Средства диагностики готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению по различным критериям
В соответствии с разработанными А.В. Гапоненко, канд. пед. наук, ст.научн.сотр. ИСМО РАО, Москва, критериями и показателями с помощью указанных методов и средств можно определить характеристики учащихся с нулевым, низким, средним и высоким уровнями готовности к выбору профиля обучения (для учащихся 9 классов) и к профессиональному самоопределению (для учащихся 10-11 классов). Нулевой уровень.Учащиеся, не определившие дальнейшую образовательную траекторию и не считающие необходимым задумываться об этом на данном этапе, не имеющие представления о профильном обучении и его значении для успешного профессионального самоопределения, имеющие неустойчивые учебные и познавательные интересы, мотивация выбора профиля обучения для профессионального самоопределения отсутствует, характерны мотивы избежания неудобств, дискомфорта («...потому что этого требуют родители, учителя...»). Низкий уровень.Учащиеся, размышляющие о дальнейшей образовательной траектории, но не определившие ее, понимающие важность образования для дальнейшего профессионального выбора, но имеющие смутные представления о профильном обучении и его значении для успешного профессионального самоопределения, имеющие неустойчивые учебные и познавательные интересы, мотивация выбора профиля обучения неопределенная («...учусь как все...») или связана с личным благополучием в результате получения профессии. Средний уровень.Учащиеся, имеющие планы относительно дальнейшего образования, но колеблющиеся в отношении окончательного выбора, знающие о профильном обучении и его значении для дальнейшего профессионального выбора, имеющие относительно устойчивые учебные и познавательные интересы. У них имеется мотивация выбора профиля обучения, но нет четкого понимания взаимосвязи между профильным обучением и профессиональным самоопределением для профессионального самоопределения («...наверное, профильное обучение мне как-то поможет при выборе профессии... »)- Высокий уровень.Учащиеся, имеющие широкие интересы и устойчивые склонности, знающие о профильном обучении и его значении для дальнейшего профессионального выбора, готовые выбрать профиль обучения и прилагающие целенаправленные усилия для успешного осуществления своих планов, имеющие намерения дальнейшего профессионального образования в конкретной области деятельности и четко выраженную мотивацию на занятие определенным видом деятельности как профессиональным. Таким образом, оценка уровня и динамики сформированности готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению позволяет точнее подходить к выбору профессии. При ответах на вопросы о предпочтении профессии, её личной значимости и ценности для выпускников 11-х классов можно отметить, что предпочтительна профессия, дающая высокую заработную плату. Это отражает социально-экономическую ситуацию в обществе: относительную экономическую стабилизацию и постепенный рост производства, который повлёк за собой рост благосостояния населения. Широкое предложение на рынке товаров и услуг порождает различные потребности у подрастающего поколения, требующие удовлетворения. В данном случае профессия для выпускников, прежде всего, источник получения высоких доходов. На втором месте в этом учебном году «Работать в хороших условиях, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций» и «Достичь высокого общественного положения, получить признание окружающих», а также, что особенно радует, «В наибольшей степени проявить творческую инициативу, самостоятельность». Основным мотивом выбора будущей профессии является то, что она «отвечает способностям и склонностям» учащихся. На втором месте - «Мне нравится эта профессия». На третьем месте - «Высокий заработок». Подростковый период, как правило, рассматривается в качестве отправной точки в профессиональном становлении личности, хотя истоки определенных профессиональных предпочтений можно обнаружить и в детстве. Однако такие примеры составляют скорее исключение, чем правило. Как отмечают многие исследователи, в младшем возрасте познавательные интересы детей неустойчивы, поверхностны и зависят по преимуществу от внешних факторов. По мере взросления, с постепенным усложнением мотивационнои сферы интересы подростков начинают приобретать большую глубину и устойчивость, а отдельные из них принимают характер стойкого увлечения. Следовательно, именно в рассматриваемый нами возрастной период человек лучше всего готов к формированию определенной профессиональной направленности и сознательному выбору профессии. Компоненты ситуации выбора профессии Выбор профессии — это сложнейший процесс, на течение и результат которого влияют самые различные факторы, как внутренние, так и внешние. А. П. Карпов выделяет следующие компоненты ситуации выбора профессии: /. Структура потребностей общества в кадрах. Сегодня в мире наблюдаются две основные тенденции: с одной стороны, выраженная дифференциация видов профессиональной деятельности и появление новых; с другой стороны, «отмирание», исчезновение старых профессий. 2. Региональная структура потребностей в кадрах. В каждом регионе, как правило, 3. Социальное макроокружение — особенности и уровень развития общественного го самоопределения. 4. Социальное микроокружение. Это прежде всего — школа, училище, семья, учебный 5.Совокупность содержательных особенностей различных видов трудовой деятельности и выработанных в обществе оценочных отношений к ним. в. Совокупность психологических, психофизиологических и иных особенностей самого человека. Наибольшую роль играют в выборе такие характеристики субъекта, как мотивы, интересы, склонности, способности, знания, способность к самоанализу, специфические особенности темперамента и характера. 1.Степень и направленность информированности субъекта выбора о мире профессий, о структуре потребностей в кадрах. В каждом конкретном случае степень выраженности этих факторов может быть различной в зависимости от тех условий, в которых осуществляется профориентация (Карпов А. П., 1986). Возрастная динамика профессиональной направленности Формирование профессиональной направленности и собственно выбор профессии — длительный и сложный процесс, в котором можно выделить определенные стадии. Эти стадии, по мнению отдельных исследователей-, определяются особенностями возрастного развития человека.
Стадии выбора профессии Согласно теории Гинзберга, процесс выбора профессии заключен в жесткие рамки возрастного развития: 1.Стадия фантазии охватывает раннее детство и заканчивается примерно на исходе среднего детства, в 11 лет. В этот период, независимо от своих реальных потребностей и возможностей, дети воображают, кем они станут в будущем. Их желания не строятся на реалистических соображениях, и как правило, на этой стадии они хотят быть летчиками, учителями, врачами, медсестрами и т. д. ^Гипотетическая стадия длится с 11- до 17-летнего возраста и включает в себя четыре периода: —период интереса (11-12 лет) — дети делают свой выбор, руководствуясь главным образом своими склонностями и интересами; —период способностей (13-14 лет) — подростки узнают больше о требованиях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки. Однако в первую очередь они думают о своих способностях применительно к требованиям той или иной профессии; —период оценки (15-16 лет) — молодые люди пытаются примерить те или иные профессии к собственным интересам и ценностям, сопоставляют предъявляемые данной специальностью требования со своей ценностной ориентацией и реальными возможностями; —переходный период (17 лет) — в течение этого периода осуществляется переход от гипотетического подхода к реалистическому выбору профессии, который происходит под воздействием внешних факторов, например давления школы, родителей, сверстников и других обстоятельств. 3. Реалистическая стадия — в возрасте от 17 лет и старше молодые люди стараются принять окончательное решение о выборе профессии. Эта стадия делится на три периода: — период исследования (17-18 лет) — прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания; —период кристаллизации (19-21) — в этот период значительно сужается диапазон выбора и определяется основное направление будущей деятельности; —период специализации — общий выбор, например профессии экономиста или физика, уточняется выбором конкретной и более узкой специализации (по Райе Ф., 2000). Интерес является одним из важнейших факторов, влияющих на выбор профессии и в дальнейшем на профессиональную успешность. Основой для адекватного профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|