СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предприниматель представляет собой своего рода сочетание менеджера и собственника. Менеджер состоит в трудовых отношениях с работодателем и выполняет его указания, распоряжение (при наличии известных ограничений) имуществом, принадлежащим работодателю, рискует этим имуществом в интересах собственника и получает за свой труд установленное договором вознаграждение, заработную плату. Деятельность предпринимателя отличается от деятельности менеджера значительно большей самостоятельностью, так как предприниматель — собственник своего дела, работодатель и работник в одном лице. Преследуя извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и источника вознаграждения, предприниматель несет сопутствующий этому риск убытков и ответственность, возлагаемую и установленную законами и принятыми им обязательствами. Но зато вся чистая прибыль, полученная предпринимателем, остается в его распоряжении, поэтому в целом предприниматель — хозяин дела. С нашей точки зрения, определение предпринимательской деятельности (бизнеса), повсеместно используемое в научной литературе, применительно к предпринимательству в здравоохранении нуждается в уточнении и дополнении. Предпринимательством в здравоохранении следует считать деятельность организаций и частных лиц, направленную на укрепление и улучшение состояния здоровья граждан, позволяющую возместить затраты на осуществление этой деятельности и периодически получать прибыль за счет потребителей медицинских услуг или финансирующих их лечение лиц и организаций. Причиной распространения предпринимательства в здравоохранении России является не «погоня за прибылью» со стороны врачей, а неспособность государства удовлетворить потребности людей в лечении в силу как недостаточности ресурсов, так и неспособности эффективно организовать процессы лечебно-профилактической помощи. Что же касается взимания врачами «прибыли» с больных, то такое наблюдалось и в советской государственной медицине, наблюдается и в нынешней, постсоветской, только оно имеет мало общего с предпринимательством, да и именуется по-иному. Однако необходимо учитывать, что в любой деятельности кто-то должен возмещать, компенсировать, принимать на себя издержки, расходы, связанные с этой деятельностью, иначе ее просто нельзя осуществить. Если расходы не могут принять на себя государство и общество, то их вынужден нести потребитель медицинских услуг или другие заинтересованные лица. Необходимость образования прибыли в медицинском предпринимательстве связана в основном не с желанием предпринимателей получать «прибавочный продукт», а с необходимостью затрат на развитие деятельности. Обычно цены, тарифы на предпринимательские услуги в здравоохранении формируются не на основе критерия прибыльности, а исходя из социальной доступности. Довольно часто человек, занимающийся предпринимательской медицинской деятельностью, получая прибыль за счет предоставления услуг состоятельным клиентам, снижает цены другим клиентам, что может приводить к потере прибыли, если не компенсируется ростом объема оказываемых услуг. Материальная основа любой предпринимательской деятельности — производственные ресурсы (природные, трудовые и средства производства). Будучи вовлеченными в предпринимательство, они становятся его факторами. Помимо них, к основным факторам предпринимательства относятся научные и информационные ресурсы. Конечным продуктом предпринимательской деятельности в здравоохранении может быть как товар (т.е. вещь, предназначенная для продажи, — медико-производственное оборудование, инструменты, лекарства), так и услуга (консультационная, лечебно-диагностическая, страховая). На рис. 31 приведена общая схема медицинского предпринимательства. Участвуя в общественном разделении труда, предприниматель за собственные или привлеченные денежные средства (Дф) приобретает необходимые ему для осуществления конкретных предпринимательских операций факторы (Ф) и преобразуют их в продукты, товары (Т), нужные потребителям, а затем продает им эти продукты, получая определенную денежную выручку (Дт), которая, естественно, должна превышать суммарные затраты (Д.) предпринимателя на осуществление им предпринимательской деятельности (если не по каждой операции, то хотя бы в пределах обозримого временного интервала — срока окупаемости предпринимательского проекта). Рис. 31. Общая схема медицинского предпринимательства. Предпринимательство в здравоохранительной сфере — это не только чисто производственное предпринимательство (ориентированное на оказание медицинских и сервисных услуг, изготовление лекарственных средств, медико-производственного оборудования, инструментов), но и торговое, финансовое, страховое и посредническое предпринимательство. Торговое предпринимательство в сфере здравоохранения — это купля-продажа товаров медицинского назначения. Для понимания сути торгового предпринимательства особое внимание следует обратить, прежде всего, на то, что продуктом предпринимательской деятельности здесь является уже не тот или иной товар (как может показаться на первый взгляд), а услуга, которую продавец оказывает покупателю, помогая ему приобрести этот товар, тогда как сам продаваемый товар будет в этом случае главным фактором предпринимательства. При осуществлении любой торговой операции неизбежны разного рода расходы: на поиск и покупку товаров нужного вида и типа (у их производителя или у другого продавца), доставку товаров в торговую точку или непосредственно покупателю, обеспечение сохранности товаров в период их транспортировки и хранения, продажу товаров (включая оплату услуг возможных посредников), а в ряде случаев — и на послепродажное (гарантийное) обслуживание покупателей. Все расходы, а вместе с ними и предпринимательская прибыль учитываются в торговой наценке к стоимости продаваемого товара ив конечном счете оплачиваются покупателем. Финансовое предпринимательство, которое в силу его особой значимости для рыночной экономики выделяют обычно в самостоятельный вид, является, по сути, всего лишь одним из видов торгового предпринимательства, только объектом купли-продажи здесь является конкретный специфический товар — денежные средства (в любом их виде, включая российскую валюту, иностранную валюту и ценные бумаги). К наиболее известным разновидностям предпринимательства в финансовой сфере относится вложение средств или предоставление кредитов для осуществления предпринимательской деятельности. Предприниматель (например, банк или другое финансово-кредитное учреждение, занимающееся предпринимательством в здравоохранении) вкладывает свои денежные средства в те или иные объекты и виды медико-фармацевтической деятельности с целью последующего получения доли прибыли. Предприниматели-кредиторы предоставляют денежные средства в долг приобретателям кредитов (хозяйствующим субъектам рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения) под определенный кредитный процент, из которого образуется предпринимательская прибыль. Страховое предпринимательство — это продажа особой услуги — страховой защиты. Заключая договор страхования, предприниматель-страховщик обязуется при определенных условиях, зафиксированных в договоре страхования, полностью или частично компенсировать застрахованному лицу потери, которые тот может понести в течение срока действия договора. За это страховщик взимает со страхователя определенную страховую плату. Наиболее распространенными являются следующие виды страхования: - жизни; - здоровья (медицинское страхование); - имущества; - риска и ответственности. Отметим, что собственно предпринимательским является частное страхование, тогда как государственное страхование выполняет, прежде всего, социальную функцию и не связано непосредственно с получением прибыли. Субъекты медицинского предпринимательства заинтересованы в совершенствовании и развитии систем страхования здоровья как важнейшего источника финансирования здравоохранения, страхования имущества, используемого в медико-производственной деятельности (с точки зрения сохранения и укрепления материально-технической базы здравоохранения), страхования профессионального риска и ответственности (как средства социальной защиты врачей и других работников медико-социального комплекса). Основу экономического механизма страхования составляет теория вероятности. Регулярно собирая страховые взносы с клиентов, страховщик периодически, по мере наступления событий, предусмотренных договорами страхования, выплачивает соответствующие компенсации всем пострадавшим застрахованным лицам. Решающую роль здесь играют статистические данные и «закон больших чисел», с увеличением числа объединяемых рисков размеры страховых взносов страхователей становятся более устойчивыми и определенными. С ростом вероятности наступления страховых событий страховые взносы возрастают. Наиболее крупные риски между двумя и более страховыми организациями перераспределяются посредством перестрахованияи сострахования. Основу посреднического предпринимательствасоставляют купля-продажа коммерческой информации и оказание иных услуг, способствующих осуществлению всех видов предпринимательской деятельности в здравоохранении. Посредниками являются маклеры и дилеры, а инструментом служат рекламные и другие маркетинговые услуги. Главный фактор посреднического предпринимательства — информация,причем самая разнообразная. Как показывает практика, даже, к примеру, при проведении простейших торгово-посредни-ческих операций на рынке лекарственных средств, медицинского оборудования, помимо обычных сведений о том, что, где и сколько стоит, а также о том, кому и за сколько это можно продать, посреднику может пригодиться знание специфических особенностей и условий купли-продажи конкретных видов товаров. За такие сведения он желает получить денежное вознаграждение от продавца, а возможно, и от покупателя. Успешная посредническая деятельность невозможна без умения вести деловые переговоры, искать и находить приемлемое для всех сочетание интересов (порой, как известно, противоречивых). Хороший посредник обычно легко ориентируется в вопросах права. Капиталом особого рода считается деловая репутация посредника. I С развитием рыночных отношений в здравоохранении возрастает потребность в интеллектуальном посредничестве.Особенно велика роль посредников в подготовке и реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, в том числе международных. Сами участники этих проектов в силу разных причин, обусловленных как конкуренцией, так и законодательными ограничениями, не могут (или не хотят) проявлять связанную с ними активность и возлагают эту обязанность за определенную плату на квалифицированных посредников. В условиях рыночной экономики медицинское предпринимательство выполняет основные функции: общеэкономическую,проявляющуюся в участии хозяйствующих субъектов рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения в общественном разделении труда и обеспечении потребностей в товарах и услугах медицинского назначения; ресурсную,направленную на эффективное использование в медицинской деятельности как воспроизводимых, так и невоспроизводимых ресурсов; инновационную,обусловленную потребностью в непрерывном технико-технологическом развитии медицинских организаций, в том числе за счет средств предпринимателей; социальную,проявляющуюся в направленности деятельности коммерческих организаций здравоохранения на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан; организаторскую,заключающуюся в принятии бизнесменами, собственниками имущества, используемого в медико-производственных целях, самостоятельных эффективных решений в области организации и диверсификации собственного дела. В известном смысле медицинскому предпринимательству свойственна также и политическая функция.Активными выразителями политической воли предпринимателей, действующих на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения, могут быть, в частности, профессиональные ассоциации врачей и фармацевтов. Как социально-экономическое явление предпринимательство комплексно отражает систему отношений, возникающих в процессе производства и реализации медицинских услуг и товаров медицинского назначения между всеми участниками лечебно-оздоровительных процессов. Основные классификационные признаки медицинского предпринимательства — форма собственности на имущество, используемое в предпринимательской деятельности, вид продукта предпринимательской деятельности, регион предпринимательства, численность работников и объем деятельности, научно-технический уровень и качество работы, темпы роста и прибыльность. В зависимости от формы собственности различают государственное(оказание медицинских услуг государственными организациями на коммерческой основе), частноеи смешанное предпринимательство. Предпринимательская деятельность в здравоохранении имеет такую особенность, что ее продуктом может быть как товар (любое изделие медицинского назначения — искусственная почка, набор хирургических инструментов, лекарство), так и услуга (диагностическая, лечебно-профилактическая, консультационная). Вопросы 1. Охарактеризуйте сущность и основные признаки предпринимательства. В чем 2. Назовите основные факторы (ресурсы) предпринимательства. Каким образом 3. Охарактеризуйте основные виды предпринимательства, используемые в здраво 4. В чем заключается суть посреднического предпринимательства? 5. Какие общественно полезные функции выполняет медицинский бизнес? ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|