Здавалка
Главная | Обратная связь

МАРКЕТИНГ НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ



В связи с проведением в России рыночных преобразований, сопровождав­шихся появлением, развитием и усилением конкуренции среди хозяйствую­щих субъектов, участвующих в лечебно-профилактической и медико-произ­водственной деятельности, им приходится осваивать новые методы работы на рынке медицинских товаров и услуг, чтобы эффективнее использовать ресурсы,


увеличивать прибыль, более полно удовлетворять возрастающие запросы по­требителей.

Необходимость в постоянном анализе состояния рынка медико-фармацев­тической продукции, контроле за динамикой и выявлением тенденций в соот­ношении спроса и предложения обусловила переориентацию медицинских и медико-производственных организаций — как государственных, так и ком­мерческих, предпринимательских — на использование концепции маркетинга как системной философии управления совокупностью факторов рыночной деятельности и применения практических приемов менеджмента для решения целевых задач.

Реализация любой конкурентной стратегии в коммерческом здравоохране­нии невозможна без использования комплекса медико-социального марке­тинга в виде системы мероприятий рыночной природы, ориентированных на успешное достижение стратегических целей хозяйствующего субъекта рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения.

В научной литературе маркетинг(от англ. market — рынок) определяется как деятельность по изучению рынка, выбору вида производимого товара (услу­ги), распределению и продвижению товаров на рынки в целях активизации продаж, получения прибыли, удовлетворения запросов покупателей, приобре­тателей товара. По своему замыслу маркетинг призван приспособить произ­водство к требованиям рынка.

Маркетинг включает следующие виды деятельности:

1) разработку товара— определение вида, установление свойств, качеств,
показателей товара (услуги), который пользуется спросом на рынке и спосо­
бен приносить доход производителям и продавцам;

2) анализ рынка— выявление конъюнктуры рынка товаров и услуг, которые
их производитель намерен продавать, состояния спроса и предложения, раз­
деление рынков в зависимости от возможностей их освоения и продаж, выде­
ление предпочтительных рынков;

3) выработка ценовой стратегии(политики цен) — определение такого уров­
ня цен предложения на продаваемые товары и услуги на данном рынке, при
котором удастся противостоять конкурентам и продать как можно больше соб­
ственного товара, получив желаемую прибыль;

4) привлечение покупателейпосредством рекламы товаров, демонстрации
образцов, создания положительного имиджа собственного товара, оказания
послепродажных услуг, введения системы гарантий, установления прямых свя­
зей с покупателями, стимулирования покупок.

Специалистов в области маркетинга и работников производственных, тор-гово-сбытовых организаций, анализирующих спрос на товар, устанавливаю­щих выгодные рынки сбыта товара, вырабатывающих рекомендации для ру­ководителей организаций о целесообразности производства и возможности продажи определенных видов товаров, услуг, а также методов активизации продаж, называют маркетологами.

Втеории маркетинга и в практике его применения используется своеобраз­ная терминология, ключевые понятия которой необходимо знать для уясне­ния характера маркетинговой деятельности. Приведем получившие наиболь­шее распространение ключевые понятия.


 

Товар— обобщающее понятие маркетинга, охватывающее все то, что мож­но продавать на рынке, то есть продукция материального производства, вещи, ценности, изделия, услуги, информация, интеллектуальный продукт, облада­ющие определенными количественными и качественными характеристиками, потребительскими свойствами. В здравоохранении в качестве товара могут быть представлены любые виды медицинских услуг, рекреационные, оздоровитель­ные, транспортные, консультационные, профилактические, санитарные, раз­ные виды помощи больным, лекарственные препараты и средства, продукция медицинской техники, результаты научных, лабораторных исследований и проектных разработок, медико-образовательные услуги.

В маркетинге различают товар по замыслу(целевое назначение товара), ре­альный товар(конкретный товар), товарс подкреплением(с гарантией, достав­кой, обслуживанием). Целый товар— это полный товарный комплект, а час­тичные товары — часть комплекта.

Целевой рынок— рынок того вида товаров и услуг, которые производит и продает данная организация, предприниматель в соответствии с целями своей деятельности. В здравоохранении наиболее распространены целевые рынки медицинских услуг, фармацевтических товаров, других средств лечения, ме­дицинской техники, медико-образовательных и консультационных услуг.

Сегмент рынка— часть рынка, характеризующаяся представленными на ней видами товаров, способами продаж, ценами, категориями покупателей. Разде­ление рынка на такие части называют сегментированием.

Комплекс маркетинга— совокупность регулируемых и контролируемых фак­торов, оказывающих воздействие на рынок используемых продавцами товаров для создания благоприятной рыночной ситуации. В комплекс маркетинга вклю­чают такие основные факторы маркетинговой деятельности, как товар, цена, методы распространения товаров, способы стимулирования продаж.

Маркетинговая среда— совокупность условий, организаций, сил, сфер вли­яния, воздействующих на маркетинговую деятельность, влияющих на способ­ность продавцов товаров устанавливать, поддерживать, развивать контакты с целевыми рынками.

Маркетинговые исследования— изучение, анализ, прогноз рыночной ситуа­ции с целью выбора и принятия рациональных решений о производстве и про­даже товаров.

Конъюнктура рынка— ситуация на рынке, характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активности, ценами, объемами продаж.

Емкость рынка— потенциально возможный объем продаж определенного вида товара на рынке в течение заданного периода времени, зависящий от состава клиентуры, ее доходов, спроса на товар, уровня цен, деловой активно­сти, уровня организации рыночных процессов.

Канал распределения, сбыта(канал маркетинга) — путь движения товара от производителя через торговых агентов, посредников, продавцов к потребите­лям, совокупность организаций и лиц, выполняющих функции продвижения товара от производителя к потребителю. Различают, в зависимости от числа посредников, каналы нулевого уровня(прямая продажа товара производителем потребителю), одноуровневые, двухуровневые, многоуровневыеканалы.

Как следует из изложенного, в общем виде маркетинг можно представить как систему, состоящую из определенного набора взаимосвязанных экономических


и организационно-правовых элементов, а также комплекса приемов, средств и расчетных методов по анализу конъюнктуры рынков товаров и услуг, на­правленных на удовлетворение потребительских предпочтений при оптималь­ном использовании факторов производства.

Маркетинг является, прежде всего, эффективным инструментом повыше­ния конкурентной активности. Поэтому его применение позволяет произво­дителям и продавцам решать следующий круг вопросов:

- определение возможности массового производства товаров и услуг;

- установление иерархии характеристик, свойств товаров (услуг), способ­
ных обеспечить их успешное продвижение на рынок;

- проведение анализа типологии и мотиваций как имеющейся, так и по­
тенциальной клиентуры;

- определение цен, устанавливаемых продавцами на товары и услуги, с уче­
том влияния цен на рыночные процессы и экономические результаты дея­
тельности;

- определение оптимальных условий реализации товара или услуги (кана­
лы сбыта, территориальное распределение сбыта и пр.);

- формирование долгосрочной стратегии рыночных действий производи­
телей товаров и услуг.

Широкое применение маркетинга в здравоохранении обусловлено перехо­дом к платным услугам, реализуемым в процессе товарно-денежных, рыноч­ных отношений, и развитием частной, предпринимательской медицины. В сфере деятельности лечебно-профилактических и медико-производственных орга­низаций маркетинг позволяет:

- комплексно изучать факторы и условия, определяющие выбор потреби­
телями услуг и товаров медицинского назначения;

- объективно оценивать распределение сегментов рынка между конкуриру­
ющими организациями по самым разнообразным параметрам: медико-демог­
рафическим и социальным, эпидемиолого-географическим, поведенческим,
с учетом запросов потребителей и возможностей хозяйствующих субъектов ме­
дико-социального комплекса;

- определять емкостный потенциал рынка медицинских услуг и товаров, от
которого зависят возможности и масштабы их реализации.

Разработаны и находят практическое применение разнообразные виды марке­тинга. Назовем те из них, которые наиболее близки к практической работе лечеб­но-оздоровительных организаций и медико-фармацевтических предприятий.

Стратегический маркетингосновывается на рациональной, рассчитанной на длительную перспективу структуру производимых медицинских товаров и ока­зываемых услуг с учетом тенденций изменения заболеваний и спроса на про­дукт медицинской деятельности. Стратегический медицинский маркетинг ори­ентирован на такие постоянно действующие факторы, определяющие- спрос на услуги здравоохранения, как качество услуг, создание для потребителей удобств их получения, приближение товаров и услуг к потребителям.

Ценовой маркетинг,относимый к тактическому, использует инструмент опе­ративного регулирования цен на медицинские товары и услуги в зависимости от состояния спроса и предложения услуг на целевых рынках. Следует, одна­ко, иметь в виду, что социальная значимость товаров и услуг здравоохранения ограничивает возможность варьирования, повышения цен в широких пределах,


за исключением случаев изысканных видов и форм товаров, услуг, не относя­щихся к жизненно необходимым.

Обычно коммерческие медицинские организации, определяя свой целевой рынок, избирая предпочтительные сегменты рынка медицинских товаров и услуг, ориентируются на две крайние маркетинговые стратегии.

Концентрированный маркетингзаключается в ориентации на один относительно узкий сектор рынка, на котором производитель (продавец) товара способен за­нять лидирующее положение и имеет больше всего шансов достичь успеха.

Дифференцированный маркетингсостоит в ориентации на один широкий или даже несколько разных рынков, где производитель представлен несколькими видами товаров, услуг близкого или разного назначения.

Чаще всего маркетинг отражает стремление интенсифицировать продажи, но это не всегда так. Различают разные виды, способы маркетинга, завися­щие, в первую очередь, от степени насыщения рынка товарами и исходного спроса на них. Спрос может быть отрицательным, отсутствующим, скрытым, нерегулярным, полноценным, чрезмерным, нерациональным и к тому же из­меняющимся в ту или другую сторону.

В зависимости от состояния спроса на товары и услуги, тенденций его из­менения различают ряд видов маркетинга.

Конверсионный маркетингспособствует преодолению отрицательного спро­са, направлен на преодоление негативного отношения потребителей к тому или иному товару.

Стимулирующий маркетингвозбуждает отсутствующий или недостаточный спрос, убеждая потребителей в необходимости и полезности предлагаемых товаров и услуг.

Развивающийся маркетингвыявляет скрытый спрос и превращает его в ре­альный, способствуя переходу потенциальной заинтересованности покупате­лей, потребителей в поиск товара, его закупку.

Ремаркетингпризван оживлять падающий, снижающийся спрос на товары и услуги.

Синхромаркетингстабилизирует нерегулярный, колеблющийся спрос.

Поддерживающиймаркетинг направлен на сохранение сложившегося уров­ня, стабилизацию спроса, предотвращение его спада.

Демаркетингсвязан с необходимостью временного сдерживания чрезмерно быстро растущего спроса.

Противодействующий маркетингставит своей целью уменьшение спроса на удовлетворение нерациональных, вредных потребностей.

Несмотря на обилие видов маркетинга, инструменты его осуществления довольно универсальны. Это выбор и изменение ассортимента и объема това­ров, их качества, цен, рынков сбыта, реклама и повышенное внимание к по­требителю, покупателю.

В теории и практике маркетинга принято выделять так называемые концеп­ции маркетинга,отражающие основной замысел и одновременно главное на­правление действий, усилий по расширению рынка и повышению результа­тивности продаж товаров и услуг.

Концепция совершенствования производства, деятельностиоснована на идее вы­пуска и реализации медицинских товаров и услуг массового спроса при низких издержках, благодаря чему учитываются интересы потребителей, тяготеющих


к потреблению распространенных, получивших известность лекарственных пре­паратов, услуг по низким ценам.

Концепция совершенствования товараисходит из необходимости повышения качества медицинского товара, так как в силу высокой жизненной значимости здоровья потребитель стремится к приобретению наиболее полезных, эффек­тивных средств лечения.

Концепция интенсификации коммерческих усилийосновывается на предполо­жении, что объем продаж товаров и услуг увеличивается с ростом энергично­сти их продвижения на рынках посредством убеждения, рекламы, стимулиро­вания продаж, «навязывания» продукта покупателю.

Концепция социально-этичного маркетингаориентирует производителей и продавцов товаров и услуг на глубокое проникновение в природу человечес­ких потребностей в здоровье и в средствах его поддержания, лечения, на по­иск лучших, эффективных способов удовлетворения потребностей, гармонич­но сочетающих интересы продавцов и покупателей. В здравоохранении концепции социально-этичного маркетинга принадлежит особая роль, так как рынок товаров и услуг медицинского назначения связан с удовлетворением самых важных жизненных потребностей — в здоровье, а субъектом товарно-денежных отношений на таком рынке выступают в основном страдающие люди, нуждающиеся не только в медицинском продукте, но и в человечном отноше­нии, понимании их нужд, сострадании, милосердии.

Главная особенность маркетинга на рынке медицинских услуг и товаров заключается в сочетании всестороннего изучения данного рынка, учета его демографических, социальных, экономических, валеологических (характеризу­ющих состояние здоровья потребителей медицинских услуг) параметров с ак­тивным воздействием на этот рынок, на формирование потребностей населе­ния в медицинских услугах. При таком подходе предпринимателям, работающим в медико-фармацевтическом бизнесе удается более гибко приспосабливаться к рыночным условиям на основе объединения их социально-гигиенических, организационно-технологических и коммерческих усилий в комплексную вза­имоувязанную систему мер в рамках единой маркетинговой программы.

Маркетинговые программыразрабатываются для прогнозирования возмож­ностей реализации медицинских услуг, а также для оценки потенциальных объемов продажи товаров медицинского назначения. Основные положения маркетинговых программ опираются на маркетинговые исследования, резуль­таты социологических исследований и опросов, статистическую информацию, экспертные оценки специалистов, участников рынка.

Типичная маркетинговая программа организации включает следующие раз­делы и подразделы:

1. Характеристика рыночной ситуации и анализ деятельности организации.

1.1. общие сведения о товарах и услугах, производимых организацией, про­
изводственных возможностях, качестве;

1.2. данные о целевых рынках (размер и емкость рынков, основные тенден­
ции их развития, отношение потребителей к товарам и услугам организации);

1.3. конкурентная среда (сопоставление товаров и услуг, предлагаемых орга­
низациями, с аналогичной продукцией конкурентов по ценам, качеству, от­
ношению потребителей, рекламной поддержке);


2. Цели маркетинга.

2.1. стратегические цели и задачи (укрепление финансового положения орга­
низации, повышение уровня рентабельности, рост объемов производства и
освоение новых рынков);

2.2. оперативные задачи (повышение качества товаров и услуг, культуры
обслуживания, расширение фронта работ, видов деятельности);

2.3. поддерживающие задачи (рациональное использование ресурсов, со­
вершенствование управления);

3. Маркетинговые мероприятия.

3.1. прогноз конъюнктуры рынка соответствующих товаров (услуг) на про­
граммный период;

3.2. определение основных направлений дальнейшего исследования рынка
с целью получения данных, необходимых для выбора маркетинговой стратегии;

3.3. формирование структурной политики организации на рассматривае­
мый период (структура производства и продаж);

3.4. формирование политики цен;

3.5. планирование рекламной кампании и выбор методов стимулирования
продаж;

3.6. сегментация рынка;

3.7. распределение и продвижение продукта;

3.8. увязка мероприятий во времени их осуществления и по исполнителям;

4. Бюджет программы.

4.1. потребности в ресурсах для реализации программы;

4.2. определение объемов и источников финансирования.

Неотъемлемой частью составления маркетинговой программы является сег­ментация(декомпозиция) рынка, позволяющая дифференцировать потенциаль­ных потребителей по ряду объективных признаков с целью нахождения сег­мента, наиболее перспективного для продвижения на него конкретных видов товаров и услуг. Изучение сегментов рынка услуг и товаров сводится к сбору и анализу информации о потребителях таких товаров (услуг), об их потребнос­ти, платежеспособном спросе, предпочтениях. Сегментация рынка медицин­ских услуг и определение его емкости осуществляется на основе данных о чис­ленности обслуживаемых пациентов, размере их среднедушевого дохода, уровне расходов на медицинскую помощь и лекарственные средства, товары меди­цинского назначения.

Не менее важную роль играет распределение и продвижение продукта ме­дицинской деятельности на рынок сбыта.

При выборе основных каналов распределения(сбыта) медицинских услуг и товаров медицинского назначения необходимо руководствоваться комплек­сом критериев, к важнейшим из которых относятся следующие:

- вид продукта (услуга или товар);

- условия формирования цены на данный продукт, факторы ценообразо­
вания;

- особенности целевого рынка (емкость, уровень и структура спроса);

- удаленность медицинской организации от рынка;

- позиции конкурентов на рынке;

- наличие надежных партнерских связей, посредников.


Субъекты, участвующие в функционировании каналов распределения това­ров медицинского назначения, выполняют следующие функции:

- стимулирование сбыта;

- сбор и распространение маркетинговой информации;

- установление контактов и ведение переговоров;

- налаживание хранения, транспортировки, обработки товаров.

В зависимости от количества посредников между производителем и потре­бителем каналы распределения продуктов медико-производственной деятель­ности можно условно разделить на «короткие» и «длинные». Наличие посред­ников в системе распределения далеко не всегда является свидетельством ее низкой эффективности. К примеру, страховые агенты медицинских страховых организаций, удлиняя каналы распределения услуг медицинского страхова­ния, способствуют в то же время росту объемов их продаж.

Поскольку производители медицинских услуг обычно бывают непосредствен­но привязаны к месту жительства потребителей—пациентов, функции и раз­нообразие каналов сбыта в сфере оказания платной медицинской помощи довольно ограниченны. В силу этого обстоятельства коммерческим клиникам и врачам частной практики приходится прилагать значительные усилия для расширения каналов распределения. Соответственно в процессе осуществле­ния любой маркетинговой стратегии неизбежно возникает необходимость в соз­дании эффективной системы продвижения продукта на рынок. Чтобы успеш­но продавать даже конкурентоспособные продукты, недостаточно просто предложить их потенциальным потребителям по привлекательной для них цене.

Необходимо, используя подходящие для каждого конкретного случая сред­ства в виде общественных связей, рекламы и стимулирования сбыта, добиться того, чтобы наиболее важные отличительные способности (потребительские свойства) этого продукта стали известны целевой группе покупателей. Успеш­ная реализация маркетинговой стратегии требует создания системы развитых коммуникаций производителей и потребителей с целью:

а) сделать продукт известным;

б) сделать продукт привлекательным;

в) сделать продукт доступным.

Продвижение продуктов медико-предпринимательской деятельности к их потенциальным потребителям осуществляется с помощью средств маркетин­говой коммуникации. В коммерческом здравоохранении под маркетинговой коммуникацией понимается совокупность сигналов, исходящих от субъекта лечебной, медико-производственной деятельности в адрес различных аудито­рий, в том числе клиентов и потенциальных клиентов, коммерческих партне­ров, инвесторов, органов государственной власти и управления, обществен­ных организаций (профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций и др.) и работников самой организации. Совокупность основных средств маркетинговой коммуникации (включая рекламу, показательную про­дажу, стимулирование сбыта и связи с общественностью) образуют коммуни­кационный комплекс маркетинга организации.

Всилу практической неосязаемости или ограниченной осязаемости услуг, оказываемых населению (санаторно-курортных, лечебно-диагностических, па-рамедицинских и сервисных услуг, услуг медицинского страхования), важную роль в их продвижении к потребителям играют средства массовой информации,


общественные связи. Чтобы привлечь к себе внимание платежеспособных па­циентов, медицинские организации должны заботиться о поддержании своего имиджа. От имиджа лечебной, медико-производственной организации зави­сит характер отношения к ней пациентов, их приверженность к ее услугам, частота потребления этих услуг. Установление и укрепление связей медицин­ской организации с общественностью осуществляется посредством целена­правленного информационного воздействия на различные аудитории в целях создания атмосферы взаимопонимания и как следствие — повышения уровня доверия потребителей к деятельности организации.

Поскольку разные средства маркетинговой коммуникации могут, как прави­ло, весьма эффективно дополнять друг друга, в реальных рыночных ситуациях обычно наиболее целесообразным оказывается применение интегрированных маркетинговых коммуникаций, объединяющих в себе несколько элементов мар­кетингового комплекса. В связи с этим особую актуальность приобретают во­просы, как распределить общий коммуникационный бюджет организации между разными коммуникационными каналами с учетом содержания коммуникаци­онных задач и особенностей продвигаемого продукта, какие коммуникацион­ные инструменты целесообразно применять в отношении каждого конкретного продвигаемого продукта и как часто их следует использовать.

Быстрыми темпами растет революционизирующее влияние на сферу про­движения медицинских услуг и товаров медицинского назначения глобальной компьютерной сети интернет. Уже к началу 2000 г. более 500 медико-произ­водственных структур имели собственные сайты или web-страницы.

Необходимым условием высокой эффективности медицинского бизнеса в интернете является комплексный профессиональный подход к организации электронной коммерции. В виртуальном магазине здоровья должны быть пред­ставлены разные субъекты медико-производственной деятельности: лечебно-профилактические организации и врачи, производители и продавцы лекар­ственных средств и других товаров медицинского назначения, страховые медицинские организации, адвокаты, специализирующиеся на защите прав пациентов и врачей, научно-исследовательские институты (разработчики ле­чебно-диагностических и химико-фармацевтических технологий, лекарствен­ных средств, материалов и др.) и учебные заведения, профессиональные меди­цинские и фармацевтические ассоциации. Менеджеры здравоохранения должны обладать познаниями о рынке медицинских услуг и товаров медицинского на­значения, понимать особенности организации бизнеса в Е-Health-простран­стве (сфере, названной, по аналогии с другими областями интернета, E-Health — Е-здоровье).

Возможности E-Health обширны. Хорошо устроенный интернет-магазин здоровья должен обеспечивать:

- установление прямых информационных контактов с потребителями и
производителями медицинских услуг и товаров медицинского назначения
(включая иногородних и иностранных клиентов);

- индивидуализацию подхода к каждому клиенту, активное и целенаправ­
ленное сопровождение клиента по залам магазина, ведение и изучение его
истории, выяснение его пристрастий и определение готовности приобрести
выбранную им услугу (товар);

- сохранение анонимности и конфиденциальности информации о клиентах;


- комплексную рекламную поддержку всего спектра медицинских и сер­
висных услуг и товаров медицинского назначения, необходимых (по мнению
продавца) конкретному клиенту (в зависимости от состояния его здоровья,
состава его семьи, времени года, финансовых возможностей);

- реализацию принципа информированного согласия пациента на получе­
ние им медико-фармацевтической помощи посредством использования ссы­
лок на подробные материалы по основной или нескольким темам и предо­
ставление доступа к специализированным компьютерным базам данных;

- проведение широкомасштабных маркетинговых исследований;

- бессрочное хранение и обновление научной и коммерческой информации.

В то же время маркетинг товаров и услуг медицинского назначения с ис­пользованием средств интернета сопряжен с рядом опасностей. Категоричес­ки недопустимы фальсификация общественно значимых сведений, публика­ция сообщений о непроверенных или недоказанных методиках лечения, распространение слухов под видом достоверных сведений. Обеспечение плюра­лизма мнений по спорным вопросам медицинской теории и практики должно достигаться за счет включения в каждое информационное сообщение ссылок на другие материалы по обсуждаемой тематике. Рекламные сообщения следует выделять из общего текста примечанием «публикуется на правах рекламы».

Объективная оценка ситуации, сложившейся в последние годы вокруг Е-Health в России и в мире, невозможна без учета негативного влияния на темпы реа­лизации потенциала виртуального медико-производственного пространства извечного профессионального медицинского консерватизма (основанного, как известно, на фундаментальном принципе «не навреди»), в той или иной мере свойственного всем членам медицинского сообщества. Тем не менее уже в бли­жайшем будущем интернет призван стать одним из важнейших инструментов маркетинга медицинских товаров и услуг.

Вопросы

1. Определите и охарактеризуйте понятие «маркетинг». В какой мере оно относит­
ся к медицине?

2. Какие специфические термины используются в маркетинге? Раскройте смысл
понятий: товар, целевой рынок, сегмент рынка, конъюнктура рынка, емкость
рынка, маркетинговый комплекс, канал распределения.

3. Каковы место, роль, цели маркетинга в лечебной практике и медико-производ­
ственной деятельности?

4. В чем состоят стратегический и ценовой маркетинг товаров и услуг медицин­
ского назначения?

5. Охарактеризуйте основные концепции маркетинга применительно к здравоохра­
нению, медицинской деятельности?

6. Что включает в себя маркетинговая программа?

7. Как выбираются и формируются каналы распределения применительно к про­
дуктам медико-предпринимательской деятельности?

8. Каким образом интернет используется как инструмент маркетинга?









©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.