ОБ УПРАВЛЕНИИ И МЕНЕДЖМЕНТЕ
Становление рыночных отношений в российской системе здравоохранения, формирование негосударственного сектора медицинских услуг, развитие предпринимательства в медицине — это не только изменение форм и отношений собственности и купля-продажа продуктов здравоохранительной деятельности на рынках. Одновременно существенно трансформируются формы, методы, организационно-правовые структуры управления всеми звеньями системы здравоохранения и протекающими в ней процессами. На смену организационно-распорядительному управлению, директивному централизованному планированию отрасли приходит более «мягкое» экономическое управление деятельностью государственного сектора и государственное регулирование функционирования негосударственного сектора посредством ограничений, лицензий, налогов, сборов, льгот, кредитов, экономических стимулов. Наряду с управлением экономическими процессами со стороны государственных и муниципальных органов власти, установлением законодательных основ функционирования экономики в целом и экономики здравоохранения в частности, существенную роль начинает играть рыночное саморегулирование на основе механизмов спроса, предложения, цен, конкуренции. Претерпели существенные изменения организационные формы управления, изменились экономические институты,под которыми понимают элементы социальной структуры общества, характеризующие устройство, формы организации и регулирования производственно-экономических и социальных процессов (собственнические, трудовые, финансовые, правовые, социальные и другие институты государства). В здравоохранении, медицинской деятельности управление ориентировано на производство, распределение, обращение, потребление медицинских товаров и услуг, участников этих процессов (персонал и организации, осуществляющие здравоохранительную деятельность) и в определенной степени — на пациентов — потребителей услуг. Генеральная цель управлениясистемой здравоохранения страны, региона — поддержание и укрепление здоровья населения, сокращение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни. В этом смысле здравоохранение участвует в реализации миссии укрепления общественного здоровья,которая вправе считаться одной из главных целевых установок государства и общества. Обусловленные генеральной целью управления цели управления государственным и негосударственным секторами экономики здравоохранения обладают все же выраженной спецификой. Цель управления государственным сектором — обеспечение населения услугами здравоохранения на началах их общедоступности. Цель управления негосударственным сектором — обеспечение потребностей платежеспособной части населения, снижение нагрузки на государственный сектор при одновременном достижении безубыточности и нормативной прибыльности предпринимательских организаций. Основные функции управления экономикой здравоохранения. 1. Экономический анализ,т.е. изучение затрат разных видов ресурсов на нужды 2. Прогнозированиесостояния здоровья и уровня заболеваемости, потребно 3. Государственное планирование и бюджетирование, негосударственное пред
4. Оперативное регулирование деятельности медицинских организаций госу 5. Организация экономических процессов в здравоохранении,с одной сторо 6. Стимулирование целеориентированной, эффективной, результативной дея 7. Учет экономической деятельности в области здравоохранения и контрольза В процессе реализации указанных функций управления используются методы управления участниками медико-производственной деятельности и процессами оказания медицинских услуг: организационно-распорядительные методы,основанные на обязательном исполнении управляющих воздействий, управленческих решений, выработанных вышестоящими органами управления. Применение таких методов более характерно для государственного сектора экономики здравоохранения, объекты которого находятся в государственной и муниципальной собственности; методы, основанные на экономической заинтересованностиучастников медико-производственного комплекса в достижении целей здравоохранения, свойственные рыночному саморегулированию. Такие методы боле характерны для негосударственного рыночного сектора экономики здравоохранения, объекты которого находятся в частной собственности или арендуются; социально-психологические методы, именуемые также методами морального стимулирования, убеждения,основанные на морально-этических принципах, установках. Подобные методы должны одинаково широко использоваться как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики здравоохранения. По мере проникновения рыночных отношений в сферу здравоохранения, развития в ней предпринимательской деятельности и адекватных преобразований форм, методов и организации управления повышается интерес к медицинскому менеджменту. Менеджмент— это область управления экономикой, распространяющая свое воздействие на управление организациями, персоналом, производственными процессами в масштабах организации, компании, фирмы, проекта. Следует также иметь в виду, что термины «управление» и «менеджмент» относятся к категории «размытых», не поддающихся точному определению понятий. Применительно к медико-производственной деятельности понятия «менеджмент» и «менеджер» (управляющий) правомерно распространить на следующие процессы и лиц, управляющих этими процессами: 1) управление производственно-хозяйственной деятельностью государствен 2) управление производственной и рыночной предпринимательской дея 3) непосредственное управление медицинским, вспомогательным персона В указанных областях деятельности роль менеджмента и менеджеров весьма важна, от качества их работы во многом зависят экономическая эффективность, результативность работы организаций и производственных коллективов, оказывающих медицинские услуги. На характер управления медицинскими, медико-производственными организациями накладывает отпечаток взаимодействие внутреннего и внешнего управления. Внутреннимназывают управление, при котором управляющие воздействия формируются в самой управляемой системе, внутри ее. Орган управления, вырабатывающий управленческие воздействия, образует вместе с управляемой системой единый хозяйственный комплекс. Органы управления, а также лица, осуществляющие управление, входят при внутреннем управлении в состав управляемой организации, ее штат. Внешнимименуют управление, при котором управляющие воздействия поступают в управляемую систему извне. В этом случае управляющая система не входит в состав управляемой, то есть выделена в самостоятельный внешний орган. Лица, осуществляющие внешнее управление, не включаются в штат управляемой организацией и не являются ее работниками. Схемы внутреннего и внешнего управления изображены на рис. 34. Отметим, что применительно к организациям, учреждениям, их подразделениям (отделениям, отделам, лабораториям) разделение на внутреннее и внешнее в определенной степени условно. Например, распоряжение руководителя подразделения, отданное самому подразделению, является внутренним, тогда как решение администрации организации относительно круга вопросов, затрагивающих только данное подразделение, правомерно рассматривать как внешнее. В то же время решения администрации, распространяющиеся на организацию, многие ее подразделения, следует относить к внутреннему управлению. Внешнее управление более распространено в системе управления организациями государственного сектора экономики здравоохранения, а внутреннее управление — в системе управления организациями негосударственного сектора. Однако в любом случае имеет место то или иное сочетание элементов внутреннего и внешнего управления. Разновидностью внутреннего управления является самоуправление— внутреннее управление организацией, фирмой, компанией со стороны их органов управления, играющее основную роль в управлении. В условиях самоуправления внешнее управление ограничивается относительно узким кругом проблем общего характера и воплощается в виде законов, правительственных постановлений, национальных программ, обязательных для широкого круга организаций и лиц и требующих неукоснительного исполнения всеми, на кого распространяется действие законодательных и других нормативных актов. С учетом этих ограничений самоуправляемые организации вправе самостоятельно принимать и осуществлять управленческие решения, опираясь на собственное, внутреннее управление.
Таким образом, в условиях самоуправления внутреннее управление преобладает над внешним, занимает ведущее место в повседневном, текущем управ- лении. Но в отдельных ключевых вопросах внешнее управление имеет приоритеты по сравнению с внутренним. Вообще же соотношение внутреннего и внешнего управления, характеризующее степень демократизации, во многом зависит от природы социально-экономического строя, господствующих в стране тенденций централизации и децентрализации управления. В управлении медицинской деятельностью, особенно той ее частью, которая непосредственно связана с лечением, предоставлением медицинских услуг, определяющая роль должна принадлежать самоуправлению. Только врачи и менеджеры способны разобраться как в содержании и методах лечения, так и в экономике процессов оказания медицинских услуг. Внешнее вмешательство некомпетентных лиц, независимо от занимаемых ими должностей и положения в управлении процессами оказания медицинских услуг, может стать причиной трудно исправимых и даже неисправимых ошибок, потери экономических ресурсов и, что еще опаснее, потери здоровья населением, потребителями услуг здравоохранения. Естественно, что глобальные вопросы организации управления здравоохранением, которые распространяются на все (или многие) организации медико-социального комплекса и связаны с безопасностью средств лечения, по своей природе относятся к внешнему управлению, так же как и принятие законов, регулирующих и государственную, и частно-предпринимательскую медицинскую деятельность. Но при решении конкретных задач планирования, оперативного регулирования деятельности отдельных участников комплекса приоритет должен быть отдан самоуправлению. В теории управления используется также понятие «саморегулирование»,под которым понимается установление государством такой системы внешних регуляторов экономической деятельности в виде налогов, пошлин, сборов, процентных ставок, льгот, ограничений, запретов, штрафов, пособий, что отпадает необходимость в применении административно-распорядительных методов управления. Экономические процессы как бы регулируются сами собой, без внешнего вмешательства, автоматически. В экономической теории такие регуляторы называют «встроенными стабилизаторами». В реальной действительности саморегулирование обычно оказывается неспособным обеспечить устойчивое функционирование организаций и должно быть дополнено регулированием со стороны внешних органов управления. Вопросы 1. Что такое управление, каковы его основные признаки? 2. Каковы цели и задачи управления медицинскими объектами, деятельностью в об 3. Назовите и охарактеризуйте основные функции управления экономикой в здра 4. Что общего и отличного в понятиях «управление» и «менеджмент»? 5. Чем различаются внешнее и внутреннее управление? 6. Что означает «самоуправление» и «саморегулирование»? ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Планирование является составной частью управления экономикой. Оно применяется на федеральном уровне (государственное планирование), на уровне отраслей (отраслевое планирование) и регионов (региональное планирование), отдельных предприятий, организаций и учреждений. Применимо планирование также на уровне домашнего хозяйства, семьи в виде, например, планирования семейного бюджета. В широком понимании планирование есть предопределение будущего, построение модели намечаемого, достижение конечных рубежей планируемых действий. Планирование любой деятельности является важнейшим мероприятием в определении максимальных возможностей государства, отрасли, региона, предприятий и организаций в достижении поставленных целей. Поэтому планы всегда ориентированы на достижение конкретных целей, что находит отражение в показателях плана, его целевых параметрах, фиксирующих меру, степень решения социально-экономических задач. Плановые показатели отражают также направленность организационных и экономических действий, промежуточные результаты, виды и объемы затрачиваемых ресурсов для достижения плановых целей. Планы разрабатываются на определенный период времени, именуемый плановым периодом. Результирующие показатели планов фиксируются на момент времени, соответствующий окончанию планового периода. Методы планирования разделяются на программно-целевые и директивные. При формировании программы составляются мероприятия, обязательно направленные на достижение программной цели. Программные мероприятия дают ответы на вопросы: что, когда, как и кто должен сделать, чтобы программные цели были достигнуты. При директивном методе планирования формируются планы, которые являются перечнем заданий от вышестоящего уровня управления к нижестоящему или объекту для выполнения и включают в себя три группы директивных показателей: - показатели объемов и качества работы; - показатели размеров ресурсного обеспечения для выполнения задания; - сроки исполнения. По времени исполнения программы подразделяются на стратегические (сроком, как правило, на пять и более лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и текущие (на один год). К планированию теснейшим образом примыкает и частично заменяет его социально-экономическое прогнозирование. Прогноз— это научная гипотеза, обоснованное предположение о состоянии экономики. Прогнозирование отличается от планирования многовариантным и предположительным характером, а также более широким охватом экономических процессов и явлений. Планировать можно только те процессы, которые подвластны людям, которыми человек и общество способны управлять. Прогнозировать же удается такие малоуправляе-мые и неуправляемые явления (процессы), как погодно-климатические условия, демографические процессы, предпочтения моды и вкусов потребителей, глобальные тенденции мироздания и т.п. Вместе с тем при формировании программ, особенно программных целей, следует активно использовать прогнозные значения. Все программы разделяются на простые и комплексные. В простых программах выполнение мероприятий осуществляется субъектами одной системы (отрасли), например здравоохранения. В комплексных программах программные мероприятия проводятся субъектами из нескольких систем (отраслей), например здравоохранения, образования, промышленности и т.п. Ключевым свойством программ служит их связь с породившей программу проблемой. Программы, собственно, и являются инструментом решения наиболее острых, безотлагательных проблем, сосредоточения ресурсов в этом направлении. Поэтому важнейшим условием программного планирования является знание проблем, умение их анализировать и выделять наиболее острые и значимые проблемы из всей их совокупности. Такая задача всегда сопряжена с ограниченностью ресурсов, которыми обладает страна, отрасль, организация для решения выявленных проблем. Поэтому при формировании программ требуется, с одной стороны, решать только приоритетные проблемы, а с другой — обладать ресурсами для их решения. Обычно программа содержит: 1. Анализ программной проблемы и обоснование необходимости ее реше 2. Цели и задачи программы с выделением генеральной цели, ее разделе 3. Мероприятия программы или подпрограмм с указанием их содержания, 4. Потребности программы в разных видах ресурсов, источники и способы 5. Организационные формы управления ходом реализации программы. 6. Оценка эффективности программы в целом, отдельных подпрограмм 7. Сводные показатели программы. Приведенная выше типовая структура может меняться в зависимости от вида, масштабов, продолжительности программного периода. Разработка любой программы начинается с прогнозно-аналитической стадии, изучения состояния программной проблемы, исследования тенденций. Затем генерируются и сопоставляются варианты способов достижения целей, программных мероприятий, используемых ресурсов. Кроме того, осуществляется отбор эффективных вариантов в рамках располагаемых ресурсов, заранее заданных заказчиком программы ресурсных ограничений и сроков программы. Разработка любой программы представляет собой циклический процесс, в ходе которого происходит корректировка намеченных целей и задач программы, уточнение представлений о требуемых ресурсах и сроках реализации программы. 7.2.1. Принципы и методы планирования здравоохранения Российской Федерации Система планирования здравоохранения в Российской Федерации строится на единых принципах и обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны здоровья населения и одновременно с этим позволяет субъектам Федерации и муниципальным образованиям, медицинским организациям максимально учитывать особенности своего развития. Основным принципом планирования в здравоохранении является обеспечение соответствия между объемами предоставляемой населению медицинской помощи и размерами ресурсов, необходимых для выполнения этих объемов. Учитывая, что планирование всегда осуществляется в условиях ограниченных ресурсов, формирование программ в здравоохранении предполагает определение наиболее рациональных технологий организации и оказания медицинской помощи пациентам. Показатели планирования в здравоохранении определяют цели, задачи, приоритетные проблемы, порядок и условия деятельности отрасли в целом, а также в субъектах Федерации, муниципальных образованиях и отдельных медицинских организациях. Текущее планирование определяет порядок и условия для реализации стратегических планов здравоохранения на очередной год. В ходе реализации текущих программ осуществляется мониторинг и контроль за реализацией стратегических программ, при необходимости осуществляется их корректировка, таким образом реализуется принцип непрерьшности процесса планирования в здравоохранении. Основные показатели планирования здравоохранения устанавливаются на федеральном уровне. К данным показателям относятся: 1. Стратегические цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения. 2. Социальные стандарты, нормы и нормативы, адаптированные к усло 3. Подушевые нормативы финансирования здравоохранения и порядок вы 4. Эффективность инвестиций и параметры инвестиционных проектов здра На основе данных показателей субъекты Федерации, муниципальные образования, медицинские организации формируют собственные стратегические программы. Вопросы 1. Что собой представляет планирование? 2. Перечислите основные показатели планирования. 3. Назовите методы планирования. 4. Что такое социально-экономическое прогнозирование? 5. Назовите виды программ. 6. Определите значение проблем при формировании программ. 7. Назовите содержание программ. 8. Назовите основные принципы планирования в здравоохранении. 9. Перечислите основные показатели планирования здравоохранения, устанавли СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Основным документом, в котором отражены принципы стратегического планирования развития здравоохранения в России, является Концепция развития здравоохранения и медицинской науки, одобренная Постановлением Правительства от 5 ноября 1997 г. № 1387. Целью данной Концепции является сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности. Стратегическое планирование — это основа для всех организационных решений, зонтик под которым формируются все управленческие функции. Приступая к стратегическому планированию в отрасли, необходимо опираться на следующие основные общеценностные установки: - равнодоступность здравоохранения для граждан; - обязательный анализ по всем направлениям; - взаимосвязанное комплексное планирование; - ориентация на прогноз; - минимизация будущих потерь. Стратегическое планирование на основе всестороннего анализа и выделения приоритетов должно давать четкую оценку целей и направлений деятельности, определять набор действий и решений для достижения этих целей. Первостепенной задачей стратегического планирования является обеспечение нововведений и изменений в самой системе здравоохранения. Следует отметить, что существует устойчивая положительная корреляция между планированием и достигнутыми результатами. Непременным атрибутом планирования должно быть организационное стратегическое предвидение, базирующееся на опыте прошлых стратегических решений и на развитии перспективного мышления управленческих кадров. Общеизвестно, что до 75% средств, к сожалению, направляется на решение низкоэффективных, но высокозатратных задач, — при том, что даже разовые финансовые вливания в высокоэффективные цели дают хороший результат. В этом процессе неоценима роль руководителя. Она заключается в значительно большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования. Необходимо постоянно организовывать, контролировать, анализировать, проводить оценку и вносить адекватные коррективы. Стратегическое планирование — это достаточно сложный процесс, и им должны заниматься специально подготовленные организаторы здравоохранения (рис. 35). Стратегия должна представлять собой детальный всесторонний план разработанный с точки зрения всей перспективы системы, а не отдельных ее элементов, но в тоже время иметь четкую адресность. При этом он должен оставаться целостным в течение длительного времени, но обладать достаточной гибкостью, Рис. 35. Компоненты современного менеджмента. чтобы при необходимости можно было осуществить модификацию и переориентацию отдельных его частей. Необходимо иметь возможность стратегического маневра и кроме плана действий надо держать в резерве и план на случай непредвиденных дополнительных обстоятельств. Разработка стратегических планов здравоохранения необходима на всех уровнях управления, вплоть до медицинских организаций. Особое значение приобретает внедрение системы стратегического планирования здравоохранения в крупных городах, выполняющих функции межтерриториальных центров оказания высокотехнологической специализированной медицинской помощи. Спецификой разработок стратегических планов в условиях крупных населенных пунктов является необходимость определения рациональных потоков больных между медицинскими организациями разной ведомственной и территориальной подчиненности. Процесс стратегического планирования отображен на рис. 36. • Основная общая цель системы — четко выраженная причина ее существо • Цели системы должны быть конкретными и измеримыми, ориентирован • Управленческое обследование представляет собой методическую оценку • Анализ стратегических альтернатив проводится на базе основных вариан Рис.36. Принципиальная схема процесса планирования. В рамках стратегического планирования должны осуществляться три основных вида управленческой деятельности: - приоритетное планирование и распределение ресурсов; - постоянная адаптация системы к внешней среде; - своевременная внутренняя координация и перегруппировка системы. При этом изначально следует иметь в виду ряд отличительных особенностей характера стратегического планирования: масштабность и нерутинность; сложность и двойственность; фундаментальность и долгосрочность; значимость изменений и зависимость от окружения. Обобщенная модель элементов стратегического планирования представлена на рис. 37. Ключевой задачей стратегического планирования должно быть определение направлений развития и использования ресурсного потенциала для улучшения состояния здоровья населения. Важнейшим среди этих направлений выступает проведение структурных преобразований в отрасли здравоохранения, включая реструктуризацию сети медицинских организаций. Исходя из вышеизложенного крайне важным представляется адаптированное определение основы для стратегического планирования (рис. 38), прежде всего по видению проблемы, то есть по целям и результатам. Для обеспечения согласованности стратегических и текущих планов, разрабатываемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, необходимо развитие механизмов координации деятельности всех звеньев системы управления здравоохранением, основанных на согласительных процедурах. Для реализации задач в рамках стратегического планирования в системе управления здравоохранением создаются мощные, оснащенные техникой, технологией и квалифицированными кадрами организации, которые занимаются вопросами анализа и прогнозирования развития здравоохранения, а также выполняют роль координаторов действий основных субъектов отрасли. Работа по созданию в здравоохранении системы стратегического планирования и управления требует единого понимания, согласованности действий, поддержки властных структур и наличия временного потенциала. Основной принцип стратегического планирования — увязка объемов и структуры медицинской помощи с ожидаемыми финансовыми ресурсами на основе максимально четкого определения государственных гарантий в отношении оказания медицинской помощи населению. Рис.38. Схема базы стратегического планирования. Рис. 39. Схема координации действий в процессе стратегического планирования. Планирование финансово-обеспеченных объемов медицинской помощи предполагает поиск наиболее рациональных вариантов ее оказания. Таким образом, основная задача планирования здравоохранения в условиях финансовых, социальных, политических ограничений — обеспечить для населения максимально возможный уровень доступности медицинской помощи за счет улучшения использования ресурсов. Стратегическое планирование определяет цели, задачи, приоритеты, порядок и условия деятельности здравоохранения, его субъектов, муниципальных образований и отдельных медицинских учреждений на перспективу 10 и более лет. Конкретный срок стратегического планирования устанавливают федеральные органы исполнительной власти в соответствии с длительностью планируемых перспектив социально-экономического развития Российской Федерации. На федеральном уровне Министерством здравоохранения Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в установленном порядке: - стратегические цели, стратегические задачи и стратегические приоритеты - стратегические показатели состояния здоровья населения и деятельности - Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Фе - натуральные нормы и нормативы, социальные стандарты, применяемые - федеральные целевые программы в области здравоохранения, обеспечива ■♦• развития правовой базы здравоохранения; -0- совершенствования систем управления и финансирования здравоохранения; ■0- разработки и внедрения новых организационных и медицинских технологий, повышающих эффективность здравоохранения; - подушевые нормативы финансирования здравоохранения, порядок вы - методология планирования инвестиций, оценки их эффективности, по 7.3.1. Стратегическое планирование здравоохранения на уровне субъектов Российской Федерации Целью системы планирования здравоохранения субъектов Российской Федерации является разработка планов и программ формирования эффективной системы оказания населению территории доступной медицинской помощи на основе параметров, задаваемых Российской Федерацией с учетом ресурсных, политических и социальных особенностей. В процессе планирования должны быть решены следующие задачи: 1) произведена оценка состояния здоровья населения территории, дан прогноз его развития на плановый период; ■ 2) произведен анализ состояния здравоохранения территории, степени его соответствия требованиям федерального уровня и планируемым потребностям населения, выявлены резервы повышения его эффективности; 3) установлены цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения на 4) определены финансовые ресурсы, выделяемые на реализацию государ 5) утверждены территориальные нормы и нормативы, применяемые при 6) определены стратегические показатели состояния здоровья населения 7) принята перспективная Программа государственных гарантий предос 8) принята программа реформирования сети медицинских учреждений тер 9) принят комплекс планов и целевых программ, обеспечивающих реали 10) установлены параметры для планирования здравоохранения муниципаль 11) реализованы процедуры текущего планирования здравоохранения, обес Стратегическое планирование здравоохранения на уровне субъекта Российской Федерации осуществляется в несколько этапов органом управления здравоохранением территории. При этом выявляются наиболее угрожающие тенденции в состоянии здоровья населения, определяются муниципальные образования с наиболее неблагоприятной динамикой показателей состояния здоровья. Разрабатываются подходы системы здравоохранения в предупреждении развития неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения (например, усиление профилактической деятельности, улучшение взаимодействия с органами образования, социального обеспечения и т.д.), вносятся предложения о соответствующей корректировке политики в области здравоохранения, включая изменения в структуре помощи, составе перспективных территориальных программ государственных гарантий и программ ОМС, нормативов нагрузки и т.д. Оцениваются возможные затраты и ожидаемый эффект. Важнейшим этапом планирования является анализ системы оказания медицинской помощи населению. При этом проводится оценка соответствия существующей системы оказания медицинской помощи потребности населения, оценка эффективности деятельности существующей сети медицинских организаций здравоохранения (03), выработка предварительных предложений по совершенствованию деятельности сети 03. Анализу подвергается: 1. Степень доступности для населения медицинской помощи в рамках Тер 2. Качество медицинской помощи:
- по видам и профилям помощи; - по различным уровням помощи. 3. Загруженность существующих мощностей: - по видам, профилям и уровням помощи; - в разрезе муниципальных образований. Как результат вырабатываются предложения по совершенствованию Территориальной программы государственных гарантий и сети 03. На этапе анализа систем управления и финансирования здравоохранения проводится оценка эффективности систем управления и финансирования здравоохранения и выработка предложений по их совершенствованию. В ходе данной работы выявляются: - соответствие структуры органов управления задачам эффективной реали - возможности органов управления здравоохранением и Территориального - наличие механизмов проведения государственными и муниципальными - возможности существующей системы финансирования для обеспечения
- степень эффективности взаимодействия Территориального фонда ОМС - затраты на содержание системы управления здравоохранением и системы - наличие механизмов, заинтересовывающих 03 и систему ОМС в эффек По результатам анализа вырабатываются предложения по совершенствованию систем управления и финансирования здравоохранения. На этапе определения направлений совершенствования сети 03 выявляются резервы повышения эффективности в деятельности систем здравоохранения и ОМС. На этапе установления стратегических целей, задач и приоритетов в развитии здравоохранения формируются стратегические направления развития здравоохранения с целью максимального обеспечения потребностей населения в медицинской помощи. На этапе определения стратегических территориальных нормативов объемов медицинской помощи на основе федеральных нормативов определяются территориальные нормативы, обеспечивающие удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи. Территориальные нормативы объемов медицинской помощи рассчитываются на 1000 чел.: - койко-дни лечения в стационаре по уровням и профилям для взрослых - посещения амбулаторно-поликлинических учреждений по специальностям; - вызовы скорой медицинской помощи. Следующий этап — это формирование расчетной модели сети 03. На основе территориальных нормативов объемов медицинской помощи формируется научно-обоснованная расчетная модель сети 03 территории. На основе сформированной модели сети 03 производится расчет общественно необходимых затрат на оказание населению нормативного объема медицинской помощи и формирование территориальных нормативов стоимости медицинской помощи. В ходе данного этапа рассчитываются общественно необходимые затраты на обеспечение нормативной потребности населения в медицинской помощи и территориальные нормативы стоимости единиц медицинской помощи для всех видов медицинской помощи в разрезе уровней, профилей, специальностей. С учетом полученных данных формируются предварительные варианты реформирования сети ОЗ. При этом проводится выработка стратегии реформирования сети ОЗ на основе расчетной модели с учетом действия реальных социальных, политических и экономических факторов. Изучается возможность оказания нормативного объема медицинской помощи сокращенным количеством медицинских учреждений за счет интенсификации их работы, а также последствия их закрытия или преобразования в негосударственные медицинские организации, оказывающие помощь сверх Территориальной программы государственных гарантий. На основе выбранного варианта расчетной модели сети ОЗ с учетом объемных и стоимостных показателей рассчитывается стоимость программы реформирования сети ОЗ. В дальнейшем требуется осуществление оценки степени соответствия расчетных вариантов Территориальной программы государственных гарантий плановому объему финансовых ресурсов и проведения их балансировки. В результате: - формируются плановые объемы медицинской помощи для государствен - определяются натуральные и финансовые нормативы, а также основные - формируется программа реформирования сети 03. Планируется сроки Крайне важным является разработка комплекса планов и программ, создающих организационные, ресурсные, технологические, политические условия для реализации стратегического плана. Стратегическое планирование здравоохранения муниципальных образований основано на утвержденных на государственном уровне стандартах и технологических походов перечисленных выше. Методология составления стратегических планов и программ на муниципальном уровне в целом соответствует структуре стратегического планирования на уровне субъекта Российской Федерации, но должно учитывать имеющие в муниципальном образовании социально-экономические особенности развития территории. Вопросы 1. На каких общих установках должно базироваться стратегическое планирование 2. Что такое организационное стратегическое предвидение? 3. Охарактеризуйте цели, которые вырабатываются для осуществления миссии 4. Назовите основные особенности стратегического планирования. 5. Обозначьте основные элементы стратегического планирования. 6. Сформулируйте основные задачи стратегического планирования на федераль 7. Перечислите задачи стратегического планирования на уровне субъекта федерации. 8. По каким параметрам проводится оценка эффективности систем управления 9. Назовите показатели расчета территориальных нормативов объемов медицин ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|