Здавалка
Главная | Обратная связь

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ



Согласно Гражданскому кодексу Российской Феде­рации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направлен­ная на систематическое получение прибыли от пользо­вания имуществом, продажи товаров, выполнения ра­бот или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Пред­приниматель представляет собой своего рода сочетание менеджера и собственника. Менеджер состоит в трудо­вых отношениях с работодателем и выполняет его ука­зания, распоряжение (при наличии известных ограни­чений) имуществом, принадлежащим работодателю, рискует этим имуществом в интересах собственника и получает за свой труд установленное договором воз­награждение, заработную плату. Деятельность пред­принимателя отличается от деятельности менеджера значительно большей самостоятельностью, так как пред­приниматель — собственник своего дела, работодатель и работник в одном лице. Преследуя извлечение прибы­ли в качестве основной цели своей деятельности и ис­точника вознаграждения, предприниматель несет сопут­ствующий этому риск убытков и ответственность, возлагаемую и установленную законами и принятыми им обязательствами. Но зато вся чистая прибыль, полу­ченная предпринимателем, остается в его распоряже­нии, поэтому в целом предприниматель — хозяин дела.

С нашей точки зрения, определение предприниматель­ской деятельности (бизнеса), повсеместно используемое в научной литературе, применительно к предпринима­тельству в здравоохранении нуждается в уточнении и до­полнении. Предпринимательством в здравоохранении


следует считать деятельность организаций и частных лиц, направленную на укрепление и улучшение состояния здоровья граждан, позволяющую возмес­тить затраты на осуществление этой деятельности и периодически получать прибыль за счет потребителей медицинских услуг или финансирующих их лечение лиц и организаций.

Причиной распространения предпринимательства в здравоохранении Рос­сии является не «погоня за прибылью» со стороны врачей, а неспособность государства удовлетворить потребности людей в лечении в силу как недоста­точности ресурсов, так и неспособности эффективно организовать процессы лечебно-профилактической помощи. Что же касается взимания врачами «при­были» с больных, то такое наблюдалось и в советской государственной меди­цине, наблюдается и в нынешней, постсоветской, только оно имеет мало об­щего с предпринимательством, да и именуется по-иному.

Однако необходимо учитывать, что в любой деятельности кто-то должен возмещать, компенсировать, принимать на себя издержки, расходы, связан­ные с этой деятельностью, иначе ее просто нельзя осуществить. Если расхо­ды не могут принять на себя государство и общество, то их вынужден нести потребитель медицинских услуг или другие заинтересованные лица. Необ­ходимость образования прибыли в медицинском предпринимательстве связа­на в основном не с желанием предпринимателей получать «прибавочный про­дукт», а с необходимостью затрат на развитие деятельности. Обычно цены, тарифы на предпринимательские услуги в здравоохранении формируются не на основе критерия прибыльности, а исходя из социальной доступности. До­вольно часто человек, занимающийся предпринимательской медицинской де­ятельностью, получая прибыль за счет предоставления услуг состоятельным клиентам, снижает цены другим клиентам, что может приводить к потере при­были, если не компенсируется ростом объема оказываемых услуг.

Материальная основа любой предпринимательской деятельности — про­изводственные ресурсы (природные, трудовые и средства производства). Бу­дучи вовлеченными в предпринимательство, они становятся его факторами. Помимо них, к основным факторам предпринимательства относятся науч­ные и информационные ресурсы. Конечным продуктом предприниматель­ской деятельности в здравоохранении может быть как товар (т.е. вещь, пред­назначенная для продажи, — медико-производственное оборудование, инструменты, лекарства), так и услуга (консультационная, лечебно-диагнос­тическая, страховая).

На рис. 31 приведена общая схема медицинского предпринимательства. Уча­ствуя в общественном разделении труда, предприниматель за собственные или привлеченные денежные средства (Дф) приобретает необходимые ему для осу­ществления конкретных предпринимательских операций факторы (Ф) и пре­образуют их в продукты, товары (Т), нужные потребителям, а затем продает им эти продукты, получая определенную денежную выручку (Дт), которая, есте­ственно, должна превышать суммарные затраты (Д.) предпринимателя на осу­ществление им предпринимательской деятельности (если не по каждой опера­ции, то хотя бы в пределах обозримого временного интервала — срока окупаемости предпринимательского проекта).


Рис. 31. Общая схема медицинского предпринимательства.

Предпринимательство в здравоохранительной сфере — это не только чисто производственное предпринимательство (ориентированное на оказание меди­цинских и сервисных услуг, изготовление лекарственных средств, медико-про­изводственного оборудования, инструментов), но и торговое, финансовое, стра­ховое и посредническое предпринимательство.

Торговое предпринимательство в сфере здравоохранения — это купля-продажа товаров медицинского назначения. Для понимания сути торгового предприни­мательства особое внимание следует обратить, прежде всего, на то, что продук­том предпринимательской деятельности здесь является уже не тот или иной товар (как может показаться на первый взгляд), а услуга, которую продавец оказывает покупателю, помогая ему приобрести этот товар, тогда как сам про­даваемый товар будет в этом случае главным фактором предпринимательства. При осуществлении любой торговой операции неизбежны разного рода рас­ходы: на поиск и покупку товаров нужного вида и типа (у их производителя или у другого продавца), доставку товаров в торговую точку или непосред­ственно покупателю, обеспечение сохранности товаров в период их транс­портировки и хранения, продажу товаров (включая оплату услуг возможных посредников), а в ряде случаев — и на послепродажное (гарантийное) обслу­живание покупателей. Все расходы, а вместе с ними и предпринимательская прибыль учитываются в торговой наценке к стоимости продаваемого товара ив конечном счете оплачиваются покупателем.

Финансовое предпринимательство, которое в силу его особой значимости для рыночной экономики выделяют обычно в самостоятельный вид, является, по сути, всего лишь одним из видов торгового предпринимательства, только объек­том купли-продажи здесь является конкретный специфический товар — де­нежные средства (в любом их виде, включая российскую валюту, иностран­ную валюту и ценные бумаги). К наиболее известным разновидностям предпринимательства в финансовой сфере относится вложение средств или предоставление кредитов для осуществления предпринимательской деятель­ности. Предприниматель (например, банк или другое финансово-кредитное учреждение, занимающееся предпринимательством в здравоохранении) вкла­дывает свои денежные средства в те или иные объекты и виды медико-фарма­цевтической деятельности с целью последующего получения доли прибыли. Предприниматели-кредиторы предоставляют денежные средства в долг при­обретателям кредитов (хозяйствующим субъектам рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения) под определенный кредитный процент, из которого образуется предпринимательская прибыль.

Страховое предпринимательство — это продажа особой услуги — страховой защиты. Заключая договор страхования, предприниматель-страховщик обязу­ется при определенных условиях, зафиксированных в договоре страхования,


полностью или частично компенсировать застрахованному лицу потери, кото­рые тот может понести в течение срока действия договора. За это страховщик взимает со страхователя определенную страховую плату.

Наиболее распространенными являются следующие виды страхования:

- жизни;

- здоровья (медицинское страхование);

- имущества;

- риска и ответственности.

Отметим, что собственно предпринимательским является частное страхова­ние, тогда как государственное страхование выполняет, прежде всего, соци­альную функцию и не связано непосредственно с получением прибыли.

Субъекты медицинского предпринимательства заинтересованы в совершен­ствовании и развитии систем страхования здоровья как важнейшего источни­ка финансирования здравоохранения, страхования имущества, используемого в медико-производственной деятельности (с точки зрения сохранения и укреп­ления материально-технической базы здравоохранения), страхования профес­сионального риска и ответственности (как средства социальной защиты вра­чей и других работников медико-социального комплекса).

Основу экономического механизма страхования составляет теория вероятно­сти. Регулярно собирая страховые взносы с клиентов, страховщик периодичес­ки, по мере наступления событий, предусмотренных договорами страхования, выплачивает соответствующие компенсации всем пострадавшим застрахован­ным лицам. Решающую роль здесь играют статистические данные и «закон боль­ших чисел», с увеличением числа объединяемых рисков размеры страховых взно­сов страхователей становятся более устойчивыми и определенными. С ростом вероятности наступления страховых событий страховые взносы возрастают.

Наиболее крупные риски между двумя и более страховыми организациями перераспределяются посредством перестрахованияи сострахования.

Основу посреднического предпринимательствасоставляют купля-продажа ком­мерческой информации и оказание иных услуг, способствующих осуществле­нию всех видов предпринимательской деятельности в здравоохранении. По­средниками являются маклеры и дилеры, а инструментом служат рекламные и другие маркетинговые услуги. Главный фактор посреднического предпри­нимательства — информация,причем самая разнообразная. Как показывает практика, даже, к примеру, при проведении простейших торгово-посредни-ческих операций на рынке лекарственных средств, медицинского оборудова­ния, помимо обычных сведений о том, что, где и сколько стоит, а также о том, кому и за сколько это можно продать, посреднику может пригодиться знание специфических особенностей и условий купли-продажи конкретных видов то­варов. За такие сведения он желает получить денежное вознаграждение от продавца, а возможно, и от покупателя.

Успешная посредническая деятельность невозможна без умения вести де­ловые переговоры, искать и находить приемлемое для всех сочетание интере­сов (порой, как известно, противоречивых). Хороший посредник обычно лег­ко ориентируется в вопросах права. Капиталом особого рода считается деловая репутация посредника.


I


С развитием рыночных отношений в здравоохранении возрастает потреб­ность в интеллектуальном посредничестве.Особенно велика роль посредников в подготовке и реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, в том числе международных. Сами участники этих проектов в силу разных причин, обусловленных как конкуренцией, так и законодательными ограничениями, не могут (или не хотят) проявлять связанную с ними активность и возлагают эту обязанность за определенную плату на квалифицированных посредников.

В условиях рыночной экономики медицинское предпринимательство вы­полняет основные функции:

общеэкономическую,проявляющуюся в участии хозяйствующих субъектов рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения в обществен­ном разделении труда и обеспечении потребностей в товарах и услугах меди­цинского назначения;

ресурсную,направленную на эффективное использование в медицинской деятельности как воспроизводимых, так и невоспроизводимых ресурсов;

инновационную,обусловленную потребностью в непрерывном технико-тех­нологическом развитии медицинских организаций, в том числе за счет средств предпринимателей;

социальную,проявляющуюся в направленности деятельности коммерчес­ких организаций здравоохранения на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан;

организаторскую,заключающуюся в принятии бизнесменами, собственни­ками имущества, используемого в медико-производственных целях, самосто­ятельных эффективных решений в области организации и диверсификации собственного дела.

В известном смысле медицинскому предпринимательству свойственна так­же и политическая функция.Активными выразителями политической воли пред­принимателей, действующих на рынке медицинских услуг и товаров меди­цинского назначения, могут быть, в частности, профессиональные ассоциации врачей и фармацевтов.

Как социально-экономическое явление предпринимательство комплексно отражает систему отношений, возникающих в процессе производства и реали­зации медицинских услуг и товаров медицинского назначения между всеми участниками лечебно-оздоровительных процессов. Основные классификаци­онные признаки медицинского предпринимательства — форма собственности на имущество, используемое в предпринимательской деятельности, вид про­дукта предпринимательской деятельности, регион предпринимательства, чис­ленность работников и объем деятельности, научно-технический уровень и ка­чество работы, темпы роста и прибыльность.

В зависимости от формы собственности различают государственное(оказа­ние медицинских услуг государственными организациями на коммерческой основе), частноеи смешанное предпринимательство.

Предпринимательская деятельность в здравоохранении имеет такую осо­бенность, что ее продуктом может быть как товар (любое изделие медицин­ского назначения — искусственная почка, набор хирургических инструмен­тов, лекарство), так и услуга (диагностическая, лечебно-профилактическая, консультационная).


Вопросы

1. Охарактеризуйте сущность и основные признаки предпринимательства. В чем
состоят особенности предпринимательской деятельности в здравоохранении?

2. Назовите основные факторы (ресурсы) предпринимательства. Каким образом
эти факторы используются для получения прибыли?

3. Охарактеризуйте основные виды предпринимательства, используемые в здраво­
охранении.

4. В чем заключается суть посреднического предпринимательства?

5. Какие общественно полезные функции выполняет медицинский бизнес?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.