Понятие себестоимости продукции
Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на потребленные при изготовлении продукции средства производства, оплату труда рабочих, услуг других предприятий, расходы по реализации продукции, а также затраты по управлению и обслуживанию производства. В себестоимости продукции находят свое выражение потребленные оборотные фонды, снашиваемая в процессе производства доля основных фондов (амортизационные отчисления), оплачиваемая непосредственно работникам в виде заработной платы доля живого труда (продукт для себя) и часть продукта для общества в виде отчислений на социальное страхование. Это означает, что себестоимость продукции отражает в денежной форме затраты той части общественного труда, которая непосредственно оплачивается предприятием (индивидуальная себестоимость) или группой предприятий какой-либо отрасли горной промышленности (среднеотраслевая себестоимость). Себестоимость продукции является частью ее стоимости, выраженной в денежной форме, которая характеризует затраты в процессе простого воспроизводства. Именно поэтому между себестоимостью продукции и ее стоимостью имеется количественное и качественное различие. Количественное различие определяется тем, что создаваемые на предприятии накопления не включаются в себестоимость продукции. Кроме того, в отчетную себестоимость продукции включают затраты, связанные с уплатой штрафов, пени и другими непроизводительными расходами, которые не увеличивают стоимости продукции. Качественное отличие себестоимости продукции определяется тем, что между затратами на потребленные средства производства и их денежным выражением может быть разница, зависящая от совершенства цен на средства труда, предметы труда, тарифов и ставок заработной платы. Между себестоимостью продукции и ценами на нее существует тесная взаимосвязь. На базе себестоимости строятся цены. В свою очередь, цены на средства производства оказывают большое влияние на себестоимость продукции, которая изготовляется с использованием этих средств производства. Эта взаимосвязь учитывается при планировании, анализе себестоимости продукции и установлении цен на нее. Себестоимость продукции представляет собой сумму производственных и непроизводственных затрат. В практике социалистического хозяйствования в нашей стране к производственным относят затраты на сырье, материалы, топливо, разные виды энергии, амортизационные отчисления, заработную плату рабочих и служащих, отчисления на социальное страхование, оплату paбот промышленного характера и научно-исследовательских paбот и т. д. К непроизводственным относятся затраты, связанные с реализацией продукции, подготовкой кадров, затратами на работы по стандартизации изделий и т. д. При планировании, учете и анализе определяют себестоимость единицы продукции, всей выработанной (товарной или реализованной) продукции и ее сравнительной части. Обобщающим показателем является показатель затрат на 1 грн. товарной продукции. Этот показатель определяется как частное от деления годовой себестоимости производства на объем товарной продукции в действующих ценах. В зависимости от полноты учитываемых затрат различают себестоимость цеховую (участковую), фабрично-заводскую и полную. В цеховую (участковую) себестоимость включают все производственные затраты цеха или участка. Фабрично-заводскую себестоимость определяют суммой производственных и общеуправленческих затрат предприятия. Полная себестоимость включает фабрично-заводскую себестоимость, а также дополнительные затраты, связанные с реализацией продукции, и другие затраты. В промышленности различают индивидуальную и отраслевую себестоимость продукции. Индивидуальная себестоимость характеризует затраты отдельного предприятия на производство и реализацию продукции. На ее уровень влияют конкретные условия производства данного предприятия. Отраслевая себестоимость характеризует средние по отрасли затраты на изготовление и реализацию продукции и определяется как средневзвешенная величина затрат на выпуск продукции и количество ее по отрасли (56) где Сотр — отраслевая себестоимость; Синд — индивидуальная себестоимость единицы продукции; q — количество продукции данного вида по отдельным предприятиям.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|