Здавалка
Главная | Обратная связь

Приватизация в сфере здравоохранения



Под приватизациейгосударственного или муниципального имущества в сфере здравоохранения подразумевается передача прав и обязанностей собственности от органов государственного и местного управления либо от государственных (муниципальных) предприятий и организаций физическим и юридическим ли-Цам (или их объединениям), которые становятся преемниками этих прав и при­обретают права на имущество, закрепленное за приватизируемыми учреждения­ми здравоохранения на условиях и в порядке, предусмотренном соответствующими законами. Объектом приватизации в здравоохранении может стать не только иму­щество, но и организации, учреждения, занятые медицинской деятельностью.

В настоящее время приватизация в России стала обычным явлением, рас­пространяющимся на самые разные виды имущества: земельные участки, зда­ния, помещения, оборудование. Все более актуальным становится вопрос о приватизации некоторой части медико-производственного (медико-фармацев­тического) комплекса, включающего в себя не только лечебно-профилакти­ческие и аптечные учреждения, но и предприятия, производящие лекарствен­ные препараты, медицинскую технику и изделия медицинского назначения.

Между тем приватизацию объектов сферы здравоохранения нужно прово­дить с большой осторожностью, с учетом общественной целесообразности и


социальных последствий. Механический перенос общих норм законодательства о приватизации на сферу здравоохранения недопустим, это может нанести не­поправимый вред не только ее экономике, но и здоровью общества. Следует иметь в виду, что у многих россиян представление о государственных медицин­ских учреждениях ассоциируется с бесплатной помощью, а о частной — с плат­ными услугами. В действительности, как уже отмечалось выше, такое представ­ление не вполне корректно, так как государство способно оплачивать частные услуги здравоохранения из внебюджетных фондов и в то же время государ­ственные лечебные учреждения оказывают платные услуги. Однако несомнен­но, что приватизация имущества и организаций здравоохранения ведет к росту платных услуг, труднодоступных для значительной части населения России.

С другой стороны, приватизация имущества и организаций в сфере здраво­охранения способствует расширению объема, увеличению разнообразия ока­зываемых услуг, облегчает доступ к платным услугам тем гражданам, которые обладают возможностью их оплачивать.

Очевидно, что существует рациональное соотношение между долей госу­дарственной и частной собственности в здравоохранении, хотя установить оптимум довольно трудно. Известно, например, что в Великобритании доля частного сектора в здравоохранении составляет примерно 15%. Взвешенный подход к приватизации в здравоохранении будет способствовать преодолению негативных тенденций в его развитии, расширению ресурсной базы и более полному удовлетворению потребностей населения в лечебно-профилактичес­кой и фармацевтической помощи.

Главной цели проводимой приватизации в здравоохранении является демо­нополизация отрасли, создание условий конкурентоспособности лечебных объектов в интересах расширения выбора населением видов и форм медицин­ской помощи, повышения эффективности работы служб (подразделений) и качества обслуживания, увеличение доходов государственного бюджета. Од­новременно ставятся задачи повышения уровня социальной защиты работни­ков отрасли, обеспечения развития инфраструктуры единого медико-фарма­цевтического комплекса за счет средств от приватизации и привлечения инвестиций в эту социально значимую сферу.

Приватизация призвана сбалансировать интересы всех субъектов медицин­ских услуг: их потребителей (пациентов), работников здравоохранения и госу­дарства. Основными результатами этого процесса должны стать повышение эффективности работы отрасли и качества оказываемой лечебно-профилакти- _ ческой и медикаментозной помощи, предоставление гражданам реальной воз­можности самостоятельного выбора учреждений здравоохранения и специа­листов, видов оплаты услуг, увеличение уровня заработной платы персонала. Приватизация и коммерциализация (предоставление услуг на коммерческих началах) отдельных учреждений и организаций отрасли позволит также сэко­номить бюджетные средства, расходуемые на приватизируемые организации, и направить их на развитие единого медико-производственного комплекса.

Осуществление приватизации в здравоохранении должно базироваться на соблюдении следующих основных принципов:

- обеспечение многосекторальности (многоукладное™) здравоохранения, целесообразного, рационального сочетания и разделения государственного и частного секторов, выделения общего, смешанного сектора;


 

- установление взаимодействия приватизированного сектора с сектором
страховой медицины, предоставление возможности оплаты услуг частных орга­
низаций за счет фондов обязательного медицинского страхования;

- организация государственного контроля за деятельностью приватизиро­
ванного сектора в медицине;

- сохранение существующих структур федеральных и региональных сетей
учреждений здравоохранения;

- оказание содействия негосударственному сектору здравоохранения со сто­
роны государства посредством упрощения регистрации, предоставления в аренду
помещений и оборудования, выдачи государственных заказов на осуществле­
ние работ и оказание услуг.

Формирование многоукладной системы здравоохранения достигается путем создания общефедеральной государственной службы, сочетающей свою деятель­ность с контролем за страховыми и частнопредпринимательскими учреждениями, с возрастающей организационной и экономической ответственностью регио­нов за состояние охраны здоровья населения.

Наиболее целесообразной с точки зрения современной системы здравоох­ранения, основанной на публичной собственности, является трехуровневая структура ее организации и управления, включающая следующие уровни: 1) местный или муниципальный; 2) региональный; 3) федеральный.

Государственный федеральный секторздравоохранения, использующий фе­деральную собственность, обеспечивает населению гарантированный мини­мум медицинских услуг.

Государственный региональный секторздравоохранения опирается на исполь­зование объектов собственности субъектов Федерации и представляет собой продолжение федерального сектора, дополняющее его с учетом особенностей и ресурсных возможностей региона — субъекта Федерации.

Муниципальный секторздравоохранения, используя возможности террито­риальных органов управления здравоохранением, базируется на муниципаль­ной форме собственности и управляется местной администрацией. В этом секторе граждане получают основной объем первичной медико-санитарной помощи из его источников осуществляется финансирование многоотраслевых служб здравоохранения.

Бесплатность медицинской помощи в федеральном, региональном и му­ниципальном секторах обеспечивается функционированием системы обя­зательного медицинского страхования, наряду с федеральными, региональ­ными и местными программами развития здравоохранения и общественной профилактики заболеваний.

Основная часть учреждений здравоохранения согласно такой концепции остается в государственной и муниципальной собственности, в первую оче-Редь те из них, которые оказывают высококвалифицированную помощь, яв­ляясь уникальными для определенной территории.

Сектор частной медицинской практикииспользует объекты частной собственно­сти и объекты государственной и муниципальной собственности, предоставляе­мые в аренду на началах совместного пользования, функционируя в тесной взаи­мосвязи с системой добровольного индивидуального и группового медицинского страхования. Государство регламентирует (или лимитирует) долю платных меди-Цинских услуг, исходя из •показателей индивидуального страхования граждан.


Таким образом, современная государственная политика в области здраво­охранения нацелена на обеспечение сбалансированного развития всех его сек­торов, независимо от формы собственности. При этом государство, ограничи­вая прямые функции директивного управления медициной, несет полную ответственность за обеспечение граждан России гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи вне зависимости от того, оказывается ли она организациями государственного или частного сектора.

Приватизация не должна разрушать сложившуюся в стране и в отдельных ее регионах действующую структуру сети медицинских учреждений. Граждане России и после приватизации этих учреждений должны получать все виды гарантированной бесплатной и общедоступной медицинской помощи как в го­сударственных (или с преобладающим участием государства), так и в привати­зированных лечебно-профилактических учреждениях.

Этот основополагающий принцип приватизации в сфере здравоохранения должен стать базой ее дальнейшего развития. Механизмы его конкретной реа­лизации зависят от двух основных подходов к приватизации медицинских уч­реждений во всех регионах страны.

Первый подход предполагает, что Федеральная программа приватизации медицинских учреждений должна устанавливать лишь общие («базовые») прин­ципы их разгосударствления. На основе базовых принципов каждый регион разрабатывает собственную программу приватизации, ориентируясь при этом на свои местные особенности и условия развития здравоохранения в каждом отдельном регионе. В этом случае у регионов должны быть сохранены воз­можности существенного отступления от Федеральной программы. Если эти отступления будут значительными, то региональные (или местные) органы власти должны обладать правом принимать региональную (или местную) про­грамму приватизации учреждений здравоохранения.

В основе второго подхода лежит типологизация (или группировка) всех ре­гионов России по сходству (или близости) на основе следующих основных признаков:

- демографических особенностей населения;

- динамики заболеваемости (по отдельным видам болезней);

- уровня материальной обеспеченности граждан;

- уровня развития региональной сети здравоохранения.

При отнесении регионов к определенному типу следует учитывать и такие признаки, как обеспеченность жильем, уровень среднедушевого дохода, эко,-логические условия. Для каждой группы регионов разрабатывается собствен­ная стратегия приватизации.

Приватизация части государственной собственности в России — естествен­ное следствие перехода к рыночной экономике. Преобладавшая в бывшем Со­ветском Союзе государственная собственность на средства производства при практическом запрете частной собственности привела к потере заинтересован­ности людей в сохранении, приумножении, рациональном использовании объек­тов государственной собственности. В результате имели место низкая эффек­тивность производства, неудовлетворительное использование и потери экономических ресурсов и в итоге — слабая результативность всей экономики.

В то же время накопленный в России с начала девяностых годов прош­лого века опыт приватизации объектов государственной и муниципальной


собственности свидетельствует, что приватизация порождает ряд серьезных экономических и социальных проблем, зачастую приводит к тяжелым послед­ствиям. В процессе слабо контролируемой государством приватизации проис­ходит растаскивание государственной собственности, передача ее в частные руки за плату, существенно ниже объективной оценки стоимости, механизмы проведения которой требуют особой наладки. В ряде случаев приватизируе­мые объекты используются не по прямому их назначению, в результате чего наносится социальный ущерб.

Учитывая явную ограниченность количества объектов собственности в рос­сийском здравоохранении и недостаточность средств государственного и мест­ных бюджетов, которые призваны в определенной мере пополнять доходы от приватизации, следует с особой тщательностью и осторожностью подходить к приватизации в сфере здравоохранения.

Приватизация — неизбежный этап рыночных преобразований российской экономики. Вместе с тем надо иметь в виду, что превращение государствен­ной собственности в частную есть необходимое, но не достаточное условие эффективного хозяйствования. Надо еще изменить психологию людей, вос­питать в них чувство хозяина, породить желание активно заниматься эффек­тивным использованием, наращиванием собственности, полученной посред­ством приватизации.

Принципиально важно понимать, что, получая собственность в свои руки, люди становятся хозяевами в юридическом, но не в экономическом смысле. Если собственник не обладает желанием и умением управлять собственностью, приобретает ее ради сиюминутной выгоды или в целях перепродажи, его нельзя считать хозяином в экономическом понимании этого слова. В этом случае пе­реход к частной собственности не только не приводит к желаемым социально-экономическим результатам, но и способен вызвать негативные последствия.

Вопросы

1. Что вкладывается в понятие «собственность»? Какую роль играет собственность
в экономике и в здравоохранении?

2. Объясните смысл терминов «субъект собственности», «объект собственности»,
«форма собственности», «отношения собственности»?

3. Какие формы собственности существуют в экономике и в здравоохранении?
Каковы основные субъекты и объекты собственности в здравоохранении?

4. Какие виды отношений собственности имеют место в экономике?

5. Как осуществляется управление собственностью?

6. Зачем проводится приватизация объектов государственной и муниципальной соб­
ственности?

7. В чем состоит специфика приватизации в сфере здравоохранения?


 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.