Здавалка
Главная | Обратная связь

В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ПЕТЕРБУРГА



 

Цель настоящего сообщения – рассмотреть проблему устойчивости современной культуры через сохранение этнокультурного разнообразия. Для этого мы осуществим краткий анализ культурной миссии этнографического музея (Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН в российской культуре эпохи Постмодерна и постараемся ответить на два вопроса: 1). что такое этнографический музей вчера, сегодня и завтра и 2). какова его историческая миссия, и нужен ли он вообще.

В настоящее время все настойчивее в мировой культуре проявляется тенденция глобализации, которая выражается в нивелировании этнокультурных различий. Эта тенденция не нова. Начало ее откосится к эпохе Древнего мира, когда в результате перехода от присваивающей экономики к производящей один за другим стали возникать очаги древнейших цивилизаций, на базе которых образовывались геополитические феномены древних империй. Каждое и имперских образований Древнего мира – Древняя Греция эпохи Александра Македонского, Древний Рим, Великая китайская империя, Московская Русь и др. – втягивало в сферу своего влияния более мелкие этнические группы, что приводило к различной степени изменениям их культурной традиции: от полного уничтожения до аккультурации. Начавшийся более 5 тыс. лет назад процесс глобализации в пространстве мировой культуры продолжается и сегодня. На роль великой империи претендует в настоящее время США.

В настоящее время проблема сохранения культурного многообразия и противостояния процессу глобализации – это не нравственно-этическая проблема оценочного характера: хорошо это или плохо. Это проблема системно-синергетического анализа феномена «культура». Этот анализ можно осуществлять на экономическом, социологическом и культурологическом материалах, а также на материалах этнографических собраний Петербурга. В настоящее время в городе существуют три крупных этнографических научно-исследовательских и научно-просветительных центра, одним из которых является Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН[147]. Этнографические коллекции МАЭ РАН обширны как по территориальному охвату, так и велики по своей историко-культурной значимости. В ХХ в., когда горизонты гуманитарного знания расширились за счет того, что в научный оборот были введены новые области социологии (например, гендерные исследования), а границы исторического знания включили культуры «примитивных» народов. Расширение границ гуманитарной науки способствовало постановке новых проблем и формированию новых научных концепций. Одной из них стала концепция системной культурологи.

В настоящем сообщении мы исходим из положения системной культурологии, что культура – это сверхсложная система. Один из иерархических уровней этой системы составляют этнические культуры. Эти культуры пока еще достаточно разнообразны, хотя в новейшей истории они претерпели необратимые изменения. Наиболее яркие проявления этнических традиций, которые были зафиксированы еще исследователями конца XVIII-XIX вв. теперь сохранились только в полевых дневниках ученых и музейных собраниях. Любые полевые исследования показывают, что облик этнокультурных миров, каким его знают по учебникам классической этнографии кардинально изменился. Это древние этнокультурные миры. Но они сохранили между собой различия, обусловленные климатом, ландшафтом, и корнями культурных традиций, классические образцы которых сохранились только в витринах этнографических музеев мира.

Музей как любой социальный институт имеет сложную и древнюю историю. Музеи появились в античную эпоху. Существует устойчивая историческая и культурологическая традиция, которая возводит музей к античному мусейону, т.е. пространству, в котором пребывали музы – покровительницы искусств, наук и художеств древних греков. В мусейоне располагались не только каменные изваяния этих муз, но и предметы, которые могли рассматриваться как атрибуты, рассказывающие о тех областях человеческой деятельности, которым эти музы покровительствовали. В мусейоне также хранились и предметы, которые подтверждали греческую теогонию. Например, аргументами в пользу легендарной борьбы титанов и богов выступали кости и зубы доисторических млекопитающих (мамонтов), которые истолковывались как кости побежденных богами титанов. Поэтому древнегреческие мусейоны можно, хотя и с натяжкой, но назвать первыми естественнонаучными собраниями. В средневековой Европе музей приобретает статус сокровищницы феодала. В эпоху итальянского Возрождения в Европе вместе с интересом к античной культуре возродился и интерес к музею, как специализированному хранилищу произведений искусства, как античного, так и современного (например, галерея Уффици во Флоренции). В эпоху Просвещения формируется тип имперского, государственного музея. Именно к этому периоду относится создание таких выдающихся мировых собраний искусства как Лувр, Британский музей, а позднее, в эпоху Нового времени, музея Метрополитен и др. В новое время музейные собрания приобретают тематический профиль. Среди них выделяются художественные, исторические и, наконец, этнографические. Тематический профиль музейных собраний Европы в Новое и Новейшее время определяется миссией музея как института культуры. В свою очередь, миссия музея детерминирована четырьмя задачами, которые предъявляло музейному строительству общество.

Задача 1. Музей – храм. Европейский музей сохранял свою древнюю роль святилища муз. Эта роль выражалась в его элитарности как института культуры. Чем более тематически специален был музей, тем более элитарным он считался. Этнографические музеи составляли высшую, наиболее элитарную страту иерархии музейной системы. Это было обусловлено тем, что информация, которую хранили экспонаты в его залах, нуждалась в обширной и углубленной интерпретации. Эту интерпретацию должен был осуществлять специально подготовленный экскурсовод, вооруженный знаниями по курсу страноведения и источниковедения. Неподготовленный посетитель, бродя по залам этнографического музея, мог испытывать только одно сильное чувство – чувство неполноценности от непонимания и незнания азов этнографии и этнологии, которую в школьном курсе не преподавали. Например, это чувство рождало комплекс неполноценности, что очень часто выражалось у молодых посетителей в намеренной порче витрин, приклеивании жевательной резинки к замкам в музейных шкафах и т.п. Этнографический музей (где были представлены образцы чужой культуры, культуры других нардов мира) становился для большинства посетителей без экскурсовода храмом чужой, непонятной и неприемлемой религии.

Храмовая миссия музея подкреплялась и тем, что музей был и есть место хранения ценных экспонатов – достояния науки. Музейные собрания составляют, классифицируют, исследуют ученые. Ученые составляют особую касту специалистов-хранителей. Их функция во многом аналогична функции храмовых жрецов. Они хранят и радеют за предметы, расположенные в музейном (храмовом) собрании. И те, и другие – представители закрытого элитарного сообщества.

Задача 2. Музей – театр культуры. Музей становится театром культуры только в эпоху Постмодерна. Функция любого театра – интеграция, воспитание, коммуникация. В России этнографический музей принимает на себя эту функцию в начале 90-х гг., когда этот институт культуры, также как образование, и наука оказались вне бюджетного финансирования. На Западе процесс театрализации музеев начался раньше, в середине XIX в. Именно тогда же началось размежевание функций музея и школы. Университета. Крупные университетские центры становятся местом научных исследований и генерации знаний. Музею отходит роль «хранилища» ценностей. С другой стороны, этнографический музей в Германии открывает движение научно-образовательных программ, привлекая школьников в кружки по интересам. В кружках детей обучали народным ремеслам, образцы которых располагались в витринах музея. Таким способом сотрудники этнографического музея в Берлине старались вдохнуть жизнь в мертвое тело материальной культуры древности, реанимировать интерес молодого поколения к старым ремеслам. В конце 90-х гг. МАЭ РАН (Кунсткамера) стал организовывать экскурсии-сказки, экскурсии-представления, завлекая зрителей ярким и красочным этнографическим перформансом и хеппенингом. Этнографический музей, также как и другие тематические музеи, постепенно становился проводником модели культуры постмодерна (культуры массовой, культуры потребления) в жизнь. Музейные перформансы и хеппенинги вошли в систему моды культуры постмодерна. Музей как театр культуры в XX в. постепенно становится элементом культуры потребления в том его разделе, который получил название «культуры досуга». Об этом свидетельствуют рубрики модных журналов, структурирующих время жизни человека массовой культуры эпохи постпостмодерна. Каждый модный журнал рекламирует платья для отдыха (отпуска), в которых женщинам и мужчинам (в зависимости от класса, к которому он принадлежат) рекомендуется посещать музеи, театры, пляжи, рестораны, путешествовать. Музей становится неотъемлемым атрибутом культуры досуга XX в., наравне с рестораном, пляжем на модном курорте, театром.

Музейный перформанс может использовать пространство экспозиций для весьма глубокого и целенаправленного манипулирования эмоциями посетителя. Примером тому может служить пользующийся успехом перформанс этнографического музея в Амстердаме – «Ночь в музее», включающий не только ночную экскурсию по залам Африки, Австралии и Океании, Америки, но и ночной выезд в город, прогулку на катере и ужин в ресторане музея.

Задача 3. Музей – генератор аксиосферы[148]. Аксиосфера – это ценностная составляющая ноосферы. Экспонаты в этнографическом музее – это предметы, «одобренные временем», представляющие несомненную научную значимость. Одобренные временем экспонаты в этнографическом музее (Кунсткамера), принадлежат другой культуре. Соответственно, научно-художественный статус этих предметов настолько высок, что вызывает уважительное отношение – уважительное отношение к точке зрения, образу мыслей и миру чувств «другого». Музейный экспонат этнографического собрания этнографического музея, рассказывающий о культуре других народов мира, без сомнения, экзотичен. Но экзотичность, инаковость, которую он демонстрирует, воспринимаемая как ценность, утрачивает свой потенциал чужого, вредного, страшного. Оно начинает восприниматься как альтернативное, а, следовательно, по-своему полезное. Музей помогает, например, молодому поколению расширить свое представление об альтернативных путях развития цивилизации. Многие идеи молодежных движений современной Европы имманентны информационному полю этнографических традиций: рокеры (архаический сидром шаманизма), толкиенисты (мифо-символический синдром), хиппи (синдром волшебной сказки и поиска счастья). Как показали материалы социологического опроса, который в конце 90-х гг. проводился в Кунсткамере, многие из молодых посетителей музея приходили, чтобы осуществить поиск этноидентичности (поиск своей группы, своего стиля, своей идентичности).

Музейные экспозиции с успехом могут быть использованы в идеологических и политических целях. Музеи, начиная с эпохи Французской революции, часто становились проводниками политических идей.

К концу ХХ-го столетия мы стали свидетелями того, что миссия этнографического музея кардинально изменились. И сегодня музей постепенно утрачивает научно-исследовательскую функцию, переставая быть оплотом фундаментальной науки. Эту функцию он отдает Университету. Он утрачивает и функцию образовательного учреждения, которую также принимает высшая и средняя школа. В современной России научные сотрудники этнографического музея по совместительству являются профессорами университетов. Музейные экспозиции становятся продолжением лекционных аудиторий, за музеем остается лишь функция хранения ценностей.

Таким образом, музей сохраняет за собой миссию хранилища ценностей (генератора аксиосферы) и театра культуры. В этом проявляется интегративная и коммуникативная функции этнографического музея как социального института. Процесс обмена информацией с обществом осуществляется через сферу досуга и просвещения. В этом деле большую роль играют информационные технологии. Хорошим примером тому может служить Амстердамский Тропический музей. В его залах выставлены уникальные этнографические экспонаты, рассказывающие о традиционной культуре Австралии. Океании, Америки, ЮВА. Информационные технологии (использование компьютеров, компьютерной анимации, DVD, аудиозаписей, видеоматериалов) позволяют создать интеллектуально-образовательную атмосферу в залах. Например, рядом с экспонатами почти у каждой витрины располагает монитор компьютера, на котором посетитель может увидеть все уровни информации о выставленном предмете, начиная от общих этнографических и географических сведений о регионе и народе, его создавшем, и заканчивая интерпретацией семантики покрывающих его орнаментальных мотивов. Многие предметы оживают в видеофильмах, которые постоянно показывают в залах музея. Посетитель может совершить увлекательное путешествие в пространстве и времени без экскурсовода, погрузившись в атмосферу другой культурной традиции.

Но, пожалуй, самой важной миссией музея антропологии и этнографии народов мира является содержание его экспозиций и фондов, раскрывающее разнообразие этнокультурных традиций человечества. Содержание коллекций музея этнографии народов мира через многообразие культурного наследия раскрывает механизм возникновения антиэнтропийной функции культуры[149]. Этот механизм прост и сводится к синергетическому принципу «устойчивости через многообразие». Разнообразие этнокультурных традиций нардов мира повышало в течение веков устойчивость системы культуры за счет дополнительных функциональных связей. А это, в свою очередь, сказывалось на повышении компенсаторных возможностей всей системы.

Мы можем дать положительный ответ на поставленный в начале сообщения вопрос. Да, музей этнографии народов мира нужен, как гарант устойчивости «ноосферы» как пространства бытия общечеловеческой культуры. Но, возникает вопрос, не вызовет ли нивелирование этнокультурных различий, вызванных новым витком процесса глобализации, ослабления всей системы общечеловеческой культуры и очередной кризис культуры? Как изменит этот кризис облик «ноосферы»?


 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.