Мотивация профессиональной ориентации
Мотивы выбора вуза, специальности, % к числу опрошенных (сумма превышает 100%, так как респонденты отмечали несколько мотивов)
Анализ методик 3.1.Использование методики Кожевниковой Т.Н., Сундуковой Т.А., Тютюнник Н.А. «Уровень социальной зрелости выпускников образовательных учреждений» позволило определить, от чего, главным образом, будет зависеть успех в жизни. В опросе участвовали выпускники 11-х классов с 2003 по 2006 годы. На первом месте традиционно находится вариант «От моей личной инициативы, энергии, предпринимательства» (См. диаграмму.), что говорит о готовности выпускников быть социально мобильными в новой взрослой жизни. На втором месте «От моих интеллектуальных способностей, качества знаний». При ответе на вопрос о предпочтении профессии, её личной значимости и ценности для выпускников 11-х классов можно отметить, что предпочтительна профессия, дающая высокую заработную плату. Это отражает социально-экономическую ситуацию в обществе: относительную экономическую стабилизацию и постепенный рост производства, который повлёк за собой рост благосостояния населения. Широкое предложение на рынке товаров и услуг порождает различные потребности у подрастающего поколения, требующие удовлетворения. В данном случае профессия для выпускников, прежде всего, источник получения высоких доходов. На втором месте в этом учебном году «Работать в хороших условиях, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций» и «Достичь высокого общественного положения, получить признание окружающих», а также, что особенно радует, «В наибольшей степени проявить творческую инициативу, самостоятельность». (См. диаграмму.) Основным мотивом выбора будущей профессии является то, что она «отвечает способностям и склонностям» учащихся. На втором месте - «Мне нравится эта профессия». На третьем месте - «высокий заработок». (См. диаграмму.) Результаты опроса показывают достаточно высокий интерес выпускников к событиям, происходящим в различных сферах жизни нашей страны. На первом месте в этом учебном году - интерес к состоянию экономики, на втором - к проблемам внешней политики и правопорядка, на третьем месте - к внутриполитической жизни России и проблемам образования. (См. диаграмму.) 3.2. О серьёзном отношении к будущей профессиональной деятельности выпускников говорит анализ результатов опроса «Учебная мотивация», автор Карпова Г.А. На первом месте у 11-классников профессиональные мотивы, на втором — мотивы саморазвития, на третьем — познавательные мотивы. (См. диаграмму.) Вывод Общий подход выпускников к выбору профессии означает, что ведущим фактором выбора для них является профессиональная направленность. Присутствует сформированность профессиональных и познавательных мотивов, жизненных ценностей, уверенность в достижении успеха. Учащиеся осознают сложную ситуацию на рынке труда и условия, который данный рынок предлагает. Сознательный выбор профессии и выбор, соответственно, учебного заведения у многих выпускников выходит на первый план. Уже сейчас забота о будущем трудоустройстве руководит выбором профессии 19 % выпускников. Вместе с тем у учащихся сформированы достаточно завышенные требованиях условиям труда и заработной плате при минимальных трудовых усилиях. В такой ситуации большую помощь может оказать педагогическая поддержка профессионального самоопределения в школе. Реальные возможности выпускника необходимо сопоставить с его желаниями и помочь в правильном выборе профессии, определении востребованности профессий на рынке труда. Главное, что приобретение любой профессии и совершенствование в ней приносит неоценимый вклад в саморазвитие и самопознание человека.
Заключение Российское профессиональное образование на протяжении многих лет по своей фундаментальности занимало и занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества в наше время абсолютно недопустима. Сегодня профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда. Более половины выпускников вузов не находят работу по специальности. Если в советское время большинство учебных заведений готовило молодых специалистов для конкретных предприятий и организаций, на которые выпускники направлялись по распределению, то сейчас молодые люди, получившие профессию, отправляются в "свободное плавание". Для того, чтобы найти хорошую работу, нужно приложить еще немало сил. Одной из проблем современных выпускников является недоступность платного образования. Зачастую обучение даже в бюджетных группах сопровождается дополнительными платежами, которые не каждый может себе позволить. Сокращение общежитий, маленькие стипендии не позволяют выпускникам из малообеспеченных семей, особенно из отдаленных городов и сел, получить качественное образование. Между тем реформы в сфере образования сегодня происходят, но нужно к ним подходить с большой осторожностью, взвесив все "за" и "против". В связи с этим считаю необходимыми следующие целевые ориентиры в сфере образования: > выпускники школ, независимо от имущественного положения родителей, должны иметь возможность поступать в вузы в соответствии с уровнем их знаний. Результаты единого государственного экзамена должны учитываться во всех высших учебных заведениях; > необходимо адресное предоставление стипендий тем студентам, кто в ней особенно нуждается. > следует стремиться к тому, чтобы основная часть выпускников учебных заведений работала по специальности. Речь, разумеется, не о возврате к директивному распределению, а о прогнозировании потребностей государства в необходимых ему специалистах. При этом возможно заключение договора со студентом, который после получения бесплатного образования должен отработать по специальности определенный срок либо вернуть деньги, затраченные государством на
его обучение. И начать, видимо, надо с дефицитных сегодня специальностей; > активное участие государства в подготовке необходимых экономике > внедрение в практику таких образовательных стандартов, которые Приложение Реализация жизненных планов 11 «А» класса МОУ гимназии№18 (2006-2007 учебный год)
Кл. руководитель Соловьева С.Р. Реализация жизненных планов 11 «М» класса МОУ гимназии №18 (2006-2007 учебный год)
Кл. руководитель Рачаева Е.П. Реализация жизненных планов 11 «Б» класса МОУ гимназии №18 (2006-2007 учебный год)
Кл. руководитель Зимина Е.Г. .
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|