Основные пересмотры стандартов ИСО серии 9000 в 2000 году. Состав, назначение и структура международных стандартов ИСО 9000:2000 по управлению качеством.
Основные пересмотры стандартов ИСО серии 9000 в 2000 году: 1. пересмотр каждые 5-7 лет 2. эволюция потребностей потребителей 3. несовершенство моделей систем качества, содержащихся во второй редакции 4. не учитывали специфику малого бизнеса 5. необходимость сближения содержания стандартов с идеологией TQM (отсутствовали требования к менеджменту ресурсов, мало уделялось внимания персоналу, недостаточно регламентировалась деятельность руководства, отсутствовала ориентация на постоянное улучшение процессов). Наиболее важное изменение, внесенное в содержание международных стандартов ИСО серии 9000:2000, - это ориентация на процесс. В результате комплекс документов, состоявший ранее из 24 стандартов (некоторые их них остались на стадии внедрения), теперь содержит 5 базовых стандартов: · ИСО 9000:2000 Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь; · ИСО 9001:2000 Система менеджмента качества. Требования (устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита); · ИСО 9004:2000 Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий); · ИСО 19011:2000 Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды; Международный стандарт ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Подход к разработке и внедрению СМК; роль высшего руководства в СМК; действия по улучшению СМК. Стандарт ИСО 9000:2005 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает соответствующую терминологию. Подход к разработке и внедрению СМК состоит из нескольких ступеней, включающих: а) установление потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон; b) разработку политики и целей организации в области качества; c) установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества; d) установление и обеспечение ресурсов необходимых, для достижения целей в области качества; e) разработку методов для измерения эффективности и результативности каждого процесса; f) применение результатов этих измерений для определения эффективности и результативности каждого процесса; g) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин; h) разработку и применение процесса постоянного улучшения СМК. Такой подход также применяется для поддержания в рабочем состоянии и улучшения имеющейся системы менеджмента качества. Роль высшего руководства в системе менеджмента качества С помощью лидерства и реальных действий высшее руководство может создавать обстановку, способствующую полному вовлечению работников и эффективной работе системы менеджмента качества. Принципы менеджмента качества могут использоваться высшим руководством как основа для выполнения своей роли в: а) разработке и поддержании политики и целей организации в области качества; b) популяризации политики и целей в области качества во всей организации с целью повышения осведомленности, мотивации и вовлечения работников; c) обеспечении ориентации всей организации на требования потребителей; d) обеспечении внедрения соответствующих процессов, позволяющих выполнять требования потребителей и других заинтересованных сторон и достигать целей в области качества; e) обеспечении разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии эффективной и результативной системы менеджмента качества для достижения этих целей в области качества; f) обеспечении необходимыми ресурсами; g) проведении периодического анализа системы менеджмента качества; h) принятии решений в отношении политики и целей в области качества; i) принятии решений по мерам улучшения системы менеджмента качества. Действия по улучшению СМК включают: а) анализ и оценку существующего положения для идентификации областей, подлежащих улучшению; b) установление целей улучшения; c) поиск возможных решений для достижения целей; d) оценивание и выбор таких решений; e) выполнение выбранных решений; f) измерение, проверку, анализ и оценку результатов выполнения чтобы определить, достигнуты ли цели; g) оформление изменений. Международный стандарт ИСО 9001:2008. «Системы менеджменты качества. Требования». Процесс, процессный подход, его преимущества. Модель СМК, основанная на процессном подходе. 4 макропроцесса СМК. Стандарт ИСО 9001:2008 устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация: Настоящий стандарт направлен на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности СМК в целях повышения удовлетворённости потребителей путём выполнения их требований. Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы. Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов, направленный на получение желаемого результата, могут быть определены как «процессный подход». Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии. При применении в СМК такой подход подчёркивает важность: 1. понимания и выполнения требований 2. необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавляемой ими ценности 3. достижения запланированных результатов выполнения процессов и обеспечения их результативности 4. постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении. Модель СМК, основанная на процессном подходе. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль в установлении требований, рассматриваемых в качестве входов. В рамках 4ёх макропроцессов выделяют следующие процессы: ü ответственность руководства – определение и выполнение требований потребителей; формирования политики в области качества; планирование; распределение ответственности, полномочий и обмен информацией; анализ управленческой деятельности; управление записями; управление документацией ü менеджмент ресурсов включает менеджмент инфраструктуры; управление производственной средой; менеджмент персонала ü процессы ЖЦП: планирование процессов ЖЦП; процессы, связанные с потребителем; проектирование и разработки; закупки; производство и обслуживание ü процессы измерения, анализа, улучшения включают: мониторинг и измерения; управление несоответствующей продукцией; анализ данных; улучшение СМК. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|