Идентификация с эпохой и главное впечатление от праздника
% к числу ответивших во группам и в целом Сумма больше 100%, т.к. респонденты могли дать несколько ответов
Средний возраст групп (35, 41 и 29 лет соответственно), отличается не настолько, чтобы быть решающим фактором, а значит, на приведенные характеристики влияет именно социокультурная идентичность респондентов. Можно, конечно, попенять людям, что они не ценят того, что делается «для них», что брюзгливы, апатичны, неблагодарны, потеряли чувство праздника, но таким цифрам – то есть такой массовой эмоции разочарования – социолог обязан верить, потому что это обязательно что-то означает. А означает это провал юбилея как социального проекта. Единение и радость, которые, по идее, являются главной миссией праздника как элемента народной культуры, назвали 1% опрошенных. Очевидно, что власть не смогла направить мощь мифа на консолидацию людей и возрождение города как сообщества, потому что ставила себе другие цели – реставрации его как ценного объекта и символической презентации некоего субъекта мировой политики. Не исключено, что разочарование от юбилейных торжеств имело продолжение в виде массового неучастия горожан в первом туре губернаторских выборов в сентябре 2003 г. 3. Сверхценность петербургской идентичности деформирует другие параметры общности и личности. «Три трети» петербургской социокультурной идентификации объединяет общая эмоция причастности феномену Петербурга вообще, связанная с переживанием «особого достоинства» (М. Тульчинский) петербуржцев. Для социологического анализа важно, что некоторый нарциссизм петербургской идентичности, свойственный и элитарному, и массовому сознанию города, может захватывать и подавлять другие идентичности – этнонациональную, гражданскую, индивидуально-личностную. «Национальность – питерские» называется книга об этнических меньшинствах города[79]. Даже если это просто игра смыслов, то игра «на понижение» и этнического чувства, и российского гражданского самосознания, ведь оба эти места занимает идентичность городская, «питерская». С помощью исследовательских данных З.В. Сикевич (2000 г., более 700 опрошенных) метафору можно уточнить: жители города в первую очередь чувствуют себя петербуржцами (или ленинградцами), во вторую – представителями своей национальности и лишь в третью – гражданами России. К этому ряду можно присоединить и определенную слабость индивидуально-личностного суверенитета и субъектного статуса жителей города – явлений, если не производных от «петербургской национальности», то явно сопутствующих ей. В публицистике обсуждается исход из Петербурга многих известных людей, чья деятельная натура не умещается в существующие здесь нормы, довольно быстрая смена демократизма 90-х годов хмурой, вязкой, властолюбивой или брюзгливой атмосферой, малая приемлемость инакомыслия, инакодействия и вообще повышенной новаторской активности. И в этом не ошибка сознания и не леность ума, которые «не хотят» реализовать дарованные права и свободы – а большая сермяжная бессознательная правда. Да и откуда взяться субъектной активности, если новые поколения горожан проходят ту же школу подчинения и инфантилизма? Исследования показывают замедленность социального развития личности у подростков 15-17 лет (СПбГУПМ, 1999 г., опрошено 1150 чел.). Важность личностного становления осознается ими в недостаточной мере: на успех ориентированы лишь 36% опрошенных, а личная независимость, собирая 14% высказываний, оказывается в системе ценностных предпочтений на последнем, 15-м месте. Педагоги при этом имеют существенно иные представления, полагая главной ценностью воспитанников материальное благополучие (1-е место в представлениях учителей – и 5-е в ценностных системах самих молодых людей), развлечения (3-е место у учителей – и 10-е у учащихся), личный успех и самоутверждение (4-е и 9-е места соответственно в представлениях учителей – и 9-е и 15-е в системе ценностей учеников). Понятно, что в этой ситуации воспитание, скорее всего, направляется не на поддержание и развитие личности, а противоположным образом и, следовательно, ослабляет то, что и без того слабо. Предположение о причинах. Как установлено выше (Таблица 1), социокультурная идентичность формирует схему восприятия действительности, накладывая на нее свой отпечаток, то есть выступает как ориентация на определенные социальные, культурные, политические, этические, визуальные и другие архетипы эпохи. Если социокультурная идентичность реализуется в индивидуальных и социальных практиках (а это почти неизбежно за исключением случаев целенаправленной конспирации), то архетипы истории и культуры Петербурга должны иметь сакраментальное значение для мироощущения, мировоззрения и поведения его жителей. В качестве таковых, очевидно, следует назвать показавшие высокую устойчивость и относительную независимость от конкретного исторического периода архетипы просвещенного абсолютизма, авторитаризма, высокой классической культуры (и малой степени приемлемости иных форм), демократизма интеллигенции, революционного протеста масс – но и недоверия к буржуазности, презрения к мещанству, униженности и оскорбленности «маленького человека», повышенного интереса к феномену и персоналиям власти во всем спектре отношений с нею от оппозиции до страстной любви. И не важно, что они приписываются городу в целом как культуре «общего» (между культурами общего и индивидуального, как правило, существует определенная конформность) – важно то, что эти архетипы во многом соответствуют содержанию т.н. «авторитарного комплекса» – структуры личностных качеств, свойственных автократическим и тоталитарным социальным моделям[80]. Разумеется, это наш общий, один на всех, авторитарный комплекс российско-советской цивилизации, но в случае Петербурга он воспринимается с дополнительной, явно позитивной окраской, т.к. освящен великой культурой и любовью к городу. А значит, сопутствующие образу Петербурга архетипы почти неизбежно воспроизводят культурно санкционированный, но социально противопоказанный сегодня и личности, и обществу авторитарный комплекс. Выявленные выше влияния социокультурной идентичности и сверхценности «Мы» на восприятие и оценку настоящего и будущего, на развитие индивидуальности и личности, кажется, демонстрируют именно это. Когда статус реального существования отдается общему – единичное лишается этого качества. Город-кумир не нуждается в человеке и охраняет себя от него, потому что человек, обладающий реальным действенным статусом, может его изменить. «Чем полнее некое целое вбирает в себя часть субъективных вкладов, чем более характерно для каждой части быть значимой и действовать лишь как часть этого целого, тем объективнее целое, тем более оно живет потусторонней для производящих его субъектов жизнью» – эта мысль сформулирована Г. Зиммелем по поводу отношений индивида и культуры в целом[81], но полностью относится и к ее «местному» проявлению. В Петербурге любое «Мы» вступает в противоречие с его поликультурной, полисемантической природой, ибо «Мы» уплощает семантику, сводя ее в единый, монолитный знак. Многообразные (много-óбразные) артефакты города всегда осуществлялись индивидуальной волей – императора, заводчика, купца. Общая воля и массовое сознание, практикующее именно общее, цельное, единое, однообразное, типичное – принципиально неспособно на такого рода интервенции. Даже карнавал – явление ниспровергающей народно-праздничной культуры, когда власти и порядку противопоставляется «гротескное тело» народа (М.М. Бахтин), то есть когда раздевание «до голой сути» есть важнейший принцип – стал, напротив, довольно монотонным одеванием во вполне ожидаемые костюмы и воплощением образов, вновь и вновь тиражирующих «петров» и «екатерин». В структурно оформленном и впечатанном в массовое сознание мифе город по отношению к своей сущности предстает искаженным – закрытым, монолитным и единообразным, слившимся в синкретический знак-иероглиф «Петербург», который и занимает место реального города. Петербург изменил своей природе, когда стал противиться чужому, закрылся для новаций. Это резко противоречит его сущности и его традициям, зато отчетливо соответствует сверхзадаче сохранения его как артефакта. Но в этом качестве, не только непостижимый, но и неподвижный, он лишен энергии современного города. Обобщения и выводы. Итак, идея города как мифа в его социальной жизни может играть роль акцентуированной бессознательной установки на некритическую самотождественность, формировать тенденцию к упрощению социокультурных смыслов и, напротив, усложнению и разрастанию структур неразвивающего самовоспроизводства. Происходит это в процессе превращения мифа в элемент функционирования института культуры, через поддерживаемые им социальные практики. Вместе с тем современное мифотворчество вещь неслучайная. Потребность в нем у современной сверхрациональной цивилизации огромна. Монбланы литературы и кино в стиле «фэнтези» с сюжетом спасения мира героем-избавителем подтверждают это как ничто другое. Но экспансия мифа в область рациональных структур или, наоборот, захват мифа институциональными структурами равно опасны. В чем эта опасность? Структурация мифа, с одной стороны, совершает грех упрощения, «спрямляя» одну из самых сложных вещей в мире, а с другой – мистифицирует утилитарность и простоту, (если не сказать, примитивность) структуры, перенося на нее признаки святости и непознаваемости. Эта двусторонняя маска скрывает от людей реальные проблемы и культуры, и структуры. Главным образом, проблему скрытого запрета на изменение и того, и другого вопреки природе социального как вечно изменяющегося. В этом смысле о культуре в целом и о петербургской культуре, в частности, можно говорить как об источнике культурного запаздывания т.е. такого конфликта между прошлым и будущим, в котором прошлое над будущим доминирует, а «мертвое хватает за ноги живое». Как выясняется, этому парадоксальным образом способствует «культ культуры», позиционирование ее как Абсолюта с мифологическими атрибутами непогрешимости и неизменяемости. Ничто не должно возводиться в культ. Жизненному миру города нужны не только смыслы, но и смещения смыслов, не только нормы – но и отклонения от норм. Миф не должен превращаться в идеологию – этого «монстра <…>, по определению связанного с принуждением и властью и подавляющего сознание индивида в угоду тем или иным рутинным топосам»[82]. Знáком выздоровления было бы формирование на месте моноструктуры, эксплуатирующей культурный миф города, полиструктурного образования, и продуктивный диалог всех субъектов городского сообщества – власти, бизнеса, разнообразных общественных организаций, исследовательских и экспертных систем. И непременно в контакте со «структурами» массового сознания. Хотя оно почти бесструктурно и мало способно к диалогу, скорее, к манипуляции, но именно оно несет в высшей степени значимые и ценные смыслы «народно-бессознательной» интерпретации действительности. Для диалога этих структур надо создавать специальные организационные формы[83]. Тогда и только тогда развитие станет формой самоорганизации и самореализации интеллектуального и культурного потенциала города, развитием в духе гражданского общества. Для социологии, стоящей на страже социального состояния общества и личности, это профессионально важно, и она готова участвовать в развитии Петербурга как современного полиструктурного и поликультурного города своими идеями и методами.
С.Б. СМИРНОВ (Санкт-Петербург)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|