Здавалка
Главная | Обратная связь

Системный подход в типологии психологических характеристик личности руководителя



В психологии управления выделяют следующие управлен­ческие функции: 1) координация, 2) мотивация, 3) организация, 4) прогноз (анализ), 5) планирование, 6) контроль.

В результате экспериментальных исследований, проводимых в СП6ГУ, были обнаружены корреляции между определенным типом личности (по Голланду Д.) и доминирующей услешнос-


Тема 3. Управление всовременныхусловиях...______

тью в реализации определенной функции: социальный (коор­динация), артистический (мотивация), предприимчивый (орга­низация), интеллектуальный (прогноз (анализ» конвенциаль-ный (планирование), реалистический (контроль).

Типология личности по Голланду Д. является полной, цело­стной системой. Следовательно, из вышеуказанного соответствия мы получили полный функционал, состоящий из шести функции управления. Наличие этого полного функционала в профиле личности управленца является необходимым условием его ус­пешной деятельности [4].

Используя системно-дедуктивный подход, типы личности по Голланду Д, стили мышления по Харрисону Л, Брэмсону Р. (уточ­ненный вариант Малышева К. Б., 1996), функции управления, прин­цип семантической близости спроектируем психологические ха­рактеристики личности руководителя на групповой базис сознания (Ганзен В А Малышев Б. К., 1995). Представим наши результа­ты в виде таблицы 3.3. Нововведенные нами психологические ха­рактеристики личности руководителя (гибкость, креативность, упо­рядоченность) выделены в таблице курсивом [5].

Соответствие личностных характеристик содержанию дея­тельности является непременным условием успешного ее осу­ществления Особенно важно такое соответствие для видов де­ятельности с высоким уровнем ответственности. К таковым, как известно, относится деятельность руководителя (управленца, организатора). При решении вопросов подбора руководителей, формирования кадрового резерва существенную помощь могут оказать данные об уровне организаторских способностей и орга­низаторской направленности личности руководителя. Заключе­ние об указанных качествах руководителя может быть сделано психологом на основании оценки определенных психологичес­ких характеристик личности руководителя (ПХЛР).

В бланке экспертной оценки представлены 12 психологичес­ких характеристик личности руководителя, которые диагности­руются по проявлению в его деятельности семи признаков каж­дой характеристики:

1. Определенность - раскрывает структуру интересов к различным аспектам своей деятельности.


 

о Faujcirv в >\- п М.тлы- КБ.)

Мфадз^шя (по Фс-тото-flvAH.

(III) Креошпоность (11)

гатиатор, счшыН, энергичны!, тельный, любит признание, IBIifll руководить, Хорошо pl

гетыюсгь, лпбит «1е. работу, ища,,. рий, расчетлчм Преобладаю! иате^эппжк СПЧГОЙНОВТЧ

, Н«тра,Нрует ™„

74


____________ ,________ i I "'

2. Осознанность — осознание целей организаторской дея­
тельности.

3. Целеустремленность ~ приоритет мотивов организатор­
ской деятельности.

4. Избирательность — способность глубоко и полно отра­
жать психологические особенности коллектива.

5. Тактичность — способность соблюдать чувство меры и
находить наилучшую форму взаимоотношений.

6. Действенность — способность увлечь за собой людей,
активизировать их деятельность, найти наилучшие сред-


ТемаЗ. Управление в современны*: условиях...

ства. Эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения.

7. Требовательность — способность проявлять требователь­
ность в различных формах в зависимости от особенностей
конкретной управленческой ситуации.

8. Критичность — способность обнаружить и выразить зна­
чимые для деятельности отклонения от установленных
норм.

9. Ответственность ~ способность брать на себя ответ­
ственность за результаты своей деятельности и деятельно­
сти коллектива.

10. Гибкость — способность гибко реагировать на разные
изменения в управленческих ситуациях.

11. Креативность -~ способность творчески подходить к ре­
шению управленческих задач, склонность к импровизации.

12. Упорядоченность — способность к планированию орга­
низаторской деятельности, стремление к порядку, техноло­
гичности и нормативности.

Психолог-исследователь определяет группу экспертов. Груп­па может быть представлена всем трудовым (учебным) коллек­тивом, либо отдельными его представителями. Важно, чтобы экс­перты хорошо знали как оцениваемого руководителя, так и характер его деятельности. Необходимо соблюдать однородность группы экспертов (эксперты — подчиненные, эксперты — руко­водители равного с оцениваемым рангом, эксперты — руководи­тели более высокого ранга). В зависимости от конкретных усло­вий исследование либо может проводиться на собрании экспертов в каком-либо помещении аудиторного типа, либо психолог-ис­следователь встречается с каждым экспертом индивидуально [5].

Экспертам разъясняется, что указанные в бланке экспертные оценки качества должны быть выставлены ими применительно к конкретному руководителю по пятибалльной шкале: низшая оценка — 1, высшая — 5. Эксперты выступают анонимно и бланк экспертной оценки не подписывают.

После того, как эксперты выставили оценки, психолог-иссле­дователь должен в бланках экспертной оценки подсчитать сум­му баллов по каждой из двенадцати характеристик, полученные








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.