Педагогическая поддержка профессионального самоопределения
Педагогическая поддержка самоопределения школьников в основной и старшей школе — совокупность научно-методической и организационно-педагогической деятельности педагогического коллектива во взаимодействии с социальными партнерами школы по формированию образовательной среды, способствующей самоопределению учащихся. Актуальность данной проблемы возросла в нашей стране с изменением социально-экономического устройства государства. Понятие педагогическая поддержка пришло в отечественную педагогику вместе с изменением парадигмы образования, пониманием того, что ученик является не объектом педагогического воздействия, а субъектом самопознания, самоопределения, саморазвития, осуществляемого в процессе обучения, при котором ученик и учитель являются партнерами. Это особая сфера деятельности педагога, ориентированная на приобщение подростков к социально-культурным, нравственным, экологическим и профессиональным ценностям, необходимым для самореализации в трудовой сфере и личном жизненном пространстве. Педагогическая поддержка со стороны педагога — учителя-предметника, классного руководителя, тьютора, куратора, педагога-психолога, социального педагога — направлена на уменьшение силы воздействия случайных факторов и на увеличение значимости склонностей и способностей субъекта в самоопределении. Педагогическая поддержка профильного и профессионального самоопределения школьников включает комплекс мероприятий, осуществляемых педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, направленных на зафепление навыков самостоятельной, творческой деятельности в предпочитаемой сфере (знаниево-деятельностный блок); на формирование моральной, психологической готовности к труду (мотивационно-ценностный блок); на профильную и профессиональную ориентацию (ориентационный блок). Готовность школьников к профильному и профессиональному самоопределению формируется постепенно, поэтому педагогическая поддержка является непрерывным процессом, основа которого закладывается еще на пропедевтическом этапе в начальной школе, но наиболее важный этап, по данным психологов, приходится на 9-11 классы. В 9 классе учащиеся должны адекватно определить необходимость и возможность получения ими полного (среднего) общего, начального или среднего профессионального образования. В условиях введения профильного обучения в старшей школе решившие получить общее образование избирают профиль обучения. А через два года им предстоит выбор пути получения профессионального образования и вида трудовой деятельности. Ученик должен суметь правильно оценить свои личностные характеристики (склонности, способности, наличие профессионально важных качеств, уровень самооценки и др.), экономическую целесообразность выбора (востребованность профессии на рынке труда в настоящее время и в перспективе, уровень заработной платы, возможность трудоустройства и т.д.), сформулировать профессионально обусловленные цели получения образования, а затем, с учетом возможностей профильного обучения, разработать индивидуальную образовательную траекторию, способствующую достижению поставленных целей и задач. Это сложная задача для 14-17-летнего человека. На выбор профиля обучения в 9 классе и пути профессионального становления выпускника общеобразовательного учебного заведения оказывают влияние многочисленные факторы. Целью педагогической поддержки самоопределения школьников является создание образовательной среды, способствующей познанию субъектом самоопределения себя, окружающего мира и нахождению своего места в нем. Перед педагогами стоят следующие задачи: > в основной школе — развитие у учащихся умений жизненного целеполага-ния, рефлексии, направленности на профильное и профессиональное самоопределение как значимую часть жизненного самоопределения; развитие умений самопознания и самооценки; > поддержка профильно выраженных интересов школьников; > расширение знаний о мире труда и профессий, о специфике регионального рынка труда, средних и высших учебных заведениях профессионального образования региона, создание у учащихся положительных установок на интересующие их виды деятельности; > в старшей школе — развитие умений рефлексивной деятельности, самопознания и самооценки, помощь в формировании положительной адекватной самооценки; > поддержка активности учащихся, направленной на развитие своих познавательных и профессиональных интересов, определение ближних и средних временных жизненных перспектив, создание индивидуальной образовательной траектории (с использованием возможностей профильного обучения), способствующей профессиональному самоопределению, продолжение работы по расширению знаний о мире труда и профессий, путях и формах профессиональной подготовки в избранной сфере деятельности, формированию профессионально значимых качеств. Осуществление педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников — комплексный процесс, включающий взаимосвязанную деятельность педагогического коллектива общеобразовательного учреждения с родителями учащихся и другими социальными партнерами: ^ управлениями образования и молодежной политики; ^ учреждениями дополнительного образования; ^ учебными заведениями профессионального образования; ^ управлениями и учреждениями социальной защиты; ^ управлениями и учреждениями культуры и спорта, общественными объединениями; ^ территориальными отделами и службами занятости; ^ городскими и районными военкоматами, ГУВД, ОВД; ^ межшкольными учебными комбинатами; ^ центрами профориентации; ^ средствами массовой информации. Педагогическую поддержку профессионального самоопределения учащихся в общеобразовательных учреждениях осуществляют классные руководители (тьюторы, кураторы), школьные психологи, учителя-предметники, социальные педагоги, медицинские работники. Для согласованной работы всех субъектов данного процесса в общеобразовательном учреждении и вне его создается специальная структура (совет, центр) педагогической поддержки самоопределения школьников. Для согласованной работы всех субъектов данного процесса в общеобразовательном учреждении и вне его создается специальная структура (совет, центр) педагогической поддержки самоопределения школьников. Координацию его деятельности осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в функции которого входят: - выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую - поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы; - планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения; - осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по профдиагностика, профпросвещение, профконсультирование, определение индивидуальной образовательной траектории; - проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников; - создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики; - организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня; - организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся; - осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся; - организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения; - курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной Классные руководители (тьюторы, кураторы), опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы: составляют для конкретной группы план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников; - организуют индивидуальные и групповые профориентационные беседы, - ведут психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся; - помогают обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную - организуют посещение учащимися открытых дверей в вузах и средних - организуют тематические экскурсии учащихся на предприятия; - оказывают помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и родителей по проблеме самоопределения; - проводят родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению; - организуют встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений. Учителя-предметники: - способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности - обеспечивают профориентационную направленность уроков, .формируют у - способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; - проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся; Школьный психолог: - осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессио - проводит беседы с учащимися, учителями, родителями; - осуществляет психологические консультации учащихся; - способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; - приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков; - оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и - создает базу данных по профдиагностике. Социальный педагог: - способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, - оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их - осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам; - оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных Медицинский работник: - используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у - проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; - оказывает консультации по проблеме влиянии состояния здоровья на профессиональную карьеру; - оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся. Полноценная педагогическая поддержка самоопределения учащихся основной и старшей школы невозможна без консолидации усилий общеобразовательного учреждения с разнообразными социальными институтами, способствующими формированию готовности школьников к самоопределению. Управления образования и молодежной политики: - проводят региональную экспертизу соответствия нормативного и научно-мето - осуществляют связи по горизонтали между общеобразовательными учреждениями и их социальными партнерами и по вертикали — с управлениями, ведомствами, министерствами; - согласовывают работу по предпрофильной подготовке и профильному обучению в муниципальной сети; - организуют участие школьников в городских, региональных предметных олимпиадах; - организуют проведение городских, районных семинаров, смотров, фестивалей, обеспечивают ресурсные возможности педагогического сопровождения самоопределения школьников; - разрабатывают муниципальную программу повышения квалификации кадров для Учреждения дополнительного образования: - информируют учащихся и их родителей о возможностях развития школьниками своих способностей на занятиях в учреждениях дополнительного образования; - предоставляют учащимся возможность выявления склонностей и развития творческих способностей на занятиях в кружках, секциях, клубах, летних лагерях; - оказывают школьникам помощь в демонстрации их достижений на смотрах, выставках, фестивалях, концертах и т.д.;
- создают условия для выполнения школьниками профессиональных проб в различных сферах деятельности людей, что является важным этапом профессионального самоопределения; - способствуют приобретению школьниками профессионально важных качеств, навыков. Учебные заведения профессионального образования: - устанавливают информационные каналы с общеобразовательными учебными - организуют вузовские предметные олимпиады для одаренных детей; - предоставляют дополнительные образовательные услуги для учащихся, избравших путь получения профессионального образования в конкретном учреждении профессионального образования; - предоставляют учащимся возможное развитие их творческих способностей в летних школах, образовательных предметных лагерях для одаренных детей; - устраивают для школьников дни открытых дверей. Управления и учреждения социальной защиты: - оказывают педагогическую поддержку самоопределения учащимся, особо - осуществляют консультации учащихся по социальным и юридическим вопросам; - оказывают материальную помощь, том числе и для обеспечения получения - проводят семинары, конференции, круглые столы для педагогических работников Управления и учреждения культуры, спорта, общественные объединения: - организуют городские, региональные спортивные соревнования; смотры, конкурсы, фестивали, концерты, вечера и т. д., на которых школьники имеют возможность продемонстрировать свои таланты, достижения в различных видах творчества; - информируют учащихся и их родителей о возможностях развития школьниками своих способностей; - организуют и курируют работу спортивных, музыкальных, художественных кружков, секций, школ. Территориальные отделы и службы занятости: - проводят вместе с общеобразовательными учебными заведениями массовые - выпускают информационные бюллетени, статистические отчеты, справочные материалы о профессиональных интересах и намерениях учащихся, состоянии регионального рынка образовательных услуг и труда; - в каникулярное время способствуют временному трудоустройству школьников; - организуют семинары, совещания, круглые столы по вопросам организации Городские и районные военкоматы, ГУВД, ОВД: - информируют о путях получения профессионального военного, юридического образования; - помогают в организации спортивных соревнований молодежи допризывного возраста; - помогают в организации и проведении учебных сборов старшеклассников, включенных в программу ОБЖ; - осуществляют подготовку юношей к службе в Вооруженных силах РФ. СМИ: - организуют циклы передач, публикаций по проблеме самоопределения; - отвечают на вопросы слушателей, зрителей, читателей по проблеме самоопределения;
- способствуют организации и проведению Интернет-конференций по проблеме профильного и профессионального самоопределения; - осуществляют информирование обучающихся и их родителей о состоянии рынка образовательных услуг и труда. Межшкольные учебные комбинаты (МУК): - информируют учащихся и их родителей о возможностях развития школьниками своих способностей на занятиях в МУКе; - предоставляют учащимся возможность выявления склонностей и развития творческих способностей на занятиях в МУКе; - создают условия для выполнения школьниками профессиональных проб в - способствуют приобретению школьниками профессионально важных качеств; - оказывают школьникам помощь в демонстрации их достижений на смотрах, выставках; - психологическая служба МУК обеспечивает реализацию потребности учащихся и их родителей в консультативной помощи по вопросам профильного и профессионального самоопределения; - организуют рабочие места для школьников на базе МУК или в других учреждениях. - информируют обучающихся и их родителей о потребности рынка труда региона в квалифицированных кадрах, возможностях и путях приобретения проф. образования; - проводят консультации учащихся, их родителей по проблеме профессионального самоопределения; - организуют посещения учащимися дней открытых дверей учебных заведений профессионального образования; - предоставляют учащимся информацию о возможностях временного трудоустройства в каникулярное время; - осуществляют психологические консультации учащихся. Комплексный подход в педагогической поддержке профессионального самоопределения обучающихся, осуществляемый общеобразовательным учебным заведением вместе со всеми социальными партнерами школы, создает условия для наиболее полного выявления интересов, склонностей способностей школьников, их приобщения к социально-культурным, нравственным, экологическим и профессиональным ценностям, необходимым для самореализации в трудовой сфере и других областях жизни. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|