Протяженность маршрута: 301 км.
2 часа 55 мин. астрономических непосредственного ведения экскурсии,
1 час 50 мин. астрономических сопровождения.
· воспитывать национальное самосознание, уважение к белорусской культуре и истории;
· способствовать воспитанию любви к родному краю, развитию интереса к истории малых городов;
· привлечь внимание к Приднепровскому краю и вызвать интерес к его изучению, формировать видение связи между историей региона и историей Беларуси.
· на примере исторических, архитектурных памятников, литературных, природоведческих и других объектов дать представление о некоторых этапах истории Беларуси, ее отдельных населенных пунктов;
· познакомить с достопримечательными местами Минской, Могилевской, Гомельской областей, расположенной в непосредственной близости от маршрута экскурсии;
· познакомить с биографией знаменитых людей Беларуси, жизнь которых связана с местами, через который пролегает маршрут экскурсии;
· при проведении экскурсии с учащимися на конкретных объектах расширить и закрепить их знания по курсу истории Беларуси, географии Беларуси.
· объем и последовательность общего материала зависит от конкретной аудитории туристов;
· общий материал должен быть лишь фоном для конкретных местных событий, не должен преобладать над местным;
· не следует злоупотреблять слишком большим количеством дат, цифр, имен, выбирать наиболее яркое и необходимое, хорошо запоминающееся с учетом возраста и подготовленности экскурсантов;
· целесообразно иметь при себе портфель экскурсовода с необходимыми репродукциями и цитатами.
· предупредить, особенно детей, о правилах поведения при посещении некоторых объектов осмотра, при посадке в автобус и выходе из него, во время перехода от объекта к объекту, о соблюдении правил техники безопасности;
· при проведении экскурсии со школьниками не соглашаться на просьбы учителя (воспитателя) о проведении экскурсии в его отсутствие;
· при возвращении к месту приема группы напомнить не забывать вещи в автобусе и проследить за этим.
Место приема группы – Партизанский проспект – Могилевское шоссе (дорога М4) – д. Малый Тростенец – шоссе Минск-Гомель (дорога М5) – д. Дукора – р. Свислочь – дорожный указатель «Марьина Горка» – д. Подбережье – памятник партизанам бригады «Пламя» (остановка) – дорожный указатель «Осиповичский район» – дорожный указатель «Бобруйский район» – Бобруйская кольцевая дорога – дорожный указатель «Бобруйск, 12км» – дорожный указатель «Щатково» – р. Березина – урочище «Проща», «Живоносная криница» – шоссе Бобруйск-Рогачев (дорога Р43) – дорожный указатель «Савичи» – д. Плесы – дорожный указатель «Красный Берег» – г. Жлобин – р. Днепр – дорожный указатель «Буда-Кошелево» (дорога Р38) – дорожный указатель «Гомельский район» – г. Гомель.
· после знакомства с группой назвать свою фамилию, имя, отчество, представить водителя (если он прибыл с экскурсоводом);
· оговорить все организационные вопросы, напомнить, если это школьники, основные правила поведения в автобусе, на остановках, при входе в автобус, при выходе из него и о правилах безопасности в пути;
· дать краткое сообщение о теме экскурсии, упомянуть 2-3 наиболее интересных события или объекта не давая им подробную характеристику, не превращать эту часть вступления в краткий конспект экскурсии, назвать место начала экскурсии.
· время указанное в графе «4», включает как время показа объектов и рассказа о них, логического перехода, так и время переезда автобуса к следующему объекту.
Маршрут экскурсии
| Места остановок
| Объекты показа
| Время (мин)
| Основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов
| Организационные указания
| Методические указания
|
|
|
|
|
|
|
|
От места приема группы. Партизанский проспект – Могилевское шоссе
| Проездом
|
|
| Введение к теме экскурсии: «Путешествие по Приднепровскому краю»
| Введение к теме дать после посадки в автобус. Сказать, с какого объекта начинается экскурсия.
| Вступление должно быть ярким и образным, вызывать интерес к излагаемому материалу, к теме экскурсии.
|
Могилевское шоссе – д. Малый Тростенец
| Проездом, остановка напротив обелиска
| Дорожный указатель «Малый Тростенец», парковый массив слева у дороги.
|
| Трагические страницы истории.
Лагерь смерти Малый Тростенец.
| Предупредить водителя о замедленном движении по дороге, после дорожного указателя «Малый Тростенец».
| После предварительного осмотра дать справку о лагерях смерти, их численности и количестве погибших в них. Панорамный показ места бывшего лагеря. Прием локализации при описании мест расстрела людей и сжигания трупов; Благовщина, Шашковка. Прием описания памятника.
|
Могилевское шоссе – шоссе Минск – Бобруйск, д. Дукора
| Проездом
| Панорама деревни, главная улица Дукоры.
|
| Историческое прошлое и современная жизнь бывшего местечка. Деревня Дукора.
| Предупредить водителя о медленном движении на подъезде к деревне.
Рассказ начинать до д. Дукора, от АЗС «Пуховичи»
| Дать краткую историческую справку о деревне. На примере д. Дукора раскрыть особенности белорусского типа поселения «местечко».
|
Шоссе Минск – Бобруйск – р. Свислочь
| Проездом
| Дорожный указатель р. Свислочь, панорама долины реки
|
| Природные объекты края.
Река Свислочь – водная артерия столицы
|
| При проезде по мосту через Свислочь дать о ней справку. Подчеркнуть, что реку Свислочь мы пересекаем несколько раз
|
Шоссе Минск – Бобруйск, поворот на Марьину Горку
| Проездом
| Дорожный указатель «Марьина Горка»
|
| Историческое прошлое и современная жизнь бывшего местечка. Центр Пуховичского района – г. Марьина Горка. История поселения. Достопримечательности города
Пригород Марьиной Горки – д. Блонь.
Игорь Лученок.
| Перед подъездом к месту, где лучше просматривается панорама Пуховичей, предупредить водителя о медленном движении
| После панорамного показа Пуховичей объяснить причину переноса административного центра района в Марьину Горку. Дать краткую историческую справку о Марьиной Горке, о д. Блонь – имении известных дворянских родов Баков и Бонч-Осмоловских. Раскрыть сущность происхождения названия деревни, дать короткую справку о ней.
Подчеркнуть, что эти места – родина многих известных людей; Среди них И. Лученок.
Логический переход: «Одной из ярких, запоминающихся песен является песня «Мой родны кут», написанная на стихи Я. Коласа. Я. Колас часто бывал на Пуховщине, посещал здесь многие места. Среди них Подбережье…»
|
Д. Подбережье
| Проездом
| Дорожный указатель «д. Подбережье», панорама деревни, долина р. Болочанка
|
| Пуховщина литературная.
Якуб Колас на пуховичской земле
| Рассказ начинать после указателя «р. Болочанка»
| Начать с локализации: земли Пуховичского района – те места, где любил бывать Я. Колас в период с 1933 – 1940, 1946 – 1956 гг. Отметить привязанность поэта, писателя к этим местам, напоминающим Столбцовщину.
Использовать прием цитирования; прием справки в рассказе о классике белорусской литературы. Использовать «портфель экскурсовода» - портрет Я. Коласа.
|
Граница Минской и Могилевской областей
| Остановка
| Памятник партизанам бригады «Пламя», прилегающие к шоссе леса
|
| Борьба жителей Минской области с немецко-фашистскими захватчиками.
Боевой путь партизанской бригады «Пламя».
Увековечивание памяти погибших.
| Автобус останавливается напротив памятника на площадке.
| Рассказ начать с приема локализации, подчеркнув, что именно здесь, в Минской области, в этих лесах, действовала бригада.
При показе памятника бригаде «Пламя» использовать прием предварительного осмотра и демонстрации объекта.
|
Трасса Минск – Бобруйск
| Проездом
| Дорожный указатель «Осиповичский район»
|
| История и современная жизнь городов.
Осиповичи – один из районных центров Могилевской области.
История возникновения города, современное развитие.
| Предупредить водителя о медленном проезде через перекресток дорог Минск – Бобруйск, Осиповичи – Елизово.
| При подъезде к перекрестку указать на расположенную справа стелу с изображением герба Осиповичей, года основания города.
Рассказ об Осиповичах закончить до перекрестка.
После рассказа об Осиповичах обратить внимание на указатель (справа у дороги) «Елизово» сориентировать, что в нескольких километрах от трассы, слева, находится Осиповичское водохранилище, Осиповичская ГЭС, д. Свислочь и р.п. Елизова
|
Трасса Минск – Бобруйск, у поворота на Елизово
| Проездом
| Дорожный указатель «Стеклозавод Елизова, 31 км», дорога Осиповичи – Елизово
|
| История населенных пунктов Осиповичского района, их хозяйственная деятельность в настоящее время.
Д. Вязье – место нахождения Осиповичской ГЭС.
Д. Свислочь- типичное еврейское местечко.
Р.П. Елизово – одно из мест производства стекла на Беларуси
| Предупредить водителя о медленном проезде через перекресток.
Между этой и последующей подтемами обязательно сделать паузу
| Указать на дорогу, уходящую влево от перекрестка, подчеркнув, что она соединяет районный центр Осиповичи с рядом населенных пунктов. Среди них – д. Вязье, расположенная на берегу водохранилища, д. Свислочь (ранее местечко), р.п. Елизово.
Дать краткую историческую справку о д. Свислочь, об истории евреев на Беларуси, о р.п. Елизово
|
Трасса Минск – Бобруйск.
Бобруйская кольцевая дорога – трасса Минск – Гомель
| Проездом
| Дорожный указатель «Бобруйский район»; Бобруйская кольцевая дорога. На кольцевой дороге – памятник символу города Бобруйска – бобру
|
| Г. Бобруйск – районный центр Могилевской области.
Бобруйск – один из старейших городов Беларуси.
В Могилевской области – второй по численности населения и объему выпускаемой промышленной продукции город. Название города,
положение на карте.
Строительство Бобруйской крепости. Памятные места Бобруйска
| Рассказ о Бобруйске окончить до указателя «Бобруйск, 12км.»
| Сориентировать на местонахождение Бобруйска, дать историческую справку о нем.
Вариант логического перехода: Бобруйщина богата на события, памятные места. Одно из них - Курган Славы у д. Сычково, что расположен в 2 км от перекрестка дорог Минск-Гомель – Мирадино – Октябрь.
|
Трасса Минск – Гомель
| Проездом
| Дорожный указатель «Бобруйск, 12 км»
|
| Мемориал в Сычково –место воинской славы.
Бобруйская наступательная операция – составная часть операции «Багратион».
Увековечивание памяти героев
| Рассказ о Сычково окончить до указателя «Щатково»
| При рассказе использовать прием локализации, подчеркнув, что в этих местах проходили жестокие сражения с отступающим из Бобруйска на запад врагом.
Использовать прием описания мемориального комплекса в рассказе о Кургане Славы в д. Сычково.
Логический переход может быть следующим: «Бобруйская земля богата не только памятниками военно-исторической тематики, но и белорусского духовного наследия. Недалеко от Сычкаво находится д. Понюшкавичи, где родился В. Дунин-Марцинкевич, оставивший яркий след в белорусском театральном искусстве, белорусской литературе…»
|
Трасса Минск – Гомель, у дороги на Щатково
| Проездом
| Дорожный указатель «Щатково, 5 км»
|
| Бобруйщина литературная.
Деревня Понюшковичи – родина белорусского писателя, драматурга, основателя театра В. Дунина-Марцинкевича
| Рассказ о Дунине-Марцинкевиче - сразу после рассказа о д. Сычково.
Подъезжая к указателю «Щатково, 5 км» (справа от дороги), указать, что деревня Понюшкавичи находится от данного перекрестка в 3 км.
| Кратко описать родные места В. Дунина- Марцинкевича, охарактеризовать его творческий путь, подчеркнуть роль писателя в развитии белорусской национальной культуры.
|
Трасса Минск – Гомель
| Проездом по долине Березины
| Дорожный указатель «р. Березина», панорама долины реки.
|
| Природный потенциал края.
Река Березина- крупнейшая на Центрально-Березинской равнине
| Рассказ о р. Березине начинать сразу, как закончится лес, у долины реки.
| Для создания сильного эмоционального эффекта в начале рассказа привести цитату из стихотворения М. Аврамчика «Мая Бабруйшчына».
После локализации, что автобус въезжает в долину р. Березины, дать справку о реке, объяснить название. Напомнить об исторических событиях, связанных с Березиной: о переправе Наполеоновской армии в 1812 г. близ д. Студенка, об операции «Багратион», которая разворачивалась летом 1944г. и на берегах реки.
Завершить рассказ о реке строками стихотворения Г. Буравкина «О рэкi, рекi, Беларусi…».
В логическом переходе целесообразно указать о наличии в Беларуси и большого количества озер. Подчеркнуть, что и реки и озера зачастую питаются криничной (родниковой) водой. Один из таких родников находится недалеко от р. Березины.
|
Трасса Минск – Гомель, 140-й км..
| Проездом
| Дорожный указатель «Место отдыха»
|
| Природный потенциал края.
Источник «Живоносная криница»
| Рассказ о кринице начинать сразу после рассказа о р. Березине.
Предупредить водителя о замедленном движении, когда дорога пойдет через лес
| Использовать прием локализации; обратить внимание в левые окна автобуса: на первом плане – беседки для отдыхающих; выше, в лесу – сруб над криницей.
Легенду желательно излагать на белорусском языке.
Завершить рассказ стихотворением Н. Арсеньевой «Крынiца»
|
Трасса Минск – Гомель, до развилки дорог на Гомель, Рогачев
| Проездом
| Развилка дорог Бобруйск – Гомель, Бобруйск – Рогачев (дорога Р43)
|
| Дороги – своеобразный свидетель прошлого.
Варшавский тракт. История дорог
|
| Справку о бывшем Варшавском тракте (ныне дороге Р43) давать после соответствующего дорожного указателя, затем, перейдя от частного к общему, кратко изложить историю некоторых видов дорог на Беларуси.
Логический переход может быть следующим:
«Дороги и сегодня остаются важнейшими жизненными артериями. И сегодня актуальны слова Я. Коласа «Дарогi, вечныя дарогi, Няма канца вам нi супынку…».
После этих строк продолжить: «Наша дорога тем временем привела нас к местам, связанных с жизнью дочери старшего сына А.С. Пушкина – Н.А. Воронцовой-Вельяминовой»
|
Трасса Минск – Гомель, у дороги на Савичи
| Проездом у деревни Савичи
| Дорожный указатель «Савичи»
|
| Бобруйщина и ее знаменитые земляки.
Н.А. Воронцова-Вельяминова.
|
| После локализации, уточнив, что д. Дубовка, д. Телуша и д. Малинники, принадлежавшие роду Воронцовых-Вельяминовых, находятся дальше, за Савичами, железной дорогой, построенной в 1873 г. и носившей название Либаво-Роменской, дать справку о внучке А.С. Пушкина, ее благотворительной деятельности в Бобруйском уезде.
Вариант логического перехода:
«Ежегодно в начале июня в этих краях, в д. Телуша,, д. Дубовка отмечаются дни пушкинской поэзии. Приезжают и молодые самодеятельные писатели, поэты, и маститые авторы. Среди них – Н.Я. Аврамчик (Микола Аврамчик)
|
Д. Плесы
|
| Дорожный указатель «д. Плесы»
|
| Бобруйщина
литературная.
Микола Аврамчик
|
| С локализации, что в
Плесах родился М. Аврамчик, кратко охарактеризовать его родные места; его творческую биографию.
Для активизации внимания использовать цитаты из произведений поэта «У доме Я. Коласа», «Мая Бабруйшчына».
|
Трасса Минск – Гомель, у дороги на Красный Берег.
| Проездом вблизи Красного Берега.
| Дорожный указатель «Красный Берег, 5 км»
|
| Исторические и архитектурные памятники Гомельщины.
Усадьба в Красном Береге
|
| После показа дороги на Красный Берег дать краткую характеристику этого населенного пункта, включенного в туристический маршрут «Золотое кольцо Гомельщины».
|
Трасса Минск – Гомель, у дороги на Жлобин.
| Проездом вблизи Жлобина.
| Дорожный указатель «Жлобин», панорама города
|
| Историческое развитие городов.Жлобин в прошлом и в настоящем. Памятники истории и архитектуры Жлобина и Жлобинского района. Охраняемые природные территории.
|
| После показа панорамы города дать краткий анализ исторического развития города и справку о памятниках.
Обратить внимание на перспективы развития городской инфраструктуры, строительство Ледового дворца, аквапарковой зоны.
|
Река Днепр
| Проездом по долине Днепра.
| Дорожный указатель «р. Днепр», панорама долины реки
|
| Природный потенциал края.
Река Днепр – вторая по длине водная артерия в Европейской части СНГ.
|
| Рассказ начинать с показа окрестностей и справки о реке.
Логический переход:
«Р. Днепр – самая полноводная и длинная река в Беларуси.
Она принимает воды множества ручьев, рек, а те в свою очередь, собирают эти воды и с Полесской низины, в юго-восточную часть которой лежит наш путь».
|
Трасса Минск – Гомель, дорога на Буда-Кошелево
| Проездом
| Панорама дороги, окрестностей. Указатель «Буда-Кошелево».
|
| Природные особенности края.
Полесская низменность – крупнейшая на Беларуси.
|
| Для активизации внимания в начале подтемы прочитать стихотворную цитату Я. Коласа «Полесье».
Дать характеристику природы Полесья, подчеркнуть значимость Полесья для народнохозяйственного комплекса страны. Дать информацию о мелиорации Полесья. Дать краткое описание этнографических особенностей края.
Кратко охарактеризовать Туров и Мозырь – города на территории Гомельского Полесья.
|
Трасса Минск – Гомель, дорожный указатель «Гомельский район»
| Проездом
| Панорама окружающей местности, панорама города Гомеля, указатель «Гомельский район»
|
| Духовные традиции народа.
История Хальча.
История Ветки Старообрядцы на белорусских землях.
| Рассказ о старообрядцах завершить до улиц Гомеля, т.к. в момент въезда в Гомель необходимо еще раз указать, в каком направлении находится Ветка, и начать рассказ о Гомеле
| После локализации дать характеристику д. Хальч – одному из первых мест поселений староверов (старообрядцев).
Дать исторический анализ возникновения старообрядческого движения на белорусских землях.
Город Ветка – центр культуры старообрядцев
|
Трасса Минск – Гомель, Гомельский район. Г. Гомель – улицы города, площадь Ленина
| Проездом по дороге, улицам Гомеля
| Дорога к Гомелю, улицы, здания
|
| История и современность городов Беларуси.
Гомель – крупнейший индустриальный город на Полесье, второй после Минска областной центр, перекресток туристических путей.
| Сообщить группе программу пребывания в Гомеле
| Дать зрительный эмоциональный образ Гомельщины.
Не злоупотреблять информацией.
В справке о городе не давать тех сведений, о которых группа узнает от экскурсоводов Гомеля.
|
|
|
|
| Заключение.
Дороги, путешествия – шаги к познанию страны
|
| Дать рекламу экскурсий в зависимости от вопросов туристов.
Подвести итог экскурсии.
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.