Здавалка
Главная | Обратная связь

Автор-составитель З.И. Сугак



МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

 

«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО

ПРИДНЕПРОВСКОМУ КРАЮ»

Настоящая документация не может быть полностью или частично воспроизведена, тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения УП «Национальное агентство по туризму»

Минск


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ

«Согласовано» Заместитель Министра спорта и туризма Республики Беларусь Ч.К.Шульга «_____»_________________________2006 г. «Утверждаю» Директор УП «Национальное агентство по туризму» Ю.А.Ходько «_____»______________________2006 г.

 

 

«Путешествие по Приднепровскому краю»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

 

 

Тип экскурсии: обзорная (многоплановая)

Вид экскурсии: автобусная

Протяженность маршрута: 301 км.

Продолжительность экскурсии: 4 часа 45 мин., из них:

2 часа 55 мин. астрономических непосредственного ведения экскурсии,

1 час 50 мин. астрономических сопровождения.

 

Автор-составитель З.И. Сугак

 

 

Минск


Цель экскурсии:

· содействовать расширению кругозора;

· воспитывать национальное самосознание, уважение к белорусской культуре и истории;

· способствовать воспитанию любви к родному краю, развитию интереса к истории малых городов;

· привлечь внимание к Приднепровскому краю и вызвать интерес к его изучению, формировать видение связи между историей региона и историей Беларуси.

 

Задачи экскурсии:

· на примере исторических, архитектурных памятников, литературных, природоведческих и других объектов дать представление о некоторых этапах истории Беларуси, ее отдельных населенных пунктов;

· познакомить с достопримечательными местами Минской, Могилевской, Гомельской областей, расположенной в непосредственной близости от маршрута экскурсии;

· познакомить с биографией знаменитых людей Беларуси, жизнь которых связана с местами, через который пролегает маршрут экскурсии;

· при проведении экскурсии с учащимися на конкретных объектах расширить и закрепить их знания по курсу истории Беларуси, географии Беларуси.

 

Общие методические указания:

· экскурсия должна носить патриотический характер, быть актуальной;

· объем и последовательность общего материала зависит от конкретной аудитории туристов;

· общий материал должен быть лишь фоном для конкретных местных событий, не должен преобладать над местным;

· не следует злоупотреблять слишком большим количеством дат, цифр, имен, выбирать наиболее яркое и необходимое, хорошо запоминающееся с учетом возраста и подготовленности экскурсантов;

· целесообразно иметь при себе портфель экскурсовода с необходимыми репродукциями и цитатами.

Общие организационные указания:

· четко указывать место и время сбора группы (если дается свободное время);

· предупредить, особенно детей, о правилах поведения при посещении некоторых объектов осмотра, при посадке в автобус и выходе из него, во время перехода от объекта к объекту, о соблюдении правил техники безопасности;

· при проведении экскурсии со школьниками не соглашаться на просьбы учителя (воспитателя) о проведении экскурсии в его отсутствие;

· при возвращении к месту приема группы напомнить не забывать вещи в автобусе и проследить за этим.

Маршрут экскурсии:

Место приема группы – Партизанский проспект – Могилевское шоссе (дорога М4) – д. Малый Тростенец – шоссе Минск-Гомель (дорога М5) – д. Дукора – р. Свислочь – дорожный указатель «Марьина Горка» – д. Подбережье – памятник партизанам бригады «Пламя» (остановка) – дорожный указатель «Осиповичский район» – дорожный указатель «Бобруйский район» – Бобруйская кольцевая дорога – дорожный указатель «Бобруйск, 12км» – дорожный указатель «Щатково» – р. Березина – урочище «Проща», «Живоносная криница» – шоссе Бобруйск-Рогачев (дорога Р43) – дорожный указатель «Савичи» – д. Плесы – дорожный указатель «Красный Берег» – г. Жлобин – р. Днепр – дорожный указатель «Буда-Кошелево» (дорога Р38) – дорожный указатель «Гомельский район» – г. Гомель.

 

Вступление к экскурсии:

 

· вступление давать после посадки группы в автобус до начала движения 2-3мин.;

В организационной части:

· после знакомства с группой назвать свою фамилию, имя, отчество, представить водителя (если он прибыл с экскурсоводом);

· оговорить все организационные вопросы, напомнить, если это школьники, основные правила поведения в автобусе, на остановках, при входе в автобус, при выходе из него и о правилах безопасности в пути;

В информационной части:

· дать краткое сообщение о теме экскурсии, упомянуть 2-3 наиболее интересных события или объекта не давая им подробную характеристику, не превращать эту часть вступления в краткий конспект экскурсии, назвать место начала экскурсии.

Примечание:

· время указанное в графе «4», включает как время показа объектов и рассказа о них, логического перехода, так и время переезда автобуса к следующему объекту.

 

 

Маршрут экскурсии Места остановок Объекты показа Время (мин) Основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов Организационные указания Методические указания
От места приема группы. Партизанский проспект – Могилевское шоссе Проездом   Введение к теме экскурсии: «Путешествие по Приднепровскому краю» Введение к теме дать после посадки в автобус. Сказать, с какого объекта начинается экскурсия. Вступление должно быть ярким и образным, вызывать интерес к излагаемому материалу, к теме экскурсии.
Могилевское шоссе – д. Малый Тростенец Проездом, остановка напротив обелиска Дорожный указатель «Малый Тростенец», парковый массив слева у дороги. Трагические страницы истории. Лагерь смерти Малый Тростенец. Предупредить водителя о замедленном движении по дороге, после дорожного указателя «Малый Тростенец». После предварительного осмотра дать справку о лагерях смерти, их численности и количестве погибших в них. Панорамный показ места бывшего лагеря. Прием локализации при описании мест расстрела людей и сжигания трупов; Благовщина, Шашковка. Прием описания памятника.
Могилевское шоссе – шоссе Минск – Бобруйск, д. Дукора Проездом Панорама деревни, главная улица Дукоры. Историческое прошлое и современная жизнь бывшего местечка. Деревня Дукора. Предупредить водителя о медленном движении на подъезде к деревне. Рассказ начинать до д. Дукора, от АЗС «Пуховичи» Дать краткую историческую справку о деревне. На примере д. Дукора раскрыть особенности белорусского типа поселения «местечко».
Шоссе Минск – Бобруйск – р. Свислочь Проездом Дорожный указатель р. Свислочь, панорама долины реки Природные объекты края. Река Свислочь – водная артерия столицы   При проезде по мосту через Свислочь дать о ней справку. Подчеркнуть, что реку Свислочь мы пересекаем несколько раз
Шоссе Минск – Бобруйск, поворот на Марьину Горку Проездом Дорожный указатель «Марьина Горка» Историческое прошлое и современная жизнь бывшего местечка. Центр Пуховичского района – г. Марьина Горка. История поселения. Достопримечательности города Пригород Марьиной Горки – д. Блонь. Игорь Лученок. Перед подъездом к месту, где лучше просматривается панорама Пуховичей, предупредить водителя о медленном движении После панорамного показа Пуховичей объяснить причину переноса административного центра района в Марьину Горку. Дать краткую историческую справку о Марьиной Горке, о д. Блонь – имении известных дворянских родов Баков и Бонч-Осмоловских. Раскрыть сущность происхождения названия деревни, дать короткую справку о ней. Подчеркнуть, что эти места – родина многих известных людей; Среди них И. Лученок. Логический переход: «Одной из ярких, запоминающихся песен является песня «Мой родны кут», написанная на стихи Я. Коласа. Я. Колас часто бывал на Пуховщине, посещал здесь многие места. Среди них Подбережье…»
Д. Подбережье   Проездом   Дорожный указатель «д. Подбережье», панорама деревни, долина р. Болочанка   Пуховщина литературная. Якуб Колас на пуховичской земле   Рассказ начинать после указателя «р. Болочанка»   Начать с локализации: земли Пуховичского района – те места, где любил бывать Я. Колас в период с 1933 – 1940, 1946 – 1956 гг. Отметить привязанность поэта, писателя к этим местам, напоминающим Столбцовщину. Использовать прием цитирования; прием справки в рассказе о классике белорусской литературы. Использовать «портфель экскурсовода» - портрет Я. Коласа.
Граница Минской и Могилевской областей Остановка Памятник партизанам бригады «Пламя», прилегающие к шоссе леса Борьба жителей Минской области с немецко-фашистскими захватчиками. Боевой путь партизанской бригады «Пламя». Увековечивание памяти погибших. Автобус останавливается напротив памятника на площадке. Рассказ начать с приема локализации, подчеркнув, что именно здесь, в Минской области, в этих лесах, действовала бригада. При показе памятника бригаде «Пламя» использовать прием предварительного осмотра и демонстрации объекта.
Трасса Минск – Бобруйск Проездом Дорожный указатель «Осиповичский район»   История и современная жизнь городов. Осиповичи – один из районных центров Могилевской области. История возникновения города, современное развитие. Предупредить водителя о медленном проезде через перекресток дорог Минск – Бобруйск, Осиповичи – Елизово. При подъезде к перекрестку указать на расположенную справа стелу с изображением герба Осиповичей, года основания города. Рассказ об Осиповичах закончить до перекрестка. После рассказа об Осиповичах обратить внимание на указатель (справа у дороги) «Елизово» сориентировать, что в нескольких километрах от трассы, слева, находится Осиповичское водохранилище, Осиповичская ГЭС, д. Свислочь и р.п. Елизова
Трасса Минск – Бобруйск, у поворота на Елизово Проездом Дорожный указатель «Стеклозавод Елизова, 31 км», дорога Осиповичи – Елизово История населенных пунктов Осиповичского района, их хозяйственная деятельность в настоящее время. Д. Вязье – место нахождения Осиповичской ГЭС. Д. Свислочь- типичное еврейское местечко. Р.П. Елизово – одно из мест производства стекла на Беларуси Предупредить водителя о медленном проезде через перекресток. Между этой и последующей подтемами обязательно сделать паузу Указать на дорогу, уходящую влево от перекрестка, подчеркнув, что она соединяет районный центр Осиповичи с рядом населенных пунктов. Среди них – д. Вязье, расположенная на берегу водохранилища, д. Свислочь (ранее местечко), р.п. Елизово. Дать краткую историческую справку о д. Свислочь, об истории евреев на Беларуси, о р.п. Елизово
Трасса Минск – Бобруйск. Бобруйская кольцевая дорога – трасса Минск – Гомель Проездом   Дорожный указатель «Бобруйский район»; Бобруйская кольцевая дорога. На кольцевой дороге – памятник символу города Бобруйска – бобру   Г. Бобруйск – районный центр Могилевской области. Бобруйск – один из старейших городов Беларуси. В Могилевской области – второй по численности населения и объему выпускаемой промышленной продукции город. Название города, положение на карте. Строительство Бобруйской крепости. Памятные места Бобруйска Рассказ о Бобруйске окончить до указателя «Бобруйск, 12км.»   Сориентировать на местонахождение Бобруйска, дать историческую справку о нем. Вариант логического перехода: Бобруйщина богата на события, памятные места. Одно из них - Курган Славы у д. Сычково, что расположен в 2 км от перекрестка дорог Минск-Гомель – Мирадино – Октябрь.
Трасса Минск – Гомель Проездом Дорожный указатель «Бобруйск, 12 км» Мемориал в Сычково –место воинской славы. Бобруйская наступательная операция – составная часть операции «Багратион». Увековечивание памяти героев Рассказ о Сычково окончить до указателя «Щатково» При рассказе использовать прием локализации, подчеркнув, что в этих местах проходили жестокие сражения с отступающим из Бобруйска на запад врагом. Использовать прием описания мемориального комплекса в рассказе о Кургане Славы в д. Сычково. Логический переход может быть следующим: «Бобруйская земля богата не только памятниками военно-исторической тематики, но и белорусского духовного наследия. Недалеко от Сычкаво находится д. Понюшкавичи, где родился В. Дунин-Марцинкевич, оставивший яркий след в белорусском театральном искусстве, белорусской литературе…»
Трасса Минск – Гомель, у дороги на Щатково Проездом Дорожный указатель «Щатково, 5 км» Бобруйщина литературная. Деревня Понюшковичи – родина белорусского писателя, драматурга, основателя театра В. Дунина-Марцинкевича Рассказ о Дунине-Марцинкевиче - сразу после рассказа о д. Сычково. Подъезжая к указателю «Щатково, 5 км» (справа от дороги), указать, что деревня Понюшкавичи находится от данного перекрестка в 3 км. Кратко описать родные места В. Дунина- Марцинкевича, охарактеризовать его творческий путь, подчеркнуть роль писателя в развитии белорусской национальной культуры.  
Трасса Минск – Гомель Проездом по долине Березины Дорожный указатель «р. Березина», панорама долины реки.   Природный потенциал края. Река Березина- крупнейшая на Центрально-Березинской равнине Рассказ о р. Березине начинать сразу, как закончится лес, у долины реки. Для создания сильного эмоционального эффекта в начале рассказа привести цитату из стихотворения М. Аврамчика «Мая Бабруйшчына». После локализации, что автобус въезжает в долину р. Березины, дать справку о реке, объяснить название. Напомнить об исторических событиях, связанных с Березиной: о переправе Наполеоновской армии в 1812 г. близ д. Студенка, об операции «Багратион», которая разворачивалась летом 1944г. и на берегах реки. Завершить рассказ о реке строками стихотворения Г. Буравкина «О рэкi, рекi, Беларусi…». В логическом переходе целесообразно указать о наличии в Беларуси и большого количества озер. Подчеркнуть, что и реки и озера зачастую питаются криничной (родниковой) водой. Один из таких родников находится недалеко от р. Березины.
Трасса Минск – Гомель, 140-й км.. Проездом Дорожный указатель «Место отдыха» Природный потенциал края. Источник «Живоносная криница» Рассказ о кринице начинать сразу после рассказа о р. Березине. Предупредить водителя о замедленном движении, когда дорога пойдет через лес Использовать прием локализации; обратить внимание в левые окна автобуса: на первом плане – беседки для отдыхающих; выше, в лесу – сруб над криницей. Легенду желательно излагать на белорусском языке. Завершить рассказ стихотворением Н. Арсеньевой «Крынiца»
Трасса Минск – Гомель, до развилки дорог на Гомель, Рогачев Проездом Развилка дорог Бобруйск – Гомель, Бобруйск – Рогачев (дорога Р43) Дороги – своеобразный свидетель прошлого. Варшавский тракт. История дорог   Справку о бывшем Варшавском тракте (ныне дороге Р43) давать после соответствующего дорожного указателя, затем, перейдя от частного к общему, кратко изложить историю некоторых видов дорог на Беларуси. Логический переход может быть следующим: «Дороги и сегодня остаются важнейшими жизненными артериями. И сегодня актуальны слова Я. Коласа «Дарогi, вечныя дарогi, Няма канца вам нi супынку…». После этих строк продолжить: «Наша дорога тем временем привела нас к местам, связанных с жизнью дочери старшего сына А.С. Пушкина – Н.А. Воронцовой-Вельяминовой»
Трасса Минск – Гомель, у дороги на Савичи   Проездом у деревни Савичи   Дорожный указатель «Савичи» Бобруйщина и ее знаменитые земляки. Н.А. Воронцова-Вельяминова.   После локализации, уточнив, что д. Дубовка, д. Телуша и д. Малинники, принадлежавшие роду Воронцовых-Вельяминовых, находятся дальше, за Савичами, железной дорогой, построенной в 1873 г. и носившей название Либаво-Роменской, дать справку о внучке А.С. Пушкина, ее благотворительной деятельности в Бобруйском уезде. Вариант логического перехода: «Ежегодно в начале июня в этих краях, в д. Телуша,, д. Дубовка отмечаются дни пушкинской поэзии. Приезжают и молодые самодеятельные писатели, поэты, и маститые авторы. Среди них – Н.Я. Аврамчик (Микола Аврамчик)
Д. Плесы     Дорожный указатель «д. Плесы» Бобруйщина литературная. Микола Аврамчик   С локализации, что в Плесах родился М. Аврамчик, кратко охарактеризовать его родные места; его творческую биографию. Для активизации внимания использовать цитаты из произведений поэта «У доме Я. Коласа», «Мая Бабруйшчына».
Трасса Минск – Гомель, у дороги на Красный Берег. Проездом вблизи Красного Берега. Дорожный указатель «Красный Берег, 5 км» Исторические и архитектурные памятники Гомельщины. Усадьба в Красном Береге   После показа дороги на Красный Берег дать краткую характеристику этого населенного пункта, включенного в туристический маршрут «Золотое кольцо Гомельщины».
Трасса Минск – Гомель, у дороги на Жлобин. Проездом вблизи Жлобина. Дорожный указатель «Жлобин», панорама города Историческое развитие городов.Жлобин в прошлом и в настоящем. Памятники истории и архитектуры Жлобина и Жлобинского района. Охраняемые природные территории.   После показа панорамы города дать краткий анализ исторического развития города и справку о памятниках. Обратить внимание на перспективы развития городской инфраструктуры, строительство Ледового дворца, аквапарковой зоны.
Река Днепр Проездом по долине Днепра. Дорожный указатель «р. Днепр», панорама долины реки Природный потенциал края. Река Днепр – вторая по длине водная артерия в Европейской части СНГ.   Рассказ начинать с показа окрестностей и справки о реке. Логический переход: «Р. Днепр – самая полноводная и длинная река в Беларуси. Она принимает воды множества ручьев, рек, а те в свою очередь, собирают эти воды и с Полесской низины, в юго-восточную часть которой лежит наш путь».
Трасса Минск – Гомель, дорога на Буда-Кошелево Проездом Панорама дороги, окрестностей. Указатель «Буда-Кошелево». Природные особенности края. Полесская низменность – крупнейшая на Беларуси.   Для активизации внимания в начале подтемы прочитать стихотворную цитату Я. Коласа «Полесье». Дать характеристику природы Полесья, подчеркнуть значимость Полесья для народнохозяйственного комплекса страны. Дать информацию о мелиорации Полесья. Дать краткое описание этнографических особенностей края. Кратко охарактеризовать Туров и Мозырь – города на территории Гомельского Полесья.
Трасса Минск – Гомель, дорожный указатель «Гомельский район» Проездом   Панорама окружающей местности, панорама города Гомеля, указатель «Гомельский район» Духовные традиции народа. История Хальча. История Ветки Старообрядцы на белорусских землях. Рассказ о старообрядцах завершить до улиц Гомеля, т.к. в момент въезда в Гомель необходимо еще раз указать, в каком направлении находится Ветка, и начать рассказ о Гомеле После локализации дать характеристику д. Хальч – одному из первых мест поселений староверов (старообрядцев). Дать исторический анализ возникновения старообрядческого движения на белорусских землях. Город Ветка – центр культуры старообрядцев
Трасса Минск – Гомель, Гомельский район. Г. Гомель – улицы города, площадь Ленина Проездом по дороге, улицам Гомеля Дорога к Гомелю, улицы, здания История и современность городов Беларуси. Гомель – крупнейший индустриальный город на Полесье, второй после Минска областной центр, перекресток туристических путей. Сообщить группе программу пребывания в Гомеле Дать зрительный эмоциональный образ Гомельщины. Не злоупотреблять информацией. В справке о городе не давать тех сведений, о которых группа узнает от экскурсоводов Гомеля.
      Заключение. Дороги, путешествия – шаги к познанию страны   Дать рекламу экскурсий в зависимости от вопросов туристов. Подвести итог экскурсии.

 

Автор-составитель З.И. Сугак

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.