внесения платежей за выбросы, сбросы вредных веществ. В наиболее полном объеме такие нормы содержатся в разделе III Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" ("Экономический механизм охраны окружающей природной среды"). Названные группы норм права входят в категорию эколого-правовых норм охранительного назначения. Определенное место в правовом регулировании природоохранительной деятельности занимают нормы так называемого регулятивного направления. К их числу может быть отнесена компетенция представительных и исполнительных органов в области охраны окружающей природной среды, где преобладают управомочивающие нормы. Управомочивающие нормы, устанавливающие компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства, излагаются в статьях 6-10 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" (полномочия Правительства РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, местных органов самоуправления, специально уполномоченных органов). Разрешительные и обязывающие нормы обращены прежде всего к природопользователю. В одном случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право на определенное воздействие на природную среду; в другом - к природопользователям предъявляются соответствующие требования его поведения как участника экологического правоотношения. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|