Здавалка
Главная | Обратная связь

ЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ



В сложившейся системе здравоохранения России финансирование меди­цинских организаций в большей степени осуществляется из бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования. Кроме того, часть финансовых ресурсов поступают в медицинские организации за выполнение программ добровольного медицинского страхования и от граждан за оказание медицинских услуг.

Многоканальность финансирования медицинских организаций в условиях рыночных отношений требует от руководителей здравоохранения всех уров­ней управления повышения эффективности в использовании ресурсов, в том числе и финансовых, роль которых резко возрастает, так как их можно быстро трансформировать в другие виды ресурсов (трудовые, материальные). Поэто­му финансовый контроль является одной из важнейших функций государ­ственных и муниципальных органов управления, включая и органы управле­ния здравоохранением.

При осуществлении финансового контроля проверяется соблюдение уста­новленного нормативно-правовыми актами порядка финансовой деятельнос­ти, а также экономическая обоснованность распределения и использования финансовых средств.

В ходе проверок изучается:

- соблюдение правил совершения финансовых операций, расчетов и хра­
нения финансовых средств;

- использование финансовых средств, находящихся в хозяйственном веде­
нии организации;

- наличие внутренних резервов и возможностей для более эффективного
использования ресурсов;

- состояние работы по устранению и предупреждению нарушений правил
финансово-хозяйственной деятельности.

В зависимости от контролирующих органов финансовый контроль осуще­ствляют:

- представительные органы государственной власти и местного самоуправ­
ления;

- контрольные органы исполнительной государственной власти и местного

самоуправления;

- ведомственные контрольные органы;

- органы налоговой службы;

- контрольные комиссии организаций;

- аудиторские компании.

Формы и методы государственного и муниципального финансового конт­роля определены Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Для осуществления финансового контроля законодательными (представи­тельными) органами субъектов федерации и муниципальных образований) создаются собственные контрольные органы (Счетная палата Российской Фе­дерации, контрольные палаты, контрольные комиссии), которые проверяют


правильность использования бюджетных средств всех уровней исполнитель­ной власти и выносят оценку деятельности органов, исполняющих бюджеты.

При этом финансовый контроль, осуществляемый законодательными орга­нами для распорядителей и исполнителей бюджетов (Правительство Россий­ской Федерации, федеральные министерства и ведомства, органы исполни­тельной власти субъектов Федерации и муниципальных образований, в том числе органы управления здравоохранением всех уровней управления, учреж­дения) является обязательными.

Законодательные органы государственной власти и муниципальных обра­зований осуществляют следующие формы финансового контроля:

- предварительный контроль — в ходе подготовки проектов бюджетов и их
утверждения;

- текущий контроль — в ходе рассмотрения вопросов исполнения бюджетов;

- последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об
исполнении бюджетов.

Финансовый контроль, осуществляемый органами государственной испол­нительной власти и муниципальных образований осуществляют Министер­ство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, финансо­вые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, распорядители бюджетных средств.

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий кон­троль за ведением операций с бюджетными средствами распорядителей и по­лучателей бюджетных средств (учреждений).

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет финансовый контроль за использованием бюджетных средств распорядителями и получа­телями бюджетных средств.

Распорядители бюджетных средств (федеральные министерства и ведом­ства, в том числе Минздрав России) осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств в части обеспечения целевого (в соответ­ствии со сметой расходов) использования бюджетных средств в подведомствен­ных учреждениях, в том числе и учреждениях здравоохранения.

Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за целевым использовани­ем бюджетных средств подведомственными учреждениями, в том числе уч­реждениями здравоохранения.

Контролирующие органы используют следующие методы финансового контроля:

- ревизии;

- проверка финансово-хозяйственной документации.

Ревизия является наиболее цельным методом финансово-хозяйственной деятельности организаций. Ревизии подразделяются по объему проверки на сплошные и выборочные, по организации плановые, внеплановые и комплекс­ные (проводимые несколькими контрольными органами).

В ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений здра­воохранения изучаются вопросы:

- состояние учета и эффективности использования материальных ресурсов;


 

- обоснованность приобретения материальных ресурсов;

- обеспечение сохранности материальных ресурсов и финансовых средств;

- правильность начисления и выплаты заработной платы работникам;

- соблюдение правил проведения финансовых операций, соблюдение по­
рядка финансового учета и отчетности.

По окончании проверки контролирующими органами составляется акт про­верки, в соответствии с которым устанавливаются меры по устранению выяв­ленных нарушений и предупреждению их возникновения в организации, а также по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нару­шении правил финансово-хозяйственной деятельности.

Финансовый контроль финансово-хозяйственной деятельности коммерчес­ких организаций, в том числе медицинских, осуществляется органами налого­вой службы Российской Федерации. Целью финансового контроля органов налоговой службы является выявление сокрытых от налогообложения доходов коммерческой организации. Финансовый контроль с этой же целью осуще­ствляется налоговыми органами и учреждений здравоохранения в случае по­лучения ими доходов, помимо средств бюджетов и ОМС. Как правило, это относится к доходам, полученным за предоставление медицинских услуг за личный счет граждан.

Важное место при осуществлении внутреннего финансового контроля за­нимают аудиторские проверки, которые организуются самими организациями для получения объективных данных о состоянии финансовой деятельности.

Аудиторские проверки (аудит) проводятся аудиторскими фирмами, имею­щими лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

Аудит предусматривает проверку имеющейся в организации финансовой отчетности по использованию финансовых средств. Целью аудита является выявление искажений в финансовой отчетности. По результатам аудита ауди­торской фирмой вьщается аудиторское заключение о состоянии бухгалтерской отчетности организации.

Таким образом, финансовый контроль, осуществляемый во всех вышепере­численных формах, является важной составляющей мероприятий, направлен­ных на повышение эффективности использования ресурсов в организациях здравоохранения.

Вопросы

1. Что обусловливает необходимость проведения финансового контроля?

2. Что изучается при осуществлении финансового контроля?

3. Какие органы осуществляют финансовый контроль?

4. Какие существуют формы государственного и муниципального контроля?

5. Каковы методы осуществления финансового контроля?

6. Какие вопросы изучаются при осуществлении финансового контроля в учреж­
дениях здравоохранения?

7. Какие вопросы изучаются при осуществлении финансового контроля коммер­
ческих организаций?

8. Какие вопросы изучаются в ходе аудиторской проверки?


ЛИТЕРАТУРА

1. АкопянА.С, РайзбергБ.А., ШиленкоЮ.В. Экономические проблемы здравоохра­
нения/ Под ред. Н.Ф. Герасименко, В.З. Кучеренко. — М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Введение в медицинское страхование / Под ред. В.З. Кучеренко. — Новосибирск,
1995.

3. ВялковА.И. Основы региональной политики в здравоохранении. — М.: ГЭО-
ТАР-МЕД, 2001.

4. ВялковА.И., КжаД.И., Гурдус В.О., КлименкоД.Я., ЕсауленкоИ.Э., Чопоров О.Н.
Моделирование и прогнозирование здоровья населения и стратегии управления
здравоохранением. — Воронеж: Изд-во «Истоки», 2001.

5. ВялковА.И., Кравченко Н.А., ФлекВ.О. Методология формирования территори­
альных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской
Федерации медицинской помощью. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

6. ВялковА.И, ЩепинВ.О. Проблемы и перспективы реформирования здравоохра­
нения. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

7. Гришин В.В., Семенов В.Ю., Поляков И.В., Петухов В.В., Уваров С.А., Андреева Е.Н.,
Кадыков Ф.Н.
Обязательное медицинское страхование: организация и финанси­
рование. — М., 1995.

8. Кабанов М., КалленД., Леей Л., Судаков К. Общественные системы в период со­
циально-экономических образований. — СПб., 1999.

9. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Фе­
дерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г.
№ 1387.

 

10. Корчагин В.П. Финансовое обеспечение здравоохранения — М.: Эпидавр, 1997.

11. Куценко Г.И., ВялковА.И., Агарков Н.М., Яковлев П. А., Яковлев А.П. Общественное
здоровье и здравоохранение (Курс лекций) — М.: Изд-во «Вешние воды», 2002.

12. Кучеренко В.З. и др. Организация и анализ деятельности лечебно-профилакти­
ческих учреждений в условиях обязательного медицинского страхования: Учеб­
ное пособие. — М.: Изд-во ММА им. И.М. Сеченова, 2000.

13. Кучеренко В.З. и др. Основы стандартизации в здравоохранении в условиях обя­
зательного медицинского страхования: Учебное пособие. — М.: Изд-во ММА
им. И.М. Сеченова, 2000.

14. Кучеренко В.З., Корюкин В.Г., Морозов В.П. Организационно-правовые формы
экономической деятельности учреждений здравоохранения. — СПб., 1994.

15. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для вузов. —
М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.

16. Райзберг Б.А. Основы экономики. — М.: ИНФРА-М, 2000.

17. РейхартД.В., Сухинина В.А., Шиленко Ю.В. Фармацевтический рынок: его осо­
бенности, проблемы и перспективы. — М., 2000.

18. РешетниковА.В. Руководство по управлению, экономике и социологии обяза­
тельного медицинского страхования: В 3 т. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001-2002.

19. Решетников А.В. Финансовый менеджмент в системе обязательного медицин­
ского страхования // Экономика здравоохранения. — 2001. — № 10.

20. Стародубов В.И. и др. Методические подходы к разработке стратегических и
текущих планов здравоохранения в Российской Федерации. — М.: Изд-во РИОЦ
ННИОИЗ, 2000.

21. Фундаментальные основы политики здравоохранения / Под ред. академика РАМН
О.П. Щепина. — М.: Изд-во НПЦ «Эскиз», 1999.

22. Хальфин Р.А. Принципы стратегического планирования в здравоохранении. Сбор­
ник докладов. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.


 

23. Шевченко Ю.Л. О ходе реализации концепции развития здравоохранения и ме­
дицинской науки, задачах на 2001—2005 годы и на период до 2010 года. Сборник
докладов. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

24. ЩепинВ.О. Структурные преобразования в здравоохранении. — М.: ТОО «Ра-
рог», 1997.

25. Экономика здравоохранения: Учебное пособие/ Под ред. В.З. Кучеренко. — М.,
1995.

26. Экономика здравоохранения: Учебное пособие / Под ред. И.М. Шеймана. — М.:
Тасис, 2001.

27. Экономика и инновационные процессы в здравоохранении: Учебное пособие/
Под ред. В.З. Кучеренко. — М., 1994.

28. Экономика и управление здравоохранением: Учебное пособие / Под ред. Ю.П. Ли­
сицына. — Можайск, 1993.

29. Яковлев Е.П., Лучкевич B.C., Винокуров Б.А. Экономика, управление и реформы
в региональном здравоохранении. — СПб.: Изд-во СПбГМА, 2001.


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.