МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
В связи с проведением в России рыночных преобразований, сопровождавшихся появлением, развитием и усилением конкуренции среди хозяйствующих субъектов, участвующих в лечебно-профилактической и медико-производственной деятельности, им приходится осваивать новые методы работы на рынке медицинских товаров и услуг, чтобы эффективнее использовать ресурсы, увеличивать прибыль, более полно удовлетворять возрастающие запросы потребителей. Необходимость в постоянном анализе состояния рынка медико-фармацевтической продукции, контроле за динамикой и выявлением тенденций в соотношении спроса и предложения обусловила переориентацию медицинских и медико-производственных организаций — как государственных, так и коммерческих, предпринимательских — на использование концепции маркетинга как системной философии управления совокупностью факторов рыночной деятельности и применения практических приемов менеджмента для решения целевых задач. Реализация любой конкурентной стратегии в коммерческом здравоохранении невозможна без использования комплекса медико-социального маркетинга в виде системы мероприятий рыночной природы, ориентированных на успешное достижение стратегических целей хозяйствующего субъекта рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения. В научной литературе маркетинг(от англ. market — рынок) определяется как деятельность по изучению рынка, выбору вида производимого товара (услуги), распределению и продвижению товаров на рынки в целях активизации продаж, получения прибыли, удовлетворения запросов покупателей, приобретателей товара. По своему замыслу маркетинг призван приспособить производство к требованиям рынка. Маркетинг включает следующие виды деятельности: 1) разработку товара— определение вида, установление свойств, качеств, 2) анализ рынка— выявление конъюнктуры рынка товаров и услуг, которые 3) выработка ценовой стратегии(политики цен) — определение такого уров 4) привлечение покупателейпосредством рекламы товаров, демонстрации Специалистов в области маркетинга и работников производственных, тор-гово-сбытовых организаций, анализирующих спрос на товар, устанавливающих выгодные рынки сбыта товара, вырабатывающих рекомендации для руководителей организаций о целесообразности производства и возможности продажи определенных видов товаров, услуг, а также методов активизации продаж, называют маркетологами. Втеории маркетинга и в практике его применения используется своеобразная терминология, ключевые понятия которой необходимо знать для уяснения характера маркетинговой деятельности. Приведем получившие наибольшее распространение ключевые понятия.
Товар— обобщающее понятие маркетинга, охватывающее все то, что можно продавать на рынке, то есть продукция материального производства, вещи, ценности, изделия, услуги, информация, интеллектуальный продукт, обладающие определенными количественными и качественными характеристиками, потребительскими свойствами. В здравоохранении в качестве товара могут быть представлены любые виды медицинских услуг, рекреационные, оздоровительные, транспортные, консультационные, профилактические, санитарные, разные виды помощи больным, лекарственные препараты и средства, продукция медицинской техники, результаты научных, лабораторных исследований и проектных разработок, медико-образовательные услуги. В маркетинге различают товар по замыслу(целевое назначение товара), реальный товар(конкретный товар), товарс подкреплением(с гарантией, доставкой, обслуживанием). Целый товар— это полный товарный комплект, а частичные товары — часть комплекта. Целевой рынок— рынок того вида товаров и услуг, которые производит и продает данная организация, предприниматель в соответствии с целями своей деятельности. В здравоохранении наиболее распространены целевые рынки медицинских услуг, фармацевтических товаров, других средств лечения, медицинской техники, медико-образовательных и консультационных услуг. Сегмент рынка— часть рынка, характеризующаяся представленными на ней видами товаров, способами продаж, ценами, категориями покупателей. Разделение рынка на такие части называют сегментированием. Комплекс маркетинга— совокупность регулируемых и контролируемых факторов, оказывающих воздействие на рынок используемых продавцами товаров для создания благоприятной рыночной ситуации. В комплекс маркетинга включают такие основные факторы маркетинговой деятельности, как товар, цена, методы распространения товаров, способы стимулирования продаж. Маркетинговая среда— совокупность условий, организаций, сил, сфер влияния, воздействующих на маркетинговую деятельность, влияющих на способность продавцов товаров устанавливать, поддерживать, развивать контакты с целевыми рынками. Маркетинговые исследования— изучение, анализ, прогноз рыночной ситуации с целью выбора и принятия рациональных решений о производстве и продаже товаров. Конъюнктура рынка— ситуация на рынке, характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активности, ценами, объемами продаж. Емкость рынка— потенциально возможный объем продаж определенного вида товара на рынке в течение заданного периода времени, зависящий от состава клиентуры, ее доходов, спроса на товар, уровня цен, деловой активности, уровня организации рыночных процессов. Канал распределения, сбыта(канал маркетинга) — путь движения товара от производителя через торговых агентов, посредников, продавцов к потребителям, совокупность организаций и лиц, выполняющих функции продвижения товара от производителя к потребителю. Различают, в зависимости от числа посредников, каналы нулевого уровня(прямая продажа товара производителем потребителю), одноуровневые, двухуровневые, многоуровневыеканалы. Как следует из изложенного, в общем виде маркетинг можно представить как систему, состоящую из определенного набора взаимосвязанных экономических и организационно-правовых элементов, а также комплекса приемов, средств и расчетных методов по анализу конъюнктуры рынков товаров и услуг, направленных на удовлетворение потребительских предпочтений при оптимальном использовании факторов производства. Маркетинг является, прежде всего, эффективным инструментом повышения конкурентной активности. Поэтому его применение позволяет производителям и продавцам решать следующий круг вопросов: - определение возможности массового производства товаров и услуг; - установление иерархии характеристик, свойств товаров (услуг), способ - проведение анализа типологии и мотиваций как имеющейся, так и по - определение цен, устанавливаемых продавцами на товары и услуги, с уче - определение оптимальных условий реализации товара или услуги (кана - формирование долгосрочной стратегии рыночных действий производи Широкое применение маркетинга в здравоохранении обусловлено переходом к платным услугам, реализуемым в процессе товарно-денежных, рыночных отношений, и развитием частной, предпринимательской медицины. В сфере деятельности лечебно-профилактических и медико-производственных организаций маркетинг позволяет: - комплексно изучать факторы и условия, определяющие выбор потреби - объективно оценивать распределение сегментов рынка между конкуриру - определять емкостный потенциал рынка медицинских услуг и товаров, от Разработаны и находят практическое применение разнообразные виды маркетинга. Назовем те из них, которые наиболее близки к практической работе лечебно-оздоровительных организаций и медико-фармацевтических предприятий. Стратегический маркетингосновывается на рациональной, рассчитанной на длительную перспективу структуру производимых медицинских товаров и оказываемых услуг с учетом тенденций изменения заболеваний и спроса на продукт медицинской деятельности. Стратегический медицинский маркетинг ориентирован на такие постоянно действующие факторы, определяющие- спрос на услуги здравоохранения, как качество услуг, создание для потребителей удобств их получения, приближение товаров и услуг к потребителям. Ценовой маркетинг,относимый к тактическому, использует инструмент оперативного регулирования цен на медицинские товары и услуги в зависимости от состояния спроса и предложения услуг на целевых рынках. Следует, однако, иметь в виду, что социальная значимость товаров и услуг здравоохранения ограничивает возможность варьирования, повышения цен в широких пределах, за исключением случаев изысканных видов и форм товаров, услуг, не относящихся к жизненно необходимым. Обычно коммерческие медицинские организации, определяя свой целевой рынок, избирая предпочтительные сегменты рынка медицинских товаров и услуг, ориентируются на две крайние маркетинговые стратегии. Концентрированный маркетингзаключается в ориентации на один относительно узкий сектор рынка, на котором производитель (продавец) товара способен занять лидирующее положение и имеет больше всего шансов достичь успеха. Дифференцированный маркетингсостоит в ориентации на один широкий или даже несколько разных рынков, где производитель представлен несколькими видами товаров, услуг близкого или разного назначения. Чаще всего маркетинг отражает стремление интенсифицировать продажи, но это не всегда так. Различают разные виды, способы маркетинга, зависящие, в первую очередь, от степени насыщения рынка товарами и исходного спроса на них. Спрос может быть отрицательным, отсутствующим, скрытым, нерегулярным, полноценным, чрезмерным, нерациональным и к тому же изменяющимся в ту или другую сторону. В зависимости от состояния спроса на товары и услуги, тенденций его изменения различают ряд видов маркетинга. Конверсионный маркетингспособствует преодолению отрицательного спроса, направлен на преодоление негативного отношения потребителей к тому или иному товару. Стимулирующий маркетингвозбуждает отсутствующий или недостаточный спрос, убеждая потребителей в необходимости и полезности предлагаемых товаров и услуг. Развивающийся маркетингвыявляет скрытый спрос и превращает его в реальный, способствуя переходу потенциальной заинтересованности покупателей, потребителей в поиск товара, его закупку. Ремаркетингпризван оживлять падающий, снижающийся спрос на товары и услуги. Синхромаркетингстабилизирует нерегулярный, колеблющийся спрос. Поддерживающиймаркетинг направлен на сохранение сложившегося уровня, стабилизацию спроса, предотвращение его спада. Демаркетингсвязан с необходимостью временного сдерживания чрезмерно быстро растущего спроса. Противодействующий маркетингставит своей целью уменьшение спроса на удовлетворение нерациональных, вредных потребностей. Несмотря на обилие видов маркетинга, инструменты его осуществления довольно универсальны. Это выбор и изменение ассортимента и объема товаров, их качества, цен, рынков сбыта, реклама и повышенное внимание к потребителю, покупателю. В теории и практике маркетинга принято выделять так называемые концепции маркетинга,отражающие основной замысел и одновременно главное направление действий, усилий по расширению рынка и повышению результативности продаж товаров и услуг. Концепция совершенствования производства, деятельностиоснована на идее выпуска и реализации медицинских товаров и услуг массового спроса при низких издержках, благодаря чему учитываются интересы потребителей, тяготеющих к потреблению распространенных, получивших известность лекарственных препаратов, услуг по низким ценам. Концепция совершенствования товараисходит из необходимости повышения качества медицинского товара, так как в силу высокой жизненной значимости здоровья потребитель стремится к приобретению наиболее полезных, эффективных средств лечения. Концепция интенсификации коммерческих усилийосновывается на предположении, что объем продаж товаров и услуг увеличивается с ростом энергичности их продвижения на рынках посредством убеждения, рекламы, стимулирования продаж, «навязывания» продукта покупателю. Концепция социально-этичного маркетингаориентирует производителей и продавцов товаров и услуг на глубокое проникновение в природу человеческих потребностей в здоровье и в средствах его поддержания, лечения, на поиск лучших, эффективных способов удовлетворения потребностей, гармонично сочетающих интересы продавцов и покупателей. В здравоохранении концепции социально-этичного маркетинга принадлежит особая роль, так как рынок товаров и услуг медицинского назначения связан с удовлетворением самых важных жизненных потребностей — в здоровье, а субъектом товарно-денежных отношений на таком рынке выступают в основном страдающие люди, нуждающиеся не только в медицинском продукте, но и в человечном отношении, понимании их нужд, сострадании, милосердии. Главная особенность маркетинга на рынке медицинских услуг и товаров заключается в сочетании всестороннего изучения данного рынка, учета его демографических, социальных, экономических, валеологических (характеризующих состояние здоровья потребителей медицинских услуг) параметров с активным воздействием на этот рынок, на формирование потребностей населения в медицинских услугах. При таком подходе предпринимателям, работающим в медико-фармацевтическом бизнесе удается более гибко приспосабливаться к рыночным условиям на основе объединения их социально-гигиенических, организационно-технологических и коммерческих усилий в комплексную взаимоувязанную систему мер в рамках единой маркетинговой программы. Маркетинговые программыразрабатываются для прогнозирования возможностей реализации медицинских услуг, а также для оценки потенциальных объемов продажи товаров медицинского назначения. Основные положения маркетинговых программ опираются на маркетинговые исследования, результаты социологических исследований и опросов, статистическую информацию, экспертные оценки специалистов, участников рынка. Типичная маркетинговая программа организации включает следующие разделы и подразделы: 1. Характеристика рыночной ситуации и анализ деятельности организации. 1.1. общие сведения о товарах и услугах, производимых организацией, про 1.2. данные о целевых рынках (размер и емкость рынков, основные тенден 1.3. конкурентная среда (сопоставление товаров и услуг, предлагаемых орга 2. Цели маркетинга. 2.1. стратегические цели и задачи (укрепление финансового положения орга 2.2. оперативные задачи (повышение качества товаров и услуг, культуры 2.3. поддерживающие задачи (рациональное использование ресурсов, со 3. Маркетинговые мероприятия. 3.1. прогноз конъюнктуры рынка соответствующих товаров (услуг) на про 3.2. определение основных направлений дальнейшего исследования рынка 3.3. формирование структурной политики организации на рассматривае 3.4. формирование политики цен; 3.5. планирование рекламной кампании и выбор методов стимулирования 3.6. сегментация рынка; 3.7. распределение и продвижение продукта; 3.8. увязка мероприятий во времени их осуществления и по исполнителям; 4. Бюджет программы. 4.1. потребности в ресурсах для реализации программы; 4.2. определение объемов и источников финансирования. Неотъемлемой частью составления маркетинговой программы является сегментация(декомпозиция) рынка, позволяющая дифференцировать потенциальных потребителей по ряду объективных признаков с целью нахождения сегмента, наиболее перспективного для продвижения на него конкретных видов товаров и услуг. Изучение сегментов рынка услуг и товаров сводится к сбору и анализу информации о потребителях таких товаров (услуг), об их потребности, платежеспособном спросе, предпочтениях. Сегментация рынка медицинских услуг и определение его емкости осуществляется на основе данных о численности обслуживаемых пациентов, размере их среднедушевого дохода, уровне расходов на медицинскую помощь и лекарственные средства, товары медицинского назначения. Не менее важную роль играет распределение и продвижение продукта медицинской деятельности на рынок сбыта. При выборе основных каналов распределения(сбыта) медицинских услуг и товаров медицинского назначения необходимо руководствоваться комплексом критериев, к важнейшим из которых относятся следующие: - вид продукта (услуга или товар); - условия формирования цены на данный продукт, факторы ценообразо - особенности целевого рынка (емкость, уровень и структура спроса); - удаленность медицинской организации от рынка; - позиции конкурентов на рынке; - наличие надежных партнерских связей, посредников. Субъекты, участвующие в функционировании каналов распределения товаров медицинского назначения, выполняют следующие функции: - стимулирование сбыта; - сбор и распространение маркетинговой информации; - установление контактов и ведение переговоров; - налаживание хранения, транспортировки, обработки товаров. В зависимости от количества посредников между производителем и потребителем каналы распределения продуктов медико-производственной деятельности можно условно разделить на «короткие» и «длинные». Наличие посредников в системе распределения далеко не всегда является свидетельством ее низкой эффективности. К примеру, страховые агенты медицинских страховых организаций, удлиняя каналы распределения услуг медицинского страхования, способствуют в то же время росту объемов их продаж. Поскольку производители медицинских услуг обычно бывают непосредственно привязаны к месту жительства потребителей—пациентов, функции и разнообразие каналов сбыта в сфере оказания платной медицинской помощи довольно ограниченны. В силу этого обстоятельства коммерческим клиникам и врачам частной практики приходится прилагать значительные усилия для расширения каналов распределения. Соответственно в процессе осуществления любой маркетинговой стратегии неизбежно возникает необходимость в создании эффективной системы продвижения продукта на рынок. Чтобы успешно продавать даже конкурентоспособные продукты, недостаточно просто предложить их потенциальным потребителям по привлекательной для них цене. Необходимо, используя подходящие для каждого конкретного случая средства в виде общественных связей, рекламы и стимулирования сбыта, добиться того, чтобы наиболее важные отличительные способности (потребительские свойства) этого продукта стали известны целевой группе покупателей. Успешная реализация маркетинговой стратегии требует создания системы развитых коммуникаций производителей и потребителей с целью: а) сделать продукт известным; б) сделать продукт привлекательным; в) сделать продукт доступным. Продвижение продуктов медико-предпринимательской деятельности к их потенциальным потребителям осуществляется с помощью средств маркетинговой коммуникации. В коммерческом здравоохранении под маркетинговой коммуникацией понимается совокупность сигналов, исходящих от субъекта лечебной, медико-производственной деятельности в адрес различных аудиторий, в том числе клиентов и потенциальных клиентов, коммерческих партнеров, инвесторов, органов государственной власти и управления, общественных организаций (профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций и др.) и работников самой организации. Совокупность основных средств маркетинговой коммуникации (включая рекламу, показательную продажу, стимулирование сбыта и связи с общественностью) образуют коммуникационный комплекс маркетинга организации. Всилу практической неосязаемости или ограниченной осязаемости услуг, оказываемых населению (санаторно-курортных, лечебно-диагностических, па-рамедицинских и сервисных услуг, услуг медицинского страхования), важную роль в их продвижении к потребителям играют средства массовой информации, общественные связи. Чтобы привлечь к себе внимание платежеспособных пациентов, медицинские организации должны заботиться о поддержании своего имиджа. От имиджа лечебной, медико-производственной организации зависит характер отношения к ней пациентов, их приверженность к ее услугам, частота потребления этих услуг. Установление и укрепление связей медицинской организации с общественностью осуществляется посредством целенаправленного информационного воздействия на различные аудитории в целях создания атмосферы взаимопонимания и как следствие — повышения уровня доверия потребителей к деятельности организации. Поскольку разные средства маркетинговой коммуникации могут, как правило, весьма эффективно дополнять друг друга, в реальных рыночных ситуациях обычно наиболее целесообразным оказывается применение интегрированных маркетинговых коммуникаций, объединяющих в себе несколько элементов маркетингового комплекса. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, как распределить общий коммуникационный бюджет организации между разными коммуникационными каналами с учетом содержания коммуникационных задач и особенностей продвигаемого продукта, какие коммуникационные инструменты целесообразно применять в отношении каждого конкретного продвигаемого продукта и как часто их следует использовать. Быстрыми темпами растет революционизирующее влияние на сферу продвижения медицинских услуг и товаров медицинского назначения глобальной компьютерной сети интернет. Уже к началу 2000 г. более 500 медико-производственных структур имели собственные сайты или web-страницы. Необходимым условием высокой эффективности медицинского бизнеса в интернете является комплексный профессиональный подход к организации электронной коммерции. В виртуальном магазине здоровья должны быть представлены разные субъекты медико-производственной деятельности: лечебно-профилактические организации и врачи, производители и продавцы лекарственных средств и других товаров медицинского назначения, страховые медицинские организации, адвокаты, специализирующиеся на защите прав пациентов и врачей, научно-исследовательские институты (разработчики лечебно-диагностических и химико-фармацевтических технологий, лекарственных средств, материалов и др.) и учебные заведения, профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации. Менеджеры здравоохранения должны обладать познаниями о рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения, понимать особенности организации бизнеса в Е-Health-пространстве (сфере, названной, по аналогии с другими областями интернета, E-Health — Е-здоровье). Возможности E-Health обширны. Хорошо устроенный интернет-магазин здоровья должен обеспечивать: - установление прямых информационных контактов с потребителями и - индивидуализацию подхода к каждому клиенту, активное и целенаправ - сохранение анонимности и конфиденциальности информации о клиентах; - комплексную рекламную поддержку всего спектра медицинских и сер - реализацию принципа информированного согласия пациента на получе - проведение широкомасштабных маркетинговых исследований; - бессрочное хранение и обновление научной и коммерческой информации. В то же время маркетинг товаров и услуг медицинского назначения с использованием средств интернета сопряжен с рядом опасностей. Категорически недопустимы фальсификация общественно значимых сведений, публикация сообщений о непроверенных или недоказанных методиках лечения, распространение слухов под видом достоверных сведений. Обеспечение плюрализма мнений по спорным вопросам медицинской теории и практики должно достигаться за счет включения в каждое информационное сообщение ссылок на другие материалы по обсуждаемой тематике. Рекламные сообщения следует выделять из общего текста примечанием «публикуется на правах рекламы». Объективная оценка ситуации, сложившейся в последние годы вокруг Е-Health в России и в мире, невозможна без учета негативного влияния на темпы реализации потенциала виртуального медико-производственного пространства извечного профессионального медицинского консерватизма (основанного, как известно, на фундаментальном принципе «не навреди»), в той или иной мере свойственного всем членам медицинского сообщества. Тем не менее уже в ближайшем будущем интернет призван стать одним из важнейших инструментов маркетинга медицинских товаров и услуг. Вопросы 1. Определите и охарактеризуйте понятие «маркетинг». В какой мере оно относит 2. Какие специфические термины используются в маркетинге? Раскройте смысл 3. Каковы место, роль, цели маркетинга в лечебной практике и медико-производ 4. В чем состоят стратегический и ценовой маркетинг товаров и услуг медицин 5. Охарактеризуйте основные концепции маркетинга применительно к здравоохра 6. Что включает в себя маркетинговая программа? 7. Как выбираются и формируются каналы распределения применительно к про 8. Каким образом интернет используется как инструмент маркетинга? ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|