Здавалка
Главная | Обратная связь

Мотивы и основные условия выбора профессии: предпочтения школьников и родителей.



Теоретическая часть

1. Начало выбора жизненного пути

1.1. Мотивы и основные условия выбора профессии: предпочтения школьников и родителей................................................................. 4

1.2.Диагностика готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению............................................................................ 9

1.3. Взаимосвязь учебного предмета и профессиональной

сферы............................................................................................... 13

1.4. Самовоспитание.......................................................................... 18

1.5. Типичные ошибки при выборе профессии............................ 20

2. Найти свое место в мире

2.1. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения 22

2.2. Возможности получения профессионального образования в России 31

2.3. Где и как можно получить профессию................................... 33

2.4. Здоровье и выбор профессии................................................ 35

Практическая часть

1. Методика «Средства диагностики готовности
старшеклассников к профессиональному самоопределению по
различным критериям». Автор А.В. Гапоненко............................ 37

2. Методика «Мотивация профессиональной ориентации»…...43

3. Анализ методик………………………………………………….…44

3. Выводы.................................................................................... 45

Заключение.................................................................................... .46

Приложения.................................................................................... 48

Список литературы........................................................................ .57


 

Введение

Если Вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет.

К.Д.Ушинский

Эти замечательные слова великого педагога не потеряли актуальность и сегодня. На каждом этапе развития общества взаимодействие экономики, политики и идеологии накладывают отпечаток на развитие личности. Но во все времена перед обществом стояла проблема - как молодой личности адаптироваться в современном ей обществе, как найти свое место в системе общественного производства, на котором можно принести наибольшую пользу, найдя применение своим интересам, склонностям, способностям, и получать удовлетворение от своего труда. Первобытному человеку все это не понадобилось бы - не было профессий. В рабовладельческом обществе трудящийся был лишен самостоятельности выбора. При феодализме выбор занятий определялся тем, к какому сословию человек относился, -профессии не столько выбирались, сколько передавались как ценное семейное наследство. При капитализме сословные ограничения рухнули, зато на первый план выступили экономические.

В нашем обществе, несомненно, выбор профессии - одно из главных решений в жизни человека. Профессия определяет социальное и материальное положение в обществе, более того, она определяет сущность человеческой жизни и служит основой для развития самой личности. Отсюда актуальность проблемы профессионального самоопределения.

Цель работы - изучение закономерностей профессионального самоопределения в Российской Федерации. Задачи:

- изучить мотивы и особенности профессионального самоопределения
выпускника на современном этапе;

- изучить возможности получения профессионального образования в нашей
стране.


 

Теоретическая часть

1. Начало выбора жизненного пути

Мотивы и основные условия выбора профессии: предпочтения школьников и родителей.

Выбор профессии - это не одномоментный акт, а очень сложный и ответственный шаг, процесс, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. С самого детства все люди мечтают о выборе своей будущей профессии. Во времена наших бабушек и дедушек большинство из них мечтали стать космонавтами, военными, учителями, спортсменами. Это определялось политикой государства и запросами общества. Выбор профессии был намного легче, чем сейчас. В настоящее время дети мечтают стать олигархами, бизнесменами, политиками. Это может говорить о тенденции развития современного общества. И, к сожалению, а может быть и к счастью, в современном мире человек должен сам выбирать себе профессию. Каждый из нас предоставлен сам себе в каждом своем шаге. Для того чтобы получить хорошую профессию, для начала необходимо получить соответствующее образование, окончить институт или какое-либо другое учебное заведение. Помимо этого выбор профессии - шаг, который будет определять всю последующую жизнь. И здесь надо обдумать как можно больше мелочей. Так, понять в тридцать лет, что ты занят не тем делом, и начать что-то заново - это очень трудный шаг. Но ведь и в восемнадцать лет уверенно выбрать профессию, которой ты хочешь посвятить всю оставшуюся жизнь, не менее сложно.

Поэтому проблема профессионального самоопределения является одной из главных в жизни каждого человека. Данные современных исследований свидетельствуют о том, что по причине незнания правил выбора профессии, ситуации на рынке труда, отсутствие практического опыта в профессиональной деятельности, около 40% молодых людей выбирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям и убеждениям. Это влечет за собой разочарование, пополняются ряды неудачников в жизни.

В современном бурно развивающемся мире профессиональное самоопределение человека отличают, по крайней мере, две особенности. Во-первых, появление новых технологий, а, следовательно, и новых профессий и специальностей, по своим темпам значительно опережает возможности их освоения в традиционной


 

системе профессионального образования. Во-вторых, выбор предпочитаемой сферы профессиональной деятельности (как первый шаг профессионального самоопределения) совершается сегодня человеком во все более раннем возрасте, в противном случае время может оказаться упущенным, и человек окажется социально не адаптированным при вступлении во взрослую жизнь. Эта проблема становится особо актуальной, так как завершение учебной деятельности и вступление в трудовую жизнь требуют от лиц подростково-юношеского возраста достаточной физиологической и психической зрелости. Таким образом, профессиональная ориентация и самоопределение в выпускных классах приобретает новое качество. Они являются не только важнейшим компонентом образования, но и его приоритетной целью.

Начало профессионального самоопределения - первый этап - детская игра, когда ребёнок принимает на себя различные профессиональные роли и проигрывает элементы связанного с ними поведения.

Процесс профессионального самоопределения пронизывает весь жизненный путь человека. Выбор профессии - важнейшее событие в целостности жизнеопределения человека. Он связан с прошлым опытом человека.

Интересы, склонности, способности, самооценка, уровень притязаний,

темперамент, черты характера, а также практический опыт и знания, умения и навыки

в определённой области помогают профессионально определиться молодому

человеку. Большую роль играют индивидуальные, психофизиологические

особенности личности, умение ориентироваться в жизни, коммуникативные

способности. Рассмотрим вначале более подробно психологическую сторону

проблемы.

Исходя из возрастных психологических особенностей подростков и молодежи,

можно выделить несколько стадий их подготовки к трудовой деятельности и выбору

профессии.

Уже с самого раннего возраста дети понимают роль труда. Первая стадия

соответствует возрасту от 3 до 8 лет и называется стадией игры. В этот период дети

приобщаются к профессиональной деятельности посредством игры в школу, в

больницу, в парикмахерскую, в автомастерскую. Так формируется общее

представление о профессиях и труде взрослых. Во время игры дети стремятся

обязательно быть кем-то: врачом, шофёром и т.д. Но на этой стадии дети не

только играют, но и сами включаются в деятельность. Они охотно лепят, рисуют,


 

занимаются аппликацией, строят из кубиков, конструируют, у них закладываются начальные навыки трудовой деятельности.

В начальной школе - от 8 до 12 лет - на занятиях в школе, кружках у младших школьников развиваются индивидуальные особенности: память, внимание, воображение, формируются навыки общения со сверстниками и взрослыми, воспитывается ответственность, чувство коллективизма, развивается самооценка, самоконтроль, самоанализ. Таким образом, у них формируются предпосылки профессиональной пригодности.

У детей появляется интерес сразу к нескольким видам деятельности. Они с удовольствием ухаживают за животными, любят шить игрушки, им нравится выступать на сцене и т.д. И только успех в одной области привлекает внимание ребёнка к вопросу о своих способностях. Он останавливает внимание на чём-то одном. У ребёнка появляется желание стать кем-то в будущем.

К 12-16 годам соответствует стадия оптации. В этот период идёт активное приобретение знаний, умений и навыков, причем как в школе и кружках, так и самостоятельно. У детей формируются моральные понятия, знания о людях, об обществе, обостряется желание стать взрослее, соотнести своё «Я» с окружающим миром. К 15-16 годам расширяются социальные потребности, и выбор профессии приобретает реальное содержание. Подростки начинают осмысливать значимость этого выбора для себя.

Последняя стадия профессиональной подготовки охватывает возраст от 16 до 23 лет, когда выбор будущей профессии происходит осознанно. Это своеобразный профессиональный старт - учёба в училище, колледже, ВУЗе, связанная с приобретением профессии, с формированием профессиональной пригодности.

Для многих выпускников при выборе профессии мнение родителей играет порой решающую роль. Между тем в реальной жизни, в условиях современного, быстро меняющегося рынка труда, в конкретных обстоятельствах у подростка вряд ли будет возможность отказаться от предлагаемого жизнью выбора, даже если он не совпадает с желаниями его родителей.

В ходе многочисленных опросов выяснилось, что родители принимают для своих детей следующие профессии: педагог (воспитатель), врач, флорист, цветовод-декоратор, художник-декоратор, психолог, нотариус, адвокат, специалист по рекламе, программист, финансист, дизайнер интерьера, телохранитель, стоматолог, театровед, искусствовед, инженер-механик, модельер одежды.


 

Не принимают: продавец (80%), парикмахер, швея, актер, маляр, повар-кондитер, врач (разных специализаций), слесарь, токарь, официант, артист балета, юрист, математик, водитель.

Интересна мотивировка, предъявляемая родителями. 75 % из них на первое местопоставили личные интересы ребенка. При этом в скобках они дописывали: «Очень хотелось бы видеть своего ребенка (тем-то и тем-то)». Такие ответы вскрывают наличие у большинства родителей неосознанных внутренних конфликтов, стремление реализоваться через выбор ребенка. Данный вывод подтверждает и сравнение профессии самих родителей с теми, которые они напрочь отрицают для своего ребенка. Например, мама повар-кондитер пишет, что ее ребенок никогда и ни за что не будет поваром-кондитером. Это уже второй, закладываемый на этапе выбора профессии, внутренний конфликт. На второе местородители ставят возможность поступления в вуз, хотя было и немало тех, кто категорично заявлял о нежелательности получения высшего образования для своего ребенка. На третьем местеоказалась востребованность профессии обществом, на четвертом— учебная успешность и на пятом месте— семейные традиции.

При проведении тестирования учащихся просили назвать профессии, которые они знают, ответить на вопрос: «Что значит престижная профессия?» и назвать пять престижных и пять непрестижных профессий. Школьники затруднились уже в названиях профессий. В первую очередь они называли те профессии, которые являются «контактными» для них (с которыми они часто встречаются в жизни): продавец, учитель, врач и т.п.

С престижностью профессии у школьников связаны такие понятия, как получение образования в высшем учебном заведении, достойная заработная плата, работа в известной в городе и процветающей фирме, востребованность, возможность карьерного роста. К престижным учащиеся относят следующие профессии: юрист, экономист, программист; к непрестижным — уборщица, почтальон, сторож, кочегар, грузчик.

Для выпускников характерен выбор относительно новых, современных профессий. Тем не менее анализ информации о востребованности специалистов показывает, что многие нужные в обществе профессии зачастую даже не упоминаются учащимися — например, аудитор, агент, аналитик, брокер, дилер, ви­зажист, мерчендайзер, логистик, маркетолог, промоутер, риэлтор и др.

Исследования показывают, что большинство школьников не дифференци­руют такие понятия как «профессия» (основной род трудовой деятельности) и


«сфера деятельности» (область, пределы распространения деятельности); более того, не знают, какой смысл в них вкладывается, и часто используют их в качестве синонимов, хотя они таковыми не являются. Столь же часто встречаются и своеобразные противопоставления данных понятий. Например, определяя для себя искусство или коммерцию как сферу деятельности, школьники выбирают профессию юриста.

Школьники имеют недостаточное представление о путях получения выбранной профессии. Например, желая стать врачом, они собираются получить эту профессию в медицинском колледже. Лишь 5 % учащихся четко намечают себе пути получения будущей профессии и демонстрируют понимание таких понятий, как сфера деятельности, профессия.

Большинство девятиклассников не определились с выбором профессии. На это указывают их ответы на анкетировании, а также тот факт, что они в качестве приоритетных для себя называют сразу несколько совершенно различных сфер деятельности: например, медицина и искусство и т.п.

Анализ данных по методике Климова показал, что больше всего выборов учащихся падает на тип профессий «человек — техника», затем — «человек — знак», далее — «человек — человек», «человек — художественный образ» и «человек — природа». В 8 и 9 классах выбор профессий сферы «человек — природа» не встречается вообще.

Анализ данных по методике Холланда и сравнение их с уже изложенными выводами позволяет сформулировать вопрос: выбор профессии — это выбор «на сегодня» или «на завтра»? Сложно сказать, что это выбор «сегодня на завтра», так как, по Холланду, большинство учащихся, даже с очень низкой учебной успеваемостью, предпочитают сферу умственного труда. Сам тип учебного заведения (например -гимназия) формирует у детей представление о предпочтительности подобного выбора, независимо от способностей, а нередко и желания.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.