ТемаЗ. Управление всовременных условиях...
ство этих заданий любых степеней трудности. При этом эксперимент обычно представляется как испытание интеллекта. Об уровне притязаний человека судят по средней степени трудности выбранных им заданий. Возможность применения экспериментальной схемы основывается на предположении об обобщенности уровня притязаний: в любой деятельности, независимо от ее специфики, у каждого человека будет формироваться харак-терный для него уровень притязаний. Однако, наряду с данными о действительной обобщенности уровня притязаний, имеются факты и противоположного рода, например, свидетельствующие о том, что уровень притязаний, формирующийся у человека в экспериментальном задании, отличается от уровня притязаний, сложившегося у него в его привычной профессиональной деятельности. Эта характеристика несет на себе отпечаток конкретной истории ее формирования и развития и зависит не только от внутренних, но и от внешних условий [7]. В. К. Гербачевским [5] была разработана методика, предназначенная для диагностики компонентов мотивационной структуры, связанной с уровнем притязаний, непосредственно в ходе деятельности. Эта методика появилась как результат научных исследований, проводимых по целевой программе на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Опросник в этой методике отвечает требованиям надежности и валидности. Используя системно-дедуктивный подход, групповой базис сознания [9], типы личности (10], идею семантической близости, спроектируем компоненты мотивационной структуры [5], на типы личности (табл. 3.8). При этом проектировании учитывается то обстоятельство, что у каждого типа личности есть свои доминирующие («ведущие») направления в компонентах его мотивационной структуры. Типология личности по Д. Голланду является полной системой. В результате нашего проектирования удалось: 1) установить неполноту в множестве вышеуказанных компонент; 2) дополнить эту систему еще тремя недостающими типами мотивов (внешний мотив, мотив «гибкого реагирования», мотив почитания). Эти нововведенные нами мотивы подчеркнуты в таблице. Опре- Пашэлогияупрооления 8.£
деления этих мотивов даются системой соответствующих утверждений (46 — 54) авторского модифицированного опросника мотивации (табл. 3.10) [7]. Кроме этого, автором добавлены в новый опросник утверждения 43, 44, 45. В итоге получилось 54 (3x18) утверждения, которые образуют системно-сбалансированное множество. В старом варианте опросника [5] этого системного баланса утверждений не было. Опросник заполняется во время выполнения, например, учебного задания. Экспериментатор фиксирует какой-либо этап в его выполнении, единый для всех обучающихся, и предлагает им по завершении этого этапа ответить на вопросы опросника. До начала выполнения учебного задания экспериментатор раздает бланки с текстом и разъясняет порядок работы с опросником следующей инструкцией; «Когда Вы завершите фиксированный этап предложенного Вам задания, возьмите бланк с текстом опросника, внимательно прочитайте инструкцию и приступайте к ответам. ТемаЗ. Ут^разление в современных условиях... Помните, что вопросы относятся к той ситуации, которая складывается в момент, когда часть задания уже выполнена, но предстоит еще работа над оставшейся частью. В процессе работы с опросником, вы читаете по порядку каждое из приведенных в бланке высказываний и решаете^ какой степени Вы согласны с ним или не согласны. В sftjjfcuMocmu от этого Вы обводите кружком на правой стороне бланка одну из следующих цифр: если полностью согласны — +3; если согласны — +2; если скорее согласны, чем не согласны — +/; если Вы совершенно не согласны — -3; если не согласны — -2; если скорее не согласны, чем согласны — -/; наконец, если в'ы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его — О- Все высказывания относятся к тому, о чем Вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается* [7]. Обработка данныхпредполагает преобразование ответов в баллы по правилу либо прямого перевода, либо обратного (табл. 3.9). Баллы подсчитываются по каждому из 18 компонентов мотивационной структуры с помощью специального ключа (см. табл 3.11). Номера тех высказываний, ответы на которые преобразуются в баллы по правилу прямого перевода, даны без индексов, а высказывания, преобразуемые по правилу обратного перевода, снабжены индексом «о» [7]. При анализерезультатов следует учитывать, что ситуация, возникающая при предъявлении задания субъекту, является сложной проблемой. Среда порождает в субъекте многокомпонентный мотивационный отклик, на основе которого строится сложнофункциональная система постановки и решения задачи. Проблемная ситуация приводит к актуализации целого ряда Таблица 3.9 Правилопрямого и обратного перевода ответов
потребностей, среди которых находятся познавательные, социальные, а также потребности более высокого уровня индивидуальности, уровня самосознания, в частности, потребность сохранения и повышения самоуважения или ценности своего зЯ». На основе этих потребностей субъект оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозирует возможные последствия. Первоначальные оценки могут меняться, корректироваться по ходу работы над заданием. Поэтому мотивация, соответствующая напряженной деятельности, связанной с достижением цели определенного уровня трудности, включает целый ряд элементов, характеризующих особенности взаимодействия субъекта со средой. Прежде всего, потенциальную структуру мотивации образуют элементы, соответствующие актуализированным в ситуации выполнения задания потребностям. В связи с особенностями учебной деятельности, а также в ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|