Здавалка
Главная | Обратная связь

Периодизация региональных СМИ в постсоветский период



 

На общем фоне постсоветской журналистики татарстанские средства массовой информации имеют существенное отличие: в пореформенные 1990-е годы они не подверглись коммерциализации в той степени, как общефедеральные и столичные. В основном СМИ республики: 1) остались в руках государства, которое выделяет существенные суммы на дотации, или 2) попали под влияние отдельных госчиновников, часто не скрывающих президентские амбиции, или представителей президентского «клана», сформировав систему неформального патронажа над формально независимой журналистикой.

В развитии СМИ Татарстана в последние годы можно выделить четыре основных периода: реструктуризация, коммерциализация, концентрация и монополизация.

Первый период реструктуризация партийно-советской печати. 1989-1993 годы.

Первой газетой, начавшей в 1988-1989 годах борьбу за независимость от горкома КПСС и добившейся ее через акционирование, стала «Вечерняя Казань». После этого общественное сознание и развитие печати словно «прорвало». Кроме относительной оппозиционности республиканской власти со стороны «Вечерки», перестройка газетной системы пошла еще по трем основным направлениям:

1. Бурное появление новых изданий, в том числе специализированных («Кооператор Татарстана») и общественно-политического типа: «Известия Татарстана», «Татарстан хэбэрлэре», «Казанские ведомости», «Сувар» (на чувашском языке). Одновременно появляется много частных (общественно-политических, партийных, религиозных, рекламно-информационных) изданий. Националистическое издание «Суверенитет» остро оппонировало пророссийскому «Казанскому телеграфу». Обе газеты стали настоящим детищем своего бурного времени. Набирали обороты издания «КРИС», «Алтын Урда» и другие. А вот флагманом деловой журналистики стал «Кооператор Татарстана»коммерческий проект первого татарстанского миллионера и основателя банка и одновременно финансовой пирамиды «Континент» Камиля Шайдарова.

2. В республике и за ее пределами стали выходить общероссийские всетатарские национальные газетытакие, как «Донья», «Татар иле», «Zaman».

3. Обновление идеологического «фасада» государственной печати. Он начался с нашумевшего в среде татарской интеллигенции переименования «Социалистик Татарстан» (стала называться «Ватаным Татарстан» – «Родной мой Татарстан»), объявления ею нового курса – на поддержку политики суверенитета республики, возрождения татарской культуры и языка. Позднее о смене идеологических наименований других остававшихся государственными газет. Например, названия и информационную стратегию сменили почти все 80 районных газет.

Данный этап развития периодической печати в республике и завершился на полтора года позднее общероссийских масштабов (1991). Гранью служит символическое событие, когда пал последний форпост старых наименований. Самая первая по времени возникновения газета, флагман официальной печати Татарстана, правительственный русскоязычный орган «Советская Татария» в 1993 г. была переименована в «Республику Татарстан». Для этого в августе потребовалось специальное решение Президиума Верховного Совета РТ. Это знаменовало начало второго этапа, когда после недолгой независимости бывший орган обкома КПСС подписал учредительский договор с Кабинетом министров и Верховным Советом РТ.

Содержательно газета перешла на нейтральные позиции, поменяв партийную идеологию на поддержку идеологии суверенности. Формально это означало, что главная газета республики после краткого периода гласности, связанного с запретом КПСС, оказалась полностью ангажирована государством. В конечном счете это стало проявлением стратегического направления развития региональной печати.

С этого времени власти республики фактически покончили с набиравшей масштабы гласностью.

В этот же период зарождается (11 июня 1991 года) и независимое вещание – казанская телекомпания «Эфир», позднее – городская радиостанция «Пассаж» (ныне «Динамит-FM»).

Коммерциализация региональных СМИ в 1990-х годах

 

Кто купит «четвертую власть» Татарстана? Материал под таким заголовком появился в апреле 1997 года в газете «Казанские ведомости»[53]. Заключение статьи гласило: «Скоро начнутся центробежные процессы, и все будет у нас так же, как в Москве, но, возможно, с какой-то небольшой собственной спецификой: газеты поделят, журналистов раскупят».

Характеризуя складывающуюся в это время ситуацию в печати, бюллетень «Законодательство и право СМИ» писал: «Бурный рост политических инициатив, которыми Татарстан приятно (или неприятно) удивлял российское руководство на протяжении последних лет, сеачала вызывал значительные волнения в журналистских умах и возможность регулярных заработков. ...Волнения улеглись, и нива изрядно оскудела. Издания, размахивавшие мечами в начале десятилетия, перековали их на орала откровенно измельчали и коммерциалировались»[54].

Именно поэтому название следующего, второго, периода развития татарстанских СМИ – коммерциализация (приватизация) – с 1993-го по 1998 год.

Подписание в феврале 1994 года Договора о взаимном делегировании полномочий между федеральным центром и Татарстаном и фактического оформления особого статуса республики в составе Российской Федерации избавило власти республики от необходимости поддержки независимой от власти печати, особенно националистической, некогда резко оппозиционной федеральному центру. Теперь она оказалась не нужной и властям республики.

Период отмечен появлением коммерческих газет, частных радиостанций (в FM-диапазоне 7 ноября 1994 года первым стало «БИМ-радио») и телестанций (телестудия «Хоррият», «Канал VI» и «Вариант»). Обращает на себя внимание, что реакция государства на этот плюрализм не заставила себя ждать – усиление преследования независимой печати были закрыты оппозиционная газета «КРИС», националистическая «Алтын Урда», элитарная «газета влияния» «Площадь Свободы».

Развитие печати в республике на данном этапе шло по следующим направлениям:

1. Трансформация газет «Известия Татарстана» и «Татарстан хэбэрлэре» из официальных соответственно в деловое и литературное издания (ныне «Время и деньги» и «Мэдэни жомга»).

2. Расцвет и закрытие «Площади Свободы» (1994 – 1997) – PR-проекта Равиля Муратова, вице-премьера республики – в то время с президентскими амбициями.

3. Оппонирование власти и закрытие газеты «КРИС» братьев Альфреда и Альберта Ишкуватовых (1992 – 1999).

4. Скандал с газетой «Алтын Урда», изданием Татарского общественного центра Набережных Челнов. Была запрещена за «антиконституционную деятельность».

Газету «Алтын Урда», напомним, закрыли по иску Минпечати республики по чисто формальному поводу – за то, что газета вопреки своему уставу напечатала материал на русском языке. Однако нигде не указывалось, что эта публикация (написанная лидером татарских националистов Фаузией Байрамовой) содержала обвинения в адрес президента М.Шаймиева в растлении татарской молодежи, в насаждении наркомании и алкоголизации подрастающего поколения. Чтобы материал был прочитан как можно более широкой аудиторией, он вышел на станицах этой газеты на русском языке. Ведь не секрет, что даже многие татары не владеют родным языком и не узнали бы, что написано в «запрещенном» материале. Резонанс оказался более чем красноречивым.

«Площадь Свободы» пала жертвой амбиции ее покровителя – вице-премьера Равиля Муратова, который в те времена не скрывал своих президентских амбиций. Газета выходила на мелованной бумаге, роскошной версткой. Журналисты получали в ней баснословные гонорары. Власть увидела в этом проявление фронды и расточительства, и последовал запрет.

В данный период на газетном рынке Татарстана заметны общезначимые для страны в целом явления: по аналогии с федеральной печатью, проявилась приватизаторская «капитализация» СМИ – в частности, в образе зарождающихся информационных «империй» – полугосударственных «Хоррият», «Казанское время», медиахолдинга телевидения и рекламного бизнеса Андрея Григорьева.

Вот какую картину показал проведенный нами опрос экспертов в редакциях татарстанских СМИ[55].

 

Возможные владельцы СМИ РТ

с точки зрения журналистов (опрос, 1998)

 

«Патрон» количество голосов, поданных за него
мэр Казани К.Исхаков 7
вице-премьер РТ Р.Муратов 6
бизнесмены братья Ишкуватовы[56] 1
бизнесмен С.Шашурин 1
Правительство РТ 3
Молодые финансисты во главе с Премьер-министром РТ Р.Миннихановым[57] 1
О.Горлик[58] 1
А.Семин[59] 1
А.Григорьев[60] 1
не финансовые, а политические группы (особенно на ТВ) 1

 

По оценкам экспертов, наблюдаемый в этот период «уход» от самостоятельности – даже не коммерциализация, а сращивание с властями. Причем сращивание это чаще политически принудительное. Как отмечали федеральные эксперты, только сверхлояльность к главе территории, подконтрольность местным властям обеспечивали сохранность позиций издания в информационном пространстве. Коммерческим и потому хоть сколько-нибудь независимым в таких регионах позволено быть только сугубо рекламным изданиям. Так что собственным агитационно-пропагандистским инструментарием – грубым, но надежным – региональные бароны обзавелись куда раньше, чем столичные публичные политики.

По мнению журнала «Новое время», именно с помощью зависимых местных информационных структур и выбираются «нужные» парламентарии. Да и кандидатам на пост федерального президента услуги таких региональных СМИ будут продаваться втридорога: цена информационного обслуживания кандидата в регионе будет определяться, помимо денег, его «угодностью» местному хозяину. А сама «угодность» – списком уступок, послаблений и привилегий для этого хозяина и субъекта Федерации[61].

Недооценивать роль информационных инструментов здесь нельзя – она выше, чем в столице, поскольку технически при помощи ретрансляторов любой регион (и, соответственно, его электорат) легко отрезается от Центра. Главы суверенных субъектов имеют возможность держать собственное население под информационным колпаком. Чего стоила история с отключением программ ОРТ и РТР в Башкирии в ноябре 1999 года. Обращаясь к ней, нельзя забывать, что данную практику местные власти применили уже в июне 1998 года. на выборах президента Башкирии. В местный эфир не попала ни одна передача центральных телеканалов с участием оппозиции. Они просто «вырубались» из сетки вещания.

 

«Владельцы» татарстанских СМИ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.