Особенности структурирования политической информации в региональной печати в 2004 году
(в % от общего количества политической информации)
Во-вторых, во всех газетах произошел существенный рост мини-темы «госаппарат»: в «Вечерней Казани» в 8 раз (с 7,5 до 60 %), в «Казанских ведомостях» – в 2,1 раза (с 18,8 до 40,5 %), в газете «Время и деньги» – в 2,5 раза (с 14,1 до 34,8%). Данный феномен можно объяснить повышенным интересом СМИ к деятельности различных министерств и ведомств. В газете «Казанские ведомости» помимо этого в данное время проводилась активная PR-кампания Камиля Исхакова накануне 1000-летия Казани. В-третьих, наблюдалась разнонаправленная динамика мини-темы «законотворчество» по сравнению с 2001 годом: в «Вечерней Казани» она уменьшилась в 1,4 раза (с 30,5 до 21,9%), в газете «Время и деньги» – в 2,2 раза (с 43,9 до 20,3%); в «Казанских ведомостях» напротив увеличилась в 2,1 раза (с 16,3 до 34%). Снижение доли данной мини-темы в газетах «Вечерняя Казань» и «Время и деньги» можно назвать естественным и объяснить отсутствием актуального события в «повестке дня», как это можно было наблюдать в 2001 году. В газете «Казанские ведомости» рост мини-темы объясняется тем, что данное СМИ стало гораздо чаще использоваться как площадка по публикации результатов законотворческой деятельности городских властей. В 2009 году на информационную политику газет существенное влияние оказал мировой экономический кризис. Каждое издание предприняло определенные усилия для упрочнения своей позиции на медийном рынке.
Информационная политика региональной печати в 2009 году (в % от общей площади газетного текста)
Так, газета «Вечерняя Казань» по сравнению с 2004 годом незначительно снизила долю тем «экономика» и «происшествия» в пользу «развлечения». Это позволило изданию не только сохранить, но и немного увеличить свои рекламные доходы. У газеты «Казанские ведомости» впервые с момента ее основания на первое место вышла тема «политика» (41,9%). То есть, по сравнению с 2004 годом рост темы составил более чем в 4,7 раза, а по сравнению с 2001 годом – в 15,5 раз. За темой «политика» следуют темы «развлечение» – 21,2 % (по сравнению с 2004 годом снижение составило 2,1 раза) и «общество» (18,8 %). Примечательно, что тема «реклама» по сравнению с 2004 годом снизилась с 6,7 % до 3,6 %. В газете «Время и деньги» в 2009 году, впервые на протяжении всего нашего исследования, на первом месте оказалась тема «экономика» (ее доля по сравнению с 2004 годом увеличилась на 5,7 % с 24,2 до 29,5%). Данная тема будто бы поменялась местами с темой «развлечение» (ее доля уменьшилась на 6,1 % с 30,9 до 24,8%). Существенный рост в газете продемонстрировали такие темы, как «общество» (с 3,4 до 9,4 %) и «происшествие» (с 2,7 до 6,4 %). При этом в газете в 2,5 раза снизилась доля темы «реклама» (с 16,2 до 6,6%). На наш взгляд, падение рекламных доходов в издании связано как с экономическим кризисом, так и с усилением конкуренции на рынке деловой периодики за последние 5 лет: в Татарстане активно заработали специализированные газеты («Ведомости», «где Деньги», «Коммерсантъ»), журналы («Деловой квартал», «Казанский Бизнес-журнал», «Эксперт»), интернет-издания (Business-online и TatCenter.ru). Анализ структуры политической информации показал, что и здесь экономический кризис выступил своеобразным катализатором. Так, во всех газетах по сравнению с 2004 годом сократилась мини-тема «госаппарат»: в «Вечерней Казани» в 3,2 раза (с 60 до 18,9 %), в «Казанских ведомостях» – в 67,5 раз (с 40,5 до 0,6%), в газете «Время и деньги» – в 1,3 раза (с 34,8 до 27%). Данную тенденцию можно объяснить тем, что в связи с кризисом частные проблемы различных учреждений уступили место более общим республиканского и федерального масштаба. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|