№
п/п
| № раздела дисциплины
| Содержание практических занятий
| Трудо-
емкость, час.
|
| Современные проблемы философии науки и техники
Философские основы методологии научного познания.
Закономерности развития научного познания, науки и техники.
| Философия науки, её предмет, структура, функции, место среди других философских наук.
Основные аспекты философского изучения науки.основные функции науки. Классификация наук. Гносеологические, социально-философские и философско-антропологические стороны понимания науки. Средства познания. Язык науки.
Наука как непосредственная производительная сила. Человек в мире науки. Наука есть единство деятельности и знания. Наука и ненаучные формы знания. Понятие и структура современной науки. Классическая и неклассическая наука. Неонеклассическая и потнеонеклассическая наука
Предмет и задачи методологии научного познания.
Обыденное и научное познание
Предмет методологии науки
Основные этапы развития методологии науки
Научное познание и развитие общества
Философия и развитие методологии научного познания
Основной вопрос методологии научного познания
Проблема ступеней познания и критериев истины в научном исследовании
Сущность динамики науки. Коммулятивистская и антикоммулятивистская модели развития науки. Интерналистские и экстерналистские концепции развития науки. Проблемные ситуации в науке. Общие закономерности развития науки. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Основные концепции исторического формирования и развития научного знания.
Потребности и интересы человека в развитии науки. Новаторство в науке.
Традиционные методологические проблемы научного познания
Общие методологические особенности научного знания
Основные закономерности развития научного познания
Основные теоретико-познавательные стратегии
|
|
| Логика и методология научного исследования
| Классификация методов. Общенаучные методы и приемы исследования. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент и др.). Методы теоретического познания (гипотеза, идеализация, формализация, математическое моделирование и др.). Общелогические методы и приемы исследования. Понимание и объяснение.
Понятие "научный поиск". Информационный поиск.научный поиск и разработка проблемы. Научный поиск и открытие нового. Эвристическая активность субъекта познания.
Научное творчество как объект логики научного исследования. Деление деятельности на творческую и нетворческую: по результату, по способу, по значению. Творчество в познании – поиске нового и получение принципиально нового знания. Интуиция как способ получения знания.
Интуиция как момент теоретического овладения действительностью. Интуиция и логика. Интуиция и очевидность. Целость восприятия в интуиции. Интуиция и проблема понимания.интуиция как прорыв непрерывного в развитии знания. Чувственная и интеллектуальная интуиция.
Преодоление заблуждений – момент научного творчества. Истина и заблуждение. Заблуждение как распространение истинного знания за пределы его применимости. Здравый смысл и традиции в науке.
|
|
| Логика и методология научного исследования, научное творчество и интуиция.
Логика развития научных теорий
| Проблемы возникновения науки как проблема философии науки. Практика – основа развития науки. Понятие научности. Понятие истины в философии науки. Понятие истины в естественных и общественных науках. Источник развития науки – противоречие между знанием и незнанием.
Идеалы научности и истинности знания. Идеалы и нормы обоснования и строения научного знания. Проблемы компьютерного представления знаний.
Понятие научного метода и методов науки. Принципы, уровни, формы, методы научного познания.
Принципы и основания философии научного и технического творчества. Интуиция.
Факт в системе научного знания
Факты науки и факты обыденного сознания
Факт: единство чувственного и рационального
Факт и истина. Факт и уровни познания
Логика развития научных теорий
Внутренние стимулы развития теории
Проблема сравнимости теорий
Проблема переводимости несоизмеримых теорий
Проблема преемственности теорий
Взаимосвязь интенсионального и экстенсионального аспектов развития науки
Методы анализа и построения теорий
Исходный признак теории
Основные типы научных теорий
Цель, структура и функции теории
Теоретическое и эмпирическое: критерий демаркации. Гипотетико-дедуктивный метод построения теории
Аксиоматический способ построения теории
Математизация теоретического знания
Общие теории и теоретические модели
|
|
| Структура научного исследования
| Структура научного исследования. Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного исследования.
Общая характеристика эмпирического уровня научного исследования
Наблюдение
Интерсубъективность и объективность
Непосредственные и косвенные наблюдения
Интерпретация данных наблюдения
Функции наблюдения в научном исследовании
Эксперимент
Структура и основные виды эксперимента
Планирование и построение эксперимента
Контроль эксперимента
Интерпретация результатов эксперимента
Функции эксперимента в научном исследовании
Измерение
Цель измерений
Природа счёта
Измерение интенсивных качеств
Измерение экстенсивных качеств
Формальные условия измерения
Количественные законы и производное измерение
Статистические методы
Моделирование в эмпирическом исследовании
Обща характеристика теоретического уровня научного исследования
Стадии теоретического исследования
Особое значение формальных методов в теоретическом исследовании
Роль логико-математических методов и моделирования в теоретическом исследовании
Гипотеза и индуктивные методы исследования
Гипотеза как форма научного познания
Гипотетико-дедуктивный метод
Математическая гипотеза
Требования, предъявляемые к научным гипотезам
Некоторые методологические и эвристические принципы построения гипотез
Методы проверки и подтверждения гипотез
|
|
| Законы и их роль в научном исследовании
Основы исследовательской деятельности.
Особенности стиля мышления в науке и технической деятельности.
| Логико-гносеологический анализ понятия «научный закон»
Эмпирические и теоретические законы
Динамические и статистические законы
Роль законов в научном объяснении и предсказании
Особенности стиля мышления в науке и технической деятельности. Изменения в социальном положении науки и техники. Новые формы организации науки и постклассическая фаза развития технической деятельности. Смена ценностных ориентаций и проблема гуманизации науки и техники. Роль науки и техники в решении глобальных проблем современной цивилизации. Становление философии науки и философии техники как полноправных направлений философских исследований.
Методологические основы исследования
Системный подход как общеметодологический принцип исследования. Моделирование в исследовании
Экспертные методы исследования
Планирование и организация процесса исследования
Оценка эффективности исследования
Кибернетика, ЭВМ, искусственный интеллект, Интернет и их место в современном мировоззрении. Системная методология. Размывание предметных границ. Исследование космоса и космонавтика. Синергетика как новый метод познания мира. Изменение структуры научного мышления.
|
|
Итого
|
|
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.