Здавалка
Главная | Обратная связь

ФОРМИРОВАНИЕ СМЕТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ



Смета расходов— основной плановый и финансовый документ, определя­ющий объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделяемых на содержание медицинских организаций. Предусмотренные в сме­тах ассигнования являются предельными, и расходование сверх этих сумм не


разрешается. Нельзя производить расходы, не предусмотренные сметой, если нет экономии средств.

Форма сметы, основные показатели, по которым она составляется, нормы и расценки для определения размера расходов сообщаются медицинским орга­низациям вышестоящими органами здравоохранения. Типовая смета, содер­жащая общие данные для всех бюджетных учреждений здравоохранения, со­стоит из трех частей:

1) наименования и адреса учреждений, из бюджетов которых финансирует­
ся организация (раздел, параграф бюджетной классификации), и свод расхо­
дов по статьям с распределением по кварталам;

2) показатели оперативного плана работы организации по состоянию на
начало и конец года, а также среднегодовые;

3) расчеты и обоснования по каждой статье расходов и отдельным ее эле­
ментам.

Статьи сметы расходов строятся с учетом специфики отрасли здравоохране­ния. Расходы организаций здравоохранения подразделяются на капитальные вложения и текущее содержание организации. Текущие расходы состоят из административно-хозяйственных и операционных расходов.

Административно-хозяйственные расходывключают затраты на содержание управленческого аппарата, хозяйственного и вспомогательного персонала, на командировки, приобретение инвентаря и т.д.

Операционные расходы— это затраты, связанные с осуществлением лечеб­но-диагностической деятельности учреждения (расходы на медицинские из­делия, лекарственные средства, питание больных и пр.).

Расчет сумм расходов по смете на планируемый год производится исходя из объема деятельности медицинской организации, определенного планом ее раз­вития, и фактического его исполнения за предшествующий период. Размеры операционных расходовопределяются на основании норм расходов, т.е. затрат на расчетную единицу. Установлены материальные (в натуральном выражении) и денежные (стоимостное выражение материальных) нормы расходов.

Обоснованно установленные типовые нормы расходовимеют важное значе­ние для распределения бюджетных ассигнований на здравоохранение по от­дельным территориям страны и медицинским организациям.

При составлении проекта сметы бюджетные учреждения здравоохранения для обоснования требуемых сумм расходов разрабатывают подробную, деталь­ную номенклатуру расходов, выделяя внутри статьи отдельные расходы. На­пример, по ст. 3 «Канцелярские и хозяйственные расходы» выделяют: канце­лярские расходы, расходы на вневедомственную охрану, расходы на связь, на наем помещения, по содержанию и найму транспорта, затраты на оплату ин­формационно-вычислительных услуг и пр.

Обоснование отдельных сумм расходов по смете приводится в приложении к смете. Сметы расходов, составляемые медицинскими учреждениями по каж­дому параграфу классификации расходов, принято называть индивидуальными.

При обслуживании учреждения централизованными бухгалтериями прак­тикуется составление общих смет для группы медицинских организаций. В об­щих сметах расходы планируются в целом по группам учреждений: поликли­ник, больниц, диагностических центров.


Для определения и финансирования затрат на проведение совещаний, на­учно-практических конференций, приобретение литературы и другие меро­приятия составляются сметы на централизованные мероприятия.

Сводная смета составляется путем суммирования всех расходов, включая индивидуальные, общие расходы и сметы на централизованные мероприятия. Все расходы, включаемые в смету, должны группироваться по видам и целево­му назначению. При определении их суммы необходимо строго соблюдать режим экономии.

При утверждении смет проверяются необходимость и целесообразность пре­дусматриваемых расходов, соответствие их объему работы медицинского учреж­дения, соблюдение норм расходов. Утверждение сметы расходов производится после утверждения соответствующего бюджета, из которого оно финансируется.

Утвержденная смета определяет сумму средств, которые должны быть выделе­ны из бюджета на содержание медицинского учреждения. Утверждение оформ­ляется подписью руководителя организации, утвердившей смету; указывается дата утверждения и ставится оттиск печати на всех экземплярах сметы с указанием в верхнем правом углу общей суммы расходов по смете, в том числе с выделением фонда заработной платы работников штатного и нештатного состава.

Грамотно составленные сметы доходов и расходов медицинской организа­ции — одно из важнейших условий ее финансовой стабильности. При плани­ровании расходов средств на очередной календарный год руководитель меди­цинской организации обязан соблюдать этапы процедуры — составление, рассмотрение, утверждение и исполнение сметы расходов.

Составление сметы доходов и расходов, получаемых от предприниматель­ской медицинской деятельности, целевых средств и безвозмездных поступле­ний осуществляется таким же образом, как это предусмотрено для составле­ния сметы по бюджетным средствам.

Основные правила, которые необходимо строго исполнять при составлении сметы расходов по бюджетным средствам, сводятся к следующему. Прежде всего, создается рабочая группа по составлению и рассмотрению сметы. В эту группу в обязательном порядке входят: руководитель учреждения, представители плановой и финансовой службы, профессиональной общественности. К этой работе привлекаются практически все хозяйственные службы медицинской организации, с тем чтобы максимально учесть все мероприятия финансово-хозяйственной деятельности в планируемом году.

Предварительно оцениваются:

- текущее состояние местного бюджета территории, за счет которого функ­
ционирует данное учреждение;

- финансовое состояние медицинской организации (учреждения) на мо­
мент составления сметы;

- планируемые изменения в той или иной сфере деятельности организации
на предстоящий год.

Анализируется и оценивается работа как структурных подразделений, так и лечебно-профилактической организации в целом по таким показателям: объем оказанных услуг; количество врачебных посещений; количество койко-дней, проведенных больными в стационаре; структура оказанной медицинской по­мощи; количество пролеченных пациентов; стоимость койко-дня; действую­щие в системе ОМС и ДМС тарифы; объем понесенных материальных затрат.


На основе проведенного анализа:

- определяются внутренние резервы, изучаются причины их образования
и намечаются пути их эффективного использования;

- уточняются: действующая в стране экономическая классификация расхо­
дов, наличие всех нормативных актов для расчетов по каждому виду расходов,
наличие запасов по тем или иным видам основных и материально-техничес­
ких средств по результатам последней инвентаризации.

Смета составляется в строгом соответствии со статьями экономической клас­сификации расходов. Основные статьи сметы с указанием кодов приведены в таблице.

Расчеты потребности в средствах на годовой плановый фонд оплаты труда осуществляются исходя из данных, содержащихся в тарификационных спис­ках сотрудников, составленных на основании действующего и утвержденного руководителем организации штатного расписания. В конце тарификационно­го списка подводится итог месячного фонда оплаты труда по учреждению в це­лом. Далее рассчитываются дополнительный фонд оплаты труда, необходи­мый для покрытия расходов, связанных с заменой лиц, уходящих в очередной отпуск и в учебный отпуск (повышение квалификации), в соответствии с утвержденным руководителем графиком повышения квалификации, с до­платами за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, с оплатой дежурств врачей, которые осуществляются сверх нормы их рабочего времени, если в штатном расписании отсутствуют штатные должности дежурантов, с рас­ходами по ежемесячной компенсации (50% от минимальной заработной пла­ты) женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

При планировании затрат по коду 110200 — (начисления на оплату труда) учитываются установленные законами размеры начислений:

- страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации;

- страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования —
территориальный и федеральный;

- страховые взносы в Государственный фонд занятости населения Россий­
ской Федерации.

По коду 110300 (приобретение предметов снабжения и расходных материа­лов) планируются расходы на закупку по подстатьям 110310—110350: канце­лярские расходы; приобретение материалов, предметов для текущих хозяй­ственных целей; приобретение МБП, служащих менее одного года; медицинские расходы; расходы на приобретение медикаментов, бактериологических препа­ратов, перевязочных средств; прочие лечебные расходы. Расходы по: приобре­тению мягкого инвентаря, изготовлению белья, одежды, обуви, обмундиро­вания; приобретению продуктов питания; прочим расходным материалам и предметам снабжения; другие расходы.

Планирование расходов на приобретение канцелярских принадлежностей, расходных материалов, материалов и предметов для текущих хозяйственных целей осуществляется исходя из фактического уровня расходов за предыду­щий период с учетом индексации цен и данных по заключенным договорам на текущий год, а также с учетом разработанных и утвержденных в данной орга­низации норм расходов моющих и других средств.


Таблица 5.Наименование статей сметы медицинской организации с указанием кодов статей

 

Наименование статьи Код статьи
Оплата труда гражданской службы,в том числе элементы расходов:
основной оклад гр. ел.
надбавки к зарплате гр. ел.
оплата ежегодных отпусков гр. ел.
Начисления на оплату труда,в том числе:
взносы в ФСС, РФ, ГФЗ, ФОМС
взносы в Пенсионный фонд РФ
Приобретение предм. снабж. и расх. матер.,в том числе:
канцелярские принадлеж. матер, и предметы для тех. и хоз. нужд
медицинские расходы
мягкий инвентарь
приобретение продуктов питания
прочие расх. материалы
Командировки и служебные разъезды,в том числе:
прочие расходы на командировки и ел. раз.
Оплата транспортных услуг,в том числе:
прочие транспортные услуги
Оплата услуг связи,в том числе:
оплата прочих услуг связи
Оплата коммунальных услуг,в том числе:
оплата содержания помещений
оплата отопления помещений
оплата отопления и тех. нужд
оплата потребления газа
оплата потр. газа и кот.-печн.
оплата освещения помещений
оплата водоснабжения помещений
оплата аренды помещений
оплата льгот по коммунальным услугам
Прочие текущие расходы,в том числе:
оплата услуг научно-исследов. орг.
оплата текущего ремонта оборудования
оплата текущего ремонта зданий
прочие текущие расходы
Трансферты населения,в том числе:
стипендии
прочие трансферты населению
Приобретение оборудования,в том числе:
приобретение непроизводственного оборудов.
Капитальный ремонт — всего,в том числе:
кап. ремонт объектов непроиз. назнач.
Итого расходов:

Медицинские расходы (код 110320) включают в себя расходы на медицин­ское обслуживание по элементам (коды 110321-110322):

110321 — медикаменты и перевязочные средства.

Расходы на медикаменты и перевязочные средства определяются из расчета: в стационаре — по медицинским стандартам на 1 койко-день, в поликлинике —


на 1 врачебное посещение и уровня расходов за предыдущий период. Прочие затраты (расходные материалы, дезсредства и пр.) рассчитываются из суще­ствующих норм, а также с учетом сложившихся сумм расходов за предыдущий период.

110322 — прочие лечебные расходы.

0 — мягкий инвентарь и обмундирование, делается расчет по элемен­
там расходов 110331—110334, а также предусматриваются средства на доставку
и складирование этих материальных ценностей.

1 — мягкий инвентарь.

2 — обмундирование.

110340 — продукты питания.

Расходы на продукты питания отражаются по элементам расходов 110341110344.

110341 — приобретение продуктов питания.

110344 — прочие расходы по продовольственному обеспечению.

110340 — затраты исчисляются исходя из соблюдения (выполнения) дей­ствующих натуральных норм лечебно-профилатического питания с учетом фактической стоимости питания одного больного в день за предыдущий год.

110350 — прочие расходные материалы и предметы снабжения.

При расчете затрат по данному коду в основу берется годовая сумма ассиг­нований, затрачивавшаяся данным учреждением за последние 2—3 года.

110400 — командировки и служебные разъезды.

Расходы на служебные командировки при перемещении работников (опла­та проезда, суточных, квартирных, подъемных) по подстатьям 110410—110430.

110420 — прочие расходы на командировки и служебные разъезды.

В планируемые затраты по коду 110400 (110420) закладывается цифра, фак­тически сложившаяся в данной организации каждый год за последний двух-, трехлетний период с учетом действующих нормативных актов по затратам на эти цели в соответствии с Постановлением Правительства и существующих темпов инфляции в стране.

110500 — оплата транспортных услуг по подстатьям 110510—110550.

110550 — прочие транспортные услуги.

Сумма затрат по коду 110500 (110550) при найме транспорта на год зависит от расценок, действующих на рынке транспортных услуг, а также не может превышать цен, действующих в ведомственных (здравоохранение) транспорт­ных организациях.

110600 — оплата услуг связи.

Расходы по оплате услуг связи, аренды технических средств связи по под­статьям 110610-10630.

110630 — оплата прочих услуг связи.

В проект сметы на очередной календарный год по коду 110600 (110630) закладывается цифра, складывавшаяся в данном учреждении ежегодно в тече­ние последних 2—3 лет, а также с учетом темпов инфляции в стране.

110700 — оплата коммунальных услуг.

Оплата коммунальных услуг по их видам и аренды помещений согласно выставленным счетам по подстатьям 110710—110760.

110710 — оплата содержания помещений.

110720 — оплата потребления тепловой энергии.


В основу расчетов на очередной календарный год по данному виду расходов берутся годовые лимиты по тепловой энергии и действующие на момент со­ставления сметы тарифы.

0 — оплата отопления и технологических нужд.
Расходы на оплату отопления и технологических нужд.

1 — оплата потребления газа.

2 — оплата потребления котельно-печного топлива.
110730 — оплата потребления электрической энергии.

При планировании средств по этой статье берутся годовые лимиты элект­роэнергии и действующие тарифы.

110740 — оплата водоснабжения помещений.

Оплата водоснабжения, канализации, ассенизации. Расходы планируются аналогично 110720-110730.

110750 — оплата аренды помещений и земли.

110760 — оплата льгот по коммунальным услугам.

Оплата квартир и коммунальных услуг (освещения, отопления), предостав­ляемых бесплатно работникам больниц и других бюджетных организаций в со­ответствии с действующим законодательством.

111000 — прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг.

111010 — оплата услуг научно-исследовательских организаций.

Расходы по оплате договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, заключенных в соответ­ствии с гл. 38 Гражданского кодекса Российской Федерации.

111020 — оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря.

В основе расчетов на очередной календарный год берется цифра, фактичес­ки складывавшаяся для данной организации за последние 2—3 года в работе с обслуживающими организациями (предприятия медтехники и др.), с учетом заключенных договоров и действующих тарифов, договорных цен.

111030 — оплата текущего ремонта зданий и сооружений.

Расходы, связанные с текущим ремонтом административных и других по­мещений, зданий и сооружений, в том числе с ремонтом тротуаров, огражде­ний дворов, а также всеми видами ремонтных работ гидротехнических соору­жений, не влекущими за собой изменение строительной стоимости объектов.

111040 — прочие текущие расходы.

Планирование этих расходов производится на основании сложившегося уровня за предыдущие годы с учетом действующих договоров и существующих программ и мероприятий.

130300 — трансферты населению.

Расходы по выплате трансфертов, носящих характер финансовой помощи по подстатьям 130310-130310.

В эту категорию расходов включаются текущие денежные выплаты населению, служащие дополнением к личному доходу, не обусловленные какими-либо встреч­ными обязательствами или предоставлением услуг со стороны населения.

К этой категории относятся также выплаты разного рода пособий государ­ственным служащим: выплаты по социальному обеспечению, пособий по без­работице, пожилым и немощным, выплаты пособий семьям с детьми, стипен­дии и компенсации учащимся и студентам и др.


130310 — выплаты пенсий и пособий.

Расходы по выплате пенсий и пособий пенсионерам Минобороны России, МВД России, ФСБ России и членам их семей.

130320 — стипендии.

Расходы по выдаче: стипендий учащимся, студентам, аспирантам, докто­рантам, ординаторам в учебных заведениях, научных и других организациях.

130330 — прочие трансферты населению.

Все прочие виды текущих платежей населению, не отнесенные к кодам 130310-130320.

240000 — капитальные вложения в основные фонды.

Расходы на увеличение и совершенствование мощностей и основных фон­дов, необходимые для выполнения намечаемых в плане экономического и со­циального развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, свя­зи, строительства, торговли, расширения жилого фонда, строительства объектов коммунального хозяйства и бытового обслуживания, сети учреждений просве­щения, культуры, науки и здравоохранения в соответствии с лимитами капи­тальных вложений, предусмотренных на эти цели.

240100 — приобретение оборудования и предметов длительного пользования.

Расходы на приобретение и введение в эксплуатацию передаточных уст­ройств, машин и оборудования (силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, прочие машины и оборудование), транспортных средств, инструмента, производственного инвентаря, измерительных и регу­лирующих приборов, лабораторного оборудования, вычислительной техники, хозяйственного инвентаря, относимые к производственным или непроизвод­ственным фондам, в зависимости от назначения и использования.

240120 — приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных учреждений.

Расходы на приобретение в установленном порядке предметов стоимостью на дату приобретения свыше 50-кратного установленного законодательством Российской Федерации минимального размера оплаты труда за единицу и ма­лоценных, быстроизнашивающихся предметов, служащих более года.

240300 — капитальный ремонт.

Расходы на: производство капитального ремонта зданий и сооружений; при­обретение строительных материалов, оплату труда лицам, выполняющим рабо­ты по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.

240330 — капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения, исключая капитальный ремонт жилого фонда.

Расходы по осуществлению технического надзора; присоединение к водо­проводу, канализации и электроосветительным сетям; газификации; устрой­ству центрального отопления.

Вопросы

1. Что представляет собой смета расходов медицинского учреждения?

2. Какие затраты медицинского учреждения включаются в смету расходов?

3. Назовите порядок составления сметы расходов медицинского учреждения.

4. Назовите основные статьи сметы медицинской организации.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.