Здавалка
Главная | Обратная связь

ВАРШАВСКИЙ ТРАКТ. ДОРОГИ БЕЛАРУСИ



Дорога М5, набрав разбег, здесь, за Бобруйском, пересекает знаменитый Варшавский тракт, который начали строить ещё в 1820 – 40-х годах по югу Северо-западного края. Протяженность его 999 верст. Он прошел в то время через шесть поветовых центров: Брест, Кобрин, Слуцк, Бобруйск, Рогачев и Чериков. В настоящее время бывший тракт пересекает одиннадцать районных центров Брестской, Гомельской и Могилевской областей. Через Бобруйск сообщение было налажено в 1848 г.

Интересна история формирования путей сообщения на Беларуси.

Шляхi (бел.), дороги – важный компонент культурного ландшафта, они несут на себе отпечаток этнических особенностей, связанных с уровнем культуры, производственными традициями народа и природно- климатическими условиями страны. Слово «шлях» означало «след» от чего-нибудь. Шляхи возникли в глубокой древности, ещё в дославянский период. Первые шляхи были охотничьи и звериные тропы. Наиболее удобные из них, идущие к водопою, вдоль рек, между поселениями использовались чаще и постепенно за столетия превратились в шляхи, удобные для проезда на телегах, санях, верхом на лошади, ходьбы пешком, прогона скота. С возникновением феодальных государств, расширением торговли между народами и государствами, значение их многократно возросло. Термин «дарога» известен с XII в., происходит от слова «драть», «продираться» и связан с перемещением войск. В летописях рассказывается про военные походы киевских князей на Полоцк и Новгород, что потребовало обновления старинных шляхов через густые леса, строительство новых мостов и гатей.

Среди сухопутных шляхов выделялись дороги с бойким движением, что имели первостепенное значение и назывались – гасцiнец (бел). В XV – XVI в. сложилась регулярная почтовая связь. Сухопутные шляхи выполняли важную роль в поддержании функциональной деятельности института власти и административного руководства в местных и международных отношениях, в укреплении этнокультурного единства белорусского народа. В XVII в. появились первые мощенные булыжником дороги, которые соединяли феодальные замки с ближайшими гостинцами. С начала XIX в. в Российской империи дороги делились на классы, в зависимости роли, которую они выполняли в культурно- экономических связях между регионами, с интенсивностью движения на них, шириной проезжей части, их обустроенности. Долгое время единственной в Беларуси дорогой 1-го класса был мощенный тракт Москва – Варшава. Во второй половине XIX в. с твердым

покрытием были крупные магистрали, что связывали Петербург с Киевом (через Витебск – Могилев – Гомель), Брест с Киевом, Витебск со Смоленском. Однако основную роль в транспортном сообщении в Беларуси по-прежнему играли дороги, беспрерывное движение по которым было возможно только 8-10 месяцев в году. Особенно неблагоприятными были условия движения на дорогах Полесья, где дорожные строения затоплялись водой и разрушались.

С древних времён до конца XIX в. господствующим был гужевой транспорт. Появление и распространение автомобильного транспорта дало новый толчок строительству дорог и способствовало развитию сухопутного транспорта. Много дорог было реконструировано или построено заново с учетом потребностей автомобильного транспорта. Общая протяженность автодорог с твердым покрытием в Беларуси в наше время составляет более 40 тыс. км. Дороги и сегодня остаются важнейшими жизненными артериями.

И сегодня актуальны слова Я. Коласа:

 

«Дарогi, вечныя дарогi!

Няма канца вам, нi супыну,

Вы жывы кожную часiну»

[Пауза

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.