Здавалка
Главная | Обратная связь

Темы практических занятий



 

№ п/п № раздела дисциплины Содержание практических занятий Трудо- емкость, час.
Современные проблемы философии науки и техники Философские основы методологии научного познания. Закономерности развития научного познания, науки и техники. Философия науки, её предмет, структура, функции, место среди других философских наук. Основные аспекты философского изучения науки.основные функции науки. Классификация наук. Гносеологические, социально-философские и философско-антропологические стороны понимания науки. Средства познания. Язык науки. Наука как непосредственная производительная сила. Человек в мире науки. Наука есть единство деятельности и знания. Наука и ненаучные формы знания. Понятие и структура современной науки. Классическая и неклассическая наука. Неонеклассическая и потнеонеклассическая наука Предмет и задачи методологии научного познания. Обыденное и научное познание Предмет методологии науки Основные этапы развития методологии науки Научное познание и развитие общества Философия и развитие методологии научного познания Основной вопрос методологии научного познания Проблема ступеней познания и критериев истины в научном исследовании Сущность динамики науки. Коммулятивистская и антикоммулятивистская модели развития науки. Интерналистские и экстерналистские концепции развития науки. Проблемные ситуации в науке. Общие закономерности развития науки. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Основные концепции исторического формирования и развития научного знания. Потребности и интересы человека в развитии науки. Новаторство в науке. Традиционные методологические проблемы научного познания Общие методологические особенности научного знания Основные закономерности развития научного познания Основные теоретико-познавательные стратегии
Логика и методология научного исследования Классификация методов. Общенаучные методы и приемы исследования. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент и др.). Методы теоретического познания (гипотеза, идеализация, формализация, математическое моделирование и др.). Общелогические методы и приемы исследования. Понимание и объяснение. Понятие "научный поиск". Информационный поиск.научный поиск и разработка проблемы. Научный поиск и открытие нового. Эвристическая активность субъекта познания. Научное творчество как объект логики научного исследования. Деление деятельности на творческую и нетворческую: по результату, по способу, по значению. Творчество в познании – поиске нового и получение принципиально нового знания. Интуиция как способ получения знания. Интуиция как момент теоретического овладения действительностью. Интуиция и логика. Интуиция и очевидность. Целость восприятия в интуиции. Интуиция и проблема понимания.интуиция как прорыв непрерывного в развитии знания. Чувственная и интеллектуальная интуиция. Преодоление заблуждений – момент научного творчества. Истина и заблуждение. Заблуждение как распространение истинного знания за пределы его применимости. Здравый смысл и традиции в науке.
Логика и методология научного исследования, научное творчество и интуиция. Логика развития научных теорий Проблемы возникновения науки как проблема философии науки. Практика – основа развития науки. Понятие научности. Понятие истины в философии науки. Понятие истины в естественных и общественных науках. Источник развития науки – противоречие между знанием и незнанием. Идеалы научности и истинности знания. Идеалы и нормы обоснования и строения научного знания. Проблемы компьютерного представления знаний. Понятие научного метода и методов науки. Принципы, уровни, формы, методы научного познания. Принципы и основания философии научного и технического творчества. Интуиция.   Факт в системе научного знания Факты науки и факты обыденного сознания Факт: единство чувственного и рационального Факт и истина. Факт и уровни познания Логика развития научных теорий Внутренние стимулы развития теории Проблема сравнимости теорий Проблема переводимости несоизмеримых теорий Проблема преемственности теорий Взаимосвязь интенсионального и экстенсионального аспектов развития науки Методы анализа и построения теорий Исходный признак теории Основные типы научных теорий Цель, структура и функции теории Теоретическое и эмпирическое: критерий демаркации. Гипотетико-дедуктивный метод построения теории Аксиоматический способ построения теории Математизация теоретического знания Общие теории и теоретические модели
Структура научного исследования Структура научного исследования. Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного исследования.   Общая характеристика эмпирического уровня научного исследования Наблюдение Интерсубъективность и объективность Непосредственные и косвенные наблюдения Интерпретация данных наблюдения Функции наблюдения в научном исследовании Эксперимент Структура и основные виды эксперимента Планирование и построение эксперимента Контроль эксперимента Интерпретация результатов эксперимента Функции эксперимента в научном исследовании Измерение Цель измерений Природа счёта Измерение интенсивных качеств Измерение экстенсивных качеств Формальные условия измерения Количественные законы и производное измерение Статистические методы Моделирование в эмпирическом исследовании   Обща характеристика теоретического уровня научного исследования Стадии теоретического исследования Особое значение формальных методов в теоретическом исследовании Роль логико-математических методов и моделирования в теоретическом исследовании Гипотеза и индуктивные методы исследования Гипотеза как форма научного познания Гипотетико-дедуктивный метод Математическая гипотеза Требования, предъявляемые к научным гипотезам Некоторые методологические и эвристические принципы построения гипотез Методы проверки и подтверждения гипотез
Законы и их роль в научном исследовании Основы исследовательской деятельности. Особенности стиля мышления в науке и технической деятельности. Логико-гносеологический анализ понятия «научный закон» Эмпирические и теоретические законы Динамические и статистические законы Роль законов в научном объяснении и предсказании Особенности стиля мышления в науке и технической деятельности. Изменения в социальном положении науки и техники. Новые формы организации науки и постклассическая фаза развития технической деятельности. Смена ценностных ориентаций и проблема гуманизации науки и техники. Роль науки и техники в решении глобальных проблем современной цивилизации. Становление философии науки и философии техники как полноправных направлений философских исследований. Методологические основы исследования Системный подход как общеметодологический принцип исследования. Моделирование в исследовании Экспертные методы исследования Планирование и организация процесса исследования Оценка эффективности исследования Кибернетика, ЭВМ, искусственный интеллект, Интернет и их место в современном мировоззрении. Системная методология. Размывание предметных границ. Исследование космоса и космонавтика. Синергетика как новый метод познания мира. Изменение структуры научного мышления.
Итого  







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.