Здавалка
Главная | Обратная связь

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ



Переход к системе обязательного медицинского страхования ознаменовал появление принципиально новых экономических взаимоотношений в системе


здравоохранения. В результате этого отрасль перешла от финансирования по принципу «содержания» к принципу «зарабатывания средств» за оказанную медицинскую помощь.

Вместе с тем в отрасли сложился дисбаланс между обязательствами госу­дарства по оказанию бесплатной для граждан медицинской помощи и выделя­емыми на это финансовыми средствами. Несоответствие составляющих в сис­теме «деньги—товар» не позволяет реализовать в полном объеме экономический потенциал идеи медицинского страхования.

Для решения этой проблемы и была разработана Программа государствен­ных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной меди­цинской помощью, которая определяет минимально необходимые объемы медицинской помощи и финансовые ресурсы их обеспечения не только в сис­теме ОМС, а всей системы здравоохранения.

Формирование системы государственных гарантий Российской Федерации в части предоставления бесплатной медицинской помощи предусматривает укрепление бюджетно-страховой формы финансирования здравоохранения за счет четкого разделения видов и объемов бесплатно предоставляемой меди­цинской помощи по адекватным источникам финансирования.

С целью реализации конституционных прав граждан Российской Федера­ции Постановлением Правительства Российской Федерации начиная с 1998 г. ежегодно утверждается Программа государственных гарантий оказания граж­данам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее — Программа).

Целями разработки Программы являются:

• создание единого механизма реализации конституционных прав граждан
по получению бесплатной медицинской помощи гарантированного объема
и качества на территории всей страны;

• создание единой системы планирования и финансирования медицинской
помощи;

• обеспечение соответствия обязательств государства по предоставлению
населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финан­
совых средств;

• повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения.
Основные принципы построения Программы включают следующие поло­
жения:

- определение требуемых объемов медицинской помощи в соответствии
с уровнем заболеваемости населения;

- подушевой расчет вероятности наступления страхового случая (заболева­
ния и (или) обращения за медицинской помощью);

- определение общественно необходимых затрат для выполнения соответ­
ствующей единицы объема медицинской помощи;

- соответствие гарантируемых объемов бесплатной медицинской помощи
гражданам и необходимых для их реализации финансовых ресурсов по их ис­
точникам;

- установление обязательств органов исполнительной власти всех уровней
по реализации данной Программы;

- введение единой системы планирования расходов на здравоохранение за счет
бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования.


Программа предусматривает приоритетное развитие амбулаторно-поликли-нического сектора и повышение эффективности стационарной помощи за счет ее интенсификации.

Программа состоит из 6 разделов и включает в себя перечень видов меди­цинской помощи, предоставляемой населению бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, объемы медицинской помощи, по­рядок формирования подушевых нормативов финансирования здравоохране­ния, обеспечивающих предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.

В разделе «Общие положения» сформулированы принципы и определены источники финансирования Программы. В частности, в разделе указывается, что она разработана исходя из нормативов объемов медицинской помощи, которые являются основой для формирования расходов на здравоохранение в бюджетах всех уровней и в соответствующих бюджетах фондов обязательною медицинского страхования.

В разделе «Перечень видов медицинской помощи» приведены входящие в Программу виды медицинской помощи:

- скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или
здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными за­
болеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случая­
ми, травмами и отравлениями, осложнениями при беременности и родах;

- амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь, включая проведе­
ние мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению),
диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;

- стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях хроничес­
ких болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круг­
лосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим
показаниям, при патологии беременности, родах и абортах, при плановой гос­
питализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круг­
лосуточного медицинскою наблюдения.

При оказании скорой медицинской и стационарной помощи осуществляет­ся бесплатная лекарственная помощь. Условия и порядок предоставления ме­дицинской помощи населению определяются Минздравом России по согла­сованию с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Гражданам Российской Федерации обеспечиваются следующие условия ока­зания медицинской помощи.

1. В амбулаторно-поликлинических учреждениях:

- возможность выбора пациентом врача и медицинскою учреждения в рам­
ках договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи в сис­
теме обязательного медицинскою страхования;

- объем диагностических и лечебных мероприятий для конкретного паци­
ента определяется лечащим врачом;

- возможность наличия очередности пациентов на прием к врачу и прове­
дение диагностических исследований, лечебных процедур. Максимальные сроки
ожидания определяются территориальными Программами;

- по экстренным показаниям медицинская помощь в поликлинике оказы­
вается с момента обращения пациента;


- направление пациента на госпитализацию в плановом порядке осуществ­
ляется медицинским учреждением или органом управления здравоохранения
в соответствии с клиническими показаниями.

2. В стационарных учреждениях:

- госпитализация пациентов осуществляется по клиническим показаниям,
требующим проведения интенсивных методов диагностики и лечения, а также
круглосуточного наблюдения;

- при неотложных состояниях пациент госпитализируется вне очереди;

- возможность наличия очередности на плановую госпитализацию. Макси­
мальные сроки ожидания определяются территориальными Программами.

- больные размещаются в палаты на 4 и более мест;

- обследование и лечение пациенту предоставляется согласно назначению
врача;

- во время нахождения в стационаре пациент получает бесплатно обследо­
вание, лечение, лечебное питание в соответствии со стандартами медицин­
ской помощи;

- предоставление возможности одному из родителей или иному члену се­
мьи по усмотрению родителей находиться вместе с больным ребенком до 1 года.

В разделе «Базовая программа обязательного медицинского страхования» определены виды заболеваний, при которых амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь оказывается за счет средств обязательного медицин­ского страхования.

В базовую программу входит лечение инфекционных и паразитарных за­болеваний (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, ту­беркулеза и синдрома приобретенного иммунодефицита), при новообразова­ниях, болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ, болезнях нервной системы, болезнях крови, кроветворных органов и отдельных нарушениях, вовлекающих иммунный механизм, болез­нях глаза и его придаточного аппарата, болезнях уха и сосцевидного отростка, болезнях системы кровообращения, болезнях органов дыхания, болезнях ор­ганов пищеварения, болезнях мочеполовой системы, болезнях кожи и под­кожной клетчатки, болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани, заболеваниях зубов и полости рта, при беременности, родах и в после­родовой период, включая аборты, при травмах, отравлениях и некоторых дру­гих последствиях воздействия внешних причин, врожденных аномалиях (по­роках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у взрослых.

Базовая программа реализуется на основе договоров, заключаемых между участниками (субъектами) медицинского страхования — гражданин Россий­ской Федерации, медицинская страховая организация, территориальный фонд обязательного медицинского страхования, медицинская организация.

Медицинская помощь в рамках базовой программы обязательного меди­цинского страхования предоставляется гражданам на всей территории Рос­сийской Федерации в соответствии с договорами обязательного медицинско­го страхования.

В разделе «Медицинская помощь, предоставляемая населению за счет бюд­жетов всех уровней» приведены виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно за счет бюджетов всех уровней.


За счет средств федерального бюджета гражданам бесплатно предоставляет­ся медицинская помощь, оказываемая в учреждениях здравоохранения феде­рального подчинения, в том числе высокотехнологичная (дорогостоящая) ме­дицинская, перечень которой утверждается Минздравом России.

За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований гражданам предоставляется скорая медицинская помощь, оказыва­емая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи. Из этих же источников обеспечивается предоставление амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, оказываемой в специализированных диспансерах, боль­ницах (отделениях, кабинетах) при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстрой­ствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях, при врожден­ных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных нарушениях у детей, отдельных состояниях, возникающих в перинатальный период, дорого­стоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

За счет средств бюджетов всех уровней осуществляется льготное лекарствен­ное обеспечение и протезирование (зубное, глазное, ушное), а также финансиро­вание медицинской помощи, оказываемой фельдшерско-акушерскими пункта­ми, хосписами, больницами сестринского ухода, лепрозориями, трахоматозными диспансерами, центрами по борьбе с синдромом приобретенного иммунодефи­цита, центрами медицинской профилактики, врачебно-физкулыурными диспан­серами, отделениями и центрами профпатологии, детскими санаториями, дома­ми ребенка, бюро судебно-медицинской экспертизы и патологоанатомической экспертизы, центрами экстренной медицинской помощи, станциями, отделениями, кабинетами переливания крови, санитарной авиацией.

В разделе «Объемы медицинской помощи» определены нормативы объемов лечебно-профилактической помощи на 1000 чел.

Базовые нормативы объемов медицинской помощи утверждены в целях достижения соответствия государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью и финансовых ресурсов (средств бюдже­тов всех уровней и страховых взносов), выделяемых на их реализацию, повы­шения эффективности использования финансовых ресурсов за счет совершен­ствования структуры медицинской помощи.

Показатель объемов амбулаторно-поликлинической помощи выражается в количестве посещений на 1000 чел. и количестве дней лечения в дневных ста­ционарах, стационарах дневного пребывания и стационарах на дому на 1000 чел.

Например, рассмотрим нормативы объемов медицинской помощи, утверж­денные на 2002 г.

Норматив посещений — 9198, в том числе по базовой программе — 8458 по­сещений.

Норматив количества дней лечения в дневных стационарах, стационарах дневного пребывания и стационарах на дому — 749 дней, в том числе по базо­вой программе — 619 дней.

Показатель объема стационарной помощи выражается в количестве койко-дней на 1000 чел.

Этот показатель вычисляется умножением уровня госпитализации на 1000 чел. на среднюю длительность пребывания больного в стационаре.


.


В 2001 г. этот показатель в среднем по России составил 3330, что в несколь­ко раз превышает зарубежные показатели (1000—800). Анализ сложившегося объема (3330 койко-дней на 1000 чел.) показывает, что в стационаре зачастую находятся пациенты, которых можно лечить в амбулаторных условиях с тем же качеством. Кроме того, пациенты лечатся в стационаре до полного выздо­ровления, что крайне нерационально. При плановой госпитализации практи­чески все обследования проводятся в условиях стационара.

После интенсивного обследования и лечения пациенты в большинстве слу­чаев должны долечиваться в амбулаторных условиях, прежде всего в дневных стационарах при поликлиниках и больницах.

Основные затраты в здравоохранении приходятся на стационарную помощь. Перенос части медицинской помощи в стационарозамещающие технологии (дневные стационары и т.д.) на амбулаторный этап позволит не сокращать объемы и уровень доступности медицинской помощи и реально повысить уро­вень использования ресурсов здравоохранения. Поэтому сокращение объемов стационарной помощи, предусмотренной в программе, по сравнению с фак­тически оказываемыми объемами этого вида помощи соответствует увеличе­нию объема дней лечения в дневных стационарах, стационарах дневного пре­бывания и стационарах на дому.

Норматив объема стационарной помощи составляет 2812,5 койко-дня, в том числе по базовой программе — 1942,5 койко-дня.

Показатель объема скорой медицинской помощи выражается в количестве вызовов на 1000 чел. Норматив вызовов — 318 вызовов.

В разделе «Подушевые нормативы финансирования здравоохранения» при­ведены понятия и принципы определения этих нормативов.

Подушевыми нормативамифинансирования здравоохранения являются по­казатели, отражающие размеры финансовых средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на 1 чел.

Подушевые нормативы финансирования здравоохранения формируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из определенных ими показателей стоимости медицинской помощи по ее видам.

Выравнивание условий финансирования территориальных программ госу­дарственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплат­ной медицинской помощи осуществляется в порядке, установленном бюджет­ным законодательством и законодательством об обязательном медицинском страховании Российской Федерации. В соответствии с действующим поряд­ком бюджеты вышестоящего уровня дотируют бюджеты нижестоящего уровня за счет выделения трансфертов в случае обоснованного дефицита финансовых средств у последних. В системе обязательного медицинского страхования Фе­деральный фонд обязательного медицинского страхования выделяет террито­риальным фондам обязательного медицинского страхования субвенции.

Программа реализуется на уровне субъектов Российской Федерации в соответ­ствии с разрабатываемыми ими территориальными программами государствен­ных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицин­ской помощи, имеющими такую же структуру, как и федеральная программа.

Одним из основных направлений совершенствования управления в отрас­ли является разработка механизмов перспективного планирования Програм­мы государственных гарантий оказания населению Российской Федерации


бесплатной медицинской помощи на среднесрочную перспективу до 5 лет. Пе­реход на систему среднесрочного, а затем и долгосрочного планирования Про­граммы позволит обеспечить качественно иной уровень развития системы, переход от условий ее выживания к интенсификации развития в соответствии с требованиями научно-технического прогресса в здравоохранении XXI в.

Реализация этого направления потребует более длительного времени, но это самое перспективное и значимое направление развития Программы.

Вопросы

1. Какие причины обусловили разработку Программы?

2. Каковы цели разработки Программы?

3. Каковы принципы формирования Программы?

4. Из каких разделов состоит Программа?

5. Какие виды медицинской помощи предоставляются гражданам бесплатно?

6. Какие условия обеспечиваются гражданам при оказании медицинской помощи?

7. Какие нормативы (показатели) объемов медицинской помощи определены
в Программе?

8. Что представляют собой «подушевые» объемы финансирования здравоохранения?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.