Типология отечественной периодической печати
В данный период сложилась новая типология региональной журналистки. Классификацию изданий в этот период можно представить так[70]. I. Неоконсерваторы. В Татарстане это «Республика Татарстан», «Ватаным Татарстан» и «Шэhри Казан» (Казань-город), почти вся районная пресса (особенно система сельских газет). Их характеристики: а). полный отказ от западного опыта (как «Правда», «Советская Россия», «Завтра»); б). неудачное использование западной традиции (как «Российская газета», «Российские вести»). Отличительная их особенность – партийность и тенденциозное обслуживание учредителя. Это журналистика не информирующая, а пропагандирующая. Стиль насыщенный эпитетами, тяжеловесный, а не фактографический. Формат традиционный (А2), объем – также, 4-8 страниц, у государственных – иногда больше. II. Эволюционировавшие. В Татарстане это «Вечерняя Казань», «Казанские ведомости», «Московский комсомолец в Татарстане», «Челнинские известия», «Молодежь Татарстана», «Татарстан яшьляре» («Молодежь Татарстана»). Это издания: а). массовые (как «Московский комсомолец», «Собеседник», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда»); б). входящие под покровительство концернов (как «Труд», «Известия»). Эти издания сравнительно успешно закрепились на информационном рынке, несмотря на их выход из-под опеки партийно-государственных структур. Их отличает продуманная политика маркетинга, компетентность, а осведомленность стала залогом сохранения и увеличения тиража. Издания группы поэтапно прошли приватизацию и коммерческие изменения, сохранили основное ядро подписчиков (часто даже нарастили аудиторию) и находятся в дальнейшем поиске новых форм выживания. III. «Юниоры». В отличие от двух предыдущих типов, эта группа изданий появилась на заре гласности и, будучи адептом традиций западной журналистики, не могла существовать в советский период. Отсюда название – «юниоры» («новые»). В Татарстане к этому типу необходимо отнести «Время и деньги», «Восточный экспресс», «Казанское время», «Мэдэни жомга» («Литературная пятница»), «Площадь Свободы», «Акцент». Их характеристики: а). специализированные (как деловые издания (ИД «Коммерсантъ»), «Спорт-Экспресс», «СПИД-инфо»); б). элитарные (противоположность специализированных по содержанию, но не по форме) (такие как «Сегодня», «Утро России», «Независимая газета»); в). таблоиды (как «Мегаполис-Экспресс», «Жизнь-Life»); г). полная калька западного издания (как «Нью-Йорк (Москоу) –таймс», «Космополитэн», «Элль»). Эта группа вобрала в себя стойких последователей общемировых тенденций. Глобальная культура массмедиа нашла в них своих прямых адептов, содержание в них заполняется по западному образцу. Заполнили пустующие при советской власти ниши. Однако дальнейшее развитие татарстанских печатных СМИ размыло базовые критерии данной классификации и сделало приоритетной иную типологию: по принципу «государственные – не государственные». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|