Здавалка
Главная | Обратная связь

ТемаЗ. Управление всовременных условиях...



ство этих заданий любых степеней трудности. При этом экспе­римент обычно представляется как испытание интеллекта. Об уровне притязаний человека судят по средней степени трудно­сти выбранных им заданий. Возможность применения экспери­ментальной схемы основывается на предположении об обобщен­ности уровня притязаний: в любой деятельности, независимо от ее специфики, у каждого человека будет формироваться харак-терный для него уровень притязаний. Однако, наряду с данны­ми о действительной обобщенности уровня притязаний, имеют­ся факты и противоположного рода, например, свидетельствующие о том, что уровень притязаний, формирующийся у человека в экспериментальном задании, отличается от уровня притязаний, сложившегося у него в его привычной профессиональной дея­тельности. Эта характеристика несет на себе отпечаток конк­ретной истории ее формирования и развития и зависит не толь­ко от внутренних, но и от внешних условий [7].

В. К. Гербачевским [5] была разработана методика, предназ­наченная для диагностики компонентов мотивационной струк­туры, связанной с уровнем притязаний, непосредственно в ходе деятельности. Эта методика появилась как результат научных исследований, проводимых по целевой программе на факульте­те психологии Санкт-Петербургского государственного универ­ситета. Опросник в этой методике отвечает требованиям надеж­ности и валидности.

Используя системно-дедуктивный подход, групповой базис сознания [9], типы личности (10], идею семантической близости, спроектируем компоненты мотивационной структуры [5], на типы личности (табл. 3.8).

При этом проектировании учитывается то обстоятельство, что у каждого типа личности есть свои доминирующие («ведущие») направления в компонентах его мотивационной структуры. Ти­пология личности по Д. Голланду является полной системой. В результате нашего проектирования удалось: 1) установить не­полноту в множестве вышеуказанных компонент; 2) дополнить эту систему еще тремя недостающими типами мотивов (вне­шний мотив, мотив «гибкого реагирования», мотив почитания). Эти нововведенные нами мотивы подчеркнуты в таблице. Опре-


Пашэлогияупрооления

8.£

 

Групповой базис сознания (но В.А. Гаизсну. К.Е Малышеву) Т>иш личности (по Д.Гол.тапду) Компоненты мотива! тонной стр;тсгупы
1, Аффекгив! го-мыс литолыеый Социальный Значимость peav.'ibrEtrou (7) Инициативность (15) Внешний мотив { 16)
2. Аффективно-перцептивный Артистически it Мотив смет.! деятельности (5) Мотив iLj6eraiiiiH (3) Momua "гибкого реагирований' (17)
3. Аффективно-волевой Предприимчивый Мотив самоуважения (6) Мотни состязании (4) Мотив поч>ггания (18)
4. Перцептивно-мыслительный И тел лсюу а.ты шй Закономерность результатов (14) Поэпаватедышш могил (2) Ожидаемый уровень результатов (13)
5. Мыслительно-волевой Kni mei щиальнын Намеченный уровень мобилизации усилий (12) Оценка уровня достигнутых рсзч'льтагон (10) Оценка своего потенциала (11)
6. Персцецтивно-волсвой Реалистический Сложность .издания (8) Волевое уси.ше (9) Внутренний мотни (1)

деления этих мотивов даются системой соответствующих утвер­ждений (46 — 54) авторского модифицированного опросника мо­тивации (табл. 3.10) [7]. Кроме этого, автором добавлены в но­вый опросник утверждения 43, 44, 45. В итоге получилось 54 (3x18) утверждения, которые образуют системно-сбалансиро­ванное множество. В старом варианте опросника [5] этого сис­темного баланса утверждений не было.

Опросник заполняется во время выполнения, например, учеб­ного задания. Экспериментатор фиксирует какой-либо этап в его выполнении, единый для всех обучающихся, и предлагает им по завершении этого этапа ответить на вопросы опросника. До нача­ла выполнения учебного задания экспериментатор раздает блан­ки с текстом и разъясняет порядок работы с опросником следую­щей инструкцией;

«Когда Вы завершите фиксированный этап предложенного Вам задания, возьмите бланк с текстом опросника, внима­тельно прочитайте инструкцию и приступайте к ответам.


ТемаЗ. Ут^разление в современных условиях...

Помните, что вопросы относятся к той ситуации, которая складывается в момент, когда часть задания уже выполнена, но предстоит еще работа над оставшейся частью. В процес­се работы с опросником, вы читаете по порядку каждое из приведенных в бланке высказываний и решаете^ какой сте­пени Вы согласны с ним или не согласны. В sftjjfcuMocmu от этого Вы обводите кружком на правой стороне бланка одну из следующих цифр: если полностью согласны — +3; если со­гласны — +2; если скорее согласны, чем не согласны — +/; если Вы совершенно не согласны — -3; если не согласны — -2; если скорее не согласны, чем согласны — -/; наконец, если в'ы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его — О- Все высказывания относятся к тому, о чем Вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над за­данием прерывается* [7].

Обработка данныхпредполагает преобразование ответов в баллы по правилу либо прямого перевода, либо обратного (табл. 3.9). Баллы подсчитываются по каждому из 18 компо­нентов мотивационной структуры с помощью специального ключа (см. табл 3.11). Номера тех высказываний, ответы на которые преобразуются в баллы по правилу прямого перево­да, даны без индексов, а высказывания, преобразуемые по пра­вилу обратного перевода, снабжены индексом «о» [7].

При анализерезультатов следует учитывать, что ситуация, возникающая при предъявлении задания субъекту, является сложной проблемой. Среда порождает в субъекте многокомпо­нентный мотивационный отклик, на основе которого строится сложнофункциональная система постановки и решения задачи. Проблемная ситуация приводит к актуализации целого ряда

Таблица 3.9

Правилопрямого и обратного перевода ответов

 

 

Перевод Шкала для ответов
-3 -2 -1 +1 +2 +3
Прямой
Обратный


 

ТемаЗ. Управление в современных условиях...

Таблица 3.10 Модифицированный опросник мотивации

Таблица 3.11

Ключ

 

,\- II /II Рчгпаьв-агип llnjtll лвтни
  -3 -i ) +1 ч +3
1. hccbsbbbubf "не ™с пдалчм kukw              
2. Я щит ш fftx-tt пот mi              
Э. Я 1лу НОЫДЛЬ ВТС, 1В ЧТО ОКСОЙЕИ              
4. Я чпсгамх 4К> чан миужднг стремиться * b«bdhv релг.влту              
5. Миг васрееио. чю папчння           -  
6. Змрняс лва*«о cvmne              
7. То. ЧТО • f-БП. MHHV К ЮТЩй              
К Мет мпчксуег. .iwf .м нов рау.чат нж хтое, Ч1Н V ^тгпв              
9. Мш fe unctfch ДИ1ЧНТ занкъс* ст« дыамн              
10. Лунж\ что мм рокшшы бу^гт нлажим!              
11. Эп (wrvamH МЯК! щмчннь »вр вощилны-ш              
12. Чог .TV4HK ШИ1ИИШИ роулл», idj йа-вле хочпс* tro пдоэппи              
13. Я ИРПИ11Д ДИДДЖ! 1 1 ИДИ!              
14. Я с>штаа. что ноА .пчвн! pdv.&nr w «von.              
IS. Ээдввк йп.'пдмпаинтцядиещчиад              
16- Я cw свмв i«P« шбой ал*              
17. Я Cfwlnmn DQ ПОКф СПИ ptTV-VnlH*              
IB. Я ютчвл щн.1*^ (Ж1              
19. Лучншх рвг.наминр не л^ш              
№. Эта orrwiB HtecT дв нол ju^bil              
21. Я *очу панпънейысснСаштрУ^-внсшм              
22. 23. К гтгин рен.влапн • omwcb гйнмдупнп              
24. Я к собщвюА '••Гт\рин1ъа^ • and рЛЪлг              
К cjhox дата гвн рву.нппл 6>ду¥ кжвж              
Кяк m ШМ1*и. роуллп от лап не п^ига              
27. Я fu затеи с^Ик «н ътоли^ такта не зчк игсктивна!              
Ж Эыичс дщлшв вмят              
29. Я rmcnfin ^-ly^vril птмыаг              
30. ЧВ1 цялт. tf*. пн Лсмиг жг.1ши v ^invwvib              
31. Я чукгта. 1011 «у прсщывь hz лрдоюсш ib пуп г ikhi              
32. Мне teuaiHwb жж»в АУлп »• рву.вляы • i и.итиии с догю*              
за Я vnca вблий вцзмяшш              
3>. Я xcnv юбаап иовяи резузии!              
35. Я чуясшго crfa рьиии» ••!              
3В- Мне BXBCI. тт ч ар* трачу ipeMi • ckbj              
37. Я pafam •D.nvd              
3В. mob •nqjrL.mi 1МЩЦЩ иди штившчсД              
39. Я юлу. 4mfa >*A pov-нлвг сж^п о^вн п лучипсс              
«. Я скап нх. чю вжп ^вх л« лхлвжввн BtiH              
41. Я w^cnvp. чш у |«дд ни^го д инУт!              
Q- Ионоше - ио -точв              
« Зшн ля мвя нацист              
и. Хчппс печмьтак дя «н к лткжнш              
4S. M» prav.Wrtfnj, ДСРОДНО. бУДУТ IIOBinHOHll              
«. V ы» дпциэгг ФолооА nnq»c прн каиотпом ваанавв ЯЛИВ1              
л. Добижп. note жв couoiv ставии в няни лягни .«ты              
да Я вс венд» пащввп в*, п чя аюшбя              
в. Нгвппанр ji^fHuiii ю пути к иен ивав обинм              
50. Мк ванпск, ксжаМщяммяояамэаивпшсспоп/щмсп!              
31. Я увпэк» грпвпна тптпй та эквшшч              
SL Дм МП СЛ9ВВЕ. ЧП&1 ш (ВИЙ СЧ1АИ1 н «в» ТОПИ ДРУПК .нам              
53. Не Оваквдо HVP прентсв к .пчвсну лелгвлэтг              
54. Чек ud.ihdc (вбшаав гсвмеспп с ;кпгнин .kxb«ii. tdi СШЛНТЛ бысс мггенсно              

 

№ П/П Компонент мотнвационной структуры Номер высказывания
Внутренний яолш 15о, 23, 33
Познавательный мотив 5, 22о, 38
Мотив избегания 11,17,34
Состязательньш мотив 8, 32о, 39
Mourn сметы деятельности 1,9,27
Мотив самоуважения 12, 21, 30
Значимость результатов 7, 20, 36
Сложность задания 6, 28о, 43
Волевое усилие 2, 13, 37о
Оценка уровня достигнутых результатов 19о, 29, 44о
Оценка своего потенциала 18, 31, 41о
Намеченный уроваа мобилизации усилий 3, 24о, 40
Ожидаемый уровень результатов 10, 25о, 45о
Закономерность результатов 14, 2бо, 42о
Инициативность 4о, 16, 35
Внешний мотив 46,51,54
Мотив «гибкого реагирования» 48, 49, 53
Мотив почитания 47, 50, 52

потребностей, среди которых находятся познавательные, соци­альные, а также потребности более высокого уровня индивиду­альности, уровня самосознания, в частности, потребность сохра­нения и повышения самоуважения или ценности своего зЯ». На основе этих потребностей субъект оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозирует воз­можные последствия. Первоначальные оценки могут меняться, корректироваться по ходу работы над заданием. Поэтому моти­вация, соответствующая напряженной деятельности, связанной с достижением цели определенного уровня трудности, включает целый ряд элементов, характеризующих особенности взаимо­действия субъекта со средой. Прежде всего, потенциальную структуру мотивации образуют элементы, соответствующие ак­туализированным в ситуации выполнения задания потребнос­тям. В связи с особенностями учебной деятельности, а также в








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.