Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные пересмотры стандартов ИСО серии 9000 в 2000 году. Состав, назначение и структура международных стандартов ИСО 9000:2000 по управлению качеством.



Основные пересмотры стандартов ИСО серии 9000 в 2000 году:

1. пересмотр каждые 5-7 лет

2. эволюция потребностей потребителей

3. несовершенство моделей систем качества, содержащихся во второй редакции

4. не учитывали специфику малого бизнеса

5. необходимость сближения содержания стандартов с идеологией TQM (отсутствовали требования к менеджменту ресурсов, мало уделялось внимания персоналу, недостаточно регламентировалась деятельность руководства, отсутствовала ориентация на постоянное улучшение процессов).

Наиболее важное изменение, внесенное в содержание международных стандартов ИСО серии 9000:2000, - это ориентация на процесс.

В результате комплекс документов, состоявший ранее из 24 стандартов (некоторые их них остались на стадии внедрения), теперь содержит 5 базовых стандартов:

· ИСО 9000:2000 Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь;

· ИСО 9001:2000 Система менеджмента качества. Требования (устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита);

· ИСО 9004:2000 Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий);

· ИСО 19011:2000 Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды;

Международный стандарт ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Подход к разработке и внедрению СМК; роль высшего руководства в СМК; действия по улучшению СМК.

Стандарт ИСО 9000:2005 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает соответствующую терминологию.

Подход к разработке и внедрению СМК состоит из нескольких ступеней, включающих:

а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон;

b) разработку политики и целей организации в области качества;

c) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области

качества;

d) установление и обеспечение ресурсов необходимых, для достижения целей в области качества;

e) разработку методов для измерения эффективности и результативности каждого процесса;

f) применение результатов этих измерений для определения эффективности и результативности каждого процесса;

g) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их

причин;

h) разработку и применение процесса постоянного улучшения СМК.

Такой подход также применяется для поддержания в рабочем состоянии и улучшения имеющейся системы менеджмента качества.

Роль высшего руководства в системе менеджмента качества

С помощью лидерства и реальных действий высшее руководство может создавать обстановку, способствующую полному вовлечению работников и эффективной работе системы менеджмента качества. Принципы менеджмента качества могут использоваться высшим руководством как основа для выполнения своей роли в:

а) разработке и поддержании политики и целей организации в области качества;

b) популяризации политики и целей в области качества во всей организации с целью повышения осведомленности, мотивации и вовлечения работников;

c) обеспечении ориентации всей организации на требования потребителей;

d) обеспечении внедрения соответствующих процессов, позволяющих выполнять требования

потребителей и других заинтересованных сторон и достигать целей в области качества;

e) обеспечении разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии эффективной и

результативной системы менеджмента качества для достижения этих целей в области качества;

f) обеспечении необходимыми ресурсами;

g) проведении периодического анализа системы менеджмента качества;

h) принятии решений в отношении политики и целей в области качества;

i) принятии решений по мерам улучшения системы менеджмента качества.

Действия по улучшению СМК включают:

а) анализ и оценку существующего положения для идентификации областей, подлежащих

улучшению;

b) установление целей улучшения;

c) поиск возможных решений для достижения целей;

d) оценивание и выбор таких решений;

e) выполнение выбранных решений;

f) измерение, проверку, анализ и оценку результатов выполнения чтобы определить, достигнуты ли цели;

g) оформление изменений.

Международный стандарт ИСО 9001:2008. «Системы менеджменты качества. Требования». Процесс, процессный подход, его преимущества. Модель СМК, основанная на процессном подходе. 4 макропроцесса СМК.

Стандарт ИСО 9001:2008 устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:
a) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;
b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям.
Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их вида, размера и поставляемой продукции.

Настоящий стандарт направлен на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности СМК в целях повышения удовлетворённости потребителей путём выполнения их требований.

Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата, могут быть определены как «процессный подход».

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в СМК такой подход подчёркивает важность:

1. понимания и выполнения требований

2. необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавляемой ими ценности

3. достижения запланированных результатов выполнения процессов и обеспечения их результативности

4. постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

Модель СМК, основанная на процессном подходе.

Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль в установлении требований, рассматриваемых в качестве входов.

В рамках 4ёх макропроцессов выделяют следующие процессы:

ü ответственность руководства – определение и выполнение требований потребителей; формирования политики в области качества; планирование; распределение ответственности, полномочий и обмен информацией; анализ управленческой деятельности; управление записями; управление документацией

ü менеджмент ресурсов включает менеджмент инфраструктуры; управление производственной средой; менеджмент персонала

ü процессы ЖЦП: планирование процессов ЖЦП; процессы, связанные с потребителем; проектирование и разработки; закупки; производство и обслуживание

ü процессы измерения, анализа, улучшения включают: мониторинг и измерения; управление несоответствующей продукцией; анализ данных; улучшение СМК.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.