ЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ⇐ ПредыдущаяСтр 44 из 44
В сложившейся системе здравоохранения России финансирование медицинских организаций в большей степени осуществляется из бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования. Кроме того, часть финансовых ресурсов поступают в медицинские организации за выполнение программ добровольного медицинского страхования и от граждан за оказание медицинских услуг. Многоканальность финансирования медицинских организаций в условиях рыночных отношений требует от руководителей здравоохранения всех уровней управления повышения эффективности в использовании ресурсов, в том числе и финансовых, роль которых резко возрастает, так как их можно быстро трансформировать в другие виды ресурсов (трудовые, материальные). Поэтому финансовый контроль является одной из важнейших функций государственных и муниципальных органов управления, включая и органы управления здравоохранением. При осуществлении финансового контроля проверяется соблюдение установленного нормативно-правовыми актами порядка финансовой деятельности, а также экономическая обоснованность распределения и использования финансовых средств. В ходе проверок изучается: - соблюдение правил совершения финансовых операций, расчетов и хра - использование финансовых средств, находящихся в хозяйственном веде - наличие внутренних резервов и возможностей для более эффективного - состояние работы по устранению и предупреждению нарушений правил В зависимости от контролирующих органов финансовый контроль осуществляют: - представительные органы государственной власти и местного самоуправ - контрольные органы исполнительной государственной власти и местного самоуправления; - ведомственные контрольные органы; - органы налоговой службы; - контрольные комиссии организаций; - аудиторские компании. Формы и методы государственного и муниципального финансового контроля определены Бюджетным кодексом Российской Федерации. Для осуществления финансового контроля законодательными (представительными) органами субъектов федерации и муниципальных образований) создаются собственные контрольные органы (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, контрольные комиссии), которые проверяют правильность использования бюджетных средств всех уровней исполнительной власти и выносят оценку деятельности органов, исполняющих бюджеты. При этом финансовый контроль, осуществляемый законодательными органами для распорядителей и исполнителей бюджетов (Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства, органы исполнительной власти субъектов Федерации и муниципальных образований, в том числе органы управления здравоохранением всех уровней управления, учреждения) является обязательными. Законодательные органы государственной власти и муниципальных образований осуществляют следующие формы финансового контроля: - предварительный контроль — в ходе подготовки проектов бюджетов и их - текущий контроль — в ходе рассмотрения вопросов исполнения бюджетов; - последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об Финансовый контроль, осуществляемый органами государственной исполнительной власти и муниципальных образований осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, распорядители бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами распорядителей и получателей бюджетных средств (учреждений). Министерство финансов Российской Федерации осуществляет финансовый контроль за использованием бюджетных средств распорядителями и получателями бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств (федеральные министерства и ведомства, в том числе Минздрав России) осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств в части обеспечения целевого (в соответствии со сметой расходов) использования бюджетных средств в подведомственных учреждениях, в том числе и учреждениях здравоохранения. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств подведомственными учреждениями, в том числе учреждениями здравоохранения. Контролирующие органы используют следующие методы финансового контроля: - ревизии; - проверка финансово-хозяйственной документации. Ревизия является наиболее цельным методом финансово-хозяйственной деятельности организаций. Ревизии подразделяются по объему проверки на сплошные и выборочные, по организации плановые, внеплановые и комплексные (проводимые несколькими контрольными органами). В ходе проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения изучаются вопросы: - состояние учета и эффективности использования материальных ресурсов;
- обоснованность приобретения материальных ресурсов; - обеспечение сохранности материальных ресурсов и финансовых средств; - правильность начисления и выплаты заработной платы работникам; - соблюдение правил проведения финансовых операций, соблюдение по По окончании проверки контролирующими органами составляется акт проверки, в соответствии с которым устанавливаются меры по устранению выявленных нарушений и предупреждению их возникновения в организации, а также по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении правил финансово-хозяйственной деятельности. Финансовый контроль финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций, в том числе медицинских, осуществляется органами налоговой службы Российской Федерации. Целью финансового контроля органов налоговой службы является выявление сокрытых от налогообложения доходов коммерческой организации. Финансовый контроль с этой же целью осуществляется налоговыми органами и учреждений здравоохранения в случае получения ими доходов, помимо средств бюджетов и ОМС. Как правило, это относится к доходам, полученным за предоставление медицинских услуг за личный счет граждан. Важное место при осуществлении внутреннего финансового контроля занимают аудиторские проверки, которые организуются самими организациями для получения объективных данных о состоянии финансовой деятельности. Аудиторские проверки (аудит) проводятся аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на право осуществления аудиторской деятельности. Аудит предусматривает проверку имеющейся в организации финансовой отчетности по использованию финансовых средств. Целью аудита является выявление искажений в финансовой отчетности. По результатам аудита аудиторской фирмой вьщается аудиторское заключение о состоянии бухгалтерской отчетности организации. Таким образом, финансовый контроль, осуществляемый во всех вышеперечисленных формах, является важной составляющей мероприятий, направленных на повышение эффективности использования ресурсов в организациях здравоохранения. Вопросы 1. Что обусловливает необходимость проведения финансового контроля? 2. Что изучается при осуществлении финансового контроля? 3. Какие органы осуществляют финансовый контроль? 4. Какие существуют формы государственного и муниципального контроля? 5. Каковы методы осуществления финансового контроля? 6. Какие вопросы изучаются при осуществлении финансового контроля в учреж 7. Какие вопросы изучаются при осуществлении финансового контроля коммер 8. Какие вопросы изучаются в ходе аудиторской проверки? ЛИТЕРАТУРА 1. АкопянА.С, РайзбергБ.А., ШиленкоЮ.В. Экономические проблемы здравоохра 2. Введение в медицинское страхование / Под ред. В.З. Кучеренко. — Новосибирск, 3. ВялковА.И. Основы региональной политики в здравоохранении. — М.: ГЭО- 4. ВялковА.И., КжаД.И., Гурдус В.О., КлименкоД.Я., ЕсауленкоИ.Э., Чопоров О.Н. 5. ВялковА.И., Кравченко Н.А., ФлекВ.О. Методология формирования территори 6. ВялковА.И, ЩепинВ.О. Проблемы и перспективы реформирования здравоохра 7. Гришин В.В., Семенов В.Ю., Поляков И.В., Петухов В.В., Уваров С.А., Андреева Е.Н., 8. Кабанов М., КалленД., Леей Л., Судаков К. Общественные системы в период со 9. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Фе
10. Корчагин В.П. Финансовое обеспечение здравоохранения — М.: Эпидавр, 1997. 11. Куценко Г.И., ВялковА.И., Агарков Н.М., Яковлев П. А., Яковлев А.П. Общественное 12. Кучеренко В.З. и др. Организация и анализ деятельности лечебно-профилакти 13. Кучеренко В.З. и др. Основы стандартизации в здравоохранении в условиях обя 14. Кучеренко В.З., Корюкин В.Г., Морозов В.П. Организационно-правовые формы 15. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для вузов. — 16. Райзберг Б.А. Основы экономики. — М.: ИНФРА-М, 2000. 17. РейхартД.В., Сухинина В.А., Шиленко Ю.В. Фармацевтический рынок: его осо 18. РешетниковА.В. Руководство по управлению, экономике и социологии обяза 19. Решетников А.В. Финансовый менеджмент в системе обязательного медицин 20. Стародубов В.И. и др. Методические подходы к разработке стратегических и 21. Фундаментальные основы политики здравоохранения / Под ред. академика РАМН 22. Хальфин Р.А. Принципы стратегического планирования в здравоохранении. Сбор
23. Шевченко Ю.Л. О ходе реализации концепции развития здравоохранения и ме 24. ЩепинВ.О. Структурные преобразования в здравоохранении. — М.: ТОО «Ра- 25. Экономика здравоохранения: Учебное пособие/ Под ред. В.З. Кучеренко. — М., 26. Экономика здравоохранения: Учебное пособие / Под ред. И.М. Шеймана. — М.: 27. Экономика и инновационные процессы в здравоохранении: Учебное пособие/ 28. Экономика и управление здравоохранением: Учебное пособие / Под ред. Ю.П. Ли 29. Яковлев Е.П., Лучкевич B.C., Винокуров Б.А. Экономика, управление и реформы
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|