Здавалка
Главная | Обратная связь

Государственные издания Татарстана



 

Более предметно рассмотрим рынок СМИ Татарстана в частностях и по отдельности.

К государственным СМИ следует отнести:

· официальные, или «президентские»: «Республика Татарстан» – «Ватаным Татарстан» (учредители – Кабмин и Госсовет РТ), а также единственное ИА «Татар-информ» (финансируются Правительством до 60%, остальное – заказные полосы, приложения, РИЦы);

· молодежные: «Молодежь Татарстана» – «Татарстан яшьляре» (ГК ДДМ);

· министерства/ведомства: «Мэдэни жомга» (Литературная Пятница) (Минкультуры) и «Время и деньги» (ГК по несостоятельности и банкротству);

· городские («Челнинские известия», «Ленинская правда», «Зеленодольская правда»; в Казани муниципальные: «Казанские ведомости» – «Шэhри Казан»);

· районные – «исчезающий вид» (вопрос выживания: мантельная печать / госхолдинг);

· низовые (бывшие многотиражки, на крупнейших предприятиях, корпоративные).

Последние три типа на половину и более финансируются администрациями районов или предприятий.

В силу происходящих в сфере СМИ процессов государственные газеты в Татарстане занимают доминирующее положение. Важную роль в «приручении» властями печати имеет институт учредительства. Его механизм таков: при регистрации издания и его устава[80] исполнительная (нередко и представительная) власть, обязуясь стабильно и в полной мере финансировать газету, становится вторым ее полновластным хозяином вместе с коллективом издания. Власть приобретает канал давления на общественное мнение, орудие выгодного представления себя в глазах населения, а СМИ – безбедное существование.

У государственных СМИ появляются обязанности, «которые, нравятся это или нет журналистам, должны выполняться: публиковать официальную информацию, наиболее полно отражать работу своего учредителя»[81]. Недаром И.Ахметзянов характеризует «Республику Татарстан» как академическую газету, которая сотрудничает с официальными пресс-службами[82].

Есть внебюджетные способы решения проблемы экономической зависимости журналистики от власти. Скажем, государственный медиа-холдинг и мантельная печать. В первом случае речь идет о централизованной покупке бумаги и поиске рекламодателей, что значительно снижает себестоимость издания. Во втором - о централизованном финансировании районных и городских газет из республиканского бюджета, воплощенном в проекте «Татмедиа», объединившем в 2005 году все районные издания республики. Второй вариант возможен при условии, что районные и городские газеты станут как бы филиалами «Республики Татарстан» и «Ватаным Татарстан». Читатель мантельной печати будет получать газету из двух частей – общереспубликанских полос и местного вкладыша.

При реализации этого предложения главы местных администраций отреагируют негативно. Сейчас должностному лицу ничего не стоит «организовать» редакции оплату из того же местного бюджета за хвалебный материал о себе или подведомственном предприятии, учреждении. Не зря же районные журналисты называют свои издания «бюллетенями глав» (лениногорские «Заветы Ильича» (ныне «Лениногорские вести»), редактор В.Кондратьев).

Местная городская печать. У официальных изданий Татарстана учредители не только республиканские, но и местные. Этим республика отличается, скажем, от Чувашии, где единым учредителем является Госкомпечати ЧР. Городская печатьсамая популярная категория местной печати. Может быть, в Татарстане этот показатель был еще выше, если бы сюда относилась «ВК». После объявления независимости «Вечеркой» власти взялись за идею новой официальной городской газеты. Так появились «Шэhри Казан» (1990) «Казанские ведомости» (1991). Сейчас «Шэhри Казан» и «Казанские ведомости» расположились в казанском газетном комплексе по улице Чистопольской (дом №5), специально построенном казанской мэрией для верных себе изданий. Отдавать им приоритет приходится потому, что из общей массы печати этот сектор выделяется в силу политических амбиций их покровителямэра Казани. Комплекс строился в первую очередь для «Казанских ведомостей» и «Шэhри Казан». Теперь рупор К.Исхаковане без его личного участия имеет один из самых высоких тиражей. Однако тираж «Казанских ведомостей» не отражает истинной популярности газеты. Спрос меньше и подогревается искусственно принудительной подпиской пенсионеров. У газеты «Шэhри Казан (Казань-город)» иной недостатокона излишне фактографична[83]и литературна. Специалисты советовали ей сменить направление на собственно городское, ибо в ее содержании слишком много сельских материалов, что не соответствует ее задачам. Вторгается «Шэhри Казан» и в область газет районных, а нередко - и «культуроцентричной» «Мэдэни жомга». Надо оправдывать затраты налогов. Пока газета закономерно теряет тираж, который сейчас по меркам республиканских газет можно оценивать как весьма скромный. В «империю» мэра Казани К.Исхакова входили также «Сам хозяин», «Женщина», журналы «Мирас», «Казань» и «Панорама».

Районные газеты. Основа успеха – действенность выступлений, контроль обратной связи. Срабатывает в глубинке убеждение о том, что до Бога высоко, до царя далеко. «Районки» единственными сохранили хорошие традиции[84]: следят за действительностью, сохраняют обратную связь, применяя отработанные в прошлом средства.

О состоянии популярности «районок» подробную информацию дает статистика. Заполнение ими подписки составляет от 7,1-7,2% от общей массы в Лаишевском и Камскоустьинском районах до 59,6-59,8% в Елабужском и Нижнекамском районах.

Как уже было сказано, районная печать первой стала менять идеологическое содержание. Районные газеты первыми заменили идеологические названия на нейтральные, а дубляжи преобразовали в самостоятельные редакции. Возрос интерес к федеральной и республиканской жизни, в них стало больше критических материалов.

Районные газеты – единственные издания в Татарстане, которые удерживали стабильный тираж после либерализации цен. В то же время у них практически не было никакой возможности выжить без помощи государства[85]. Как отмечается в специальном отчете бывшего Минпечати РТ комитету парламентского контроля Госсовета РТ[86], в 1995 году, например, тираж на федеральные издания сократился в 2,3 раза, на республиканские – на 29%, а на «районки» – наоборот, увеличился на 10%.

Сегодня в республике выпускаются 84 районные, городские и объединенные газеты (из них 33 дублированные), учредителями которых выступают органы представительной и исполнительной власти[87].

Некоторые исследователи называют районную прессу «исчезающим видом» издания[88], а положение, в котором они оказались, характеризуют как катастрофическое.

Как заметили в Министерстве информации и печати РТ, какая-нибудь западная фирма, вероятно, заплатила бы немалые деньги за то, чтобы ей позволили увезти в качестве музейного экспоната те станки, на которых сегодня печатается большинство районных газет.

Собственные доходы этих газет в первой половине 1998 г. составили 42,4% от всей суммы расходов. Высокодоходных редакций всего восемь: нижнекамская (доход 92,5%), елабужская русская (78,6), альметьевская русская (77,5), зеленодольская (76,5), мензелинская (75,2), набережночелнинская (68,6). У остальных редакций этот показатель составляет от 25 до 60%.

В «Чистопольских известиях» в конце сентября 1996 г. был уничтожен весь тираж газеты. Причина – интервью «Полюби свой город», подготовленный к 215-й годовщине Чистополя. Бывший глава администрации подвел итоги неутешительной работы в год президентских выборов. Он перечислил причины победы в городе коммунистов на выборах 1996 г. и попытался оправдаться за подтасовки. Так как он затем ушел в отпуск, заместитель З.Вильданова побоялась взять ответственность за эти высказывания и распорядилась уничтожить весь тираж и переделать содержание интервью заново. Газета с ним вышла не 26-го, а в понедельник, 30 сентября. Номер за 26 сентября, естественно, не попал в библиотеки. Анализ вымаранного текста может наглядным образом проиллюстрировать «фобии» «отцов города».

«Время и деньги». Газета является наглядным примером воплощения драмы газетной независимости, когда принципиальная, казалось бы, качественность приносится в залог независимости. С другой стороны, в судьбе данного издания нельзя не отметить крах интеллигентности.

Издание стало выходить в августе 1991г., когда в руководстве республики возникла идея отказаться от партийной газеты, каковой в то время была старейшая «Советская Татария». Молодым журналистам во главе с Ю.Алаевым властями было поручено создать новую, адекватно освещающую жизнь республики, а главное – деятельность официальных органов, газету. Она стала называться «Известия Татарстана» и «Татарстан хэбэрлэре». Но в конце 1994-го на всем протяжении 1995 года стали бушевать мнения отказаться от затеи двойной официальной газеты-дубляжа. Четыре (с учетом татарского издания) газеты на бюджете государства! К тому времени «Советская Татария» сменила не только вывеску, но и качество публикаций. Оно стало удовлетворять власть. Естественно от «ИТ» отказались. Став независимой с января 1996 года, сменила название и стала называть себя газетой деловых кругов.

Сейчас полугосударственное формирование. От официального органа к Министерству земельных и имущественных отношений РТ (бывшее Госкомимущество).

Деловая журналистика в чистом виде в РТ, пожалуй, не представлена[89]. Однако есть и иное мнение: «ВиД» наиболее соответствует своему типу издание, заполнило пустующую нишу в системе СМИ[90]. В разное время пыталась сотрудничать с агентством «Интерфакс» (приложение «ВиД-Интерфакс» в 1997начале 1998 г.) и ИД «Коммерсантъ» (ежемесячное приложение «Коммерсантъ» в Казани» в 1998 г.). Затем редактор Ю.Алаев стал ведущим информационной программы «Акцент», выходившей по воскресеньям на телеканале «Вариант». Отношения с последним у «ВиДа» был арендный: газета сдавала каналу принадлежащие ей помещения в казанском Доме печати.

Несмотря на многочисленные невезения в рыночном выживании нынешнее развитие газеты не дает основания говорить, что ее проект обречен на провал.

«Восточный экспресс» начал выходить 10 ноября 2000 г. и является в полном смысле официозом, то есть сознательно подает официальную точку зрения, для сохранения имиджа скрывая государственные источники дохода. Газета создана при активном участии Минпечати РТ «под» предстоящие в 2001 г. третьи выборы Президента РТ. Коллектив состоит в основном из старых сотрудников «Вечерней Казани» (неудачи с «Новой Вечеркой» и «Провинцией»). Основная задача – внушить обывателю, что личность Шаймиева беспроигрышна для третьего срока на высший пост. По-видимому, в подобных возможностях официальных изданий власти разуверились или возлагают надежды не в полной мере. Возникли слухи, что на 2001г. на финансирование газеты выделено более 250 млн. рублей – в четыре раза больше, чем на всю печать Татарстана вместе взятую.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.