№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
| Трудо-емкость, час.
|
| Философские основы и актуальные проблемы развития научного знания
| Предмет и задачи методологии научного познания.
Обыденное и научное познание
Предмет методологии науки
Основные этапы развития методологии науки
Научное познание и развитие общества
Философия и развитие методологии научного познания
Основной вопрос методологии научного познания
Проблема ступеней познания и критериев истины в научном исследовании
Традиционные методологические проблемы научного познания
Общие методологические особенности научного знания
Основные закономерности развития научного познания
Основные теоретико-познавательные стратегии
Сущность динамики науки. Проблемные ситуации в науке. Общие закономерности развития науки. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Основные концепции исторического формирования и развития научного знания.
Возрастание объема научной деятельности в форме экспоненциального закона. Кумулятивный характер развития науки. Преемственность в развитии науки.
Познание и творчество
Специфика познавательного творчества
Моменты творчества в познавательных процессах
Создание методов – особый вид творчества
Гносеологические особенности предвидения
|
|
| Логика и методология научного исследования.
| Понятие логики методологии научного познания. Классификация методов. Общенаучные методы и приемы исследования. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент и др.). Методы теоретического познания (гипотеза, идеализация, формализация, математическое моделирование и др.). Общелогические методы и приемы исследования. Понимание и объяснение.
Понятие "научный поиск". Информационный поиск, научный поиск и разработка проблемы. Научный поиск и открытие нового. Эвристическая активность субъекта познания.
Научное творчество как объект логики научного исследования. Деление деятельности на творческую и нетворческую: по результату, по способу, по значению. Творчество в познании – поиске нового и получение принципиально нового знания. Интуиция как способ получения знания.
Интуиция как момент теоретического овладения действительностью. Интуиция и логика. Интуиция и очевидность. Целость восприятия в интуиции. Интуиция и проблема понимания, интуиция как прорыв непрерывного в развитии знания. Чувственная и интеллектуальная интуиция.
Преодоление заблуждений – момент научного творчества. Истина и заблуждение. Заблуждение как распространение истинного знания за пределы его применимости. Здравый смысл и традиции в науке.
|
|
Логический анализ естественного языка
Логические формы мышления
Понятие как форма мысли и как форма познания
Понятия и теории. Понятие как система знаний
Виды понятий и виды отношений между понятиями
Классификация и определение
Гносеологические основания науки.понятие и структура гносеологических оснований науки. Идеалы научности и истинности знания. Идеалы и нормы обоснования и строения научного знания. Проблемы компьютерного представления знаний.
Методологические основания науки. Понятие методологических оснований науки. Структура и содержание методологических оснований науки. Понятие научного метода и методов науки.
Научная проблема
Выбор и постановка научных проблем
Разработка и решение научных проблем
Классификация научных проблем
Факт в системе научного знания
Факты науки и факты обыденного сознания
Факт: единство чувственного и рационального
Факт и истина. Факт и уровни познания
Логика развития научных теорий
Внутренние стимулы развития теории
Проблема сравнимости теорий
Проблема переводимости несоизмеримых теорий
Проблема преемственности теорий
Взаимосвязь интенсионального и экстенсионального аспектов развития науки
Методы анализа и построения теорий
Исходный признак теории
Основные типы научных теорий
Цель, структура и функции теории
Теоретическое и эмпирическое: критерий демаркации. Гипотетико-дедуктивный метод построения теории
Аксиоматический способ построения теории
Математизация теоретического знания
Общие теории и теоретические модели
|
| Структура научного исследования.
Основы исследовательской деятельности
| Структура научного исследования. Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного исследования.
Обща характеристика эмпирического уровня научного исследования
Наблюдение
Интерсубъективность и объективность
Непосредственные и косвенные наблюдения
Интерпретация данных наблюдения
Функции наблюдения в научном исследовании
Эксперимент
Структура и основные виды эксперимента
Планирование и построение эксперимента
Контроль эксперимента
Интерпретация результатов эксперимента
Функции эксперимента в научном исследовании
Измерение
Цель измерений
Природа счёта
Измерение интенсивных качеств
Измерение экстенсивных качеств
Формальные условия измерения
Количественные законы и производное измерение
Статистические методы
Моделирование в эмпирическом исследовании
|
|
Обща характеристика теоретического уровня научного исследования
Стадии теоретического исследования
Особое значение формальных методов в теоретическом исследовании
Роль логико-математических методов и моделирования в теоретическом исследовании
Гипотеза и индуктивные методы исследования
Гипотеза как форма научного познания
Гипотетико-дедуктивный метод
Математическая гипотеза
Требования, предъявляемые к научным гипотезам
Некоторые методологические и эвристические принципы построения гипотез
Методы проверки и подтверждения гипотез
|
Логико-гносеологический анализ понятия «научный закон»
Эмпирические и теоретические законы
Динамические и статистические законы
Роль законов в научном объяснении и предсказании
Методологические основы исследования
Системный подход как общеметодологический принцип исследования. Моделирование в исследовании
Экспертные методы исследования
Планирование и организация процесса исследования
Оценка эффективности исследования
Кибернетика, ЭВМ, искусственный интеллект, Интернет и их место в современном мировоззрении. Системная методология. Размывание предметных границ. Исследование космоса и космонавтика. Синергетика как новый метод познания мира. Изменение структуры научного мышления.
Особенности стиля мышления в науке и технической деятельности. Изменения в социальном положении науки и техники. Новые формы организации науки и постклассическая фаза развития технической деятельности. Смена ценностных ориентаций и проблема гуманизации науки и техники. Роль науки и техники в решении глобальных проблем современной цивилизации. Становление философии науки и философии техники как полноправных направлений философских исследований.
|
Итого
| |
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.