Здавалка
Главная | Обратная связь

Средства диагностики готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению по различным критериям



 

 

 

Используемые методики 9 класс 10-11 классы
К М-Ц Д-П К М-Ц Д-п
1. Методика «Карта интересов» +     +    
2. Методика «Словарь профессий» +     +    
3. Методика «Оцени себя»   +     +  
4. Методика самооценки личности   +        
5. Методика «Опросник профессиональной готовности» (ОПГ)       + +  
6. Методика «Кто я?»   +     +  
7. Методика «Ориентировочная анкета»   +     +  
8. Методика «Незаконченные предложения»   +     +  
9. Методика определения типа ценностных ориентации   +     +  
10. Методика «12 предложений»   +     +  
11. Методика самооценки уверенности в себе   +     +  
12. Методика «Три желания»   +     +  
13. Методика «Мотивы выбора сферы трудо­вой деятельности»   +     +  
14. Методика «Изучение ведущих мотивов трудовой деятельности»   +     +  
15. Методика «Потребность в достижениях»   + +   + +
16. Методика «Дифференциально-диагности­ческий опросник» (ДДО)   + +   + +
17. Методика «Какая у меня воля»     +     +
18. Методика исследования волевой органи­зации личности           +
19. Методика «Творческий потенциал»     +     +
20. Методика «Самооценка волевой регуля­ции»     +     +
21. Методика «Профессиональная + + + + + +
22. Фронтальный опрос + + + + + +
23. Индивидуальный опрос + + + + + +
24. Контрольные вопросы + + + + + +
25. Сочинение «Моя будущая профессия» + + + + + +
26. Методика «Образ будущего» + + + + 4- +

 

В соответствии с разработанными А.В. Гапоненко, канд. пед. наук, ст.научн.сотр. ИСМО РАО, Москва, критериями и показателями с помощью указанных методов и средств можно определить характеристики учащихся с нулевым, низким, средним и высоким уровнями готовности к выбору профиля обучения (для учащихся 9 классов) и к профессиональному самоопределению (для учащихся 10-11 классов).

Нулевой уровень.Учащиеся, не определившие дальнейшую образовательную траекторию и не считающие необходимым задумываться об этом на данном этапе, не имеющие представления о профильном обучении и его значении для успешного профессионального самоопределения, имеющие неустойчивые учебные и позна­вательные интересы, мотивация выбора профиля обучения для профессионального самоопределения отсутствует, характерны мотивы избежания неудобств, дискомфорта («...потому что этого требуют родители, учителя...»).

Низкий уровень.Учащиеся, размышляющие о дальнейшей образовательной траектории, но не определившие ее, понимающие важность образования для дальнейшего профессионального выбора, но имеющие смутные представления о профильном обучении и его значении для успешного профессионального самоопределения, имеющие неустойчивые учебные и познавательные интересы, мотивация выбора профиля обучения неопределенная («...учусь как все...») или связана с личным благополучием в результате получения профессии.

Средний уровень.Учащиеся, имеющие планы относительно дальнейшего образо­вания, но колеблющиеся в отношении окончательного выбора, знающие о профильном обучении и его значении для дальнейшего профессионального выбора, имеющие от­носительно устойчивые учебные и познавательные интересы. У них имеется мотивация выбора профиля обучения, но нет четкого понимания взаимосвязи между профиль­ным обучением и профессиональным самоопределением для профессионального са­моопределения («...наверное, профильное обучение мне как-то поможет при выборе профессии... »)-

Высокий уровень.Учащиеся, имеющие широкие интересы и устойчивые склонности, знающие о профильном обучении и его значении для дальнейшего профессионального выбора, готовые выбрать профиль обучения и прилагающие целенаправленные усилия для успешного осуществления своих планов, имеющие намерения дальнейшего профессионального образования в конкретной области деятельности и четко выраженную мотивацию на занятие определенным видом деятельности как профессиональным.


Таким образом, оценка уровня и динамики сформированности готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению позволяет точнее подходить к выбору профессии.

При ответах на вопросы о предпочтении профессии, её личной значимости и ценности для выпускников 11-х классов можно отметить, что предпочтительна профессия, дающая высокую заработную плату. Это отражает социально-экономическую ситуацию в обществе: относительную экономическую стабилизацию и постепенный рост производства, который повлёк за собой рост благосостояния населения. Широкое предложение на рынке товаров и услуг порождает различные потребности у подрастающего поколения, требующие удовлетворения. В данном случае профессия для выпускников, прежде всего, источник получения высоких доходов. На втором месте в этом учебном году «Работать в хороших условиях, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций» и «Достичь высокого общественного положения, получить признание окружающих», а также, что особенно радует, «В наибольшей степени проявить творческую инициативу, самостоятельность».

Основным мотивом выбора будущей профессии является то, что она «отвечает способностям и склонностям» учащихся. На втором месте - «Мне нравится эта

профессия». На третьем месте - «Высокий заработок».

Подростковый период, как правило, рассматривается в качестве отправной точки в профессиональном становлении личности, хотя истоки определенных профессиональных предпочтений можно обнаружить и в детстве. Однако такие примеры составляют скорее исключение, чем правило. Как отмечают многие исследователи, в младшем возрасте познавательные интересы детей неустойчивы, поверхностны и зависят по преимуществу от внешних факторов. По мере взросления, с постепенным усложнением мотивационнои сферы интересы подростков начинают приобретать большую глубину и устойчивость, а отдельные из них принимают характер стойкого увлечения. Следовательно, именно в рассматриваемый нами возрастной период человек лучше всего готов к формированию определенной профессиональной направленности и сознательному выбору профессии.

Компоненты ситуации выбора профессии

Выбор профессии — это сложнейший процесс, на течение и результат которого влияют самые различные факторы, как внутренние, так и внешние. А. П. Карпов выделяет следующие компоненты ситуации выбора профессии:

/. Структура потребностей общества в кадрах. Сегодня в мире наблюдаются две основные тенденции: с одной стороны, выраженная дифференциация видов профессиональной деятельности и появление новых; с другой стороны, «отмирание», исчезновение старых профессий.

2. Региональная структура потребностей в кадрах. В каждом регионе, как правило,
складывается своя специфическая структура потребностей в кадрах.

3. Социальное макроокружение — особенности и уровень развития общественного
строя, в рамках которого осуществляется выбор профессии. Кроме того, важен учет
факторов, являющихся производными от социального макроокружения: совокупность
представлений о нужности, ценности, престижности тех или иных профессий;
структура и организация профориентационных мероприятий. Характер обще-­
ственного строя определяет степень свободы профессионального выбора, возможности
профессионально

го самоопределения.

4. Социальное микроокружение. Это прежде всего — школа, училище, семья, учебный
коллектив, круг друзей и сверстников, знакомые. Социальное макро- и микроокружение
тесно взаимосвязаны, и как правило, макроокружение действует на выбор опосредованно
через микроокружение.

5.Совокупность содержательных особенностей различных видов трудовой деятельности и выработанных в обществе оценочных отношений к ним.

в. Совокупность психологических, психофизиологических и иных особенностей самого человека. Наибольшую роль играют в выборе такие характеристики субъекта, как мотивы, интересы, склонности, способности, знания, способность к самоанализу, специфические особенности темперамента и характера.

1.Степень и направленность информированности субъекта выбора о мире профессий, о структуре потребностей в кадрах.

В каждом конкретном случае степень выраженности этих факторов может быть различной в зависимости от тех условий, в которых осуществляется профориентация (Карпов А. П., 1986).

Возрастная динамика профессиональной направленности

Формирование профессиональной направленности и собственно выбор профессии — длительный и сложный процесс, в котором можно выделить опре­деленные стадии. Эти стадии, по мнению отдельных исследователей-, определяются особенностями возрастного развития человека.

 

Стадии выбора профессии

Согласно теории Гинзберга, процесс выбора профессии заключен в жесткие рамки возрастного развития:

1.Стадия фантазии охватывает раннее детство и заканчивается примерно на исходе среднего детства, в 11 лет. В этот период, независимо от своих реальных потребностей и возможностей, дети воображают, кем они станут в будущем. Их желания не строятся на реалистических соображениях, и как правило, на этой стадии они хотят быть летчиками, учителями, врачами, медсестрами и т. д.

^Гипотетическая стадия длится с 11- до 17-летнего возраста и включает в себя четыре периода:

период интереса (11-12 лет) — дети делают свой выбор, руководствуясь главным образом своими склонностями и интересами;

период способностей (13-14 лет) — подростки узнают больше о требованиях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки. Однако в первую очередь они думают о своих способностях применительно к требованиям той или иной профессии;

период оценки (15-16 лет) — молодые люди пытаются примерить те или иные профессии к собственным интересам и ценностям, сопоставляют предъявляемые данной специальностью требования со своей ценностной ориентацией и реальными возможностями;

переходный период (17 лет) — в течение этого периода осуществляется переход от гипотетического подхода к реалистическому выбору профессии, который происходит под воздействием внешних факторов, например давления школы, родителей, сверстников и других обстоятельств.

3. Реалистическая стадия — в возрасте от 17 лет и старше молодые люди стараются принять окончательное решение о выборе профессии. Эта стадия делится на три периода:

период исследования (17-18 лет) — прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания;

период кристаллизации (19-21) — в этот период значительно сужается диапазон выбора и определяется основное направление будущей деятельности;

период специализации — общий выбор, например профессии экономиста или физика, уточняется выбором конкретной и более узкой специализации (по Райе Ф., 2000).

Интерес является одним из важнейших факторов, влияющих на выбор профессии и в дальнейшем на профессиональную успешность. Основой для адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.