Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ



Методическая модель преподавания дисциплины «Логика и методологические основы научного познания»основана на применении активных методов обучения.

Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств.

Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «Логика и методологические основы научного познания»является выработка у магистров осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины для дальнейшей работы их технологами, инженерами-исследователями, проектировщиками, при организации современного производства высококачественной, конкурентоспособной продукции.

Методическая модель преподавания дисциплины основана на применении активных методов обучения. Принципами организации учебного процесса являются:

- выбор методов преподавания в зависимости от различных факторов, влияющих на организацию учебного процесса;

- объединение нескольких методов в единый преподавательский модуль в целях повышения эффективности процесса обучения;

- активное участие слушателей в учебном процессе;

- проведение практических и интерактивных занятий, способствующих закреплению теоретических знаний, приобретению умений и навыков;

- решение тестов;

- написание рефератов;

- приведение примеров применения изучаемого теоретического материала к реальным практическим ситуациям.

Используемые методы преподавания: лекционные занятия с использованием наглядных пособий и раздаточных материалов; метод «мозгового штурма», индивидуальные и групповые задания при проведении практических занятий, различные интерактивные формы проведения практических занятий.

Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

2. Задачами интерактивных форм обучения являются:

· пробуждение у обучающихся интереса;

· эффективное усвоение учебного материала;

· самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

· установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

· формирование у обучающихся мнения и отношения;

· формирование жизненных и профессиональных навыков;

· выход на уровень осознанной компетентности студента.

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

· Круглый стол (дискуссия, дебаты)

· Мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака)

· Деловые и ролевые игры

· Проблемная ситуация

· Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

· Мастер класс и др.

Все виды занятий по дисциплине «Логика и методологические основы научного познания» преподаватели должны проводить в соответствие с требованиями следующих СТП:

- СТП СПбГТИ 040-02. КС УКДВ. Виды учебных занятий. Лекция. Общие требования;

- СТП СПбГТИ 018-02. КС УКВД. Виды учебных занятий. Практические и семинарские занятия. Общие требования к организации и проведению.

- СТП СПбГТИ 048-2003. КС УКВД. Виды учебных занятий. Самостоятельная планируемая работа студентов. Общие требования к организации и проведению.

- СТП СПбГТИ 016-99. КС УКВД. Порядок проведения зачетов и экзаменов.

Для более глубокого изучения предмета преподаватель предоставляет магистрантам информацию о возможности использования Интернет-ресурсов по разделам дисциплины. Рекомендуется работа с первоисточниками по философии науки, техники и истории естествознания.

Содержание практических занятий определяется календарным тематическим планом, который составляется преподавателем, проводящим эти занятия на основе рабочей программы.

При наличии академических задолженностей по практическим занятиям, связанных с их пропусками, преподаватель назначает студенту встречу в часы консультаций для опроса по пропущенной теме занятия.

Для контроля знаний магистрантов по данной дисциплине необходимо проводить оперативный, рубежный и итоговый контроль.

В стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, так же включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.

При изучении курса«Логика и методологические основы научного познани» организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

1. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;

2. Внеаудиторная самостоятельная работа;

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны:

- подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Магистранту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы;

-·выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это – решение задач; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ и др.;

-·выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у магистров самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый магистр, так и часть магистров группы;

- подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Чтобы развить положительное отношение магистров к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться как при проведении практических занятий, семинаров, так и во время чтения лекций.

При чтении лекционного курсанепосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса магистрантов в форме игры «Что? Где? Когда?» и т.д.

На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

На практических занятиях можно не менее 25 % отводить на самостоятельное решение тестов как в письменной форме, так и при помощи компьютера. Практические занятия целесообразно строить следующим образом:

1. Вводная преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).

2. Беглый опрос.

3. Применение проблемных методов обучения: например, создание проблемной ситуации или организация мозгового штурма по сформулированной проблеме.

4. Самостоятельное решение тестов.

5. Разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего).

Для проведения занятий необходимо иметь большой банк тестов для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. В зависимости от раздела дисциплины можно использовать два пути:

1. Давать определенное количество тестов для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время тестов.

2. Выдавать тесты разной трудности и оценку ставить за трудность решенного теста.

По результатам тестирования следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум – 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить по крайней мере две оценки.

По материалам модуля или раздела целесообразно выдавать магистранту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу или модулю подвести итоги его изучения (например, провести тестирование в целом по модулю), обсудить оценки каждого магистранта, выдать дополнительные задания тем магистрантам, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится только по текущей работе, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает все дополнительные виды работ.

Из различных форм СРС для практических занятий в конце изучения курса «Логика и методологические основы научного познания»наилучшим образом подходят конференции. Тематика конференции должна быть связана с наиболее актуальными проблемами.

При проведении семинаров и практических занятий магистры могут выполнять домашнее задание как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.

Активность работы магистров на обычных практических занятиях может быть усилена введением новой формы СРС, сущность которой состоит в том, что на каждую задачу магистр получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех магистрантов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задачи преподаватель дает лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п.).

Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает магистров грамотно и правильно выполнять задания, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у магистрантов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.

Другая форма СРС на практических занятиях может заключаться в самостоятельном изучении принципиальных схем. Преподаватель раздает их студентам вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен ответить в течение занятия.

Активная самостоятельная работа магистрантов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Под мотивацией самостоятельной работы магистров можно понимать мобилизацию их сил и возможностей на самостоятельную подготовку обучающихся с целью иметь высокие результаты в учебной деятельности. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.