Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура дисциплины



Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

№ п/п Раздел дисциплины всего ЗЕ всего часов Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по разделам), Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Аудиторная нагрузка СРС
Лекции Семинары/ практические занятия Экзамен КСР
  Философские основы и актуальные проблемы развития научного познания.             Опрос
Логика и методология научного исследования.         Опрос Тестирование  
Структура научного исследования. Основы исследовательской деятельности       Тестирование Опрос  
Реферат
  Всего за семестр   Зачёт

Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Логика и методологические основы научного познания»

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Трудо-емкость, час.
Философские основы и актуальные проблемы развития научного знания Предмет и задачи методологии научного познания. Обыденное и научное познание Предмет методологии науки Основные этапы развития методологии науки Научное познание и развитие общества Философия и развитие методологии научного познания Основной вопрос методологии научного познания Проблема ступеней познания и критериев истины в научном исследовании Традиционные методологические проблемы научного познания Общие методологические особенности научного знания Основные закономерности развития научного познания Основные теоретико-познавательные стратегии Сущность динамики науки. Проблемные ситуации в науке. Общие закономерности развития науки. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Основные концепции исторического формирования и развития научного знания. Возрастание объема научной деятельности в форме экспоненциального закона. Кумулятивный характер развития науки. Преемственность в развитии науки. Познание и творчество Специфика познавательного творчества Моменты творчества в познавательных процессах Создание методов – особый вид творчества Гносеологические особенности предвидения
Логика и методология научного исследования. Понятие логики методологии научного познания. Классификация методов. Общенаучные методы и приемы исследования. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент и др.). Методы теоретического познания (гипотеза, идеализация, формализация, математическое моделирование и др.). Общелогические методы и приемы исследования. Понимание и объяснение. Понятие "научный поиск". Информационный поиск, научный поиск и разработка проблемы. Научный поиск и открытие нового. Эвристическая активность субъекта познания. Научное творчество как объект логики научного исследования. Деление деятельности на творческую и нетворческую: по результату, по способу, по значению. Творчество в познании – поиске нового и получение принципиально нового знания. Интуиция как способ получения знания. Интуиция как момент теоретического овладения действительностью. Интуиция и логика. Интуиция и очевидность. Целость восприятия в интуиции. Интуиция и проблема понимания, интуиция как прорыв непрерывного в развитии знания. Чувственная и интеллектуальная интуиция. Преодоление заблуждений – момент научного творчества. Истина и заблуждение. Заблуждение как распространение истинного знания за пределы его применимости. Здравый смысл и традиции в науке.  
Логический анализ естественного языка Логические формы мышления Понятие как форма мысли и как форма познания Понятия и теории. Понятие как система знаний Виды понятий и виды отношений между понятиями Классификация и определение Гносеологические основания науки.понятие и структура гносеологических оснований науки. Идеалы научности и истинности знания. Идеалы и нормы обоснования и строения научного знания. Проблемы компьютерного представления знаний. Методологические основания науки. Понятие методологических оснований науки. Структура и содержание методологических оснований науки. Понятие научного метода и методов науки. Научная проблема Выбор и постановка научных проблем Разработка и решение научных проблем Классификация научных проблем Факт в системе научного знания Факты науки и факты обыденного сознания Факт: единство чувственного и рационального Факт и истина. Факт и уровни познания Логика развития научных теорий Внутренние стимулы развития теории Проблема сравнимости теорий Проблема переводимости несоизмеримых теорий Проблема преемственности теорий Взаимосвязь интенсионального и экстенсионального аспектов развития науки Методы анализа и построения теорий Исходный признак теории Основные типы научных теорий Цель, структура и функции теории Теоретическое и эмпирическое: критерий демаркации. Гипотетико-дедуктивный метод построения теории Аксиоматический способ построения теории Математизация теоретического знания Общие теории и теоретические модели
Структура научного исследования. Основы исследовательской деятельности Структура научного исследования. Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного исследования. Обща характеристика эмпирического уровня научного исследования Наблюдение Интерсубъективность и объективность Непосредственные и косвенные наблюдения Интерпретация данных наблюдения Функции наблюдения в научном исследовании Эксперимент Структура и основные виды эксперимента Планирование и построение эксперимента Контроль эксперимента Интерпретация результатов эксперимента Функции эксперимента в научном исследовании Измерение Цель измерений Природа счёта Измерение интенсивных качеств Измерение экстенсивных качеств Формальные условия измерения Количественные законы и производное измерение Статистические методы Моделирование в эмпирическом исследовании
Обща характеристика теоретического уровня научного исследования Стадии теоретического исследования Особое значение формальных методов в теоретическом исследовании Роль логико-математических методов и моделирования в теоретическом исследовании Гипотеза и индуктивные методы исследования Гипотеза как форма научного познания Гипотетико-дедуктивный метод Математическая гипотеза Требования, предъявляемые к научным гипотезам Некоторые методологические и эвристические принципы построения гипотез Методы проверки и подтверждения гипотез
Логико-гносеологический анализ понятия «научный закон» Эмпирические и теоретические законы Динамические и статистические законы Роль законов в научном объяснении и предсказании Методологические основы исследования Системный подход как общеметодологический принцип исследования. Моделирование в исследовании Экспертные методы исследования Планирование и организация процесса исследования Оценка эффективности исследования Кибернетика, ЭВМ, искусственный интеллект, Интернет и их место в современном мировоззрении. Системная методология. Размывание предметных границ. Исследование космоса и космонавтика. Синергетика как новый метод познания мира. Изменение структуры научного мышления. Особенности стиля мышления в науке и технической деятельности. Изменения в социальном положении науки и техники. Новые формы организации науки и постклассическая фаза развития технической деятельности. Смена ценностных ориентаций и проблема гуманизации науки и техники. Роль науки и техники в решении глобальных проблем современной цивилизации. Становление философии науки и философии техники как полноправных направлений философских исследований.
Итого  







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.