Здавалка
Главная | Обратная связь

Диагностика готовности старшеклассников к профессиональному



Самоопределению

В педагогике большое внимание уделяется проблеме готовности учащихся к выполнению определенной деятельности. «Готовность» трактуется, во-первых, как устойчивая характеристика личности, действующая постоянно и включающая поло­жительное отношение к деятельности, в том числе профессиональной, черты ха­рактера, способности, темперамент, мотивацию, знания, умения, навыки, способ­ствующие осуществлению конкретной деятельности; во-вторых, как совокупность факторов, отражающих различные стороны состояния человека: физическую, нейродинамическую, психологическую. При выполнении конкретного действия ведущей может стать одна или несколько этих сторон.

В структуре психологической готовности к различным видам деятельности выделяются следующие элементы: осознание своих потребностей, целей и задач, решение которых приводит к удовлетворению потребностей; осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать действия; определение на основе опыта наиболее вероятных способов решения задачи; прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов; оценка соотношения своих возможностей, в том числе уровня притязаний; мобилизация сил в соответствии с условиями и задачами. Они обусловлены созреванием организма ребенка, в частности его нервной системы, степенью сформированности личности, уровнем развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и т.д.

В понятие готовности к профессиональному самоопределению входят следующие компоненты:

> мотивационная готовность, предполагающая отношение к профессиональной деятельности как к общественно и лично значимому процессу, наличие мотива деятельности;

> волевая готовность — умение ребенка действовать в соответствии с образцом, по алгоритму, осуществлять рефлексию (контроль за деятельностью, проводить анализ и самоанализ);

> умственная готовность — достижение высокого уровня развития познавательной активности, способности к логическому мышлению, формулированию целей и задач;

> коммуникативная готовность — наличие умения общаться с младшими детьми, сверстниками, взрослыми;


 

> речевая готовность — овладение грамматикой и лексикой языка,
высокая степень осознанности речи, развитие форм (диалогическая —
онологическая, внешняя — внутренняя) и функций (общение, обобщение,
планирование, оценивание и т.д.) речи.

Готовность старшеклассника к самостоятельному принятию решения о выборе сферы профессиональной деятельности зависит от его знания предметного содержания трех составляющих выбора профессии: «хочу», «могу» и «надо» и способности объективно их учитывать. «Хочу» включает запросы, профессиональные интересы и склонности учащегося. «Могу» — физиологические и психические возможности. «Надо» — востребованность данной профессии на рынке труда, пути и средства достижения цели. В идеале, все они должны быть согласованы или хотя бы не противоречить друг другу.

У старшеклассников происходит дифференциация интересов, они становятся устойчивыми, и резко возрастает интерес к профессиональному самоопределению, что вызвано их возрастными и психологическими особенностями. Построение профессиональных планов, разработка и осу­ществление путей их реализации индивидуальны для каждого субъекта выбора про­фессии.

Профессиональное самоопределение, таким образом, является результатом сложных психических процессов: поиска и восприятия информации, размышления, переживания, сравнения, но при всем их разнообразии можно выделить восемь важнейших обстоятельств, влияющих на профессиональный выбор школьников:

> личные профессиональные планы учащегося (или их отсутствие);

> способности, умения, достигнутый уровень развития старшеклассника как субъекта деятельности;

> склонность к тем или иным видам деятельности;

> адекватность самооценки и как следствие уровень притязаний;

> способность к проявлению волевых усилий в достижении профессионально ориентированных целей;

> информированность о мире труда и профессий;

 

> позиция старших членов семьи или лиц, их заменяющих;

> позиция педагогов.

В последние годы остро ощущается противоречие между потребностями производ­ства и индивидуальными запросами личности; между модой на некоторые профессии


(экономист, юрист), соответствующими желаниями выпускников школ приобрести эти модные профессии и объективной оценкой своих возможностей. На практике остро ощущается необходимость в ранней (на подступах к средней школе) диагностике склонностей и способностей учащихся к тем или иным видам деятельности, методах диагностики и отбора школьников по профилям обучения для успешного осуществления дальнейшего профессионального самоопределения.

Оценка состояния готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению определяется совокупностью критериев и показателей, выявляемых на этапах предпрофильного (9 кл.) и профильного (10-11 кл.) обучения.

Существуют разнообразные средства для выявления и оценки готовности старшеклассников к професеиональному самоопределению. Хороший результат дает периодическое анкетирование учащихся, их родителей и последующий анализ анкет, результаты которого фиксируются в индивидуальной карте ученика и его портфолио, а также использование в работе классного руководителя и учителя-предметника специальных диагностико-активизирующих методик (анкеты и методики см. в разделе "Методики" стр. 39).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.