Здавалка
Главная | Обратная связь

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА



В процессе труда возникают отношения между работниками, т.е. носителя­ми рабочей силы, и нанимателями, использующими и оплачивающими труд. Эти отношения называют трудовыми,они представляют один из видов эконо­мических отношений.

На рынке трударабочая сила является товаром, который ее собственник продает нанимателю за определенную плату. Происходит акт купли-продажи и возникают отношения найма. При этом каждая из сторон (администрация учреждения и работник) свободна в своих действиях, вправе соглашаться или не соглашаться с условиями купли-продажи. Законом запрещается только дис­криминация со стороны нанимателя по признаку пола, национальности, расы.

Трудовые отношения в ходе трудовой деятельности регулируются трудовым договором, контрактом— юридически оформленным соглашением между ад-] министрацией и работником. В нем изложены условия, которые должна со­блюдать каждая из сторон. Контракт оговаривает характер, содержание, усло-| вия, оплату труда, взаимные обязанности работника и нанимателя.

Обычно контракт заключается на год или несколько лет и по истечении! этого срока может быть прерван или продлен по взаимному решению сторон. ] Если администрация либо работник нарушают условия контракта, пострадав­шая сторона может возбудить иск, передать дело в суд или арбитражную ко-] миссию, расторгнуть договор в установленном порядке. В редких случаях, когда между администрацией фирмы и работником есть полное взаимное доверие, ■ между ними заключаются пожизненные контракты.Чаще всего это имеет место\ в Японии, где и дирекция фирмы, и работники исходят из так называемой философии общей судьбы.

Договоры, контракты — одна из лучших форм регулирования трудовых от-1 ношений между администрацией и наемными работниками. Во-первых, в до­говоре закреплены конкретные отношения двух субъектов, соответствующие их желаниям. Во-вторых, ограниченность срока действия договора, возмож-1 ность его расторжения обязывает каждую сторону уважительно относится к интересам противоположной стороны.

Трудовые отношения имеют место не только между администрацией и ра- ] ботинками, но и между самими работниками, а также работниками и управля­ющими-менеджерами в процессе осуществления трудовой деятельности.

Несмотря на то что трудовые отношения между нанимателями и работниками j носят свободный характер, т.е. определяются по доброй воле договаривающихся сторон, общие правила заключения и действия трудовых соглашений устанавли­ваются и регулируются государством. Общий свод законодательно установлен­ных правил, норм трудовых отношений представлен Трудовым кодексом.

Наряду с регламентацией рынка труда государством, для регулирования от­ношений между работодателем и работником используется коллективно-дого­ворная система.Соотношение между этими видами регулирования различно. Но в любом случае законодательные нормы, определяемые государством, служат отправной точкой заключения соглашений, устанавливающих минимальный уро­вень социальных гарантий, повышение которого является целью коллективных


договоров. В этом смысле коллективно-договорная система играет более ак­тивную роль на рынке труда, чем государственное регулирование.

Система регулирования трудовых отношений на основе коллективных со­глашений складывалась на протяжении многих десятилетий. Возникнув на ранних этапах промышленной революции как средство повышения заработ­ной платы, коллективные соглашения не играли сколько-нибудь заметной роли в течение длительного времени, пока не получили развития профсоюзное дви­жение, гражданские права и свободы, демократизация управления, законода­тельное закрепление прав наемных работников.

С развитием коллективно-трудовой системы как социального института, регу­лирующего отношения на рынке труда, содержание трудовых соглашений рас­ширилось. В них стали отражаться такие аспекты благосостояния работников, как социальное обеспечение (оплата больничных листов, дополнительные пен­сии, пособия), социальные выплаты (например, на медицинское обслуживание), гарантии, степень и формы участия работников в управлении предприятием.

В современной экономике функционирование коллективно-договорной системы сталкивается с рядом проблем. Дело в том, что данная система явля­ется, по сути, инструментом защиты групповых интересов,которые зачастую вступают в противоречие с общественными интересами, защищаемыми госу­дарством. Результаты коллективных договоров часто не согласуются с эконо­мической политикой государства, особенно в периоды кризисов, сопровожда­ющихся ростом инфляции или безработицы. В этих относительно редких, но особо тяжелых условиях коллективно-договорная система может стать факто­ром, подстегивающим инфляцию.

Существуют три возможных способа разрешения возникающих противоречий общенациональных интересов государства и групповых интересов работников.

1. Политика «социальной ответственности» сторон. В этом случае работни­
ки и защищающие их интересы профсоюзы идут на сознательное ограничение
своих требований в области заработной платы. В коллективных соглашениях
на первый план выступают производственные требования. В то же время пре­
дусматривается уменьшение рабочей недели, увеличение продолжительности
отпусков, меры по использованию частичной занятости. Данный вариант слу­
жит временной мерой сглаживания противоречий.

2. Стремление государства вписать коллективно-договорную систему в свою
социально-экономическую политику. В своем крайнем проявлении этот вари­
ант предполагает меры по законодательному определению потолка и замора­
живанию заработной платы, проведению твердой политики в отношении цены
труда и трудовых доходов.

3. Согласование интересов всех субъектов трудовых рыночных отношений:
работника, работодателя и государства, заключение на этой основе нацио­
нального трехстороннего соглашения, закрепляемого в законодательном по-
Рядке. Это лучшая форма регулирования трудовых отношений.

Естественно, что в разных странах трудовые отношения различаются в за­висимости от исторически сложившихся тенденций, состояния экономики, социальной активности работников. Определенный отпечаток на трудовые отношения накладывает специфика отрасли.

Каждый человек имеет право на защиту своих трудовых интересов в той Мере, в которой это предусмотрено законами страны и общепризнанными


международными актами. Трудовые права людей защищаются прежде всего трудовым законодательством,предусматривающим правила предоставления работы, найма и увольнения, охраны труда, его оплаты, отпусков, отдыха, компенсации вредных и тяжелых условий труда. К защите трудовых прав от­носится также ограничение продолжительности рабочего дня и обязательное соблюдение правил техники безопасности, охраны труда.

Вслучае возникновения трудовых конфликтовмежду работниками и адми­нистрацией интересы работников могут защищать государственные органы власти, ведающие трудовыми отношениями, и правовые органы в лице проку­ратуры и суда.

Лучшая форма решения трудовых конфликтов — примирение на взаимо­приемлемой основе. Защита трудовых прав не должна входить в противоречие с соблюдением работниками трудовых норм и обязанностей, оговоренных в контрактах.

С проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и его производи­тельности соседствует не менее важная проблема занятости населения,под которой понимается мера вовлечения людей в трудовую деятельность и сте­пень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения рабочими местами.Осуществление определенной политики занятости, создание условий для ра­циональной занятости представляет важнейшую задачу экономики любой стра­ны. Эта проблема должна решаться и в региональном аспекте и в отраслевом, т.е. существуют проблемы трудовой занятости медиков в целом и в рамках определенной территории.

Содержание термина «занятость» включает в себя как потребность людей в различных видах общественно полезной деятельности, так и степень удов­летворения этой потребности исходя, с одной стороны, из желания людей участвовать в трудовой деятельности в соответствии со своими трудовыми и профессиональными возможностями и, с другой стороны, из возможности предоставления им рабочих мест.

Сформулированная в России в период становления рыночных отношений концепция занятости базируется на следующих основных принципах:

1. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями
к производительному и творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо
форме не допускается, за исключением случаев, особо установленных законо­
дательством.

2. Ответственность государства за реализацию права граждан на труд, cor
действие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и
которую он желает осуществлять.

3. Обеспечение экономически и социально целесообразной, эффективной
занятости (с учетом к тому же скрытых, «теневых» форм занятости).

Еще одна принципиальная сторона занятости состоит в возможности из­брания сферы трудовой деятельности в любом секторе экономики вне зависи­мости от господствующей в нем формы собственности. Допустима, не проти­воречит закону свободно избранная занятость на основе различных форм собственности, включая личную, индивидуальную, частную. Это означает, что труд по найму, индивидуальный труд, предпринимательская деятельность приобретают статус столь же общественно признанных форм, как и труд в общественном производстве, в государственной экономике. Подобная


трансформация представлений о значимости разных форм участия в трудовой деятельности особенно важна для медицины, где все еще сильны предубежде­ния в виде непочитаемостй негосударственных, частных организаций. Такая концепция занятости создает качественно новые представления о труде как социально-экономической категории, выдвигает на первый план социальные аспекты трудовой деятельности.

Представляется возможным и уже наблюдается смещение акцентов престиж­ностиотдельных форм, видов, областей труда. Стремление к предпочтению сфер деятельности, приносящих государственные привилегии, должно сме­ниться почитанием трудав любой области,где он приносит законный доход, предоставляет возможность самовыражения личности с учетом ее индивиду­альных качеств и способностей. На людей перестают давить примат труда в государственном секторе экономики, унизительность предпринимательской деятельности, непочитаемость работ, которые в соответствии с устаревшими стереотипами воспринимались как «второсортные» и «третьесортные».

Свободно-рыночные начала в формировании трудового сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими нача­лами.Наряду с личным волеизъявлением людей, имеют место объективные обстоятельства и условия, не зависящие от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Нельзя, наконец, абст­рагироваться от малоприятного, но часто наблюдаемого факта несоответствия запросов работников их личным трудовым качествам.

Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетвореныдаже в са­мом демократическом обществе,и рыночная экономика никоим образом не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, стремящихся получать выгоду только от доходных объектов труда способно носить обостренный характер. Это никоем образом не умаляет забо­ты общества о трудоустройстве людей, обеспечении занятости.

Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в Рос­сии, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его пред­ложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда.Основная цель активной политики — всемерное содействие в трудоус­тройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со сторо­ны регулирования как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:

1) содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы
трудоустройства, деятельность которых нормативно регламентируется и конт­
ролируется государством;

2) развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как
Упредительной и профилактической меры содействия занятости через госу­
дарственные программы обучения и путем стимулирования участия работода­
телей в программах профессиональной подготовки и переподготовки;

3) организация общественных работ, включая трудоемкие работы по строи­
тельству и благоустройству городов, защите природы, уходу за больными, пре­
старелыми;


4) содействие самозанятости и предпринимательству посредством предос­
тавления кредитов и субсидий, налоговых льгот, консультационной помощи;

5) содействие занятости социально слабозащищенных групп населения (жен­
щины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем перво­
очередного направления на переобучение и на работу; целевое квотирование
и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при
найме и увольнении.

Проведение активной политики на рынке труда не только стимулирует не­занятых на поиск работы, но и способствует снижению материальных и не­рвно-психологических затрат, связанных с ее поиском. Следовательно, такая политика благоприятствует росту эффективности общественного труда, сни­жению социальной напряженности, сохранению здоровья населения.

Приходится менять и представление о полной занятости,бытовавшее в тече­ние многих лет в советской экономической науке и практике. Концепция максимального, полного вовлечения всего трудоспособного населения в зону общественного труда уступает место принципу рациональной занятости.Что же касается полной занятости, то с позиций рыночной экономики ее следует воспринимать не как «всеобщую», «поголовную», а как доступную.Иначе го­воря, занятость следует считать полной, если каждый, изъявивший желание иметь оплачиваемую работу, имеет возможность получить ее с учетом своих профессиональных возможностей. Законодательство о занятости населения, наряду с трудовым законодательством, призвано гарантировать право на труд и меры по предоставлению людям подходящей работы с учетом профессии, стажа, возраста, места жительства. В этих целях создана государственная служба занятости.

Рыночную экономику обычно увязывают с безработицей.Действительно, исторический опыт учит, что в странах с рыночной системой хозяйствования практически всегда существует некоторое количество безработных. Принято считать, что уровень безработицы от 1 до 3% вполне допустим, с безработицей в 5% экономика способна существовать, но уже 7% — социально опасный уровень, которого надо избегать.

Следует отметить, что экономике обычно сопутствуют два явления: безрабо­тица людей и «безработица» рабочих мест, т.е. наряду с людьми, не имеющими работы, имеются незанятые рабочие места. Но обычно в рыночной экономике количество безработных людей намного превышает количество не соответству­ющих их запросам рабочих мест, тогда как в нерыночной экономике и даже в экономике переходного типа чаще наблюдается обратная картина.

Понятия «безработица» и «безработные» трактуются экономистами неодноз­начно. Международная практика, опыт которой обобщен и резюмирован в до­кументах Международной организации труда (МОТ), исходит из положения, согласно которому безработнымсчитается тот, кто может и хочет работать, самостоятельно, активно занимался поиском работы, но не смог трудоустро­иться, прежде всего из-за отсутствия свободных рабочих мест или недостаточ­ной профессиональной подготовки. Согласно российскому законодательству о занятости населения, официально безработными признаются трудоспособ­ные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способны


Я готовы трудиться и которым служба занятости не сделала предложений под­ходящей работы.

К числу безработных не принято относить не работающих трудоспособных людей, которые официально не заявили о своем желании работать, не зареги­стрировались на бирже труда. Биржа трудапредставляет одну их форм специ­ально организованного государством рынка труда. В задачи такой биржи вхо­дит регистрация лиц, лишенных работы и ищущих ее, поиск для них мест трудоустройства.

Основная причина безработицы — недостаточное количество рабочих мест,т.е. мест, зон, участков, где работник может трудиться, где в нем есть необхо­димость. Довольно часто безработица наблюдается и при наличии свободных рабочих мест,не соответствующих профессии лиц, осуществляющих поиск работы. На увеличение безработицы влияют спад производства, несоответ­ствие профессионально-квалификационного уровня работников требованиям производства.

Величина безработицы определяется ее уровнемв виде доли, которую со­ставляют безработные в общей массе экономически активного населения. Ва­жен и показатель средней продолжительности поиска работы,в течение которо­го безработный лишен возможности трудоустройства.

Безработица может быть естественной,обусловленной объективными фак­торами, и вынужденной.

Принято также различать следующие виды безработицы: фрикционная,воз­никающая в связи с наличием перерывов в работе при смене работы; сезонная,обусловленная сезонной трудовой занятостью в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство; структурная,вызванная изменением отраслевой и региональной структуры производства, например закрытием организаций, уч­реждений в отрасли или в регионе. Самый тяжелый вид безработицы связан с циклическим развитием экономики и проявляется во время экономического спада. Именно эта форма безработицы стала основной в России в период перехода от централизованной к рыночной экономике. Такую безработицу в экономической литературе называют циклической.

Следует упомянуть о наличии так называемой скрытой безработицы,кото­рая была распространена в советской экономике и осталась в России до сих пор. Такой тип безработицы наблюдается, когда люди на работе не нужны, находясь в избыточном количестве, но их не увольняют, избегая ухудшения социальной ситуации. Существует также понятие «полной занятости».На пер­вый взгляд, представляется, что это всеобщая занятость всех, кто способен работать, в действительности же имеется в виду доступная занятость. В усло­виях полной занятости каждый, изъявивший желание иметь оплачиваемую работу, должен обладать возможностью ее получения.

Безработица — социально неблагоприятное явление, но при уровне ниже 5% она не приводит к социальным катаклизмам, а подстегивает работников, побуждает дорожить своим рабочим местом. Чтобы избежать недопустимого роста безработицы, иногда приходится специально создавать рабочие места. В условиях высокого уровня безработицы создание новых мест считается значительным социальным достижением, ставится в качестве важнейшей


экономической задачи. Обычно безработным в течение некоторого периода времени выплачивается денежное пособие по безработице,но оно ниже зара­ботной платы, которую получал работник. Борьба с безработицей — острей­шая проблема современной экономики.

В нашей стране сформировалось и до сих пор культивируется отношение к безработице как социальному, негативному и даже недопустимому явлению. Слов нет, безработица нежелательна. Но с некоторым ее реальным наличием мы уже вынуждены смириться, с тенденциями к возрастанию — тоже. Воз­можность поддержания постоянной полной сбалансированности между спро­сом на работу и наличием рабочих мест и тем более превышением предложе­ния работы над спросом на нее, достаточно иллюзорна даже в таких социально значимых отраслях, как здравоохранение. К тому же насколько такой подход целесообразен и с экономических и с социальных позиций?

Обычно обеспечение полной и тем более всеобщей, поголовной занятости покупается ценой спада эффективности экономики. С другой стороны, и без­работица имеет высокую социальную цену, да и приносит экономический ущерб. В этом свете безработицу следует воспринимать как социальное зло, пол­ностью избежать которогов силу несовершенства рыночного механизма регулиро­вания не представляется возможным.Практически речь идет о том, чтобы при­нимать все возможные меры по снижению безработицы, обеспечению занятости. Если же эти меры не приводят к успеху — пускать в ход систему социальной поддержки и защиты безработных.

Огромную роль в этой системе играют не только пособия по безработице, денежная поддержка и материальная помощь. Гораздо важнее оказать содей­ствие в трудоустройстве, организовать общественные работы, создать рабочие места. Здесь на первый план выходят задачи переобучения,переподготовки и повышения квалификации, освоения новых специальностей. Обязанность го­сударства состоит в организации специальной учебной сети,центров по бес­платному обучению.

Снижению безработицы способствует и облегчение миграции населения, перемещение рабочей силы в те регионы, где в ней ощущается повышенная потребность.

Вопросы

1. В чем заключаются трудовые отношения между работниками и их нанимателя­
ми? Как они связаны с трудовыми контрактами?

2. Что такое коллективно-договорная система? Чьи интересы и каким образом она
защищает?

3. Какова современная принятая в мире концепция занятости?

4. Каким образом государство регулирует отношения на рынке труда?

5. В чем заключается принцип рациональной занятости?

6. Что вкладывается в понятие «безработица»? Каковы основные виды безработицы?

7. Как государство борется с безработицей?

8. В какой мере безработица угрожает медицинским работникам?








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.