Здавалка
Главная | Обратная связь

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ



Учебная дисциплина «Логика и методологические основы научного познания»хотя и предполагает сбалансированный отбор важнейших составляющих в области философии и методологии науки, истории науки, логики и теории познания, однако носит неизбежно обзорный характер, поэтому должна сопровождаться интенсивной самостоятельной работой слушателей с рекомендованными преподавателями литературными источниками и информационными ресурсами сети Интернет по всем разделам дисциплины. Планирование времени для изучения дисциплины необходимо осуществлять на весь период обучения, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Материал, законспектированный на лекциях, необходимо в рамках внеаудиторной самостоятельной работы регулярно дополнять сведениями из литературных источников, приведенных в соответствующих подразделах настоящей программы. При этом на основе изучения рекомендованной литературы целесообразно составить конспект основных положений, терминов и определений, требующих запоминания и необходимых для освоения следующих разделов учебной дисциплины.

Для расширения и углубления знаний по учебной дисциплине необходимо активно использовать информационные ресурсы сети Интернет.

Контроль полученных навыков и умений осуществляется на основании анализа и оценки отчетов, предоставляемых слушателями при сдаче ими результатов практических работ, тестирований, интерактивных форм занятий, а так же в ходе беседы по теме реферата.

Итоговый контроль по дисциплине – в форме зачёта.

Самостоятельная работа магистров направлена на решение следующих задач:

1) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных текстов (классических и современных) по философским вопросам науки, эпистемологии, логики и методологии научного познания;

2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов, различных социально и личностно значимых проблем;

3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу оснований и методологии современной науки, естествознания и техники;

4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем познания, современной науки, естествознания и техники.

Для решения первой задачи магистрам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных философов (и учёных естествоиспытателей либо их разделы). Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных историческим типам философских проблем науки, другим разделам курса.

Навыки критического отношения к философской аргументации вырабатываются при выполнении магистрами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той или иной философской позиции. Магистры выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений магистрантов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей магистров организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым магистры заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.

При оценивании результатов освоения дисциплины применяется решение текущих тестов насеминарских занятий по отельным разделам и темам курса; подготовка и защита реферата, по одной из предложенных тем курса, и устный экзамен по билетам.

Общими критериями оценки успеваемости являются систематичность подготовки (осуществления самостоятельной работы), содержательность и самостоятельность изложения вопросов в устной или письменной форме, творческая инициатива в овладении учебным материалом.

В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, контрольные работы студентов, реферативная работа, творческая работа.

Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании, так и оригинальной авторской форме, с открытыми и закрытыми вариантами ответов.

При подготовке к тестированию рекомендуется несколько раз прочитать весь конспект лекций, дополненный информацией из рекомендуемой литературы. При этом слушатель, поняв логику изложения учебного материала, получает представление о предмете изучаемой дисциплины в целом, что позволяет ему продемонстрировать на зачете свои знания и эрудицию.

1. Цель СРС – научить магистра осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Основными видами обязательной самостоятельной работы по курсу «Логика и методологические основы научного познания»являются:

- работа на лекциях, упражнениях и семинарах;

- отработка текущего материала по конспектам и рекомендуемой литературе;

- выполнение контрольных домашних заданий;

- групповые и индивидуальные консультации;

- подготовка к упражнениям и семинарским занятиям;

- подготовка к плановым контрольным мероприятиям различного вида;

- подготовка к зачёту;

- написание рефератов, выполнение научно-исследовательских работ.

Ведущим видом занятий являются обзорные лекции, на которых преподаватель дает систематизированные основы философского анализа оснований современной науки, гносеологии, методологии научного познания, естествознания и техники, определяет опорные точки, вокруг которых создается предметная область исследуемых вопросов, конкретизирует внимание на наиболее сложных и узловых проблемах.

Лекция призвана стимулировать активную познавательную деятельность магистров, способствовать формированию у них творческого мышления, определить направления самостоятельной работы магистров и содержание семинарских занятий. Она является активным средством формирования научного мировоззрения, изложения главных, узловых проблем философской науки, развития творческого мышления студентов, определения направлений самостоятельного изучения предмета.

До лекции рекомендуется:

- прочитать учебник по теме предстоящей лекции;

- выделить для себя ключевые проблемы и зафиксировать их;

- записать основные категории (понятия), которые будут рассматриваться в лекции.

Во время лекции необходимо:

- правильно записать номер, название темы, план, рекомендованную литературу, актуальность проблем и цели лекции;

- быть внимательным, полностью сосредоточиться на совместную работу с преподавателем, понять структуру излагаемого вопроса, уяснить основные положения, их доказательство и записать их;

- при цитировании преподавателем источников записать начальные слова цитаты, оставить необходимое место для ее последующего дописывания, привести источник цитирования (автора, названия, страницу);

- стремиться записать в конспекте только узловые вопросы и оставить место (не менее 1/3 ширины страницы) для самостоятельной работы над ними в процессе подготовки к практическим занятиям и к экзамену;

- работая на лекции, использовать общепринятые сокращения или же собственные, схематическое изложение материала.

После лекции следует:

- уточнить ее содержание и наметить план дальнейшей работы над темой;

- определить основные понятия, рассмотренные на лекции и записать в словарь их определение.

Семинар есть средство углубления и закрепления знаний, форма контроля знаний, полученных в ходе изучения темы. Оно помогает дополнить и обогатить лекционный материал, способствует формированию навыков и умений самостоятельной работы, публичного выступления перед слушателями.

Главными задачами при проведении семинарских занятий являются:

- углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над научной, учебной литературой и произведениями выдающихся философов и естествоиспытателей;

- привитие навыков поиска, обобщения и изложения учебного материала;

- выработка умений использовать полученные знания при анализе научных и социальных процессов, происходящих в нашем обществе;

- решение ролевых ситуационных задач, связанных с повседневной жизнедеятельностью специалиста.

При подготовке к семинару, сообщению, при изучении отдельных тем курса работу необходимо построить в следующем порядке:

- изучить план семинарского занятия, содержание изучаемой темы в учебной программе по курсу «Философские проблемы науки и техники», объем и содержание рекомендованной литературы;

- изучить материал законспектированных по теме семинара лекций, доработав их, и соответствующих глав учебников и учебных пособий;

- законспектировать необходимое содержание рекомендованной литературы;

- ответить на контрольные вопросы, помещенные в данном пособии по изучаемой семинарской теме;

- выписать в словарь по данному курсу определение категорий, рассмотренных в лекциях и изучаемых на данном семинаре;

- подготовить план-конспект выступления на семинаре.

В содержание плана-конспекта выступления должно входить:

- актуальность проблемы, изменение взглядов на нее в истории философии и науки (история вопроса);

- рассмотрение проблемы в курсе «Логика и методологические основы научного познания»

- значение рассматриваемой проблемы для современности, для своей специальности (практическая ценность вопроса).

На семинаре необходимо:

- внимательно выслушать вступительное слово преподавателя, тщательно продумать вопросы, на которые он обратил внимание;

- следить за докладом, научными сообщениями, выступлениями на семинаре, анализировать их научно-теоретическое содержание и методическую сторону, быть в готовности сделать разбор выступлений, дополнить их;

- в своем выступлении не стремиться излагать содержание всего вопроса семинара, а брать его отдельную проблему; излагать материал свободно, придерживаясь плана-конспекта, а не зачитывать текст выступления; делать необходимые обобщения и выводы; использовать законспектированные философские и научные тексты, дополнительную литературу, наглядные пособия.

В выступлении необходимо высказать свое мнение по сообщениям своих коллег, дать им оценку.

Самостоятельная работа магистров предназначена для закрепления и углубления знаний, полученных во время аудиторной работы, подготовки к предстоящим занятиям, формирования культуры самостоятельного поиска истины.

Самостоятельная работа как вид учебного процесса включает в себя доработку лекционного материала, работу над философскими и научными текстами, изучение и краткое конспектирование рекомендованной литературы, подготовку к семинарским занятиям, экзамену, работу над выступлениями, научными сообщениями, рефератами по курсу «Логика и методологические основы научного познания»

Консультациипреподавателя оказывают помощь студентам в самостоятельном изучении курса«Логика и методологические основы научного познани», проводятся регулярно в часы самостоятельной работы и носят в основном индивидуальный характер. При необходимости могут проводиться и групповые консультации по наиболее важным и сложным темам.

Контроль за самостоятельной работой магистрантов, по курсу «Логика и методологические основы научного познания»осуществляется в двух формах: текущий контроль и итоговый.

Текущий контроль проводится на семинарском занятии при плановом обсуждении соответствующей темы курса, в ходе которого преподаватель оценивает качество усвоения магистрантами вопросов, изложенных на лекции и вопросов, которые были предложены для самостоятельного изучения.

Формой предварительного контроля изучения дисциплины и допуска магистра к зачёту является контрольное тестирование и реферат.Итоговый контроль предусматривает зачёт.

 


 

Приложение 2







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.