Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБРАЗЦЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ



Оценочные средства для текущего контроля освоения дисциплины

Оценочные средства для текущего контроля освоения дисциплины «Логика и методологические основы научного познания»включают темы рефератов, вопросы для самопроверки результатов самостоятельной работы, тестовые задания (Приложение 1).

 

2 Вопросы для аттестации по итогам освоения дисциплины

1. Предмет дисциплины «Логика и методологические основы научного познания».

2. Основные философские парадигмы в исследовании науки. (Аналитическая, феноменологическая, герменевтическая, диалектическая, постмодернистская и др.).

3. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание. Научное знание как система, его структура и функции.

4. Наука как форма духовной деятельности и социальный институт. Идеалы научности.

5. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Кумулятивистская и антикумулятивистская модели развития науки.

6. Общие закономерности развития науки. Интернализм и экстернализм. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

7. Понятие научной рациональности и ее исторические типы.

8. Генезис науки и проблема периодизации ее истории.

9. Становление опытной науки в новоевропейской культуре и ее соединение с математическим описанием природы. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Лейбниц).

10. Сущностные черты классической науки. Формирование науки как профессиональной деятельности.

11. Неклассическая и постнеклассическая наука и ее особенности.

12. Понятие научной картины мира, ее типы и методологическое значение.

13. Методология и логика научного исследования. Их роль в историческом развитии науки.

14. Структура эмпирического знания. Научный факт и проблема его интерпретации. Научные методы и логика эмпирического исследования.

15. Теоретическое познание, его структура. Методы теоретического познания и способы построения теории.

16. Единство эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного знания. Взаимосвязь теории и практики.

17. Структура и функции научной теории. Понимание и объяснение. Особенности познания социальных явлений.

18. Особенности современного этапа развития науки. Главные характеристики современной науки.

19. Сциентизм антисциентизм. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

20. Этическое измерение науки. Проблема социальной ответственности ученого.

21. Специфика философского осмысления техники

22. Предмет и объект философии техники. Сущность и природа техники.

23. Техническое развитие и культурный прогресс. Образы техники в культуре.

24. Исторические этапы и закономерности развития техники.

25. Философия техники в системе западноевропейской философии: основные теории.

26. Философии техники в русской философии и науке: основные теории.

27. Онтологические формы и функции техники и технологии.

28. Техносфера и техническое познание.

Темы рефератов

1 Дисциплинарно организованная наука и современная классификация наук.

2 Научные революции в естествознании, их виды, формы, закономерности, значение для оснований науки.

3 Философские проблемы современной научной картины мира

4 Философские основания и принципы нелинейной науки и синергетического мышленпия.

5 Эволюционная парадигма в современной картине мира.

6 Философский анализ оппозиции редукционизма и антиредукционизма (холизма).

7 Проблема описания элементарных объектов в современной физике.

8 Неевклидова геометрия – её возникновение и философское значение.

9 Философско-методологические аспекты понятия сложности.

10 Симметрия и асимметрия и их философское значение в научном познании.

11 Генезис и структура физической теории.

12 Принцип соответствия в современной физике и его философское значение.

13 Философия и физическая теория.

14 Методологические основы классического и неклассического эксперимента.

15 Точность измерения и соотношение неопределённостей.

16 Фундаментальное и прикладное знание в физике.

17 Эвристическая роль математики в современной физике.

18 Антропный принцип и постнеклассическая наука.

19 Вопросы математизации химического познания на современном этапе развития науки.

20 Взаимосвязь теории и эксперимента в химии. Понятие «теоретическая химия».

21 Проблема классификации химических наук.

22 Методологические проблемы органической химии.

23 Методологические проблемы химии органических и биологических полимеров.

24 Проблема моделирования в современной химии.

25 Проблема развития понятийного аппарата современной химии.

26 Проблема системной организации и системный подход в биологии.

27 Воздействие современных биологических исследований на формирование новых норм и установок культуры.

28 Методологические проблемы генетики.

29 Методологическая роль эволюционной теории в современной биологии.

30 Современная эволюционная теория и методологические проблемы систематики.

31 Философские основания теории функциональных систем.

Вопросы для самопроверки результатов самостоятельной работы

1. Что такое наука? Каковы её основные черты и отличия от других отраслей культуры?

2. Что такое естествознание и его отличия от других циклов наук?

3. Каково место естествознания в современной культуре?

4. Что такое сциентизм и антисциентизм в жизни общества?

5. В чём заключается специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур?

6. В чём заключается процесс «антропологизации» современной культуры?

7. Как влияет естественнонаучное знание на образ современного человека?

8. Какова современная классификация естественных наук и какие есть её виды?

9. Что такое структура естественнонаучного знания?

10. Что такое общенаучные и конкретно-научные методы исследования?

11. В чём специфика научных революций вообще, и научных революций в ХХ веке?

12. В чём различие и специфика научных и ненаучных форм знания?

13. Назовите и дайте характеристику основных моделей развития науки.

14. В чём особенности идеалов научности классической, неклассической и постнеклассической науки?

15. Какая наука существовала в античности?

16. Кто дал первую классификацию наук?

17. Какие основные исторические этапы своего развития прошла наука?

18. Что такое классическая наука и когда она начинает формироваться?

19. Что такое научные революция и сколько их было в истории науки?

20. Что такое неклассическая наука?

21. Что такое структурные уровни организации материи: живые и неживые системы и их специфика?

22. Что такое научная рациональность и каково её место всистема идеального освоения действительности?

23. В чём основные положения ньютоновской физической картины маара.

24. Основные положения электромагнитной картины мира.

25. В чём разница между специальной и общей теорией относительности, каково её мировоззренческие значение?.

26. Что такое фундаментальные концепции описания природы?

27. Назовите физические принципы описания природы.

28. Что такое физическая картина мира? Дайте её общее понятие и назовите её основные исторические типы.

29. В чём универсальность физических законов?

30. В чём онтологические и гносеологические различие между квантовой и классической механикой?

31. О чём говорят главные выводы специальной и общей теории относительности?

32. Назовите основные принципы современной физики, и кратко раскройте их.

33. Перечислите основные исторические этапа становления космологии.

34. Какой смысл вкладывается в понятие самоорганизации Вселенной?

35. Дайте характеристику современным проблемам астрофизики и каково их мировоззренческие и методологическое значение?.

36. В чём суть модели Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной?

37. Назовите теории происхождение солнечной системы.

38. Каковы основные этапы истории Земли?

39. Как влияет солнечная активность на изменение климата на Земле?

40. Какие существуют теории и сценарии будущего Земли и Солнечной системы?

41. В чём двуединая основная проблема химии?

42. Раскройте взаимосвязь физических, химических и биологических знаний.

43. В чём предмет познания химической науки и её проблемы?

44. Назовите и охарактеризуйте основные исторические этапы развития химии как науки.

45. Каково содержание и историческое значение алхимии?

46. Назовите основные методы и концепции познания в химии.

47. Что такое эволюционная химия?

48. В чём различие биохимии и химии жизни?

49. В чём проблемы сущности живого и его отличий от неживой материи?

50. Каковы современные тенденции в развитии биологии, и в чём её лидерство в современной науке?

51. О чём говорит теория эволюции Ч.Дарвина, и каковы современные представления об эволюции?

52. Назовите и раскройте содержание основных положений синтетической теории эволюции.

53. Назовите основные факторы и движущие силы эволюции.

54. Назовите и раскройте основные концепции происхождения жизни.

55. В чём проявляется биологическое и социальное в человеке?

56. Каковы основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере?

57. Что такое современный «научный креационизм»?

58. В чём проблема феномена человека на Земле?

59. Назовите основные этапы эволюции человека.

60. В чём современные проблемы происхождения сознания?

61. В чём проявляется связь человека с животными?

62. Что такое генетическая наследственность человека?

63. Что такое наука «Этология», и основные её положения?

64. В чём проблема сочетания биологического и социального в человеке?

65. Что такое организация и самоорганизация в неживой и живой природе?

66. Раскройте основные этапы истории и логики возникновения синергетического подхода в естествознании.

67. Что такое диссипативная структура?

68. Каково общенаучное значение понятия энтропии?

69. В чём значение синергетики для современного естественнонаучного познания?

70. Какие теории порядка и хаоса вы знаете?

71. В чём суть системного метода?

72. В чём проблемы энтропии и информации?

73. В чём проявляется экологическое значение естествознания?

74. Как связано современное естественнонаучное познание с техникой?

75. Что означает переход от биосферы к ноосфере?

76. Каковы основные положения концепции биосферы и экологии?

77. Назовите основные исторические этапы эволюции представлений о биосфере.

78. В чём проявляются противоречия в системе: природа – биосфера – человек?

79. Назовите основные положения, принципы и регулятивыкоэволюционной стратегии.

80. Что означает утверждение, что коэволюция – это новая парадигма цивилизации?







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.