Здавалка
Главная | Обратная связь

Русскоязычных республиканских газет



 

  Элитарная культура Массовая культура
Республика Татарстан
Казанские ведомости
Молодежь Татарстана
Вечерняя Казань
ИТОГО 62 159

 

Из Таблицы 6 видно, что большинство материалов (71,9%) отданы пропаганде форм массовой культуры. Причем «Молодежь Татарстана», направленная на воспитание вкусов нового поколения отдает пропаганде массовой культуры 94,1% своих материалов. Сбалансированность подачи двух форм культуры имеется только у независимой газеты «Вечерняя Казань» – 52,1% и 47,9% соответственно.

Если культура – это не только механическое усвоение разнообразных культурем, что является лишь эрудицией, простым увеличением объема поля культуры, а способность так подавать культуремы, чтобы вызывалось возможно большее количество ассоциаций, то сегодняшняя пресса работает над формированием у аудитории антикультуры, поскольку подавляющее большинство публикаций, как видно из результатов контент-анализа, носит информационный характер, рассказывает о массовой культуре на примере музыки. Плоский, односторонний показ разнообразного мира культуры ведет к эскалации массовой культуры.

Массовая культура отличается от элитарной тем, что обращается не к специализированному (например, профессионально подготовленному), а к обыденному, нерефлексирующему сознанию, в котором осмысляемое трансформируется в соответствии с некритически усвоенными схемами. С точки зрения эстетической ценности произведения массовой культуры принято оценивать как профанацию культуры, ориентированную не на шедевры, как традиционное искусство, а на заведомо заурядные кассовые произведения. Это противопоставление, оформившееся еще в начале ХХ века, сохраняет свое значение и в настоящее время, когда элитарная культура утратила свою аутентичность и если и существует, то воспроизводится по правилам массовой культуры.

Наглядным примером тому может служить подача в средствах массовой информации выставки работ Сальвадора Дали («Эта коллекция <…> считается крупнейшим частным собранием работ Сальвадора Дали в мире» (Увидим работы Сальвадора Дали // Вечерняя Казань, 2010, 15 января.); «Впервые демонстрируется выставка произведений одного из самых загадочных художников-сюрреалистов XX века Сальвадора Дали» (Малахальцев А. На родине Галы и во славу Галы // Республика Татарстан, 2010, 9 февраля.)) или рассказ о Международном оперном фестивале имени Ф.И. Шаляпина («В этом году на Шаляпинском фестивале как никогда представлены выдающиеся басы» (Олина С. Вот за что в Казани любят оперу // Республика Татарстан, 2010, 6 февраля.); «Сегодня международный оперный фестиваль имени Шаляпина – один из культурных брендов Татарстана и крупнейшее событие в музыкальной и театральной жизни России» (Кадырова А. Праздник оперы начался с драмы про гейшу // Вечерняя Казань, 2010, 9 февраля.))

Одним из назначений массовой культуры выступает «организация» свободного времени человека для интенсивного идеологического воздействия на него. Свободное время оказывается регламентированным обществом, создающим для каждого конкретного индивида определенную иллюзию свободы выбора – свободы выбрать из предлагаемой ему для потребления средствами массовой коммуникации той или иной продукции. Как пишет Т.Дедкова, «современное постиндустриальное общество стало обществом театрализованных действий. <…> Искусством массового потребления окончательно становятся индустрия развлечений, фабрики грез, конвейер звезд, а главным принципом успеха этой индустрии – развлекательность. Согласно логике нынешнего мейнстрима аудитория должна гарантированно получить свою долю развлечения и комфорта»[282].

Даже андеграунд в средствах массовой информации подается с этих позиций: «Музыкальную ностальгию по творчеству “ранних” Аллы Пугачевой и Валерия Леонтьева, Анны Герман и Муслима Магомаева продолжили хиты Найка Борзова» (Кадырова А. Найк Борзов: Люблю смотреть на мир детскими глазами // Вечерняя Казань, 2010, 15 января.); «Песни “Крематория” – воплощение бесшабашной молодости, юности, которая на самом деле никуда не исчезает, а остается в нас» (Хайруллин Ф. Вечная молодость человека в шляпе // Молодежь Татарстана, 2010, 11 марта.) «На единственном мастер-классе в Казани историк моды и дизайнер расскажет о влиянии Великой Мадемуазель на модные тенденции, о современных трансформациях стиля Шанель и загадочной жизни знаменитой женщины-дизайнера» (Кадырина Д. Александр Васильев раскроет секреты Шанель // Казанские ведомости, 2010, 11 марта.).

Предпочтение молодежью в целом и старшеклассниками в частности образцов массовой культуры объясняется причинами эстетического и социального порядка. В разных видах массовой культуры проявляются общие черты китча – эклектичность (безвкусное сочетание разных стилей), претенциозность (стремление выдать дешевое за дорогое, чувственное за возвышенное, публичное за интимное), псевдодемократичность (показная простота, назойливость, эмоциональная перенасыщенность), эротичный (явный или скрытый) постоянный интерес к «запретным» темам.

При отнесении того или иного явления к массовой культуре или искусству главным является не его художественный уровень. Он может быть довольно высоким. Массовость культуры не определяется образовательным уровнем аудитории ее потребителей. Принадлежность того или иного артефакта к области массовой культуры определяется способом его производства, распространения и использования. Если мэйнстрим (mainstream, главная струя, основной путь, преобладающее направление) – форма массовой культуры, рассчитанная на подавляющее большинство потребителей, это среднее арифметическое всех популярных тенденций, в котором всего в меру и все узнаваемо, то и андеграунд, возникший как оппозиция массовой культуре, очень быстро тоже стал ее частью, трансформировавшись в успешно функционирующий способ распространения малотиражного товара.

Анализ содержания публикаций на темы культуры в массовых печатных изданиях показывает, что говорить о сколько-нибудь адекватной реализации культуроформирующих функций не приходится. В значительной части средств массовой информации просто нет журналистов, способных профессионально создавать журналистские материалы на темы культуры. Информационная политика многих средств массовой информации основывается на стремлении – во что бы то ни стало обеспечить высокий тираж.

При этом, как ни странно, республиканскую печать почти совсем не интересует субкультура, которая сегодня может быть использована для привлечения читательского интереса, а, следовательно, для повышения тиражности издания. Даже в издании, нацеленном на подростковую аудиторию – «Молодежь Татарстана», за первый квартал 2010 года эта тематика поднималась лишь один раз. Материал «Телефонные садисты, или Кто такие пранкеры?», вышедший 25 февраля, знакомит с нарождающимся видом субкультуры. Пранк (prank, проказа, выходка, шалость; шутка) – телефонный розыгрыш, в ходе которого подшучивающий пранкер вынуждает жертву к яркой ответной реакции. Барт Симпсон – герой популярного мультсериала «Симпсоны» – периодически занимается пранком, став образцом для подражания у молодежной аудитории. Некоторые российские радиостанции («Наше радио», «Юмор FМ» и другие) уже имеют в своем эфире передачи с пранком.

М.Драбкина справедливо подчеркивает, что региональная журналистика «очень остро ощущает проблемы при осуществлении своих культуроформирующих функций. <…> Жесткая политико-экономическая ситуация, в которой существуют издания, просто выживает культуру с их страниц. В погоне за экономической независимостью редакции в лучшем случае отодвигают материалы, посвященные культурной тематике, на второй план»[283].

Абсолютизация и даже фетишизация средств массовой информации в современном обществе базируются на заведомо негативной оценке массовой аудитории и индивидов в плане их познавательных интересов. Одни теоретики массовой коммуникации предсказывают усиление дифференциации власти над средствами массовой информации, упадок культурного уровня общества, так как культурологическая функция никем не контролируется, и ослабление интеграции общества, поскольку общество будет привязано к своим локальным интересам. Другие, напротив, подчеркивают преимущество средств массовой информации в условиях свободного выбора информации, так как в этих условиях можно избежать централизованного давления средств массовой информации, а интеграция, хотя и сузится, в новых условиях будет более глубокой и устойчивой.

Однако, как бы ни сложилась дальнейшая судьба культурологической проблематики на страницах региональной печати, уже сегодня можно констатировать, что в век всеобщей дестабилизации высокие тиражи республиканских газет непосредственно связаны с четкой адресной направленностью материалов, стабильностью поднимаемой проблематики. Не спускаясь до «желтизны», исследованные нами издания одновременно не стремятся «повысить планку» своего контента, оставаясь на среднестатистическом уровне массовой культуры.

И.Г.Ясавеев







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.