Здавалка
Главная | Обратная связь

Культурологическая проблематика в СМИ



 

В интенсивном процессе информатизации мирового сообщества отчетливо проявляют себя тенденции глобализации, последствия которой далеко не однозначны. Вместе с тем, формирование «глобальной деревни» насыщенной коммуникационными взаимодействиями меняет жизнь общества через информационные системы, акцентирует значимость самоорганизации человека, реализующего информационный выбор и, тем самым актуализирует роль средств массовой информации в трансформации как отдельной личности, так и всего человечества в целом.

«Декларацией прав культуры», разработанной в 1995 году под руководством Д.Лихачева, введено понятие гуманитарной культуры, то есть культуры, ориентированной на развитие созидательных начал в человеке и обществе (Декларация прав культуры: Проект / СПбГУП; под науч. ред. Д.С.Лихачева. – СПб.: СПбГУП, 2001. – 19 с.). Документ обращен к международному сообществу, а так как субъектом международного права является государство, то именно государства должны стать гарантами взращивания гуманитарной культуры, которая обеспечивает духовную основу и возможность развития, совершенствования человека и общества.

Становящаяся сегодня в условиях глобализации информационная культура как системная характеристика нового уровня развития общества обуславливает приоритетность масс-медийного воздействия на формирование общественного мнения. От смысловой наполненности медийных посланий во многом зависит поведение людей в обществе, относительная стабильность или состояние беспокойства социокультурной системы. Журнализм как специфический вид социологической деятельности журналиста в широком спектре средств массовой информации призван способствовать реализации концепции глобализации как гармоничного процесса мирового культурного развития, в котором налажен баланс не только между великими культурами и культурами малых этносов, но и между культурами всех народов, населяющих страну, в частности, или, шире, весь мир в целом.

Процесс формирования республиканской идентичности в Татарстане находится в соответствии с динамикой интенсивности подачи этнических тем в прессе. Наиболее насыщенной этническая информация в информационном поле Татарстана была в 1990-х годах. Прежде всего говорилось об экологии национальной культуры и языка. Однако наряду с этим даже в таких, казалось бы, нейтральных темах, как спорт и информация о событиях в мире затрагивались проблемы национальной политики, специфика межнационального взаимодействия народов России, упрочение религиозной толерантности и взаимоотношения исторического прошлого и современности нашей республики.

Но поскольку журналисты, пишущие о культуре, не имеют специального образования, включая самообразование, они по определению не могут соответствовать объективно возложенным на них задачам. При этом средства массовой информации, рассчитанные на потребление самой широкой аудиторией, как правило закрыты для авторов «извне» – для профессиональных музыкантов, художников, режиссеров, религиоведов, историков, философов, культурологов… Вот тут-то в средствах массовой информации и начинается эскалация массовой культуры, достигающая своего апогея к 2000-м годам.

Впрочем, сначала определимся с тем, что же такое культура в современном ее понимании.

Как нам кажется, философ В.Степин совершенно справедливо рассматривает культуру «как систему информационных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт»…[266] Он показывает, что «с точки зрения теории систем, сложные исторически развивающиеся органические целостности должны внутри себя содержать особые информационные структуры, обеспечивающие управление системой, ее саморегуляцию… Наряду с биологическим, генетическим кодом, который закрепляет и передает от поколения к поколению биологические программы, у человека существует еще одна кодирующая система – социокод, посредством которого передается от человека к человеку, от поколения к поколению развивающийся массив социального опыта... Условием хранения и трансляции этого опыта является его фиксация в особой знаковой форме»[267].

Ученый называет множество разных знаковых структур, «закрепляющих и передающих социальный опыт»: «функционирование субъектов поведения, общения и деятельности в качестве семиотических систем, когда их действия и поступки становятся образцами для других»; символика человеческого тела, структура языка естественного и искусственных; знаковые структуры, возникающие в ходе функционирования предметов, созданных человеком и другие. Он показывает, что в ходе развития культуры, выработки новых смыслов и значений возникает необходимость новых способов «фрагментации и объединения накопленного опыта» и соответственно разработки «новых типов кодирования».

В самом деле, как указывает М.Дворкина[268], с появлением письменности, как особой формы кодирования, возникла новая возможность хранить и транслировать социальный опыт, которая была реализована в специально созданном для этой цели учреждении – библиотеке. По мере возрастающих потребностей культуры во все более эффективных системах хранения и трансляции опыта возникали новые информационные учреждения, обеспечивающие названные функции – центры научной и технической информации, редакции печатных изданий, радио-телевизионные, видео службы и другие.

В системе информационных кодов культуры средства массовой информации можно представить как своеобразные информационные узлы (накопители). Если рассматривать культуру как систему создания, хранения, распространения и потребления культурных ценностей, то можно проследить значимую роль в этих процессах этих информационных каналов.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть культурохранительную функцию этих учреждений в рамках института социальной памяти. Средства массовой информации, в числе прочих, хранят и распространяют разные культурные ценности: книги, картины, кинофильмы, алгоритмы поведения и другие. Самое яркое представление об этом направлении деятельности дают, например, телеканал «Россия К», газета «Культура» или электронное издание «Культура-Портал». Но это не означает, что и другие средства массовой информации не ведут такой деятельности.

Существенную роль в сохранении народной культуры, традиций, обрядов, национального языка, региональных особенностей играют и печатные издания, и радиоканалы, и телевидение, и интернет-порталы. Средства массовой информации помогают не только сохранить, но и одновременно сделать доступными для большинства людей (то есть обеспечить преемственность культуры) наиболее значимые образцы культурного наследия. С использованием новых информационных технологий возрастает возможность одновременно решить обе задачи – обеспечить сохранность и распространение ценностей культуры.

Вместе с тем, встает вопрос о критериях отбора транслируемых ценностей, о возможности предугадать людьми сегодняшнего дня потребностей пользователей будущего. Значима для культуры и трансляционная функция информационных учреждений, осуществляемая через информационное обслуживание, обеспечивающее преемственность культурного наследия, доступность его потребителям.

Так, например, государственные радиостанции «Радио России», «Маяк», «Культура» продолжают лучшие традиции отечественного радиотеатра, познавательных, литературных, музыкальных, исторических программ, а на государственной радиостанции «Орфей» основу вещания составляет серьезная классическая музыка. Все это, безусловно, обеспечивает преемственность культур, знакомство с лучшими образцами мирового и отечественного культурного наследия, но при одном условии – аудитория будет готова нажать соответствующую «кнопку».

Поэтому и возникает необходимость воспитания аудитории, растворяя материалы о культуре в изданиях самого широкого профиля, включая и «желтые» печатные, аудио- или телевизионные издания.

А.Флиер указывает на те области социальной практики, которые находят свое отражение в современных средствах массовой информации[269].

Прежде всего, это культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как хозяйственная культура; правовая культура; политическая культура.

Затем – культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений: философская культура, в том числе здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения, народная мудрость; научная культура; религиозная культура и разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого); художественная культура.

Следом идет культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации: культура межличностных информационных контактов; культура массовой коммуникации, в которую входят, в том числе, слухи и сплетни; информационно-кумулятивная культура на уровне преданий, верований и легенд; культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетенции и знаний.

И, наконец, культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека: сексуальная культура; культура физического развития; культура поддержания и восстановления здоровья; культура восстановления энергобаланса человека, куда входит, в том числе, кулинария как система и структура питания; культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека, в том числе и девиантные формы досуга.

Аудитория средств массовой информации через посредничество журналиста как транслятора культурных ценностей получает представление о верованиях и предпочтениях людей в разных национальных культурах, о моральных и правовых нормах, мифологических, литературных и художественных образах и других культурных образцах. В процессе информационного обслуживания в средствах массовой информации происходит актуализация документов, научных артефактов, политических взаимоотношений, философских умозаключений.

Преемственность культурных образцов осуществляется и через средовые элементы – оформление издания или передачи, оборудование и технические средства, использующихся при создании средств массовой информации технологию получения информации, аудиовизуальную или текстовую организацию материала. Информационное обслуживание содействует трансляции в пространстве и времени социальных, эстетических, идеологических, религиозных, технологических и других культурных образцов, способствуя включению их в современную производственную, учебную, самообразовательную, управленческую и другую деятельность людей.

В процессе информационного обслуживания передаются также образцы информационной культуры: способы работы с документами, поиска информации, организации картотек, баз данных, представления о ценности документов и другие.

Получая информационную продукцию других организаций, средства массовой информации содействуют развитию этих учреждений, а транслируя культурные образцы, журналистика способствует выравниванию культурных потенциалов людей из разных социальных групп, а, следовательно, стабилизации общества.

Особо хотелось бы отметить созидательную функцию журналистики в культуре. Средства массовой информации осуществляют аналитико-синтетическую переработку информации – преобразование документов в процессе их анализа и извлечения необходимой информации, оценка, сопоставление, обобщение и представление информации в виде журналистского материала, – создавая новые продукты культуры: издания, программы, публицистические книги, статьи, рекомендации, консультации и тому подобное.

Это и есть продукты информационной культуры, которую надлежит рассматривать не только с точки зрения знаний, умений и навыков, связанных с чтением, поиском и потреблением информации, но и как совокупность знаний, норм, правил, ценностей, технологий, созданных людьми в процессе производства и распространения информационных продуктов, и отражающих определенный уровень развития информационной деятельности и культуры.

«Событиями, сферой художественного творчества тема культуры в средствах массовой информации не исчерпывается, – подчеркивает Т.Дедкова. – Общекультурные процессы (их помогает исследовать философия культуры); стиль жизни общества, нравы; состояние концертных организаций, книжных магазинов, кинотеатров и других сетей культуры; развитие общего, художественного, музыкального образования – все это входит в круг культурной проблематики печати и телевидения. <…> Через категории культуры человек оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в единое целое все явления действительности»[270].

Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. А.Моль справедливо полагает, что масс-медиа «фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества»[271].

Выделяются четыре сферы продуцирования и бытования культурных ценностей: быт, идеология (включающая в себя такие формы, как философия, политика, этика и др.), религия и художественная культура (искусство). Каждая из этих сфер в той или иной мере находит отражение в средствах массовой информации.

Специфическая особенность бытовой культуры состоит в том, что она вырабатывает ценности простые, естественные, но вместе с тем и основополагающие, такие, как труд, семья, родина, уважение к старшим, нормы поведения и тому подобные. Именно быт является хранителем исторической памяти культуры, поскольку он значительно устойчивее идеологии, религии и даже искусства и изменяется гораздо медленнее, чем они. Поэтому именно бытовая культура в большой степени содержит в себе ценности «вечные», общечеловеческие, общенациональные. Кроме того, именно бытовые ценности являются основой существования и идеологии, и религии, и искусства.

СМИ активно участвуют в формировании и распространении бытовых ценностей, рассказывая в своих материалах о позитивных и негативных образцах поведения, что в свою очередь выводит на этико-философскую проблематику нравственности, относящуюся уже к сфере идеологического продуцирования и бытования культурных ценностей.

«Раньше на работу в зоопарк нередко направляли людей, освободившихся из мест лишения свободы и бывших алкоголиков. Однажды я увидел, как эти ребята длинной палкой на глазах изумленного тигра пытались вытащить из его клетки кусок мяса. Я когда-то боксом занимался, поэтому проблему решил хуком справа... Ведь даже в войну люди не обкрадывали животных, а наоборот, делились с ними последним куском хлеба»[272].

«Недавно были проведены масштабные исследования о причинах расторжения брака. Как оказалось, первыми рвать семейные узы решаются именно женщины. Чаще всего супруги, а это 40% опрошенных, расходятся из-за того, что попросту не могут найти между собой общий язык. Эта причина больше характерна для тех, кому за 30. А вот совсем «зеленых» молодоженов в первую очередь напрягает, что в связи с общим семейным бюджетом приходится затягивать пояс и лишаться привычных благ. Больше четверти опрошенных признались, что не хотят сохранить семью из-за измены одного из супругов. Примерно столько же развелись в связи с пьянством второй половинки. Оказалось немало таких мужей и жен, которые не смогли выдержать постоянных вмешательств в семейные дела близких родственников»[273].

«Екатерина Ильинична, получив похоронку, долго не могла поверить в то, что больше никогда не увидит своего Мишеньку. Ей казалось невероятным, что он погиб именно сейчас, когда война закончилась и ждать беды было уже вроде неоткуда. <…> С тех пор прошло, страшно сказать, сколько лет! И все эти десятилетия Екатерина Ильинична вдовствует, безвыездно живет в Максимовке, в небольшом стареньком домике. Выглянет в окошко на знакомую с детства улицу – и словно заново увидит себя молодой, а рядом – своего Мишеньку, живого и невредимого. Может, именно потому, хоть и выделило ей руководство района, как вдове Героя Советского Союза, однокомнатную квартиру со всеми удобствами в Тетюшах, она там редко бывает. В Максимовке-то все родное»[274].

Каждый из процитированных выше материалов, апеллируя к понятиям «совесть», «семейные традиции», «верность», обращается, прежде всего, к нравственно-философской проблеме бытия, однако опирается при этом на общечеловеческие духовные ценности, нашедшие отражение в бытовом укладе российского общества.

Значительную роль в становлении бытовой культуры играют эпистолярные жанры, активно использующиеся для трансляции культурно-бытовых ценностей. Письма занимают прочное место на страницах республиканской печати, не только отражая общественное сознание, но и предоставляя возможность читательской аудитории свериться с современными нормами социального поведения. Это становится очевидным при обращении к публикациям читательским писем на страницах татарстанской прессы.

«Замечаю, что в последнее время не только люди, но даже звери и птицы стали в какой-то мере агрессивнее. То ворона нападает на ребенка, то голуби летят прямо в лицо, словно намереваясь в глаз клюнуть, то дикие звери выходят из леса и нападают на людей. Что случилось с нашей фауной? Мне кажется, это связано в первую очередь с ухудшением экологии. Интенсивная урбанизация, увеличение сети автотрасс, бездумная вырубка лесных массивов ведут к уничтожению исконных жилищ животных, которые, между прочим, имеют такое же право на нишу в окружающей среде, как и люди»[275].

«Меня воспитали так, что бросить фантик от шоколадки мимо мусорного бака – это не культурно, не уважать всех кто меня окружает – плохо, не любить нашу природу – ненормально. Тоже самое, я стараюсь привить и своему ребенку, чтобы моя дочь стала хорошим, порядочным и воспитанным гражданином России, а не свиньей, которая, простите, гадит там живет. Научиться и научить своих детей не бежать из страны, а делать ее лучше, вот главная задача каждого из нас!»[276].

«Выражаю огромную признательность и благодарность генеральному директору ОАО “Казанькомпрессормаш” И.Г.Хисамееву, председателю профкома В.В.Борисову, председателю Совета ветеранов Ф.Ф.Файзрахмановой, председателю цехового комитета 21-го цеха Е.В.Майоровой, водителю цеха №23 И.А.Фахрутдинову за материальную помощь – приобретение и доставку мне домой газовой колонки, счетчика и газовой плиты. С уважением и благодарностью В.Г.Бакаева, инв. II гр.»[277].

«Вчера, прогуливаясь по парку Урицкого, заметила много скворечников на деревьях. Я так обрадовалась, думаю, люди заботятся о птицах. А потом пригляделась – скворечники изготовлены одной фирмой и окрашены в желтый цвет. Но скворцы обычно в окрашенных домиках не селятся. Надо что-то делать»[278].

«Была свидетелем следующего случая. К зоомагазину подъехал крутой джип. Из него вышел мужчина, весь из себя, и прошел в магазин.

– У меня по гороскопу жена Рыбка, – сказал он продавцу. – Что посоветуете ей купить на 8 Марта?

– Конечно рыбку, – ответил продавец. Выбирали они долго. Начали с дорогих рыбок, а закончили какой-то крохотной, за 80 рублей. Долго торговались, сойдясь наконец на пятидесяти рублях. Тот, который весь из себя, вытребовал бесплатно баночку и, довольный, ушел. А мне стало жалко. Нет, не рыбку. И даже не этого большого и толстого мужчину. Супругу мне его стало жалко, вот что»[279].

Каждая из процитированных реплик – это побуждение к саморефлексии, взгляду на собственное поведение, своеобразной примерке ситуации на себя. Только таким способом при освоении культурного богатства человек и «распредмечивает» окружающий мир, оценивая свою способность восприимчивости сложной системы информационных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт.

Человечество нового тысячелетия в своем социокультурном развитии столкнулось с множеством проблем кризисного характера в области истории, экономики, политики, демографии, этики, с девальвацией идеалов и систем ценностей, разрушением традиционных жизненных представлений и мировоззренческих принципов. Пытаясь преодолеть затянувшийся кризис современной культуры, характеризующийся преобладанием материального прогресса над духовным, средства массовой информации постоянно напоминают своей аудитории, что для каждого человека красота, добро, истина, вечная жизнь – безусловные ценности, но что такое добро и зло, например, человек, вынужден решать сам, в каждой конкретной ситуации, выступая тем самым интерпретатором культуры.

Журналистика, по мнению Ю.Казакова, «ощущает свои социальные связи, осознает себя частью культуры, очевидно не замыкающейся на собственно профессиональные задачи и рамки, пытается установить продуктивный диалог с обществом, в том числе, и по проблеме собственного предназначения»[280]. Развивая эту тему, Т. Дедкова полагает, что «журналистика, освещающая проблемы культуры, <…> имеет возможности способствовать совершенствованию взаимоотношений человека и социума»[281].

Этому призвана помочь рефлексия «второго порядка», объектом которой служит не реконструкция нравственно-этического мира личности в определенных культурно-бытовых представлениях, а сами эти представления как один из продуктов интеллектуального творчества.

Взглянем на тематическую палитру публикаций первого квартала 2010 года, посвященных профессиональной культуре, нашедшей выход в произведениях искусства. Для аналитического среза мы выбрали четыре республиканских печатных издания: «Республика Татарстан» как официальный орган правительства (Таблица 1), «Казанские ведомости» как городскую газету (Таблица 2), «Молодежь Татарстана» как молодежное издание (Таблица 3) и «Вечернюю Казань» позиционирующую себя как независимая пресса (Таблица 4). В сводной Таблице 5 приведены данные по тематической палитре публикаций во всех, вышеперечисленных изданиях.

Все материалы распределены по жанровой принадлежности и считались количественно (за единицу счета бралась публикация).

 

Таблица 1







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.