Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБ УПРАВЛЕНИИ И МЕНЕДЖМЕНТЕ



Становление рыночных отношений в российской системе здравоохранения, формирование негосудар­ственного сектора медицинских услуг, развитие пред­принимательства в медицине — это не только измене­ние форм и отношений собственности и купля-продажа продуктов здравоохранительной деятельности на рын­ках. Одновременно существенно трансформируются формы, методы, организационно-правовые структуры управления всеми звеньями системы здравоохранения и протекающими в ней процессами. На смену организа­ционно-распорядительному управлению, директивному централизованному планированию отрасли приходит более «мягкое» экономическое управление деятельнос­тью государственного сектора и государственное регу­лирование функционирования негосударственного сек­тора посредством ограничений, лицензий, налогов, сборов, льгот, кредитов, экономических стимулов.

Наряду с управлением экономическими процессами со стороны государственных и муниципальных органов власти, установлением законодательных основ функци­онирования экономики в целом и экономики здравоох­ранения в частности, существенную роль начинает иг­рать рыночное саморегулирование на основе механизмов спроса, предложения, цен, конкуренции. Претерпели существенные изменения организационные формы уп­равления, изменились экономические институты,под которыми понимают элементы социальной структуры общества, характеризующие устройство, формы орга­низации и регулирования производственно-экономичес­ких и социальных процессов (собственнические, тру­довые, финансовые, правовые, социальные и другие институты государства).


В здравоохранении, медицинской деятельности управление ориентировано на производство, распределение, обращение, потребление медицинских това­ров и услуг, участников этих процессов (персонал и организации, осуществля­ющие здравоохранительную деятельность) и в определенной степени — на пациентов — потребителей услуг.

Генеральная цель управлениясистемой здравоохранения страны, региона — поддержание и укрепление здоровья населения, сокращение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни. В этом смысле здравоохранение уча­ствует в реализации миссии укрепления общественного здоровья,которая вправе считаться одной из главных целевых установок государства и общества.

Обусловленные генеральной целью управления цели управления государ­ственным и негосударственным секторами экономики здравоохранения обла­дают все же выраженной спецификой. Цель управления государственным сек­тором — обеспечение населения услугами здравоохранения на началах их общедоступности. Цель управления негосударственным сектором — обеспече­ние потребностей платежеспособной части населения, снижение нагрузки на государственный сектор при одновременном достижении безубыточности и нор­мативной прибыльности предпринимательских организаций.

Основные функции управления экономикой здравоохранения.

1. Экономический анализ,т.е. изучение затрат разных видов ресурсов на нужды
здравоохранения, изучение сложившегося спроса на медицинские услуги, вы­
явление проблем и тенденций, проявляющихся в экономике здравоохране­
ния, анализ рынка медицинских товаров и услуг.

2. Прогнозированиесостояния здоровья и уровня заболеваемости, потребно­
стей и рыночного спроса на медицинские товары и услуги, ценовой конъюн­
ктуры рынков, научно-технических достижений в области средств и методов
лечения, возможностей выделения ресурсов на нужды охраны здоровья, по­
следствий осуществления намечаемых проектов и программ здравоохранения.

3. Государственное планирование и бюджетирование, негосударственное пред­
принимательское бизнес-планирование,
т.е. составление проектов, программ в об­
ласти поддержки и развития здравоохранения, закупок лекарственных препа­
ратов и медицинского оборудования за рубежом, ввода в строй новых объектов
здравоохранения.

 

4. Оперативное регулирование деятельности медицинских организаций госу­
дарственного и негосударственного секторов
в соответствии со складывающейся
внешней ситуацией, в условиях экологических катастроф, эпидемий и других
форс-мажорных обстоятельств.

5. Организация экономических процессов в здравоохранении,с одной сторо­
ны, упорядочение протекания этих процессов в пространстве и во времени,
достижение согласованности действий их участников, а с другой — формиро­
вание и преобразование организационно-правовых структур организаций, за­
нятых медико-производственной деятельностью.

6. Стимулирование целеориентированной, эффективной, результативной дея­
тельности государственных и негосударственных организаций,
оказывающих ме­
дицинские услуги, частного предпринимательства в сфере услуг здравоохранения.

7. Учет экономической деятельности в области здравоохранения и контрольза
осуществлением этой деятельности со стороны государственных органов и ре­
визионных органов организаций, занятых оказанием медицинских услуг.


В процессе реализации указанных функций управления используются ме­тоды управления участниками медико-производственной деятельности и про­цессами оказания медицинских услуг:

организационно-распорядительные методы,основанные на обязательном ис­полнении управляющих воздействий, управленческих решений, выработан­ных вышестоящими органами управления. Применение таких методов более характерно для государственного сектора экономики здравоохранения, объек­ты которого находятся в государственной и муниципальной собственности;

методы, основанные на экономической заинтересованностиучастников ме­дико-производственного комплекса в достижении целей здравоохранения, свойственные рыночному саморегулированию. Такие методы боле характерны для негосударственного рыночного сектора экономики здравоохранения, объек­ты которого находятся в частной собственности или арендуются;

социально-психологические методы, именуемые также методами морального сти­мулирования, убеждения,основанные на морально-этических принципах, уста­новках. Подобные методы должны одинаково широко использоваться как в госу­дарственном, так и в негосударственном секторах экономики здравоохранения.

По мере проникновения рыночных отношений в сферу здравоохранения, развития в ней предпринимательской деятельности и адекватных преобразо­ваний форм, методов и организации управления повышается интерес к меди­цинскому менеджменту.

Менеджмент— это область управления экономикой, распространяющая свое воздействие на управление организациями, персоналом, производственными процессами в масштабах организации, компании, фирмы, проекта. Следует также иметь в виду, что термины «управление» и «менеджмент» относятся к категории «размытых», не поддающихся точному определению понятий.

Применительно к медико-производственной деятельности понятия «менедж­мент» и «менеджер» (управляющий) правомерно распространить на следую­щие процессы и лиц, управляющих этими процессами:

1) управление производственно-хозяйственной деятельностью государствен­
ных организаций сферы здравоохранения, непосредственно оказывающих ме­
дицинские услуги;

2) управление производственной и рыночной предпринимательской дея­
тельностью коммерческих организаций здравоохранения со стороны наемных
управляющих, привлеченных собственниками. В отдельных случаях хозяин,
собственник дела, может выполнять и функции менеджера;

3) непосредственное управление медицинским, вспомогательным персона­
лом, выполняющим услуги здравоохранения.

В указанных областях деятельности роль менеджмента и менеджеров весь­ма важна, от качества их работы во многом зависят экономическая эффектив­ность, результативность работы организаций и производственных коллекти­вов, оказывающих медицинские услуги.

На характер управления медицинскими, медико-производственными орга­низациями накладывает отпечаток взаимодействие внутреннего и внешнего управления.

Внутреннимназывают управление, при котором управляющие воздействия формируются в самой управляемой системе, внутри ее. Орган управления,


вырабатывающий управленческие воздействия, образует вместе с управляе­мой системой единый хозяйственный комплекс. Органы управления, а также лица, осуществляющие управление, входят при внутреннем управлении в со­став управляемой организации, ее штат.

Внешнимименуют управление, при котором управляющие воздействия по­ступают в управляемую систему извне. В этом случае управляющая система не входит в состав управляемой, то есть выделена в самостоятельный внешний орган. Лица, осуществляющие внешнее управление, не включаются в штат управляемой организацией и не являются ее работниками.

Схемы внутреннего и внешнего управления изображены на рис. 34.

Отметим, что применительно к организациям, учреждениям, их подразде­лениям (отделениям, отделам, лабораториям) разделение на внутреннее и внеш­нее в определенной степени условно.

Например, распоряжение руководителя подразделения, отданное самому подразделению, является внутренним, тогда как решение администрации орга­низации относительно круга вопросов, затрагивающих только данное подраз­деление, правомерно рассматривать как внешнее. В то же время решения ад­министрации, распространяющиеся на организацию, многие ее подразделения, следует относить к внутреннему управлению.

Внешнее управление более распространено в системе управления организа­циями государственного сектора экономики здравоохранения, а внутреннее управление — в системе управления организациями негосударственного сек­тора. Однако в любом случае имеет место то или иное сочетание элементов внутреннего и внешнего управления.

Разновидностью внутреннего управления является самоуправление— внут­реннее управление организацией, фирмой, компанией со стороны их органов управления, играющее основную роль в управлении. В условиях самоуправле­ния внешнее управление ограничивается относительно узким кругом проблем общего характера и воплощается в виде законов, правительственных поста­новлений, национальных программ, обязательных для широкого круга орга­низаций и лиц и требующих неукоснительного исполнения всеми, на кого распространяется действие законодательных и других нормативных актов. С уче­том этих ограничений самоуправляемые организации вправе самостоятельно принимать и осуществлять управленческие решения, опираясь на собствен­ное, внутреннее управление.


Внутреннее управление Внешнее управление Рис. 34. Схемы внутреннего и внешнего управления.

Таким образом, в условиях самоуправления внутреннее управление пре­обладает над внешним, занимает ведущее место в повседневном, текущем управ-


лении. Но в отдельных ключевых вопросах внешнее управление имеет прио­ритеты по сравнению с внутренним. Вообще же соотношение внутреннего и внешнего управления, характеризующее степень демократизации, во многом зависит от природы социально-экономического строя, господствующих в стране тенденций централизации и децентрализации управления.

В управлении медицинской деятельностью, особенно той ее частью, кото­рая непосредственно связана с лечением, предоставлением медицинских ус­луг, определяющая роль должна принадлежать самоуправлению. Только врачи и менеджеры способны разобраться как в содержании и методах лечения, так и в экономике процессов оказания медицинских услуг. Внешнее вмешатель­ство некомпетентных лиц, независимо от занимаемых ими должностей и по­ложения в управлении процессами оказания медицинских услуг, может стать причиной трудно исправимых и даже неисправимых ошибок, потери эконо­мических ресурсов и, что еще опаснее, потери здоровья населением, потреби­телями услуг здравоохранения.

Естественно, что глобальные вопросы организации управления здравоохра­нением, которые распространяются на все (или многие) организации медико-социального комплекса и связаны с безопасностью средств лечения, по своей природе относятся к внешнему управлению, так же как и принятие законов, регулирующих и государственную, и частно-предпринимательскую медицин­скую деятельность. Но при решении конкретных задач планирования, опера­тивного регулирования деятельности отдельных участников комплекса при­оритет должен быть отдан самоуправлению.

В теории управления используется также понятие «саморегулирование»,под которым понимается установление государством такой системы внешних ре­гуляторов экономической деятельности в виде налогов, пошлин, сборов, про­центных ставок, льгот, ограничений, запретов, штрафов, пособий, что отпада­ет необходимость в применении административно-распорядительных методов управления. Экономические процессы как бы регулируются сами собой, без внешнего вмешательства, автоматически. В экономической теории такие регуля­торы называют «встроенными стабилизаторами». В реальной действительности саморегулирование обычно оказывается неспособным обеспечить устойчивое функционирование организаций и должно быть дополнено регулированием со стороны внешних органов управления.

Вопросы

1. Что такое управление, каковы его основные признаки?

2. Каковы цели и задачи управления медицинскими объектами, деятельностью в об­
ласти здравоохранения?

3. Назовите и охарактеризуйте основные функции управления экономикой в здра­
воохранении.

4. Что общего и отличного в понятиях «управление» и «менеджмент»?

5. Чем различаются внешнее и внутреннее управление?

6. Что означает «самоуправление» и «саморегулирование»?


ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Планирование является составной частью управления экономикой. Оно применяется на федеральном уровне (государственное планирование), на уровне отраслей (отраслевое планирование) и регионов (региональное планирование), отдельных предприятий, организаций и учреждений.

Применимо планирование также на уровне домашнего хозяйства, семьи в виде, например, планирования семейного бюджета.

В широком понимании планирование есть предопределение будущего, по­строение модели намечаемого, достижение конечных рубежей планируемых действий.

Планирование любой деятельности является важнейшим мероприятием в определении максимальных возможностей государства, отрасли, региона, предприятий и организаций в достижении поставленных целей. Поэтому пла­ны всегда ориентированы на достижение конкретных целей, что находит от­ражение в показателях плана, его целевых параметрах, фиксирующих меру, степень решения социально-экономических задач. Плановые показатели от­ражают также направленность организационных и экономических действий, промежуточные результаты, виды и объемы затрачиваемых ресурсов для дос­тижения плановых целей.

Планы разрабатываются на определенный период времени, именуемый пла­новым периодом. Результирующие показатели планов фиксируются на мо­мент времени, соответствующий окончанию планового периода.

Методы планирования разделяются на программно-целевые и директив­ные. При формировании программы составляются мероприятия, обязательно направленные на достижение программной цели. Программные мероприятия дают ответы на вопросы: что, когда, как и кто должен сделать, чтобы про­граммные цели были достигнуты.

При директивном методе планирования формируются планы, которые яв­ляются перечнем заданий от вышестоящего уровня управления к нижестоя­щему или объекту для выполнения и включают в себя три группы директив­ных показателей:

- показатели объемов и качества работы;

- показатели размеров ресурсного обеспечения для выполнения задания;

- сроки исполнения.

По времени исполнения программы подразделяются на стратегические (сро­ком, как правило, на пять и более лет), среднесрочные (от года до пяти лет) и текущие (на один год).

К планированию теснейшим образом примыкает и частично заменяет его социально-экономическое прогнозирование. Прогноз— это научная гипотеза, обоснованное предположение о состоянии экономики. Прогнозирование отли­чается от планирования многовариантным и предположительным характером, а также более широким охватом экономических процессов и явлений. Планиро­вать можно только те процессы, которые подвластны людям, которыми человек и общество способны управлять. Прогнозировать же удается такие малоуправляе-мые и неуправляемые явления (процессы), как погодно-климатические условия,


демографические процессы, предпочтения моды и вкусов потребителей, гло­бальные тенденции мироздания и т.п. Вместе с тем при формировании про­грамм, особенно программных целей, следует активно использовать прогноз­ные значения.

Все программы разделяются на простые и комплексные. В простых про­граммах выполнение мероприятий осуществляется субъектами одной системы (отрасли), например здравоохранения. В комплексных программах программ­ные мероприятия проводятся субъектами из нескольких систем (отраслей), например здравоохранения, образования, промышленности и т.п.

Ключевым свойством программ служит их связь с породившей программу проблемой. Программы, собственно, и являются инструментом решения наи­более острых, безотлагательных проблем, сосредоточения ресурсов в этом на­правлении. Поэтому важнейшим условием программного планирования явля­ется знание проблем, умение их анализировать и выделять наиболее острые и значимые проблемы из всей их совокупности. Такая задача всегда сопряже­на с ограниченностью ресурсов, которыми обладает страна, отрасль, органи­зация для решения выявленных проблем. Поэтому при формировании про­грамм требуется, с одной стороны, решать только приоритетные проблемы, а с другой — обладать ресурсами для их решения.

Обычно программа содержит:

1. Анализ программной проблемы и обоснование необходимости ее реше­
ния программным образом.

2. Цели и задачи программы с выделением генеральной цели, ее разделе­
ние на подцели, выделение подпрограмм в составе программ.

3. Мероприятия программы или подпрограмм с указанием их содержания,
сроков исполнения, намечаемых исполнителей.

4. Потребности программы в разных видах ресурсов, источники и способы
получения необходимых ресурсов. Финансирование программы.

5. Организационные формы управления ходом реализации программы.
План-график (сетевой график) выполнения программы.

6. Оценка эффективности программы в целом, отдельных подпрограмм
и крупнейших мероприятий.

7. Сводные показатели программы.

Приведенная выше типовая структура может меняться в зависимости от вида, масштабов, продолжительности программного периода.

Разработка любой программы начинается с прогнозно-аналитической ста­дии, изучения состояния программной проблемы, исследования тенденций. Затем генерируются и сопоставляются варианты способов достижения це­лей, программных мероприятий, используемых ресурсов. Кроме того, осуще­ствляется отбор эффективных вариантов в рамках располагаемых ресурсов, заранее заданных заказчиком программы ресурсных ограничений и сроков программы.

Разработка любой программы представляет собой циклический процесс, в ходе которого происходит корректировка намеченных целей и задач про­граммы, уточнение представлений о требуемых ресурсах и сроках реализа­ции программы.


7.2.1. Принципы и методы планирования здравоохранения Российской Федерации

Система планирования здравоохранения в Российской Федерации строится на единых принципах и обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны здоровья населения и одновременно с этим позво­ляет субъектам Федерации и муниципальным образованиям, медицинским организациям максимально учитывать особенности своего развития.

Основным принципом планирования в здравоохранении является обеспече­ние соответствия между объемами предоставляемой населению медицинской помощи и размерами ресурсов, необходимых для выполнения этих объемов.

Учитывая, что планирование всегда осуществляется в условиях ограничен­ных ресурсов, формирование программ в здравоохранении предполагает опре­деление наиболее рациональных технологий организации и оказания меди­цинской помощи пациентам.

Показатели планирования в здравоохранении определяют цели, задачи, приоритетные проблемы, порядок и условия деятельности отрасли в целом, а также в субъектах Федерации, муниципальных образованиях и отдельных медицинских организациях.

Текущее планирование определяет порядок и условия для реализации страте­гических планов здравоохранения на очередной год. В ходе реализации текущих программ осуществляется мониторинг и контроль за реализацией стратегических программ, при необходимости осуществляется их корректировка, таким образом реализуется принцип непрерьшности процесса планирования в здравоохранении.

Основные показатели планирования здравоохранения устанавливаются на федеральном уровне.

К данным показателям относятся:

1. Стратегические цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения.

2. Социальные стандарты, нормы и нормативы, адаптированные к усло­
виям субъектов Федерации, муниципальных образований и медицинских уч­
реждений.

3. Подушевые нормативы финансирования здравоохранения и порядок вы­
равнивания финансовых условий развития здравоохранения в субъектах Фе­
дерации и муниципальных образованиях.

4. Эффективность инвестиций и параметры инвестиционных проектов здра­
воохранения.

На основе данных показателей субъекты Федерации, муниципальные обра­зования, медицинские организации формируют собственные стратегические программы.

Вопросы

1. Что собой представляет планирование?

2. Перечислите основные показатели планирования.

3. Назовите методы планирования.

4. Что такое социально-экономическое прогнозирование?

5. Назовите виды программ.

6. Определите значение проблем при формировании программ.


7. Назовите содержание программ.

8. Назовите основные принципы планирования в здравоохранении.

9. Перечислите основные показатели планирования здравоохранения, устанавли­
ваемые на федеральном уровне.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Основным документом, в котором отражены принципы стратегического планирования развития здравоохранения в России, является Концепция раз­вития здравоохранения и медицинской науки, одобренная Постановлением Правительства от 5 ноября 1997 г. № 1387.

Целью данной Концепции является сохранение и улучшение здоровья лю­дей, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет сниже­ния заболеваемости и смертности.

Стратегическое планирование — это основа для всех организационных ре­шений, зонтик под которым формируются все управленческие функции.

Приступая к стратегическому планированию в отрасли, необходимо опи­раться на следующие основные общеценностные установки:

- равнодоступность здравоохранения для граждан;

- обязательный анализ по всем направлениям;

- взаимосвязанное комплексное планирование;

- ориентация на прогноз;

- минимизация будущих потерь.

Стратегическое планирование на основе всестороннего анализа и выделе­ния приоритетов должно давать четкую оценку целей и направлений деятель­ности, определять набор действий и решений для достижения этих целей.

Первостепенной задачей стратегического планирования является обеспече­ние нововведений и изменений в самой системе здравоохранения.

Следует отметить, что существует устойчивая положительная корреляция между планированием и достигнутыми результатами.

Непременным атрибутом планирования должно быть организационное стратегическое предвидение, базирующееся на опыте прошлых стратегичес­ких решений и на развитии перспективного мышления управленческих кад­ров. Общеизвестно, что до 75% средств, к сожалению, направляется на реше­ние низкоэффективных, но высокозатратных задач, — при том, что даже разовые финансовые вливания в высокоэффективные цели дают хороший результат.

В этом процессе неоценима роль руководителя. Она заключается в значи­тельно большем, чем простое инициирование процесса стратегического пла­нирования. Необходимо постоянно организовывать, контролировать, анали­зировать, проводить оценку и вносить адекватные коррективы.

Стратегическое планирование — это достаточно сложный процесс, и им должны заниматься специально подготовленные организаторы здравоохране­ния (рис. 35).

Стратегия должна представлять собой детальный всесторонний план разрабо­танный с точки зрения всей перспективы системы, а не отдельных ее элементов, но в тоже время иметь четкую адресность. При этом он должен оставаться целост­ным в течение длительного времени, но обладать достаточной гибкостью,


Рис. 35. Компоненты современного менеджмента.

чтобы при необходимости можно было осуществить модификацию и переори­ентацию отдельных его частей. Необходимо иметь возможность стратегичес­кого маневра и кроме плана действий надо держать в резерве и план на случай непредвиденных дополнительных обстоятельств. Разработка стратегических планов здравоохранения необходима на всех уровнях управления, вплоть до медицинских организаций.

Особое значение приобретает внедрение системы стратегического планиро­вания здравоохранения в крупных городах, выполняющих функции межтер­риториальных центров оказания высокотехнологической специализированной медицинской помощи.

Спецификой разработок стратегических планов в условиях крупных насе­ленных пунктов является необходимость определения рациональных потоков больных между медицинскими организациями разной ведомственной и тер­риториальной подчиненности.

Процесс стратегического планирования отображен на рис. 36.

• Основная общая цель системы — четко выраженная причина ее существо­
вания — обозначается как миссия. Цели вырабатываются для осуществления
миссии. Выработанные на основе миссии цели служат критериями.

• Цели системы должны быть конкретными и измеримыми, ориентирован­
ными во времени, долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными, дос­
тижимыми и перекрестно поддерживаемыми.

• Управленческое обследование представляет собой методическую оценку
функциональных зон системы, предназначенную для выявления ее стратеги­
чески сильных и слабых сторон.

• Анализ стратегических альтернатив проводится на базе основных вариан­
тов ожидаемых результатов: рост, ограниченный рост, сокращение, сочетание.



Рис.36. Принципиальная схема процесса планирования.

В рамках стратегического планирования должны осуществляться три ос­новных вида управленческой деятельности:

- приоритетное планирование и распределение ресурсов;

- постоянная адаптация системы к внешней среде;

- своевременная внутренняя координация и перегруппировка системы.

При этом изначально следует иметь в виду ряд отличительных особеннос­тей характера стратегического планирования: масштабность и нерутинность; сложность и двойственность; фундаментальность и долгосрочность; значимость изменений и зависимость от окружения.

Обобщенная модель элементов стратегического планирования представле­на на рис. 37.

Ключевой задачей стратегического планирования должно быть определе­ние направлений развития и использования ресурсного потенциала для улуч­шения состояния здоровья населения. Важнейшим среди этих направлений выступает проведение структурных преобразований в отрасли здравоохране­ния, включая реструктуризацию сети медицинских организаций.

Исходя из вышеизложенного крайне важным представляется адаптирован­ное определение основы для стратегического планирования (рис. 38), прежде всего по видению проблемы, то есть по целям и результатам.

Для обеспечения согласованности стратегических и текущих планов, разра­батываемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, необ­ходимо развитие механизмов координации деятельности всех звеньев системы управления здравоохранением, основанных на согласительных процедурах.

Для реализации задач в рамках стратегического планирования в системе управления здравоохранением создаются мощные, оснащенные техникой, тех­нологией и квалифицированными кадрами организации, которые занимаются вопросами анализа и прогнозирования развития здравоохранения, а также выполняют роль координаторов действий основных субъектов отрасли.

Работа по созданию в здравоохранении системы стратегического планиро­вания и управления требует единого понимания, согласованности действий, поддержки властных структур и наличия временного потенциала.

Основной принцип стратегического планирования — увязка объемов и струк­туры медицинской помощи с ожидаемыми финансовыми ресурсами на основе максимально четкого определения государственных гарантий в отношении оказания медицинской помощи населению.


Рис.38. Схема базы стратегического планирования.


Рис. 39. Схема координации действий в процессе стратегического планирования.

Планирование финансово-обеспеченных объемов медицинской помощи предполагает поиск наиболее рациональных вариантов ее оказания. Таким образом, основная задача планирования здравоохранения в условиях финан­совых, социальных, политических ограничений — обеспечить для населения максимально возможный уровень доступности медицинской помощи за счет улучшения использования ресурсов.

Стратегическое планирование определяет цели, задачи, приоритеты, поря­док и условия деятельности здравоохранения, его субъектов, муниципальных образований и отдельных медицинских учреждений на перспективу 10 и более лет. Конкретный срок стратегического планирования устанавливают федераль­ные органы исполнительной власти в соответствии с длительностью планируе­мых перспектив социально-экономического развития Российской Федерации.

На федеральном уровне Министерством здравоохранения Российской Фе­дерации разрабатываются и утверждаются в установленном порядке:

- стратегические цели, стратегические задачи и стратегические приоритеты
развития здравоохранения Российской Федерации;

- стратегические показатели состояния здоровья населения и деятельности
здравоохранения;

- Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Фе­
дерации бесплатной медицинской помощи, применяемые при планировании го­
сударственных гарантий федеральные нормы, нормативы, социальные стандар­
ты, методика их адаптации к условиям субъектов Российской Федерации;

- натуральные нормы и нормативы, социальные стандарты, применяемые
при планировании здравоохранения, а также методология расчета территори­
альных нормативов объемов медицинской помощи и их нормативное финан­
совое обеспечение;

- федеральные целевые программы в области здравоохранения, обеспечива­
ющие достижение стратегических целей, выполнение стратегических задач, уста­
новление стратегических приоритетов, включая стратегические программы:

■♦• развития правовой базы здравоохранения;

-0- совершенствования систем управления и финансирования здравоохра­нения;


■0- разработки и внедрения новых организационных и медицинских техно­логий, повышающих эффективность здравоохранения;

- подушевые нормативы финансирования здравоохранения, порядок вы­
равнивания условий финансирования здравоохранения субъектов Российской
Федерации;

- методология планирования инвестиций, оценки их эффективности, по­
рядок согласования инвестиционных проектов здравоохранения.

7.3.1. Стратегическое планирование здравоохранения на уровне субъектов Российской Федерации

Целью системы планирования здравоохранения субъектов Российской Фе­дерации является разработка планов и программ формирования эффективной системы оказания населению территории доступной медицинской помощи на основе параметров, задаваемых Российской Федерацией с учетом ресурсных, политических и социальных особенностей.

В процессе планирования должны быть решены следующие задачи: 1) произведена оценка состояния здоровья населения территории, дан про­гноз его развития на плановый период;

■ 2) произведен анализ состояния здравоохранения территории, степени его соответствия требованиям федерального уровня и планируемым потребнос­тям населения, выявлены резервы повышения его эффективности;

3) установлены цели, задачи и приоритеты развития здравоохранения на
плановый период;

4) определены финансовые ресурсы, выделяемые на реализацию государ­
ственных гарантий и объем дополнительно привлекаемых финансовых средств;

5) утверждены территориальные нормы и нормативы, применяемые при
планировании здравоохранения территории;

6) определены стратегические показатели состояния здоровья населения
и деятельности здравоохранения;

7) принята перспективная Программа государственных гарантий предос­
тавления населению медицинской помощи;

8) принята программа реформирования сети медицинских учреждений тер­
ритории в условиях рационального использования ресурсов;

9) принят комплекс планов и целевых программ, обеспечивающих реали­
зацию планов здравоохранения субъектов Российской Федерации;

10) установлены параметры для планирования здравоохранения муниципаль­
ных образований;

11) реализованы процедуры текущего планирования здравоохранения, обес­
печивающие реализацию стратегических планов, а при изменении внешних
условий — корректировку стратегических планов.

Стратегическое планирование здравоохранения на уровне субъекта Россий­ской Федерации осуществляется в несколько этапов органом управления здраво­охранением территории. При этом выявляются наиболее угрожающие тенден­ции в состоянии здоровья населения, определяются муниципальные образования


с наиболее неблагоприятной динамикой показателей состояния здоровья. Раз­рабатываются подходы системы здравоохранения в предупреждении развития неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения (например, уси­ление профилактической деятельности, улучшение взаимодействия с органами образования, социального обеспечения и т.д.), вносятся предложения о соот­ветствующей корректировке политики в области здравоохранения, включая из­менения в структуре помощи, составе перспективных территориальных про­грамм государственных гарантий и программ ОМС, нормативов нагрузки и т.д. Оцениваются возможные затраты и ожидаемый эффект.

Важнейшим этапом планирования является анализ системы оказания ме­дицинской помощи населению.

При этом проводится оценка соответствия существующей системы оказа­ния медицинской помощи потребности населения, оценка эффективности деятельности существующей сети медицинских организаций здравоохране­ния (03), выработка предварительных предложений по совершенствованию деятельности сети 03.

Анализу подвергается:

1. Степень доступности для населения медицинской помощи в рамках Тер­
риториальной программы государственных гарантий, включая наличие оче­
редности, финансовую доступность (наличие, уровень и формы официальной
и неофициальной платности при получении помощи в рамках Территориаль­
ной программы), транспортную доступность. Оценка ведется по уровням, про­
филям и видам помощи, по муниципальным образованиям, районам городов
и отдельным поселениям, а также для различных групп населения (городское,
сельское, дети, взрослые, работающие, пенсионеры).

2. Качество медицинской помощи:

 

- по видам и профилям помощи;

- по различным уровням помощи.

3. Загруженность существующих мощностей:

- по видам, профилям и уровням помощи;

- в разрезе муниципальных образований.

Как результат вырабатываются предложения по совершенствованию Тер­риториальной программы государственных гарантий и сети 03.

На этапе анализа систем управления и финансирования здравоохранения проводится оценка эффективности систем управления и финансирования здра­воохранения и выработка предложений по их совершенствованию.

В ходе данной работы выявляются:

- соответствие структуры органов управления задачам эффективной реали­
зации государственных гарантий;

- возможности органов управления здравоохранением и Территориального
фонда ОМС активно проводить в жизнь реформу здравоохранения;

- наличие механизмов проведения государственными и муниципальными
органами управления здравоохранением, органами управления здравоохране­
нием и Территориальным фондом ОМС согласованной политики;

- возможности существующей системы финансирования для обеспечения
эффективного использования ресурсов, согласованность финансовых меха­
низмов бюджета и системы ОМС для решения указанной проблемы;


 

- степень эффективности взаимодействия Территориального фонда ОМС
и страховщиков в деле обеспечения рационального финансирования Террито­
риальной программы ОМС;

- затраты на содержание системы управления здравоохранением и системы
ОМС, возможности их оптимизации;

- наличие механизмов, заинтересовывающих 03 и систему ОМС в эффек­
тивной рациональной деятельности при реализации государственных гарантий.

По результатам анализа вырабатываются предложения по совершенствова­нию систем управления и финансирования здравоохранения.

На этапе определения направлений совершенствования сети 03 выявляются резервы повышения эффективности в деятельности систем здравоохранения и ОМС.

На этапе установления стратегических целей, задач и приоритетов в раз­витии здравоохранения формируются стратегические направления развития здравоохранения с целью максимального обеспечения потребностей населе­ния в медицинской помощи.

На этапе определения стратегических территориальных нормативов объе­мов медицинской помощи на основе федеральных нормативов определяются территориальные нормативы, обеспечивающие удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи.

Территориальные нормативы объемов медицинской помощи рассчитыва­ются на 1000 чел.:

- койко-дни лечения в стационаре по уровням и профилям для взрослых
и детей;

- посещения амбулаторно-поликлинических учреждений по специальностям;

- вызовы скорой медицинской помощи.

Следующий этап — это формирование расчетной модели сети 03. На осно­ве территориальных нормативов объемов медицинской помощи формируется научно-обоснованная расчетная модель сети 03 территории.

На основе сформированной модели сети 03 производится расчет обще­ственно необходимых затрат на оказание населению нормативного объема медицинской помощи и формирование территориальных нормативов стоимо­сти медицинской помощи.

В ходе данного этапа рассчитываются общественно необходимые затраты на обеспечение нормативной потребности населения в медицинской помощи и тер­риториальные нормативы стоимости единиц медицинской помощи для всех видов медицинской помощи в разрезе уровней, профилей, специальностей.

С учетом полученных данных формируются предварительные варианты ре­формирования сети ОЗ. При этом проводится выработка стратегии реформи­рования сети ОЗ на основе расчетной модели с учетом действия реальных социальных, политических и экономических факторов.

Изучается возможность оказания нормативного объема медицинской по­мощи сокращенным количеством медицинских учреждений за счет интенси­фикации их работы, а также последствия их закрытия или преобразования в негосударственные медицинские организации, оказывающие помощь сверх Территориальной программы государственных гарантий.

На основе выбранного варианта расчетной модели сети ОЗ с учетом объем­ных и стоимостных показателей рассчитывается стоимость программы рефор­мирования сети ОЗ.


В дальнейшем требуется осуществление оценки степени соответствия рас­четных вариантов Территориальной программы государственных гарантий плановому объему финансовых ресурсов и проведения их балансировки.

В результате:

- формируются плановые объемы медицинской помощи для государствен­
ных и муниципальных 03 и других 03, участвующих в реализации Территори­
альной программы;

- определяются натуральные и финансовые нормативы, а также основные
показатели деятельности сети 03;

- формируется программа реформирования сети 03. Планируется сроки
перехода к выбранной модели сети 03 и задания на каждый год планового
периода с финансовым обеспечением мероприятий.

Крайне важным является разработка комплекса планов и программ, созда­ющих организационные, ресурсные, технологические, политические условия для реализации стратегического плана.

Стратегическое планирование здравоохранения муниципальных образова­ний основано на утвержденных на государственном уровне стандартах и тех­нологических походов перечисленных выше.

Методология составления стратегических планов и программ на муници­пальном уровне в целом соответствует структуре стратегического планирова­ния на уровне субъекта Российской Федерации, но должно учитывать имею­щие в муниципальном образовании социально-экономические особенности развития территории.

Вопросы

1. На каких общих установках должно базироваться стратегическое планирование
в здравоохранении?

2. Что такое организационное стратегическое предвидение?

3. Охарактеризуйте цели, которые вырабатываются для осуществления миссии
системы.

4. Назовите основные особенности стратегического планирования.

5. Обозначьте основные элементы стратегического планирования.

6. Сформулируйте основные задачи стратегического планирования на федераль­
ном уровне.

7. Перечислите задачи стратегического планирования на уровне субъекта федерации.

8. По каким параметрам проводится оценка эффективности систем управления
и финансирования здравоохранения?

9. Назовите показатели расчета территориальных нормативов объемов медицин­
ской помощи.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.