Здавалка
Главная | Обратная связь

Педагогическая поддержка профессионального самоопределения



Педагогическая поддержка самоопределения школьников в основной и старшей школе — совокупность научно-методической и организационно-педагогической дея­тельности педагогического коллектива во взаимодействии с социальными партнерами школы по формированию образовательной среды, способствующей самоопределению учащихся. Актуальность данной проблемы возросла в нашей стране с изменением социально-экономического устройства государства.

Понятие педагогическая поддержка пришло в отечественную педагогику вместе с изменением парадигмы образования, пониманием того, что ученик является не объектом педагогического воздействия, а субъектом самопознания, самоопределения, саморазвития, осуществляемого в процессе обучения, при котором ученик и учитель являются партнерами. Это особая сфера деятельности педагога, ориентированная на приобщение подростков к социально-культурным, нравственным, экологическим и профессиональным ценностям, необходимым для самореализации в трудовой сфере и личном жизненном пространстве. Педагогическая поддержка со стороны педагога — учителя-предметника, классного руководителя, тьютора, куратора, педагога-психолога, социального педагога — направлена на уменьшение силы воздействия случайных факторов и на увеличение значимости склонностей и способностей субъекта в самоопределении.

Педагогическая поддержка профильного и профессионального самоопределения школьников включает комплекс мероприятий, осуществляемых педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, направленных на зафепление навыков самостоятельной, творческой деятельности в предпочитаемой сфере (знаниево-деятельностный блок); на формирование моральной, психологической готовности к труду (мотивационно-ценностный блок); на профильную и профессиональную ориентацию (ориентационный блок).

Готовность школьников к профильному и профессиональному самоопределению формируется постепенно, поэтому педагогическая поддержка является непрерывным процессом, основа которого закладывается еще на пропедевтическом этапе в начальной школе, но наиболее важный этап, по данным психологов, приходится на 9-11 классы. В 9 классе учащиеся должны адекватно определить необходимость и возможность получения ими полного (среднего) общего, начального или среднего профессионального образования. В условиях введения профильного обучения в старшей школе решившие


получить общее образование избирают профиль обучения. А через два года им предстоит выбор пути получения профессионального образования и вида трудовой деятельности. Ученик должен суметь правильно оценить свои личностные характеристики (склонности, способности, наличие профессионально важных качеств, уровень самооценки и др.), экономическую целесообразность выбора (востребованность профессии на рынке труда в настоящее время и в перспективе, уровень заработной платы, возможность трудоустройства и т.д.), сформулировать профессионально обусловленные цели получения образования, а затем, с учетом возможностей профильного обучения, разработать индиви­дуальную образовательную траекторию, способствующую достижению поставленных целей и задач. Это сложная задача для 14-17-летнего человека.

На выбор профиля обучения в 9 классе и пути профессионального становления выпускника общеобразовательного учебного заведения оказывают влияние многочис­ленные факторы.

Целью педагогической поддержки самоопределения школьников является со­здание образовательной среды, способствующей познанию субъектом самоопре­деления себя, окружающего мира и нахождению своего места в нем.

Перед педагогами стоят следующие задачи:

> в основной школе — развитие у учащихся умений жизненного целеполага-ния, рефлексии, направленности на профильное и профессиональное самоопре­деление как значимую часть жизненного самоопределения; развитие умений са­мопознания и самооценки;

> поддержка профильно выраженных интересов школьников;

> расширение знаний о мире труда и профессий, о специфике регионального рынка труда, средних и высших учебных заведениях профессионального образования региона, создание у учащихся положительных установок на интересующие их виды деятельности;

> в старшей школе — развитие умений рефлексивной деятельности, самопознания и самооценки, помощь в формировании положительной адекватной самооценки;

> поддержка активности учащихся, направленной на развитие своих познава­тельных и профессиональных интересов, определение ближних и средних временных жизненных перспектив, создание индивидуальной образовательной траектории (с использованием возможностей профильного обучения), способствующей профессиональному самоопределению, продолжение работы по расширению знаний о мире труда и профессий, путях и формах профессиональной подготовки в избранной сфере деятельности,


формированию профессионально значимых качеств.

Осуществление педагогической поддержки профессионального самоопреде­ления школьников — комплексный процесс, включающий взаимосвязанную дея­тельность педагогического коллектива общеобразовательного учреждения с родителями учащихся и другими социальными партнерами:

^ управлениями образования и молодежной политики;

^ учреждениями дополнительного образования;

^ учебными заведениями профессионального образования;

^ управлениями и учреждениями социальной защиты;

^ управлениями и учреждениями культуры и спорта, общественными

объединениями; ^ территориальными отделами и службами занятости; ^ городскими и районными военкоматами, ГУВД, ОВД; ^ межшкольными учебными комбинатами; ^ центрами профориентации; ^ средствами массовой информации. Педагогическую поддержку профессионального самоопределения учащихся в об­щеобразовательных учреждениях осуществляют классные руководители (тьюторы, кураторы), школьные психологи, учителя-предметники, социальные педагоги, меди­цинские работники. Для согласованной работы всех субъектов данного процесса в общеобразовательном учреждении и вне его создается специальная структура (совет, центр) педагогической поддержки самоопределения школьников.

Для согласованной работы всех субъектов данного процесса в общеобразовательном учреждении и вне его создается специальная структура (совет, центр) педагогической поддержки самоопределения школьников.

Координацию его деятельности осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в функции которого входят:

- выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую
поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их
деятельности;

- поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными парт­нерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;

- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;


- осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по
данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей
по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на
самоопределение учащихся;

профдиагностика, профпросвещение, профконсультирование, определение индивидуальной образовательной траектории;

- проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

- создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

- организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

- организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме са­моопределения учащихся;

- осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

- организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной
подготовки («Твоя профессиональная карьера») и профильного обучения («Технология
профессионального успеха»).

Классные руководители (тьюторы, кураторы), опираясь на концепцию, образо­вательную программу и план воспитательной работы школы:

составляют для конкретной группы план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

- организуют индивидуальные и групповые профориентационные беседы,
конференции;

- ведут психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;

- помогают обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную
траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального
становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный
портфолио;


- организуют посещение учащимися открытых дверей в вузах и средних
профессиональных учебных заведениях;

- организуют тематические экскурсии учащихся на предприятия;

- оказывают помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся и родителей по проблеме самоопределения;

- проводят родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

- организуют встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности
личности школьников, используя разные методы и средства: проектную деятельность,
деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, олимпиады, факультативы, ко
стенных газет, домашние сочинения;

- обеспечивают профориентационную направленность уроков, .формируют у
учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

- проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей
учащихся.

Школьный психолог:

- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессио­
нальному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

- проводит беседы с учащимися, учителями, родителями;

- осуществляет психологические консультации учащихся;

- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

- приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей про­фессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и
склонностей учащихся;

- создает базу данных по профдиагностике.

Социальный педагог:

- способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки,
поскольку, как правило, у таких детей она занижена;


- оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их
профессионального и жизненного самоопределения;

- осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных
факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Медицинский работник:

- используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у
школьников установки на здоровый образ жизни;

- проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

- оказывает консультации по проблеме влиянии состояния здоровья на профессио­нальную карьеру;

- оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Полноценная педагогическая поддержка самоопределения учащихся основной и старшей школы невозможна без консолидации усилий общеобразовательного учреждения с разнообразными социальными институтами, способствующими формиро­ванию готовности школьников к самоопределению.

Управления образования и молодежной политики:

- проводят региональную экспертизу соответствия нормативного и научно-мето­
дического обеспечения деятельности учреждений образования по педагогическому
сопровождению самоопределения школьников законам и подзаконным актам
федерального, регионального и местного уровней;

- осуществляют связи по горизонтали между общеобразовательными учреждениями и их социальными партнерами и по вертикали — с управлениями, ведомствами, министерствами;

- согласовывают работу по предпрофильной подготовке и профильному обучению в муниципальной сети;

- организуют участие школьников в городских, региональных предметных олимпиадах;

- организуют проведение городских, районных семинаров, смотров, фестивалей,
конкурсов и т.д.;

обеспечивают ресурсные возможности педагогического сопровождения самоопределения школьников;


- разрабатывают муниципальную программу повышения квалификации кадров для
реализации целей и задач педагогической поддержки самоопределения обучающихся
в системе муниципального образования.

Учреждения дополнительного образования:

- информируют учащихся и их родителей о возможностях развития школьниками своих способностей на занятиях в учреждениях дополнительного образования;

- предоставляют учащимся возможность выявления склонностей и развития творческих способностей на занятиях в кружках, секциях, клубах, летних лагерях;

- оказывают школьникам помощь в демонстрации их достижений на смотрах, выставках, фестивалях, концертах и т.д.;

 

- создают условия для выполнения школьниками профессиональных проб в различных сферах деятельности людей, что является важным этапом профессионального самоопределения;

- способствуют приобретению школьниками профессионально важных качеств, навыков.

Учебные заведения профессионального образования:

- устанавливают информационные каналы с общеобразовательными учебными
заведениями, сообщая школам об организации олимпиад, слетов, конференций,
семинаров, летних предметных школ и о путях получения профессионального
образования;

- организуют вузовские предметные олимпиады для одаренных детей;

- предоставляют дополнительные образовательные услуги для учащихся, избравших путь получения профессионального образования в конкретном учреждении профессионального образования;

- предоставляют учащимся возможное развитие их творческих способностей в летних школах, образовательных предметных лагерях для одаренных детей;

- устраивают для школьников дни открытых дверей.

Управления и учреждения социальной защиты:

- оказывают педагогическую поддержку самоопределения учащимся, особо
нуждающимся в социальной защите: из неполных, социально-проблемных семей, детей с
ограниченными возможностями, школьникам, проявляющим девиантное поведение, тем
самым повышая их конкурентоспособность и социальную адаптированность;

- осуществляют консультации учащихся по социальным и юридическим вопросам;


- оказывают материальную помощь, том числе и для обеспечения получения
профессионального образования;

- проводят семинары, конференции, круглые столы для педагогических работников
по проблемам педагогической поддержки самоопределения учащихся группы риска.

Управления и учреждения культуры, спорта, общественные объединения:

- организуют городские, региональные спортивные соревнования; смотры, конкурсы, фестивали, концерты, вечера и т. д., на которых школьники имеют возможность продемонстрировать свои таланты, достижения в различных видах творчества;

- информируют учащихся и их родителей о возможностях развития школьниками своих способностей;

- организуют и курируют работу спортивных, музыкальных, художественных кружков, секций, школ.

Территориальные отделы и службы занятости:

- проводят вместе с общеобразовательными учебными заведениями массовые
профориентационные мероприятия для учащихся основной и старшей школы: ярмарки
учебных мест, дни профессий, дни труда;

- выпускают информационные бюллетени, статистические отчеты, справочные материалы о профессиональных интересах и намерениях учащихся, состоянии регионального рынка образовательных услуг и труда;

- в каникулярное время способствуют временному трудоустройству школьников;

- организуют семинары, совещания, круглые столы по вопросам организации
профессиональной ориентации в регионе.

Городские и районные военкоматы, ГУВД, ОВД:

- информируют о путях получения профессионального военного, юридического образования;

- помогают в организации спортивных соревнований молодежи допризывного возраста;

- помогают в организации и проведении учебных сборов старшеклассников, вклю­ченных в программу ОБЖ;

- осуществляют подготовку юношей к службе в Вооруженных силах РФ.

СМИ:

- организуют циклы передач, публикаций по проблеме самоопределения;

- отвечают на вопросы слушателей, зрителей, читателей по проблеме самоопределения;


 

- способствуют организации и проведению Интернет-конференций по проблеме профильного и профессионального самоопределения;

- осуществляют информирование обучающихся и их родителей о состоянии рынка образовательных услуг и труда.

Межшкольные учебные комбинаты (МУК):

- информируют учащихся и их родителей о возможностях развития школьниками своих способностей на занятиях в МУКе;

- предоставляют учащимся возможность выявления склонностей и развития творческих способностей на занятиях в МУКе;

- создают условия для выполнения школьниками профессиональных проб в
различных сферах деятельности людей: человек — человек, человек — природа, чело­
век — знаковая система, человек — художественный образ, человек — техника;

- способствуют приобретению школьниками профессионально важных качеств;

- оказывают школьникам помощь в демонстрации их достижений на смотрах, выставках;

- психологическая служба МУК обеспечивает реализацию потребности учащихся и их родителей в консультативной помощи по вопросам профильного и профессионального самоопределения;

- организуют рабочие места для школьников на базе МУК или в других учреждениях.
Центры профориентации:

- информируют обучающихся и их родителей о потребности рынка труда региона в квалифицированных кадрах, возможностях и путях приобретения проф. образования;

- проводят консультации учащихся, их родителей по проблеме профессионального самоопределения;

- организуют посещения учащимися дней открытых дверей учебных заведений про­фессионального образования;

- предоставляют учащимся информацию о возможностях временного трудоустройства в каникулярное время;

- осуществляют психологические консультации учащихся.

Комплексный подход в педагогической поддержке профессионального самоопре­деления обучающихся, осуществляемый общеобразовательным учебным заведением вместе со всеми социальными партнерами школы, создает условия для наиболее полного выявления интересов, склонностей способностей школьников, их приобщения к социально-культурным, нравственным, экологическим и профессиональным ценностям, необходимым для самореализации в трудовой сфере и других областях жизни.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.