Здавалка
Главная | Обратная связь

ДУНИН-МАРЦИНКЕВИЧ ВИКЕНТИЙ ИВАНОВИЧ



(ВИНЦЕНТ, ВИНСЕНТ)

(1808 – 1884)

Справа от дороги – указатель «Щатково, 5 км». В трех километрах от перекрестка находится деревня Понюшковичи – родина В.И. Дунина-Марцинкевича.

На Бобруйщине известно и глубоко почитается имя В.И. Дунина-Марцинкевича, белорусского писателя, драматурга, театрального деятеля. Он родился на нашей земле, над Березой – рекой около 200 лет назад, человек, которому суждено было стать одним из основателей белорусской сценической литературы, самобытным мыслителем, «дударом зямлі беларускай».

Дунин-Марцинкевич родился в фольварке Понюшковичи, что в 9-ти верстах от Бобруйска, в семье мелкого шляхтича. Датой рождения принято считать 1807 год. Об этом неоднократно свидетельствовали и современники, близкие ему люди. Но историк Г. Киселев обнаружил и опубликовал метрическую запись Бобруйского парафиального костела о крещении Винцента, которое состоялось 23 января (по старому стилю) 1808 года. В нем засвидетельствовано, что Дунин-Марцинкевич родился в тот же день. Бобруйщина была для него и колыбелью, и школой родного языка, родной песни, народной жизни. Здесь он ощутил и полюбил красоту природы, душу крестьянина с его мечтами о лучшей доле.

Именно эта понюшковичская земля, родина Дунина- Марцинкевича, дала ему душевные силы и талант, чтобы оставить яркий след в белорусской литературе и драматургии.

В 1824 году Винцент закончил Бобруйскую уездную школу, затем продолжает учебу в Вильно на медицинском факультете Виленского университета. С 1827 года служил в Минской епархиальной консистории, Минской палате криминального суда.

В 1840 году он оставил службу, купил имение Люцинка около Ивенца, где и поселился, и провел всю свою жизнь. Тут развернулась его культурно-просветительская, литературная и театральная деятельность и прошли все последующие годы жизни. Талант Дунина-Марцинкевича был разносторонний: писал на белорусском и польском языках драмы, стихи, повести, рассказы.

Свою творческую деятельность начал с оперных либретто, первые из которых не сохранились. Первое его печатное драматическое произведение «Селянка» («Идиллия») было издано в 1846 году в Вильно. Для постановки своих произведений писатель организовал театральную труппу, в которую вошло более 20 человек, в том числе его семья. Это был первый белорусский театр, который ставил спектакли в Люцинке, а также в Минске, Бобруйске и других местах.

В.И. Дунин-Марцинкевич был постановщиком спектакля «Селянка» и исполнителем роли Навума Прыгаворки (впоследствии, его псевдоним), тогда он показал яркий актерский талант.

Деятельность Дунина-Марцинкевича развернулась в период глубокого кризиса феодально-крепостнической системы. Во время восстания 1863 – 64 гг. он обвинялся в распространении «вредных для правительства» идей, был арестован и находился под следствием в Минской тюрьме, но потом был выпущен под надзор полиции.

Писателю были близки многие идеи дворянских революционеров, однако, он был сторонником постепенных перемен, духовно-моральных средств и способов достижения значительных общественных целей.

Особенное значение в достижении этой цели он придавал литературе на белорусском языке, которая, обращаясь и к пану и к селянину, показывала притягательность состояния общества, где сохранились формы простых и доброжелательных отношений между людьми разных социальных сословий.

Этнограф, создатель полупрофессионального белорусского театра, один из самых образованных людей на Беларуси того времени, современник А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Дунин-Марцинкевич еще за несколько лет до Льва Толстого начал создавать на Бобруйщине народные школы для крестьянских детей.

Роль Дунина-Марцинкевича в развитии белорусской национальной культуры велика. Он был одним из начинателей новой белорусской литературы, много сделал для развития белорусского литературного языка.

В 1977 году имя В.И. Дунина-Марцинкевича было присвоено Могилевскому областному драматическому театру, расположенному на перекрестке улиц Социалистической и К. Либкнехта в Бобруйске. В 1997 году у здания театра был установлен бюст писателя. В деревне Сычково на стене Бобруйского районного краеведческого музея в его честь установлена мемориальная доска, а недалеко от бывшего фольварка Понюшковичи – памятный камень.

Река Березина

Маршрут экскурсии проходит по обширной долине реки Березины.

Мая Бабруйшчына зяленая,

Здаешся iншым ты малой

З тваей Бярэзiнай хваленаю

I з непрыкметнаю Алой…

А мне заўседы паўнаводнымi

здавался iх берагi,

Былi твае мясцiны роднымi,

Куток з маленства дарагi…

М. Аўрамчык

 

Березина, правый приток Днепра, берет свое начало на юго-западе от г. Докшицы Витебской области. Длина реки 613 км; она полностью размещается в пределах Беларуси. Петляя и извиваясь, Березина течет с северо-запада на юго-восток по районам Витебской, Минской, Могилевской и Гомельской областей.

Наибольшие притоки – Плиса, Гайна, Уша, Свислочь (справа), Бобр, Клева, Сергуч, Сха, Ольса и Ола (слева). Общая длина речной системы Березины, состоящей из 425 рек, составляет 8490 км. Судоходство начинается от д. Броды Борисовского района (за 508 км от устья). Главные пристани: Броды, Борисов, Березино, Бобруйск, Светлогорск.

Долина реки выраженная, ширина 1,5 – 2 км, местами до 6 км. Русло извилистое, ширина 15 – 20 метров в верховье, 50 – 80 метров в среднем течении, 100 – 150 метров после впадения р.Свислочь. Река течет через озера Медзозол (в верховье) и Палик. Верхняя часть водосбора в границах Белорусской гряды и Верхнеберезинской низины, средняя – на Центрально-Березинской равнине, нижняя – в границах Гомельского Полесья.

Березина была частью Березинской водной системы, которая соединяла Днепр и Западную Двину. Березина была свидетелем многих исторических событий. Как природный рубеж она неоднократно являлась ареной военных баталий. Во время Северной войны через реку переправлялась армия шведского короля Карла XII. В войну 1812 г. отступавшая из Москвы армия Наполеона при переправе через Березину у деревни Студенка под ударами русских войск понесла огромные потери и перестала существовать как организованная сила.

В первые дни Великой Отечественной войны на Березине шли упорные бои, как и в ходе Белорусской операции летом 1944 г. Операция имела кодовое название «Багратион» и была одной из крупнейших стратегических наступательных операций Красной Армии в годы войны за освобождение страны от немецко-фашистских захватчиков.

О названии реки Березины имеется несколько версий. Главные из них – славянская и балтская, от всем известного названия породы дерева – березы. Некоторые исследователи связывают названия реки Березины и города Борисова. Наиболее вероятно присутствие в названии реки древнего термина в значении «река», деформированного под иностранным влиянием. Название рек бассейна Березины, очевидно, сформировались еще до прихода сюда славян. Интересно, что название Свислочи и Березины повторяются в бассейне Немана. Это могло произойти и в результате исторического переноса, но более вероятно происхождение от одинаковых физико-географических терминов. Повторяется также в обоих бассейнах и гидроним Волма, который имеет северорусские аналоги финноязычного происхождения.

Реки, озера Беларуси издавна вдохновляли писателей, поэтов на замечательные строки. Поэт Г. Буравкин так написал о реках нашей страны:

 

О рэкi, рэкi Беларусi,

Сярод лугоў, сярод лясоў…

Калi я гiмн саткаць збяруся

З блакiтных вашых берагоў?

А еще называют нашу Беларусь «страной десяти тысяч озер». Но кроме множества озер, рек, на территории нашей синеокой Родины струятся ручьи и родники, или криницы. Именно родники дают начало всем природным водоемам, питают их и пополняют свежей водой. Когда люди еще не умели копать колодцев, криницы обеспечивали их питьевой водой. Уже тогда были замечены лечебные свойства воды из некоторых источников, их заживляющая сила. Позже такие родники превратились в места поклонения, возле них строили языческие святилища, приходили помолиться богам, принести пожертвования – шерсть, лен, цветы. После принятия христианства рядом с криницами ставили кресты, возводили часовни, помещали образ (икону) Божьей Матери, распятие, иконы или фигуры святых. Сюда ходили крестным ходом, проводили освящение воды.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.