ОБРАЗЦЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Оценочные средства для текущего контроля освоения дисциплины Оценочные средства для текущего контроля освоения дисциплины «Логика и методологические основы научного познания»включают темы рефератов, вопросы для самопроверки результатов самостоятельной работы, тестовые задания (Приложение 1).
2 Вопросы для аттестации по итогам освоения дисциплины 1. Предмет дисциплины «Логика и методологические основы научного познания». 2. Основные философские парадигмы в исследовании науки. (Аналитическая, феноменологическая, герменевтическая, диалектическая, постмодернистская и др.). 3. Многообразие форм знания. Научное и вненаучное знание. Научное знание как система, его структура и функции. 4. Наука как форма духовной деятельности и социальный институт. Идеалы научности. 5. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Кумулятивистская и антикумулятивистская модели развития науки. 6. Общие закономерности развития науки. Интернализм и экстернализм. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. 7. Понятие научной рациональности и ее исторические типы. 8. Генезис науки и проблема периодизации ее истории. 9. Становление опытной науки в новоевропейской культуре и ее соединение с математическим описанием природы. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Лейбниц). 10. Сущностные черты классической науки. Формирование науки как профессиональной деятельности. 11. Неклассическая и постнеклассическая наука и ее особенности. 12. Понятие научной картины мира, ее типы и методологическое значение. 13. Методология и логика научного исследования. Их роль в историческом развитии науки. 14. Структура эмпирического знания. Научный факт и проблема его интерпретации. Научные методы и логика эмпирического исследования. 15. Теоретическое познание, его структура. Методы теоретического познания и способы построения теории. 16. Единство эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного знания. Взаимосвязь теории и практики. 17. Структура и функции научной теории. Понимание и объяснение. Особенности познания социальных явлений. 18. Особенности современного этапа развития науки. Главные характеристики современной науки. 19. Сциентизм антисциентизм. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. 20. Этическое измерение науки. Проблема социальной ответственности ученого. 21. Специфика философского осмысления техники 22. Предмет и объект философии техники. Сущность и природа техники. 23. Техническое развитие и культурный прогресс. Образы техники в культуре. 24. Исторические этапы и закономерности развития техники. 25. Философия техники в системе западноевропейской философии: основные теории. 26. Философии техники в русской философии и науке: основные теории. 27. Онтологические формы и функции техники и технологии. 28. Техносфера и техническое познание. Темы рефератов 1 Дисциплинарно организованная наука и современная классификация наук. 2 Научные революции в естествознании, их виды, формы, закономерности, значение для оснований науки. 3 Философские проблемы современной научной картины мира 4 Философские основания и принципы нелинейной науки и синергетического мышленпия. 5 Эволюционная парадигма в современной картине мира. 6 Философский анализ оппозиции редукционизма и антиредукционизма (холизма). 7 Проблема описания элементарных объектов в современной физике. 8 Неевклидова геометрия – её возникновение и философское значение. 9 Философско-методологические аспекты понятия сложности. 10 Симметрия и асимметрия и их философское значение в научном познании. 11 Генезис и структура физической теории. 12 Принцип соответствия в современной физике и его философское значение. 13 Философия и физическая теория. 14 Методологические основы классического и неклассического эксперимента. 15 Точность измерения и соотношение неопределённостей. 16 Фундаментальное и прикладное знание в физике. 17 Эвристическая роль математики в современной физике. 18 Антропный принцип и постнеклассическая наука. 19 Вопросы математизации химического познания на современном этапе развития науки. 20 Взаимосвязь теории и эксперимента в химии. Понятие «теоретическая химия». 21 Проблема классификации химических наук. 22 Методологические проблемы органической химии. 23 Методологические проблемы химии органических и биологических полимеров. 24 Проблема моделирования в современной химии. 25 Проблема развития понятийного аппарата современной химии. 26 Проблема системной организации и системный подход в биологии. 27 Воздействие современных биологических исследований на формирование новых норм и установок культуры. 28 Методологические проблемы генетики. 29 Методологическая роль эволюционной теории в современной биологии. 30 Современная эволюционная теория и методологические проблемы систематики. 31 Философские основания теории функциональных систем. Вопросы для самопроверки результатов самостоятельной работы 1. Что такое наука? Каковы её основные черты и отличия от других отраслей культуры? 2. Что такое естествознание и его отличия от других циклов наук? 3. Каково место естествознания в современной культуре? 4. Что такое сциентизм и антисциентизм в жизни общества? 5. В чём заключается специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур? 6. В чём заключается процесс «антропологизации» современной культуры? 7. Как влияет естественнонаучное знание на образ современного человека? 8. Какова современная классификация естественных наук и какие есть её виды? 9. Что такое структура естественнонаучного знания? 10. Что такое общенаучные и конкретно-научные методы исследования? 11. В чём специфика научных революций вообще, и научных революций в ХХ веке? 12. В чём различие и специфика научных и ненаучных форм знания? 13. Назовите и дайте характеристику основных моделей развития науки. 14. В чём особенности идеалов научности классической, неклассической и постнеклассической науки? 15. Какая наука существовала в античности? 16. Кто дал первую классификацию наук? 17. Какие основные исторические этапы своего развития прошла наука? 18. Что такое классическая наука и когда она начинает формироваться? 19. Что такое научные революция и сколько их было в истории науки? 20. Что такое неклассическая наука? 21. Что такое структурные уровни организации материи: живые и неживые системы и их специфика? 22. Что такое научная рациональность и каково её место всистема идеального освоения действительности? 23. В чём основные положения ньютоновской физической картины маара. 24. Основные положения электромагнитной картины мира. 25. В чём разница между специальной и общей теорией относительности, каково её мировоззренческие значение?. 26. Что такое фундаментальные концепции описания природы? 27. Назовите физические принципы описания природы. 28. Что такое физическая картина мира? Дайте её общее понятие и назовите её основные исторические типы. 29. В чём универсальность физических законов? 30. В чём онтологические и гносеологические различие между квантовой и классической механикой? 31. О чём говорят главные выводы специальной и общей теории относительности? 32. Назовите основные принципы современной физики, и кратко раскройте их. 33. Перечислите основные исторические этапа становления космологии. 34. Какой смысл вкладывается в понятие самоорганизации Вселенной? 35. Дайте характеристику современным проблемам астрофизики и каково их мировоззренческие и методологическое значение?. 36. В чём суть модели Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной? 37. Назовите теории происхождение солнечной системы. 38. Каковы основные этапы истории Земли? 39. Как влияет солнечная активность на изменение климата на Земле? 40. Какие существуют теории и сценарии будущего Земли и Солнечной системы? 41. В чём двуединая основная проблема химии? 42. Раскройте взаимосвязь физических, химических и биологических знаний. 43. В чём предмет познания химической науки и её проблемы? 44. Назовите и охарактеризуйте основные исторические этапы развития химии как науки. 45. Каково содержание и историческое значение алхимии? 46. Назовите основные методы и концепции познания в химии. 47. Что такое эволюционная химия? 48. В чём различие биохимии и химии жизни? 49. В чём проблемы сущности живого и его отличий от неживой материи? 50. Каковы современные тенденции в развитии биологии, и в чём её лидерство в современной науке? 51. О чём говорит теория эволюции Ч.Дарвина, и каковы современные представления об эволюции? 52. Назовите и раскройте содержание основных положений синтетической теории эволюции. 53. Назовите основные факторы и движущие силы эволюции. 54. Назовите и раскройте основные концепции происхождения жизни. 55. В чём проявляется биологическое и социальное в человеке? 56. Каковы основные положения учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере? 57. Что такое современный «научный креационизм»? 58. В чём проблема феномена человека на Земле? 59. Назовите основные этапы эволюции человека. 60. В чём современные проблемы происхождения сознания? 61. В чём проявляется связь человека с животными? 62. Что такое генетическая наследственность человека? 63. Что такое наука «Этология», и основные её положения? 64. В чём проблема сочетания биологического и социального в человеке? 65. Что такое организация и самоорганизация в неживой и живой природе? 66. Раскройте основные этапы истории и логики возникновения синергетического подхода в естествознании. 67. Что такое диссипативная структура? 68. Каково общенаучное значение понятия энтропии? 69. В чём значение синергетики для современного естественнонаучного познания? 70. Какие теории порядка и хаоса вы знаете? 71. В чём суть системного метода? 72. В чём проблемы энтропии и информации? 73. В чём проявляется экологическое значение естествознания? 74. Как связано современное естественнонаучное познание с техникой? 75. Что означает переход от биосферы к ноосфере? 76. Каковы основные положения концепции биосферы и экологии? 77. Назовите основные исторические этапы эволюции представлений о биосфере. 78. В чём проявляются противоречия в системе: природа – биосфера – человек? 79. Назовите основные положения, принципы и регулятивыкоэволюционной стратегии. 80. Что означает утверждение, что коэволюция – это новая парадигма цивилизации? ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|