Социальная журналистика
Социальная журналистика стала неотъемлемой частью публичного пространства. Она явилась порождением тех бурных изменений, которые произошли в российской действительности в ходе перестройки. Ее отличает особая функциональная направленность и связанная с этим авторская позиция журналиста. От социальной журналистики ожидают внимания к человеку, отражения злободневных аспектов его повседневной жизни, развития гражданских качеств личности, отстаивания прав человека. Ее еще называют журналистикой соучастия, сопричастности. В ней главное не тираж, не влияние, а взаимопонимание журналиста с внимающей аудиторией[256]. Соответствует ли практика современных российских средств массовой информации этим ожиданиям? Каковы критерии отнесения журналистики к этому ее особому направлению в нынешних рыночных условиях, когда понятия «позиция», «диалог» вытесняются прагматическими интересами и в самой аудитории, и среди журналистов? Поиск ответов на эти вопросы представляется особо актуальным. Необходимо отметить, что понятие «социальная журналистика» вызывает среди теоретиков неоднозначное толкование. Это связано с многозначностью самого понятия «социальное» и традицией его использования в отечественных СМИ. Журналистика социальной направленности («партиципарная журналистика», «общественная», «гражданская», «социожурналистика», «новая» журналистика и т.д.) так или иначе характеризуется в работах М.А. Бережной, С.В. Бориснева, А.Н. Болкунова, И.М. Дзялошинского, С.Г. Корконосенко, П.Н. Киричка, В.Ф. Олешко, И.Д. Фомичевой, Т.И. Фроловой. Эти ученые развивают нормативные подходы применительно к современным российским СМИ в рамках социологии массовой коммуникации и социологии журналистики. Социальную журналистику следует понимать как возможность журналиста и журналистики участвовать в разрешении противоречивых ситуаций, возникающих в отношениях индивида и общества, населения и власти и т.д., участвовать в расширении поля социальности. Предметом журналистского интереса выступает проблема, которая волнует общество, точнее – проблема, которая затрагивает жизненные интересы значительного количества людей. Считается, что социальное противоречие, чтобы стать проблемой, должно приобрести необходимую степень актуальности, дающую ему право быть рассматриваемым на признанных аренах общественного обсуждения. Нами утверждается, что именно социальной журналистике должна принадлежать главенствующая роль в определении ситуации как проблемной, в придании ей меры респектабельности, в «узаконивании» ее в общественном мнении, что необходимо для того, чтобы она стала предметом публичного обсуждения. Таким образом осуществляется привязка термина «социальная журналистика» к хорошо разработанной в социологии дефиниции «социальная проблема». Это вооружает практиков журналистики конкретными критериями в представлении в публичном пространстве общественно значимой тематики. Для представителей конструкционистского подхода в социологии социальная проблема представляет собой некий социальный конструкт – ситуацию, которая в глазах ее участников воспринимается как противоречивая, требующая выхода. В отличие от нормативного подхода, конструкционизм обозначает условия как «предлагаемые», требующие доказательства их статуса в качестве катализаторов данной проблемы. Мы придерживаемся «мягкого» конструкционистского подхода, учитывающего, что «проблема» есть не только результат интерпретации текущих фактов, но и отражение реально существующих противоречий действительности. Современное российское общество насыщено социальными проблемами гораздо больше, нежели пятнадцать лет назад. Бедность, безработица, преступность, употребление наркотиков, терроризм, техногенные катастрофы, «новые» заболевания – это неполный перечень явлений, которые вызывают тревогу и беспокойство. Как показывает анализ печати, на региональном уровне социальные проблемы решаются иначе, чем на федеральном и тематический набор их отличается. Можно выделить три периода: советский период, период перестройки и постсоветский. Это дает возможность проанализировать исторические предпосылки трансформации социальных проблем. В кратком виде результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Трансформация социальной жизни повлекла изменения и в социальной политике государства, и в самом подходе к решению и возникновению социальных проблем. Подчас социальная журналистика становилась оппозицией органам власти во взглядах на то, как должны решаться эти проблемы и кто несет ответственность за их появление. Изменение социальной структуры в постсоветский период привело к появлению таких проблем, как 1) возникновение новых, «других» социальных страт и групп; 2) поляризация населения; 3) зарождение «новых бедных» и «новых богатых»; 4) ослабление института семьи («гостевые браки», «муж на выходной», «пробный брак» и пр.); 5) появление «новых» моделей гендерных отношений; 6) распространение молодежной преступности; 7) увеличение социального сиротства; 8) проблемы инвалидности и старости; 9) положение социально уязвленных групп (люди, отбывающие срок в местах заключения, «подследственные»). Другая группа социальных проблем нашего времени связана с деформацией социального порядка: 1) дезорганизация социальной структуры; 2) теневизация социальной сферы; 3) образование ценностного вакуума; 4) демографический кризис; 5) криминализация жизни; 6) обострение национальных отношений (миграционные процессы); 7) разрастание национал-экстремистских организаций (этнических фобий, расовой вражды); 8) национализм и ксенофобия (этноцентризм, этнический эгоизм; неприязнь к «чужим»). Перечисленные проблемы свидетельствуют о глубокой социальной деформации нашего общества. Вместе с тем только некоторые из них становятся интересны и важны для средств массовой информации. Часть их так и осталась за информационной чертой. В этот же период осваиваются новые журналистские технологии в конструировании социальных проблем. К ним относятся новые убеждения-требования, вторичные убеждения-требования, нарративы, контрриторические стратегии, «авторизация» проблемы, «ситуативная модель», метод проблематизации, «игровая ситуация». С помощью этих способов «журналисты-социальщики» формулируют и выносят на обсуждение социальные проблемы повседневности. Передаваемое в СМИ представление о предметах и людях, об их свойствах и отношениях мы именуем «ситуацией». Каждая новая информация об определенной ситуации может быть использована для расширения и совершенствования «ситуативной модели», которая является основой конструирования общественно-значимой проблемы. На примере ряда периодических изданий рассмотрим, как это происходит. Эмпирической базой послужили газеты, представляющие ориентированную на думающего читателя журналистику – «КоммерсантЪ» и «Новая газета». Их мониторинг и первичный анализ произведен Полиной Баутиной. Выборку составили публикации за 2008 год. Обратимся к газете «КоммерсантЪ». При внимательном чтении обнаруживается, что приоритетными в этом издании считаются политическая и экономическая проблематика, к которой примыкают темы культуры, спорта, потребительского рынка. Социальная проблематика также не обойдена вниманием, но статуса, равного политике и экономике, ей не представлено. Раздел «Общество» по концептуальности, полноте и качеству анализа значительно уступает другим неспециальным направлениям. Подбор текстов в нем нередко носит случайный характер. В газете вместе с тем регулярно (примерно два раза в месяц – от 5 и 18 января; 11 и 29 апреля; 4 и 18 июля 2008г.), выходит специальное приложение «Social Report», выросшее из известного проекта Российского фонда помощи (директор Фонда Лев Амбиндер). Обычно, публикации, посвящены кому-то из детей, остро нуждающихся в финансовой помощи. Они описывают предысторию болезни ребенка, его сегодняшнее состояние и как можно помочь ему. Очень часто финансовую поддержку оказывают, по сообщениям газеты, такие крупные кампании, как «М.Видео», «Газпром», «МТС», ОСАО «Ингосстрах» и пр. Приведем для примера некоторые материалы. Публикация в январском выпуске «Самостоятельный человек» с подзаголовком «Алеше Мутину нужны новые руки». Автор В.Костюковский повествует предысторию несчастья семнадцатилетнего Алеши, который потерял свои руки в трансформаторной будке. Отечественные протезы «помогают, но больше морально, чем материально. Они не ловкие и ненадежные». На французские протезы Мутиным, как объясняет автор, не хватает 35 тыс. евро. Следом указаны реквизиты, на которые можно перечислить деньги, дано заключение экспертной группы Российского фонда помощи. Другой материал на этой странице посвящен мальчику, страдающему симптоматической височной эпилепсией: «Германия готова принять Сашу Дейно». Обследование в баварской клинике – это единственный шанс определить стратегию его спасения. Здесь же дан отчет руководителя Российского фонда помощи за минувший год: «Кому смогли помочь» и «Кто помогли». Здесь же опубликована рубрика «Из свежей почты», где печатаются просьбы о помощи, поступившие от родителей больных детей[257]. В апрельских номерах помещена публикация «Город, где могут помочь» с подзаголовком «Саше Гиссу нужна лучевая терапия в Германии»[258], а также публикация «Девочка торопится жить»[259] с подзаголовком «Трехлетней Кате нужна сложная операция на сердце». На этой же полосе апрельского «Ъ» дан и оптимистический заголовок об упоминавшемся ранее больном ребенке: «Мюнхен готов принять Сашу Гисса уже в апреле». Июльская подшивка газеты имеет публикации социального характера в номерах от 4 и 18 июля. Острый лейкоз (рак крови) «превратил Лизу в тень», сообщается в материале «Вам конфеты от Лизы», с подзаголовком «Семилетней девочке нужна срочная пересадка костного мозга». В другом номере июля опубликован материал «Вера, надежда и Анна» с подзаголовком «Годовалой Ане требуется срочная трансплантация костного мозга»[260]. Нами приведены типичные для данной газеты публикации. Анализ показал, что в поле зрения журналистов делового издания, пишущих на социальные темы, находятся прежде такие ситуации, которые связаны с темой милосердия, помощи бизнеса конкретным жертвам обстоятельств. Устойчивость этого ряда сюжетов, отсутствие иных подходов к теме обнаруживает, что для этой газеты социальная проблематика является второстепенной. Тематические разделы «Культура», «Спорт» выглядят более обширными и разносторонними. Иногда, им посвящены сразу несколько полос делового издания, и выходят они 4-5 раз в месяц, тогда как полоса, посвященная социальной проблематике, выходит строго два раза в месяц. Шанс заинтересовать «КоммерсантЪ» она имеет лишь в тех случаях, когда речь идет о драматических ситуациях, об инцидентах, о существенных расходах. Социальная сфера выглядит со страниц респектабельной деловой газеты как затратная, конфликтная, обременительная. Как свидетельствуют специалисты, такой подход не способствует полномасштабному, соответствующему современным концепциям, развитию социальной ответственности бизнеса. «Новая газета», как известно, характеризуется независимостью и самостоятельностью позиции, как экспертов, так и журналистов. С мая 2008 года «Новая газета» начала благотворительную акцию совместно с благотворительными фондами «Настенька», «Подари жизнь» и «АдВита», посвященную спасению детей, нуждающихся в срочной финансовой помощи. В результате раз в две недели, на страницах «Новой» стали появляться материалы с драматическими историями о детях, которым помогли читатели и тем самым подарили им жизнь. К акции издания присоединились известные в стране персоны – спортсмены, режиссеры, писатели. Они преподнесли редакции вещи, которые, как сообщила газета, будут отданы тем людям, что пожертвуют самую большую сумму во имя спасения ребенка[261]. Наряду с этим в «Новой газете» регулярно публикуются и материалы, повествующие о других социальных проблемах, с которыми сталкивается население страны. Им отдана большая часть газетной площади. Благодаря собкорам, газета хорошо осведомлена о том, чем живет российская провинция. Практически в каждом номере есть проблемные репортажи и статьи из Саратова, Ульяновска, Курска, Ставрополя, Рязани и других городов. Обычно публикации о социальных проблемах выходят в свет в разделе «Общество». Обратимся для примера к некоторым из них. Январские номера «Новой газеты». Перед нами – материал «Праздник закончился» с подзаголовком «Конец “социальным” договоренностям. В Петербурге ждут серьезного подорожания жизни». В этом же номере журналист из Красноярска А.Тарасов повествует о другой социальной проблеме: «Регионы просят тепла» с подзаголовком «Зимой в Красноярске неожиданно ударили морозы». Немного подробней скажем о содержании материала под заголовком «800 “Титаников” в год» в разделе «Люди/Опасность» с подзаголовком «Миллионы людей по-прежнему становятся жертвами смертельно опасного вируса гепатита». Обозреватель Л.Рыбина пишет о том, что гепатит за последний год тихо унес в небытие 1,2 миллиона человек. В 80% случаев он приводит к раку печени. Почти каждый третий житель земли инфицирован вирусом. Станут ли они жертвами этой инфекционной болезни или нет, сегодня зависит от терапии – препараты для лечения есть, но чтобы их применять, необходимо выявить больных, так как вирус прячется. Автор задается риторическим вопросом: «Почему же сегодня, трагедии, куда большего масштаба, страшнее “Титаника”, Помпеи или Чернобыльской аварии, не находят такого отклика в СМИ?»[262]. В следующем номере помещена проблемная публикация «Президентская пустошь» с многозначительным подзаголовком «Искреннее желание главы государства помочь смертельно больным детям так и не исполнилось. На месте центра детской гематологии за два с лишнем года построили только забор». В этом же номере под рубрикой «Люди/Пристрастия» помещена публикация «Злопыхатели» с подзаголовком «Российское правительство все-таки решилось полностью запретить рекламу табака»[263]. Очередная публикация называется «267 жизней доктора Готье». Ее подзаголовок гласит: «Трудно чем-нибудь удивить хирурга-трансплантолога, но самоотверженные дети могут». История больного ребенка – Паши Молчанова, который страдает тяжелейшей врожденной патологией печени – показала реальную ситуацию с трансплантацией органов в России. В ней выражена надежда на то, что примут, наконец, закон, разрешающий детское посмертное донорство[264]. В апрельском выпуске газеты опубликована проблемная статья «Опять двойня» с подзаголовком «Как чиновники экономят “материнский капитал”». Обозреватель Наталья Чернова, указывает, что государственная инвестиция в этой сфере смахивает на фарс. Статья под названием «Финиш» повествует о смерти ребенка на уроке физкультуры. Трагично и то, что от 6 до 12 случаев гибели детей в год по причине внезапной остановки сердца в ходе физкультурного занятия – это только статистика, которую фиксирует Министерство здравоохранения. В конце публикации автор резюмирует: «Школьник Тимур Фазлутдинов скончался от дистрофии миокарда. Это изменение, которое могло быть выявлено при любом медицинском обследовании». Публикация под названием «Арестные настроения» в этом же номере решает проблемную ситуацию о заключении людей под стражу[265]... По воле журналиста героями подобных материалов могут быть либо конкретные люди, либо организации, либо персонажи, поднятые на уровень субъектов социальной политики, такие как население, власть, бизнес, государство. Приписываемые им в периодической печати роли также являются способом конструирования социальных проблем в публичном дискурсе. То есть именно в публикациях способами журналистской подачи определяется, кто выступает в роли «жертвы», кто – в роли «спасителя», кто – в роли «виновника» или «наблюдателя». Произведенный мониторинг обнаруживает, что позиции «Новой газеты» и издания «КоммерсантЪ» принципиально различны. Активные субъекты конструируемых «КоммерсантомЪ» дискурсивных практик – это, с одной стороны, представители населения в виде страдающих физических лиц, с другой – большой бизнес, который идет им на помощь. За кулисами описываемых драматических ситуаций с больными детьми остаются не решенные вопросы здравоохранения в стране, позиции чиновников и государства. Сюда же надо добавить необычайную узость тематического спектра социальной жизни, получающую освещение в деловой газете. Этим «КоммерсантЪ» обнаруживает, что не стремится занять позицию субъекта социальной политики, что его удовлетворяет роль ее инструмента в руках «большого брата» в лице российского бизнеса, интересы которого и представляет в этой сфере данное издание. «Новая газета» гораздо в большей степени проявляет характеристики субъектности в этом вопросе. Спектр транслируемых ею и формулируемых социальных проблем неизмеримо выше. Участники проблемных ситуаций чаще всего подняты до уровня активных субъектов социальной политики: газета нередко указывает на столкновение интересов гражданского общества и власти. Ее представители выступают зачастую «виновниками» существования той или иной социальной проблемы. Позиция оппонента, которую заняло данное периодическое издание, ставит его в затруднительное положение по отношению к реализации своей субъектной роли в социальной политике. Характерная для нашего общества закрытость информационных ресурсов вызывает у журналистов сложности при описании проблемных ситуаций, при их аргументации. Поэтому зачастую в публикациях на острые социальные темы вместо взвешенного анализа и прогноза звучат риторические вопросы, действенность выступлений журналистов не высока. Совсем иная картина предстает в региональной периодике. Для примера обратимся к газете «Волжская правда» небольшого города Волжска в Республике Марий Эл. Данное издание является единственным источником печатной информации для жителей этого городка. Мониторинг показывает, что оно не соответствует требованиям, которым должна отвечать городская газета. Большую часть газетной площади (практически 80%) занимает не социальная информация о городе, о его людях, об их проблемах, а публикации рекламного характера, «заказуха», материалы взятые из Интернета, других источников, не несущие той жизненно важной остроты, которая нужна аудитории. Противоречивые социальные ситуации газета не формулирует как проблемы, просто констатирует факты или замалчивает их. На этом основании можно сделать вывод о разрыве публичного пространства в маленьких городах, подобных Волжску, о противоречивости позиций федеральной и муниципальной печати. Нами зафиксированы такие способы ухода от проблемных ситуаций в этой газете как депроблематизация, «гармонизация» социальных проблем. Проведенный П.Баутиной ретроспективный анализ «Волжской правды» за последние три десятилетия свидетельствует, что, начиная с 80-х годов, в поле зрения этой газеты находились разного рода ситуации, которые газета представляла как проблемные.
Таблица 2. 1980-е годы:
Таблица 3. 1990-е годы:
Таблица 4.2000-е годы:
Сделаем выводы. Проблемы, освещаемые в социальной журналистике – не только отражение реально существующих противоречий действительности, но и результат интерпретации текущих фактов. Социальные проблемы, вызываемые трансформацией общественной жизни постсоветской России, формулируются социологами и политологами в специальной литературе, на закрытых трибунах, но достаточно редко выносятся на обсуждение в СМИ. Репертуар и характер презентации социальных проблем в журналистике различается в зависимости от федерального и регионального уровня, от типа периодического издания, от региона, от временного контекста. Так, для федеральных СМИ одни проблемы являются приоритетными, тогда как в некоторых регионах они остаются незамеченными. И наоборот, многие проблемы малых городов не осознаются на общефедеральном уровне. Динамика газетных образов социальных проблем, их приоритетность тесно связана с политической и экономической ситуацией в стране. В постсоветский период масштабы одних социальных проблем в прессе увеличивались, становясь первоочередными в повестке дня («наркомания», «бедность»); другие, не будучи признанными прежде, таковыми и остались («алкоголизм», «проституция», «семейное насилие»); третьи рассматривались как постоянно присущие обществу («нарушение прав ребенка», «инвалидность»), менялась только модальность их описания; четвертые проявлялись лишь в современный период (миграция), пятые получили общественное признание («суициды», «престарелые», «СПИД и ВИЧ-инфицированные»). Частота упоминания ключевых проблемно-тематических полей в региональной печати определяется в большей степени политической конъюнктурой, чем реальными нуждами населения. Таким образом, прессе принадлежит решающая роль в том, что практики адресата информации (массовой аудитории) во многом формируются «сверху», через тематизацию в политических документах, а затем переходят в СМИ. В прессе малых городов России существует периодика, которая имитирует социальную журналистику, а также нивелирует социальные проблемы. Разбор существующих в малой прессе подходов к социальным проблемам показал наличие следующих дискурсивных практик: «гармонизация» социальной проблемы, депроблематизация, создание «разных реальностей» социальной действительности. Выявлены жанровый, тематический, информационный дисбаланс в освещении социальной реальности. Для повышения эффективности работы журналистов-«социальщиков» рекомендуется изучение ими собственных моделей конструирования социальных проблем и их «корректировка» в направлении реальной помощи населению. Д.В.Туманов ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|