Здавалка
Главная | Обратная связь

Отношения в региональных печатных СМИ



 

Россия – поликонфессиональное и многонациональное государство. В течение столетий на его территории совместно проживают большие и малые группы верующих, принадлежащие к различным вероисповеданиям. Для удовлетворения информационных потребностей граждан, касающихся деятельности различных религий и конфессий, активно используется пространство масс-медиа.

Говоря о подходах к освещению религиозной тематики, следует остановиться на различиях между светской журналистикой и журналистикой конфессиональной. В системе СМИ конфессиональные издания можно рассматривать как специализированные, то есть рассчитанные на аудиторию, объединенную определенными общими интересами. Конфессиональная журналистика своим предметом имеет «религиозное просвещение аудитории и рассмотрение совокупности вопросов культурного, социального, национального, экономического характера на основе религиозной традиции»[391]. Цель обращения аудитории к такого рода изданиям – удовлетворение потребностей в знаниях о внутренней жизни конфессий, поиск ответов на мировоззренческие вопросы, связные с верой. В последние 10-15 лет в России интенсивно развиваются конфессиональные СМИ, в том числе и региональные. Однако в фокусе нашего внимания – светские СМИ, прежде всего печатные, в которых религиозная тема представлена сегодня достаточно широко.

Общественно-политическими СМИ традиционно называются издания, освещающие в той или иной степени все стороны современной жизни: политику, экономику, международные отношения, социальную сферу, культуру. Аудитория таких изданий может быть самой разной и включать в себя представителей различных конфессий, а также тех, кто не исповедует никакой религии. Религиозная тема – одна из многих возможных тем, затрагиваемых в такого типа изданиях. Редакции исходят из того, что цель обращения читателей к материалам на религиозную тему в общественно-политических газетах предполагает не удовлетворение религиозных потребностей, а скорее общекультурных и социально-политических. «У каждого издания существует собственная информационная политика в отношении религии, но есть у них и общие подходы: чаще всего события религиозной жизни вызывают интерес журналистов в тех случаях, если они связаны с актуальными общественными проблемами»[392]

Российские журналисты, специализирующиеся на освещении религиозной проблематики, обсуждая разные подходы к пониманию задач религиозной журналистики, разделение между конфессиональной и светской прессой обозначают достаточно четко. В светской прессе религия освещается в той степени, в какой она взаимодействует с другими сторонами современной жизни и влияет на политическую, экономическую, социальную сферу и культуру. Многие религиозные темы рассматриваются в политическом аспекте: межконфессиональные отношения, взаимодействие религиозных организаций и властных структур, внутриконфессиональные конфликты, экономическая жизнедеятельность религиозных организаций.

Наиболее важной в этом ряду является проблема взаимоотношения государства и религиозных организаций, которая остается актуальной, несмотря на появление различных документов, регламентирующих положение российских конфессий в обществе. Если в начале 90-х годов журналисты много писали о стремлении церкви освободиться от диктата государства, поддерживая ее в многочисленных конфликтах, возникающих в этой области, то позже лейтмотивом многих публикаций федеральных СМИ становится проблема огосударствления православной Церкви и клерикализации государства[393]. Таким образом, определение статуса РПЦ и других конфессий, существующих на территории России, продолжает оставаться широко дискутируемой проблемой в СМИ. С этим связано и решение многих других проблем, затрагивающих жизнь всего населения, таких, например, как проблема возвращения церковных земель и культовых зданий, их реставрации; развитие религиозного образования; благотворительная деятельность конфессий.

Однако освещение темы религии в СМИ происходит не только в аспекте политическом, но и культурно-просветительском: религию часто рассматривают как носителя многовековой культуры, связывая необходимость ее возрождения с проблемой поднятия духовности народа. Причем наряду с чисто просветительскими публикациями в российских общественно-политических изданиях можно встретить материалы, характерные скорее для конфессиональных, нежели для светских СМИ, проповедующие духовно-этические, мировоззренческие ценности религии. Это свидетельствует о том, что граница «светское – конфессиональное» достаточно условна.

Светская журналистика рассматривает религию скорее с точки зрения секулярного сознания в качестве социального и культурного института, выявляя ее значение, функции и роль в социокультурном пространстве сегодняшнего общества. Религия в этой плоскости предстает как духовное и культурное наследие народа. СМИ, рассматривая религию как хранительницу духовного наследия народа, выступают в качестве участников духовного производства – через отражение формулирование и внесение в массовое сознание определенных представлений, воздействие на идеологическое, морально-нравственное, художественно-эстетическое содержание общественной жизни[394].

Тем не менее, освещение религиозной проблематики на страницах российских газет носит в настоящее время противоречивый характер. С одной стороны, опросы общественного мнения показывают рост интереса аудитории к вопросам веры и религиозным событиям, политические исследования констатируют повышение роли религиозного фактора в политике. С другой стороны, новости традиционных конфессий и других религиозных объединений занимают незначительное место в общем массиве современной тематики масс-медиа. Это происходит потому, что «религия – “плохой товар” с точки зрения потребительских интересов телезрителей, радиослушателей и читателей массовых изданий. Что касается информационно-политического блока, который повсеместно жестко контролируется из интересов политических стратегий, политкорректности и т.д., то и здесь религия является “неудобным”, а то и “опасным” товаром»[395]. Это происходит потому, что религия слишком «перегружена» большими контекстами, ее смыслы слишком нюансированы, связаны с долгой историей проблем, она слишком плохо адаптируется к современным технологиям СМИ. Ведь сегодняшние медиа работают с моментальной фиксацией текущих событий, а религия с ее длинными цепочками контекстов, не попадает в формат медиа.

Демократизация общества сняла фактический запрет на свободу совести, начался процесс возрождения религиозного сознания. В этих условиях в СМИ духовность часто отождествляют с религией, духовные потребности трактуются только как религиозные, забывая, что это понятие отражает интересы и потребности человека в искусстве, науке, культуре. Религия играет огромную роль в формировании духовности человека, но духовностью может обладать и неверующий человек. А активное внедрение религии как идеологии может породить конфликты в стране, где на религиозное возрождение значительная часть населения разделяет ценности светской культуры.

СМИ сосредотачивают свое внимание на религии в двух направлениях. Первое – «институциональные» новости, т.е. новости Церкви как социального института, как «организации», это – конференции, официальные церемонии, юбилеи, участие или неучастие епископата и священства в политических действиях и т.д. Исследователи называют это «негативным запросом»[396]. Вторая существенная линия – «позитивный запрос», который связан с церковью как лигитимным источником моральной оценки событий. Для церкви, причем для православия и ислама в равной мере, – это большая проблема, так как она вынуждена разрабатывать некий публичный язык, который был бы понятен всем и отвечал запросу медиа. На самом же деле цитаты из священных книг, которые вкраплены в моральную оценку, очень слабо отсылают к богословскому ядру. Поэтому происходит опасный для церкви процесс – обмирщание, секуляризация церковного сознания. Медиа давят на религиозное сознание по всему фронту соприкосновения с ним.

По мнению ведущего специалиста в исследуемой области Р.Жолудя, можно выделить несколько уровней освещения СМИ религиозной тематики. «Уровень первый – это журналистика для массовой аудитории, связанная со всевозможными скандалами, разоблачениями или, наоборот, чудесами и открытиями»[397]. Именно с помощью этих СМИ массовая аудитория получает основную часть информации о религии. При этом очень много зависит от того, насколько аудитория готова к восприятию той или иной информации на эту тему, какие разделы религиозной жизни ее привлекают. В целом религиозная тематика является весьма привлекательной для аудитории массовых СМИ, но ей никогда не догнать темы экономики, криминала, секса и политики.

Второй уровень, по мнению Р.Жолудя, более серьезный, – это прежде всего аналитика, проявляющаяся в так называемых качественных СМИ. Здесь в идеальной ситуации создается как бы объективный, внеконфессиональный взгляд на события. Конфессиональные принадлежность и пристрастия не демонстрируются здесь явно. С точки зрения такой журналистики, церковь рассматривается, как правило, в качестве социально-политического образования.

К третьему уровню автор относит, по его выражению, «религиозную журналистику изнутри», то есть журналистику конфессиональную. Причем он оговаривает тот факт, что обозначенные им уровни ни в коем случае не указывают на качество журналистской деятельности. «Конфессиональная пресса в некоторых своих крайних проявлениях ничем не лучше бульварной, а светские публикации, вроде бы претендующие на независимый, отстраненный взгляд, могут поражать своей одиозностью или ангажированностью»[398]. Дискурсы трех описанных уровней очень сильно не совпадают: зачастую от того или иного уровня религиозной журналистики начинают требовать то, что он дать в принципе не может.

Возможен ли сегодня серьезный разговор о религии в СМИ? На этот трудный вопрос нет однозначного ответа. Дискуссии, ведущиеся по этому вопросу, касаются выбора тем, языковых средств, поиска источников информации, взаимодействия конфессиональных организаций и конкретных СМИ. Здесь можно отметить ряд аспектов.

В последнее время среди специалистов разворачивается дискуссия о том, каким должен быть журналист и журналистика, занимающаяся религиозной темой. Одна позиция выражается в том, что «религиозная проблематика – слишком сложное и ответственное направление, чтобы ее освещение можно было доверить специалистам с атеистическим уровнем мировосприятия»[399].

Альтернативная точка зрения такова: «В современной России существует как светская, так и конфессиональная журналистика. Но профессионализм первой и компетентность второй существенно могли бы дополнить друг друга»[400].

В освещении религиозной проблематики журналисты не должны мыслить стереотипно. Сегодня, когда впервые за много лет религиозная лексика выплеснулась на страницы печатных изданий при освещении самых актуальных и горячих новостей, как никогда остро стоит вопрос о терминологической компетенции журналистов, пишущих на эти темы. Поэтому нужно пристально исследовать вопрос о том, кто формирует, определяет, распространяет и навязывает язык, на котором принято говорить о религии. Зачастую это не язык самих религиозных традиций, это язык внешний и чужой по отношению к большинству из них. Важно, чтобы сами христиане, мусульмане и буддисты узнавали себя в «зеркале СМИ». Такое самоузнавание – необходимое условие возможности общественного или межличностного диалога на любую религиозную тему.

Ясно одно – журналист, пишущий о религии, должен быть весьма компетентным и образованным специалистом. Однако на практике зачастую эта тема поручается тому, кто просто не хочет вникать в описываемую проблематику и в итоге скользит по поверхности, поражая верующих своим невежеством, а издание теряет доверие к себе. В этих условиях церковные иерархи критикуют журналистов, считая их «посторонними», нее имеющими права судить о «делах Церкви», настаивают на своем праве цензурировать все публикуемые материалы.

С другой стороны, как указывают многие исследователи, пора начинать бороться и с мифом о том, что церковь в контактах с масс-медиа – это овечка, окруженная стаей хищников. Между тем тенденциозная церковная информационная политика – одна из наиболее частых причин церковно-журналистких конфликтов.

Так, что касается позиции российской православной церкви по отношению к светским СМИ достаточно проста – они должны публиковать благоприятную информацию о ее деятельности (желательно предоставленную клириками) и разоблачать деятельность иных религиозных конфессий и особенно нетрадиционных сект. В соответствии с этой установкой духовенство РПЦ и пытается выстраивать отношения с журналистами. Наиболее простой и распространенный способ – заручившись поддержкой местных властей, подписать договор о сотрудничестве с местными телерадиокомпаниями и газетами, принадлежащими или подконтрольными местным администрациям (областным или районным). Если свои журналисты в региональных СМИ у епархии есть, то все прочие журналисты, особенно «запятнавшие» себя критическими статьями о РПЦ или благожелательным отношением к другим конфессиям, ограничены в получении информации и, как максимум компромисса, могут довольствоваться только пресс-релизами или публичными заявлениями.

В федеральных СМИ ситуация более сложная. Центральные СМИ (особенно пресса) находятся в меньшей зависимости от государства и личная позиция журналиста здесь более весома, чем в регионах, а уровень профессионализма выше. Журналисты центральных СМИ придерживаются значительно более либеральных взглядов, чем основная масса населения страны, и у них вызывает огромное недовольство закрытая и консервативная политика РПЦ (однако патриарх как личность вызывает уважение).

В Москве и нескольких крупных городах существует прослойка журналистов, профессионально пишущих о религии, которые при этом в большинстве своем являются сторонниками модернизации РПЦ, а, следовательно, идут против основного идеологического течения в сегодняшней Церкви. В 2001-2003 годах появились профессиональные светские СМИ, освещающие ситуацию в религиозной сфере – приложения к «Независимой газете» «НГ-религии» и сайты «Религия и СМИ», Портал «Кредо».

Общая характеристика ситуации взаимодействия в современной жизни журналистики и религии была бы неполной без анализа ее самими журналистами. Оценка экспертами деятельности светской массовой прессы по освещению религиозной проблематики, а также профилированной и конфессиональной прессы явно не однозначна. Причем эксперты-журналисты, специализирующиеся на религиозной тематике, дают резко полярные оценки деятельности указанных СМИ в этом направлении.

В качестве положительных тенденций, характеризующих ситуацию, экпертами отмечаются:

· само появление религиозной темы в светских СМИ;

· появление и развитие конфессиональной прессы;

· усилия некоторых профилированных информационных каналов, поднимать актуальные проблемы. Успешной считается редакционная политика, направленная и на светскую подачу материалов, более доступную, приближенную к пониманию современной аудитории;

· деятельность газеты «НГ-Религии» как единственного на данном этапе профильного, независимого экспертного издания, полно, глубоко и объективно освещающего проблемы религиозной жизни.

Резюме общего мнения экспертов: в настоящее время существует большой общественный запрос на духовные темы, читатели ждут глубоких аналитических публикаций по проблемам религии, экспертных оценок этих проблем.

Ряд экспертов демонстрируют гораздо более критическое отношение относительно деятельности светских СМИ по освещению религиозной и церковной жизни. Основные их замечания сводятся к тому, что:

· в светских СМИ, как правило, отсутствует экспертный анализ современной религиозной ситуации. Такие публикации могли бы ориентировать аудиторию в реальных процессах религиозной жизни и одновременно оказывать помощь самим конфессиям в их адаптации к условиям современного общества;

· в публикациях светских СМИ чрезмерно преувеличивается зависимость религии от политики. По мнению М. Шевченко, «сегодня религиозная тематика приобретает политическое значение, а не только культурное или смутное духовно-общественное»[401];

· светская пресса в большинстве случаев искажает картину религиозной жизни страны. Это происходит по причине «однобокого» раскрытия проблем: в материалах положительных, чаще всего о православии, присутствует некая восторженность. В публикациях другого типа – скандалы, конфликты, происходящие в религиозной среде. По мнению М.Смирнова, сами подходы к религии в СМИ таковы, что в результате либо получается скандал, либо демонстрируется благодушие[402].

Эксперты отмечают, что эти и другие недостатки являются следствием определенных причин:

· тенденциозности многих светских изданий в освещении проблем религиозной жизни (это свойственно МК, «Комсомольской правде», «Известиям»);

· предвзятости журналистов;

· низкого профессионализма журналистов (в том числе, их религиозной необразованности, невежества в вопросах религии);

· зависимости светской прессы от политической ситуации и влияния церковных кругов;

· отсутствия профилированных изданий, газет и журналов, которые занимались бы освещением проблем религиозной и церковной жизни во всей полноте (за исключением НГР).

Эти, явно негативные причины, обусловливают и результат: аудитория светской прессы не получает «достаточно объемной, достаточно профессиональной, достаточно точной и нужной информации о месте и роли религии в современном российском обществе и в мировом масштабе. Религиозная тема как таковая обречена в СМИ на маргинальность и неполноту освещения», – полагает А. Кырлежев[403].

Государственная политика в РТ направлена на поддержание баланса интересов ислама и православия и равенства всех религий перед законом. Формирование культуры веротерпимости на основе соблюдения прав человека и уважения религиозного многообразия в последнее десятилетие осуществляется в диалоговом режиме на государственном, общественном, межконфессиональном уровне и татарстанские СМИ играют важную роль в реализации этой задачи.

Сравнительный анализ татарстанских печатных СМИ по религиозной проблематике проводилось нами методом анализа содержания, предложенным Л.Федотовой, сочетающим количественный и качественный подходы. В качестве объекта исследования были взяты государственные газеты «Республика Татарстан» (официальный орган РТ), «Время и деньги» (издание для деловых кругов), а также «Вечерняя Казань» (массовая пресса), позиционирующая себя как независимая. Выбор газет определялся необходимостью представить разные типы газет. Каждая из газет обладает достаточным потенциалом для воздействия на ценностные ориентиры своего читателя. Круг задач исследования освещения религиозной тематики в изданиях включал в себя определение приоритетов в подаче материалов, выявление характерных тенденций, включая общую направленность, жанровое разнообразие, тональность и акценты в артикуляции рассматриваемых проблем. Для определения динамики обращения газет к религиозной тематике издания анализировались за период 2002-2009 годы; на основе метода контент-анализа была определена частотность публикаций на религиозную тему, проведен сравнительный анализ частоты материалов в различных изданиях. В общий массив анализируемых публикаций вошли материалы, касавшиеся обрядовой практики, взаимоотношений с государством, благотворительной деятельности, культурных инициатив, внутриконфессиональных событий.

Необходимо отметить стабильность интереса татарстанских СМИ к религиозной тематике и межконфессиональным отношениям. Общую картину представляет следующая таблица индекса частотности материалов, отражающих религиозную тематику, в 2009 году.

Таблица 1.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.