Здавалка
Главная | Обратная связь

Информационной монополии



 

Третий период развития татарстанской журналистики – концентрация СМИ, причем в основном в руках государства. 1998-2003 годы.

В этот временной отрезок упразднено республиканское министерство по делам печати, телерадиовещанию и СМК с передачей его технических функций Минсвязи, что символизировало формальное невмешательство государства в журналистику. Однако на деле такая политика была всего лишь ширмой. Государство активно укрепляло присутствие на рынке СМИ.

В частности, наиболее массивным по тиражу и влиянию на общественное мнение блоком СМИ остались государственные СМИ. Этот блок состоит из республиканских, городских, молодежных, районных газет, многочисленных журналов на обоих государственных языках (в основном убыточных), учрежденного наряду с существовавшим ГТРК «Татарстан» телерадиоканала «ТНВ», а также информагентства «Татар-информ».

Особую роль продолжала играть татароязычная пресса, нуждающаяся в дотационной поддержке из-за скудности рекламного рынка на татарском языке. Здесь необходимо отметить, что татарстанская журналистика заметно «урбанизировалась». Однако в газетной среде и здесь имеются определенные различия. Их можно условно классифицировать и в итоге выработать еще одну, «естественную», типологию. Республиканская печать распалась условно на два типа[71]:

1) общеэкономически ориентируемую русскоязычную прессу, в которой вопросы производства, бизнеса, торговли, инвестиций и налогов в значительной степени отражают тематическое и смысловое ядро реформы;

2) татароязычную социокультурную и аграрно ориентированную печать, где экономическая тематика по частоте обращений к ней не только весьма ограничена, узко представлена аудитории, но и имеет в целом провинциальную специфику (между производственными и сельскохозяйственными темами здесь прослеживается сильная корреляционная связь).

Это позволяет говорить об этноцентризме[72] татароязычной печати, ее «закрытости» от общемировых тенденций, сконцентрированности на проблемах татарской аудитории, суверенитета.

В целом благодаря щедрости бюджета количество татарстанских СМИ ныне одно из самых высоких по сравнению с остальными регионами России.

Следующий, второй, блок – офиозы – формально независимые СМИ, которые служат высокопоставленным чиновникам и дублируют функции госпечати. Есть «свои» информационные рупоры у мэра Казани Ильсура Метшина, его предшественника Камиля Исхакова (ТК «Эфир», радио «Динамит-FM», газеты «Восточный экспресс», «МК в Татарстане»), у вице-премьера Равиля Муратова (ТК «Хоррият»), сыновей Президента РТ (например, кабельное «ТВТ» под эгидой инвестиционной компании ТАИФ), руководства «Татнефти».

Что касается третьей разновидности – частных СМИ, то в основном это информационные приложения в общефедеральных газетах, маловлиятельная специализированная (в основном экономическая) газетно-журнальная «глянцевая» и рекламная печать или музыкальное радиовещание, то есть та область журналистки, которая, по понятиям местной политэлиты, представляется «безобидной».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.