Место дисциплины в структуре ООП магистратура
Дисциплина входит в базовую (обязательную) часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин основной образовательной программы магистратуры. Изучение дисциплины «Логика и методологические основы научного познания» осуществляется на первом курсе магистратуры, в первом или втором семестрах и опирается на совокупность всех знаний, накопленных студентами по гуманитарным, инженерно-техническим и естественнонаучным дисциплинам. Цели курса: - овладение основами логики и методологии научного познания в контексте постнеклассической научной рациональности: - изучение науки (естествознания) и техники во временном развитии актуальных философских проблем, оснований современной науки, имеющих первостепенное значение для формирования у магистров способности к теоретическому, методологическому, абстрактному научному мышлению, а также знакомство с философскими аспектами науки и техники; - сформировать у магистрантов целостное представление о развитии науки, естествознания и техники как историко-культурных явлениях; - показать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых специалистами гуманитарных, социальных, технических и естественных наук. Основными задачи курса является: - выделение основных этапов и закономерностей научного познания и исследования - иллюстрация особенностей научного познания; - анализ познавательных и логико-методологических факторов развития научно-технического знания; - ретроспектива исторического изменения норм и форм представления научного знания; - выявление философских аспектов естественных наук, техники и технологии; - выяснение роли социальных факторов развития науки, эволюции взаимодействия между научным сообществом и обществом в целом, наукой и государством, а также исследование различных форм институционализации науки (создание университетов, академий, научных обществ, журналов и т.д.), многообразия воздействий социума на организацию общественного интеллекта. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: Уметь: - уметь применять современные концептуальные идеи и методологические приемы анализу теоретико-познавательных проблем, связанных с удостоверением истинности научного и обыденного знания; - формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам научного познания и философии науки, естествознания и техники; - использовать положения и категории философии и методологии научного познания для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений, связанных с современным развитием естествознания и техники; - анализировать и комментировать фактический материал по тематике курса; - пользоваться понятийно-категориальным аппаратом истории и философии науки, логики и методологии научного познания; - самостоятельно оценивать место и роль науки и техники в социокультурном развитии; - воспринимать и анализировать тексты, имеющие философское и общенаучное содержание; - вести дискуссии и полемики, в публичной речи и письменно аргументированно излагать собственную точку зрения. Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии и истории науки и естествознания; содержание современных философских дискуссий по проблемам оснований науки, онтологических, гносеологических, социальных и аксиологических проблем современного естествознания и техники, их влияния на современное общественное развитие; основные закономерности становления и развития науки и техники; методологические аспекты науки и техники как специфических институтов деятельности; модели взаимоотношения науки и техники; взаимосвязь научно-технического, социально-экономического и культурного развития общества; фактические сведения о наиболее выдающихся представителях мировой и отечественной науки. - владеть: - культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору оптимальных путей ее достижения; - способностью анализировать научные и социально значимые проблемы и процессы, происходящие в условиях глобализации; - способностью понимать логику, движущие силы и закономерности исторического развития науки и техники, процесса научно-технического познания 3. Объем дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины «Логика и методологические основы научного познания» ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|